Закономерности изображения натюрморта в контражуре



2

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2-3

ГЛАВА1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА В КОНТРАЖУРЕ.

      1.1.Исторический аспект становления и развития натюрморта как жанра в изобразительном искусстве…………………………………………………...4-7-

      1.2.Специфика проявления особенностей контражура в натюрморте…8-9

      1.3.Законы композиции…………………………………………………..10-11

ГЛАВА2.ИССЛЕДОВАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРИЁМА КОНТРАЖУРА В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТ.

      2.1.Проявление приёма контражура в работах художников…………..12-13

      2.2. Последовательность выполнения самостоятельной работы……...14-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16-17

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..18

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

           Проблема курсовой работы состоит в том, что не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в создании произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, передача света, воздуха, образа природы.
Натюрморты отличает простота и классическая ясность композиции, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства».

            Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что жанр натюрморта очень богат и интересен. Накоплен значительный опыт в этом жанре. Достоверно изображаются предметы, передается их красота, неповторимые живописные качества. Искусство натюрморта имеет свои традиции. Оно имеет периоды расцвета и периоды спада.

В последние десятилетия в жанре натюрморта начинают работать многие молодые художники. Всероссийская выставка «Натюрморт» 1975г. показала не только массовость жанра, но и широкий охват тем. Не порывая связи с современной действительностью, художники обращаются к опыту истории искусства, внимательно изучают смежные жанры. Другим источником является изучение произведений народного творчества, изучение опыта предшествующих поколений.
               В течение долгого времени развивался натюрморт как жанр изобразительного искусства. Не всегда сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изоискусства сформировались свои характерные черты и особенности.
           Объектом изучения курсовой работы является контражур как приём в жанре натюрморт: освещения, воздушность и объём.

           Предметом исследования курсовой работы является натюрморт. Натюрморт как вид изобразительного искусства имеет свои особенности. Цель его - создание художественного образа, верно передающего смыслы содержание явления природы и жизни. Живопись базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи - путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета.

             Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить закономерности изображения натюрморта в контражуре.

              Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы глубоко изучить место жанра натюрморт в изобразительном искусстве; его значение в живописи; законы композиции необходимые при работе над рисунком; выяснить  какие виды натюрмортов бывают; выделить особенности приема контражура в живописи натюрморта, его специфику; понять роль света и тени; изучить последовательность в работе над рисунком натюрморта; этапы выполнения работы. Сделать описание самостоятельной работы.
 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА В КОНТРАЖУРЕ.

1.1.Исторический аспект становления и развития натюрморта как жанра в изобразительном искусстве.

          В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт  может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

           Искусство  вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт имеет в истории искусства свои расцветы и падения.

Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

 В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV - XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях находились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра.

Предметы, вещественный элемент получили в картинах новое значение в XVII веке - в эпоху развитого натюрмортного жанра.  В сложных композициях с литературной фабулой они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Анализируя произведения этого времени, можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.

Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с  теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты.  Исторические условия, новые общественные отношения направляли и определяли творческие запросы, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного, углубленного, самим строем подсказанного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека. Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись не только  методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрмортеа носит эпизодический характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращаются И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пластичные Н. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры.

 

 

 

1.2. Специфика проявления особенностей контражура в натюрморте.

 

В изображении натюрморта важен не сам предмет, а его связь с окружением, когда сила и красота цветового пятна целиком зависит от среды, в которой он находится. Отсюда можно сделать основополагающий для работы над живописью вывод: чтобы верно и живо взять какой либо цвет, надо написать его окружение.

Для наиболее полного раскрытия возможностей контрастных сочетаний в живописи натюрморта, следует разнообразить постановки и по характеру освещения. Интересные решения дают постановки против света – контражур, или освещённые прямым светом, когда взаимодействие контрастирующих цветов выступает в чистом виде. В этом случае требуется наиболее тонкая гармонизация цвета, точное определение цветовых отношений

Контражур (фр. a contre-jour против света) изображение предметов, освещенных позади.

Контражур придаёт натюрморту эффектность освещения, воздушность и объём. Благодаря контражуру объекты приобретают сказочный вид. Они получаются контрастные, и как будто светятся изнутри.

Если объект находится на фоне светлого -  это и есть контражур, в этом случае объект будет темнее по тону.

Контражур несёт в себе эмоциональную нагрузку, выраженная контрастами света и тени, которая позволяет автору расставить композиционные акценты. На светлом фоне затемняется передний план, или другой прием, когда полумрак заднего плана как будто рассеивается к переднему.

Работа в контражуре предполагает усиленное внимание к цвету, при этом очень сложно передать ощущение истинного цвета.

Задачи при создании натюрморта в контражуре - создать красивую, гармоничную композицию через отбор, детальную проработку на свету и списывание в тенях, проработка предметов в заданном состоянии, их материальности, фактуры. Возможно применение смешанной техники.

 

В натюрморте появляется светотеневой контраст, темный силуэт, слабо выражена объемность, пространство хорошо моделируется, локальный цвет теряется, работа ведется на световых и цветовых рефлексах.                                     

Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Законы композиции.

 

.           Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — словом, ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов.

              Ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз. решении задач взаимосвязи группировки предметов натюрморта с форматом одним из важных моментов является определение характера группировки:           В композиции натюрморта с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром ритмическое начало присутствует и имеет большое значение для выражения центра композиции как наиболее контрастной ее части и для показа более мягкого, второстепенного ее окружения, совсем ослабевающего у рамы картины. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического  центра дает изображению ход в глубину пространства.

                 При смещении композиционного центра в ту или иную сторону равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей.

Зрительная позиция (точка и уровень зрения). При низком уровне зрения горизонтальная плоскость, на которой размещаются предметы, будет восприниматься в сильном сокращении в глубину, а сами предметы — более высоким. Степень передачи глубины в натюрморте , впечатление пространства на картинной плоскости строится с помощью таких художественных средств, как линейная и воздушная перспектива, цвет.

Действие контрастов тональных и цветовых, контрастов форм и размеров Строится на контрасте светлых предметов на темной поверхности или, наоборот, на контрасте темных предметов на светлой поверхности.      Важную роль в создании целостности в композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2.ИССЛЕДОВАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРИЁМА КОНТРАЖУРА В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТ.

2.1.Проявление приёма контражура в работах художников.

 

            Натюрморт, жанр изобразительного искусства посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,- рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника к структуре и деталям объёмов, фактуре, поверхности, проблемам изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естество испытательские точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры.

              Итальянский живописец Микеланджело Меризи да Караваджо  являлся основоположником реалистического направления в европейской живописи 17 века. В его картинах повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выражение через контрасты света и тени .В дальнейшем стиль Караваджо получил название караваджизм.

              Оноре Домье, французский график, живописец и скульптор. В его картинах свет выполняет иную функцию: он несет эмоциональную нагрузку, которая помогает автору расставлять композиционные акценты. Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. 1852; «Любопытствующие у витрины», ок. 1860). Однако в некоторых картинах живописец обращается к другому приему, когда полумрак заднего плана как будто рассеивается к переднему и с большей интенсивностью начинают звучать белые, голубые и желтые цвета. Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок. 1853–1855), «Вагон третьего класса» (ок. 1862).                   Питер де Хох, голландский художник. Он использует караваджистские приемы - свет,  па- дающий из окна («Партия  в  карты», Париж,  собрание  ), или     искусственное     освещение -  и изображает  фигуры  в контражуре.  Его интересует и трактовка внутреннего  пространства  в интерьерных сценах.

Приём контражура использовал в своих работах натюрмортист Владимир Фёдорович Стожаров «Натюрморт с кувшином и красной рябиной». Константин Коровин  «Натюрморт с розами и яблоками», «Хризантемы». Пётр Кончаловский «Натюрморт с фруктами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Последовательность выполнения самостоятельной работы.

 

Практическая работа начиналась с созданиияскизов. В результате поисков был выбран вертикальный формат. В ходе работы над рисунком натюрморта приходится решать целый комплекс задач – от размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики тоном с учётом освещения и среды. Чтобы успешно подойти к конечному результату завершения рисунка, необходимо выбрать правильный путь, определить такую последовательность ведения рисунка, которая способствовала бы продвижению в работе.

В основу положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. Руководствуясь эскизом, сначала находится общий абрис всей группы натурной постановки. Определив общее местоположение будущего изображения на холсте, ведётся поиск места для каждого предмета и установлению основных пропорциональных величин между ними. Выполняется лёгкими линиями, без лишней загрузки холста.

 

Конструктивное решение формы предметов с учётом их пространственного положения, начинается с конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание уделено положению каждого предмета в пространстве с учётом перспективного сокращения поверхностей, образующих объём. С этой целью выполняется сквозная прорисовка оснований предметов, что позволило правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину. После построения больших форм начинается  работа над более мелкими деталями с учётом их взаимосвязи с основной формой.

Затем находится светотеневое решение большой формы, и устанавливаются основные  тональные отношения. Больший эффект планируется достичь за счет льющегося из окна света Выявляются большие формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений как между предметами так и фоном. Определив на рисунке границы светотеневых градаций, вначале лёгким тоном проложить собственные тени на всех предметах. Прокладка тени начинается с самого тёмного объекта, что даёт возможность правильно определить силу тона собственных теней на других предметах. Чтобы придать устойчивость предметам на плоскости и обозначит саму плоскость, вслед за прокладкой собственных теней надо проложить падающие тени. Прокладка собственных теней даёт возможность вести сравнение больших объемов рисунка с натурой и тем самым позволяет уточнить пропорции. Этому этапу работы уделено большое внимание. Ведь от того, насколько верно решена большая форма, насколько правильно найдены основные тональные отношения, зависит дальнейшая детальная проработка всей группы предметов

Тщательная проработка формы каждого предмета, с выявлением светотеневых оттенков, материальных качеств всех элементов натюрморта.. Не доводить до полной завершённости предметы сразу, постоянно ве сравнение их как между собой, так и с натурой, всё время слежу за тональными отношениями. Устанавливаю целостность изображения, обобщаю как второстепенные детали, конкретизирую предметы первого плана.

Важную роль в работе играет освещение. В натюрморте источник света активный, так как он стоит около окна, поэтому появляются контрастные отношения света и тени, также активные падающие тени, форма читается объемно, пространство хорошо выражено, цвет выбеливается, рефлексы активны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

             На основе выполненного анализа можно утверждать, что тема натюрморта актуальна. Натюрморты, посвященные народному искусству, раскрывают историю нашей страны, ее традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание. Натюрморты приобщают к вечному, к культуре. Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено.

             Цель в курсовой работы была достигнута путём проведённых исследований. Композиция натюрморта зависит от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — словом, ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов.

             Задачи курсовой работы выполнены в результате более подробного изучения жанра натюрморта в изобразительном и искусстве и приёма контражура, их истории развития.

            Объект курсовой работы изучен. Контражур имеет важное место в живописи. Он бил излюбленным приёмом многих художников, таких как К.А. Коровина, М.Ф. Ларионова, В. Ф. Стожарова, П. Кончаловского, которые создавали свои работы на основе влияния света и тени, передавая эмоциональность и настроение.

             Предмет курсовой работы – натюрморт в контражуре. Натюрморты, посвященные народному искусству, раскрывают историю нашей страны, ее традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание.
Натюрморты приобщают к вечному, к культуре. Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено.

               На основе выполненного анализа можно утверждать, что натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, в котором предметный мир предстает в многообразной красоте, служит основой постижения души человека. Специфика натюрморта требует в первую очередь решения пространственных отношений, выражения материальности предметов. Этот жанр нашел свое воплощение в творчестве многих художников. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопережить в месте с мастером особо любимые им  мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.

2. Всеобщая история искусств - М.; 1972.

3. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.

5. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;

6. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.

7.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.

8. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца

XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;

10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.

11.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение

 

12. www.natyr. History.ru

 

2

 



Закономерности изображения натюрморта в контражуре