Закономерности возникновения государства. 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ им. П.А.СТОЛЫПИНА 

Факультет второго высшего профессионального образования 
 

Кафедра теории государства и права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Теория государства и права

на тему: Закономерности возникновения государства 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент 1 курса 1 группы,

                заочной сокр. формы обучения,

                направления подготовки 030900.62

                «Юриспруденция»

                Шапурин О.И.

                 

                Проверил:

Саратов 2012

 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Государство и его основные признаки 

    1. Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления……………………………………………………………….5
 
    1. Признаки  государства………………………………………………………10
 

Глава 2. Множественность концепций происхождения государства 

2.1 Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная) и их характеристика…………………………………………………………...………12 

2.2 Современные концепции происхождения государства (космическая)..…19 

Заключение ……………………………………………………………………..22 

Библиографический список…………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой действительности. Они являются  гражданами (или  подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия  с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права.

      Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, так как различные науки, такие как этнография и история дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины.

      Такое множество теорий можно объяснить  рядом причин: «во-первых, на процесс  происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».

      Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.

      Исходя  из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:

      - определение основных признаков государства;

      -  исследование множества концепций возникновения государства.

    Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе формирования государства.

    Предметом исследования являются основные теории возникновения государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государство и  его основные признаки 

    1.   Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления
 

      Государственная власть представляет собой разновидность  общественной власти. Всякая власть предполагает наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления. Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности1.

      Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, так как она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья - первичная ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом.

      Государственная власть - это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.

      Рассмотрим  наиболее характерные черты государственной власти2

      Во-первых, государственная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

      Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Соответственно и принимаемые властные решения государственной власти распространяются на все население - на всех, кто находится на территории данного государства, независимо от их кровнородственных связей и отношений.

      Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку3.

      В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.

      Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения4.

      В-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения - налоги, не известные родовому устройству общества.

      Для более полного и точного, современного понимания государственной власти приведенную ее характеристику следует  дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (слоев общества), она вместе с тем так или иначе учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, религиозному, а впоследствии и национальному, размежеванию и противоборству, но и к взаимному согласию, к компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития Общие особенности структуры государственной власти можно раскрыть через введенное Ф. Энгельсом и часто используемое в литературе понятие «особой публичной власти», сменившей систему власти доклассового общества Публичная власть - система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства, то есть касающиеся фиска, казны.

      Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов5.

      Первоначальные  функции государства обусловливались  основными причинами его появления и были связаны с необходимостью:

      - совершенствования управления обществом в связи с его усложнением в силу развития производства, появлением новых его отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур и их укрупнением, ростом численности населения и тому подобное;

      - организации крупных общественных работ и объединения в этих целях большой массы людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие;

      - подавления сопротивления эксплуатируемых слоев общества. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества на богатых и бедных, а вместе с этим - к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

      - поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость и стабильность общества, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних племен и государств. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка (включая правосудие), применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все население соблюдало нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались кем бы то ни было как не отвечающие их интересам или несправедливые;

      - обеспечения охраны своих территориальных зон, ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; заключения межгосударственных союзов и соглашений.

      В большинстве случаев указанные  причины действовали совокупно, в различных сочетаниях, в разных условиях (исторических, природно-географических, демографических и иных) одни из них становились решающими и  определяющими, другие отходили в тень первых. В процессе дальнейшего развития государства его функции стали классифицироваться как внутренние и внешние.

      Формы и способы реального осуществления государственной власти представляют собой сложную и причудливую совокупность признаков конкретного государства, исторически сформировавшуюся под воздействием различных объективных и субъективных причин и отличающую одно государство от другого. В теоретическом плане связанные с этим вопросы схватываются понятием «форма государства», включающем в себя три оставляющих: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Признаки  государства
 

      Исследовав  в предыдущем параграфе вопрос определения  государственной власти, ее структуры, функций, формы и способов осуществления и опираясь на них необходимо отметить, что основными признаками государства можно выделить следующие:

      Во-первых, в отличие от первобытнообщинного строя самым существенным признаком образования государства является возникновение и наличие особой публичной власти, которая выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Иначе говоря, государство имеет органы, издающие законы и выносящие решения от имени государства, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом государственного принуждения (и защиты общества), состоящим из вооруженных сил и карательных органов, выделенных из общества, существующими специально для выполнения этих специфически государственных функций6.

      Во-вторых, в отличие от догосударственных форм общественного устройства характерным признаком государства является наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территориальное разделение населения.

      Государство - единственная организация политической власти в масштабе территории всей страны. Оно объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию государства, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени, религии или классовой принадлежности. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой, - право на покровительство и защиту государства. Территориальные пределы государственной власти распространяются также (кроме особых случаев экстерриториальности) на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства).

      В-третьих, для содержания публичной власти требовались средства, которые возникшее государство получало в виде обязательных сборов с населения, податей и налогов, к которым в дальнейшем добавились государственные займы.

      В- четвертых, важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет.

      Суверенитет - собирательный признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений (при соблюдении норм международных соглашений)7.

      В-пятых, только государство наделено полномочиями устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты (законы, указы, постановления и т.п.). Правотворчество - исключительная прерогатива государства.

      Имея  в виду указанные признаки государства, можно дать его определение. 

      Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность. 
 
 
 
 

Глава 2. Множественность  концепций происхождения государства 

2.1 Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная) и их характеристика 

      Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

      Видимо, нет смысла рассматривать те точки  зрения, которые исходят из непознаваемости  путей возникновения и сущности государства и права, а также  концепции, отождествляющие государство  и общество, полагающие, что государство  и право – явления вечные, присущие любом социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы8.

      Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен и другие). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации9.

      Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это в конечном счете вопрос веры.

      Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

      Смысл этой теории заключается в том, что  государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти10.

      Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства  подобного способа возникновения  государства. Напротив, установлено, что  патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются

      Органическая  теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в. хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики11.

      Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие.

      В соответствии с органической теорией  человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение)12.

      Некорректность  органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческою общества.

      Теория  насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и нрава факторами военно-политическою характера завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства)13.

      Оценивая  эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень  экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

      Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

      Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь14.

      Теория  общественного договора (естественного  права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева п. других, т е. в XVII—XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.).

      В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия  у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

      Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

      Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

      Историко  – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права15.

      Историко  – материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход состоит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительность и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Закономерности возникновения государства. 2