Законодательство Хаммурапи

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я —  Хаммурапи,  царь справедливости, 

которому  Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют  равных!

Только  для неразумного они — пустое,

но  мудрому они созданы для соблюдения.

 

       Законник Хаммурапи

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Первым царем  красивейшего и самого загадочного  города Вавилон, как считается,  был великий Хаммурапи, который  правил в 1792-1750 годах до нашей  эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить существование шумерской цивилизации. 

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Однако этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.

В ХХ - ХIХ вв. до н.э. государства Месопотамии, такие  как Мари, Эшнунна и Ашшур, вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает  независимость и возвышается  город Вавилон («Баб-Илу» - «Врата бога»), где воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894-1595 гг. до н.э.).

Вавилон - крупнейший город средней Месопотамии, столица  Вавилонского царства в ХIХ - VI вв. до н.э., важнейший торговый и культурный центр Передней Азии.

Город располагался в очень удобном месте - там, где  сближаются реки Евфрат и Тигр и  от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение  Вавилона было благоприятным для  занятия торговлей. К 1800 г. до н.э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители  небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали  союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного  партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон  не встал,  пока к власти не пришел Хаммурапи. 

       Царствование Хаммурапи ознаменовано  успешными воинами (1763  —   захват царства  Ларсы;  1762 —  разгром войска Субарту,  Эшнунны и горцев Загроса  при  Манкисуме  в  низовьях  Диялы;  1761 —   покорение Мальгиума,  Мари  и  ряда  областей  Субарту;  1759 — срытие стен (аннексия) Мари и Мальгиума;  1757 — победа над войском  Субарту, союзных  ему  северомесопотамских амореев и,  опять-таки,  горцев Загроса;  1756 — захват Эшнунны;  1755  —  окончательный  разгром Субарту), красивыми сооружениями. Власть Хаммурапи была неограниченной, судьи действовали по его поручению и от его имени. Управленцами в города и области, царь назначал своих сановников, при этом наделяя их исключительными административными и судебными функциями. Взойдя на трон небольшого царства, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Месопотамии. Не прибегая к использованию собственных войск, ведя тонкую внешнюю политику, он смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже.

После объединения  страны Хаммурапи пришлось принимать  сложные решения. С одной стороны – чтобы его государство не распалось на отдельные области, как это было, власть царя должна быть жесткой и могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать землю у крестьян, собирать в царские мастерские ремесленников, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к упадку страны – люди уже успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи». Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нём как о судье. В одном из своих писем он даёт инструкцию насчёт допроса взяточников, в другом – требует явки очевидцев. Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты.  В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Теперь можно перейти к общей характеристике законника и посмотреть, что он собой представляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА  КОДЕКСА ХАММУРАПИ.

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый  столб, обнаруженный в 1902 году французской  археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой  стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...". Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

 Кодекс законов  Хаммурапи содержит 282 статьи, но  на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского  царя. После недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.

Судебник начинается с пространного введения, где говорится  о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

    Статьи  законника Хаммурапи составлены  совсем в другой манере, чем  это принято сейчас. Мы стремимся  изложить нормы закона так,  чтобы они в тоже время охватывали  не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных вопросов. Древний же законодатель мыслил себе закон иначе.

Выросшая из судебного решения по конкретному  делу, норма права формулировалась  так же, как формулируют решение  суда; как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его». Такая форма изложения называется «казуальной».

Судебник  Хаммурапи  это  результат  тщательного  обобщения  и  систематизации  разновременных  писаных  и  неписаных  правовых  норм.  Он  не  содержит,  например, такие  нормы как,  устанавливающие  наказание  за  простую  кражу,  за  умышленное  убийство,  либо за  чародейство  и  т.д.),  но  такую  задачу Хаммурапи видимо перед собой и  не  ставил.  Подобного  рода  простейшие  случаи  считались  общеизвестными  и  не  вызывали разногласия. 

Законы  Хаммурапи  рассматривали  только  те  случаи,  по  поводу  которых  действующие  нормы  писаного  или  обычного  права  страны  расходились  между  собой.  Впрочем,  и  нормы,  регулирующие  «простейшие»  случаи,  текстом  законов  подразумеваются  как  существующие:  нетрудно  даже  указать,  исходя  из  внутренней  логики  построения  сборника  законов,  места  в  тексте,  где  они  могут  быть  вставлены.

Судебник  Хаммурапи  содержит  несколько  сот  правовых  норм,  которые относятся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву.  Сами  же  вавилонские  «правоведы»  такого  различия  не  проводили,  как и  ни  одна  древняя  система  права.  Каждая  статья начинается со слова  «если»,  после  этого  следует  изложение  возможной  ситуации  и  вытекающих  из  неё  юридических  последствий и наступающей ответственности.  При  издании текста  судебника современными  учеными, он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные  нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть).

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ.

2.1. Сельское хозяйство

Месопотамия (а в переводе на наш  язык - Междуречье), расположена между  двумя крупными реками - Тигром и  Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. ЗемлиМесопотамии отличалисьисключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, которые осуществлялись бы круглый год.

В Законах Хаммурапи  четыре статьи специально предусматривают  наказания за различные случаи небрежности  или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56).

В случае их прорыва  и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём говорится  в п.53: «Если человек поленится  укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет про- рыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил».

В противном  случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54): «Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить междусобой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода».

В Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, вследствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например, в п.43, направленном на арендаторов, говорится: «Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля»1.

Другие две  статьи имеют примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно, то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.

2.2. Ремесло

Прежде всего, надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности, в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это можно проследить в п. 188, гласящем: «Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду».

Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих  детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь воины были в свободное от походов время земледельцами и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям, то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник не хотел отказываться от усыновленного ребенка.

В судебнике Хаммурапи отмечаются и профессиональные занятия. Первые места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию светской и духовной власти.

В соответствии с важным государственным  значением религии и храмов в  Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179).

Жрицы-надитум, по-видимому, сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении в обитель надитум получали приданое в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они приобретали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.

 

 

 

2.3.Торговля 

Месопотамия сильно зависела от международной  торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.

К моменту создания Законов международная  торговля в Месопотамии имела  уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.

Сначала устанавливался общий принцип  партнёрства (п. 99): «Если человек  даст человеку серебро в порядке  товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед  богами разделить поровну». (скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).

Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако, оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и  затем делят прибыль или убыток в соответствии с вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам.

Но, в основном, торговые предприятия  осуществлялись шамаллумами - торговыми  агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот.

Текст п. 100 заставляет полагать, что вся  прибыль торгового путешествия  доставалась тамкару, а последний  должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье. «Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара»2.

Участие в торговых операциях было выгодным делом. Однако оно было вместе с тем  и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно в п. 103 предусмотрено снятие с шамаллума всякой ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа. «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности»3.

Если  он был ограблен на той территории, куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно.

Остальные пункты регулируют отношения между  тамкаром ишамаллумом. Помимо денег  тамкар мог дать шамаллуму любое  движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку  и получить у него документ с печатью. 
Нарушение доверия в Законах Хаммурапи рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107, предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть сереброшамаллуму в шестикратном размере (п. 107)

2.4. Социальные отношения

Субъектом права в рассматриваемый  период являлся, как правило, свободный  мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником (главой патриархальной семьи - авилум, «человек»), либо царским служащим (мушкенум – «падающий ниц», т. е. «бивший челом», имеется в виду - царю с просьбой о принятии на службу). Авилум - собственник определенной части общинной земли, мушкенум - держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы.

Свободные люди были привилегированнее, и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения (око за око, зуб за зуб).

Положение же царских людей на практике могло  быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и  были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки  и мало чем отличались от рабов.

Т. е. между свободой и рабством у  мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь  и личную неприкосновенность мушкенума  Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", нежели жизнь, честь авилума (п. 201).

Но  зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя (п. 8).

Рабы  мушкенумов пользуются, подобно дворцовым  рабам, известными привилегиями (например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной - п. 176).

Следует заметить, что царские служащие высших (а иногда и средних) категорий  никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели (или, во всяком, в принципе случае могли владеть) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно, мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками людей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто " бедняк ".

С таким значением оно попало позже и в арабский (мискин) 
язык.

В некоторых случаях субъектом  права могла быть и женщина, прежде всего, если она - жрица. В отношении  имущественных прав жрицы почти  ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже могла иметь в  некоторых случаях отдельное от мужа (полученное из отцовского дома) имущество (п. 150) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (п. 151). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданое и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, " отдавать за серебро ". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и 172).

Дети обычно становились полноправными  лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжкий грех против него (п. 168 и 169).

Отец также мог признать детей  от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. После смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не признавал, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и 171)

Известны случаи, когда престарелые  отцы при жизни передавали детям 
свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю»" (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Весьма интересно и важно, что  в этот период некоторые остатки  правоспособности сохраняют также  и рабы. Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался только по суду (п. 205).

Таким же образом карался раб, оспаривающий свое рабское положение 
(п. 282). В более ранний период известны судебные процессы, в ходе 
которых рабы пытались отстаивать свою свободу. Как правило, они их проигрывали. Видимо, и теперь раб мог, по крайней мере теоретически, оспаривать свое рабское состояние в суде, но проигрыш процесса уже грозил ему наказанием. Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы.

Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная.

Всякий царский служащий или  работник владел землей из дворцового фонда, в зависимости от выполняемой им службы. Однако царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу (илькум); однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - 29, 31 - 32).

В письмах этого времени эта  земля часто называется, так же как собственная земля, " владением  отцовского дома " (цибит бит-абим). Тем не менее земля эта, а также  дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу  владельца (п. 35 - 38).

Статья 38: «Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его  повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг».

Степень свободы распоряжения надельной  землей из царского фонда была различной для членов администрации, крупных ремесленников, жриц (жрецы в Законах Хаммурапи не упомянуты; судя по тому, что жреческие должности могли распродаваться по частям, служба жреца обычно оплачивалась серебром или натурой) и т. п., которые могли отчуждать эту землю, с передачей покупателю своей службы (п. 40).

Из числа лиц, имевших служебные  наделы из царского земельного фонда, в Законах Хаммурапи особое внимание уделяется воинам. Государство Хаммурапи  опиралось не столько на ополчение  свободных, сколько на постоянное войско(воины получали от царя за службу наделы земли). Это способ довольствования воинов был наиболее удобным для создания профессионального войска в условиях господства в основном еще натурального хозяйства и наличия большого фонда царской земли. Такое войско было независимо от местных общинных влияний и служило наиболее надежным оплотом единства государства и деспотической власти. Чтобы сельскохозяйственные работы не отвлекали воина от службы, существовал институт " подсобников ": воин брал в товарищество другое лицо, обычно воина же, младшего по чину или сроку службы; они по очереди занимались и сельским хозяйством, и повседневными воинскими обязанностями. Однако наем постороннего лица воином взамен себя для участия в военном походе карался смертью и передачей воинского надела нанятому (п. 26). Также и воинский командир, принявший наемника или использовавший воина или членов его семьи не для воинской службы, подлежал смертной казни. Таким образом, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от эксплуатации им его в своих интересах, что, конечно, противоречило бы стремлению государства поддерживать боеспособность армии (п. 33-34).

Царская земля под воинскими  наделами полностью исключалась  из оборота; лишено было законной силой всякое частноправное распоряжение землей воина (продажа, обмен, отнятие за долги и т. д.). Всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной и приобретатель этого участка " терял свое серебро " (п. 35 - 38, 41). Правило это действительно проводилось в жизнь. Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел(п. 27), а в случае гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то жене воина с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29).

Царские служащие и ремесленники средней  категории получали наделы размером 9 - 12 га; надел война обычно составлял 12 га; по мере возможности и они  применяли рабский труд, а также  прикупали или приарендовывали  землю.

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39):  «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг».

Большинство служащих высшей и даже средней категории так и делали. Глава индивидуальной семьи мог иметь в своем частном владении участок на общинной земле размером от 1 до 60 - 80 га. Хотя в Законы Хаммурапи об этой земле и ее собственниках почти ничего не говорится, но из частноправовых документов видно, что она существовала и временами отчуждалась. Собственники такой земли должны были выставлять людей на общегосударственные повинности и платить налог.

2.5. Семья, семейные отношения

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания, поэтому на них стоит остановиться подробнее.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128).

Неверность со стороны жены каралась смертью (129). Были установлены подробные  правила для разбирания обвинений  такого рода (130 - 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна».

То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую  статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства.

При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что  сказано в п.135, но это правило  не распространялось на ее детей, рожденных  от другого.

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п.133).

Правда эти законы о супружеской  неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128).

Законодательство Хаммурапи