Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы

Государственное   образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия» 

Кафедра административного и таможенного права 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Таможенное право» 

     на  тему «Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы» 
 
 
 

            Выполнил:

            студент 5-го курса

            заочной формы обучения

            факультета  таможенного дела,

            группа 

            Подпись:_________________________ 

              Научный руководитель: Н.Э. Буваева,             

              кандидат  юридических наук

              Подпись __________________ 
               
               
               
               
               

Люберцы

2011

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Таможенный союз – новая форма торгово-экономической интеграции на постсоветском пространстве. Формирование Таможенного союза (ТС) предусматривает создание Единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

    На  этом новом этапе международного сотрудничества возникли межгосударственные органы, координирующие осуществление  единой внешнеторговой политики, и единое законодательство на наднациональном уровне, которое регулирует экономические отношения между странами-участницами, контролирует деятельность таможенных органов и позволяет решать вопросы судебного характера.

    Актуальность  работы определяется тем, что на данный момент развитие таможенного законодательства ТС – процесс, набравший достаточно высокий темп, который не снижается. Вопросы таможенного регулирования остаются наиболее актуальными для органов Таможенного союза: идут постоянные процессы по мониторингу ситуации, по внесению оперативных изменений в те решения Комиссии ТС, которые требуют корректировки. Также идет работа по доработке тех соглашений и решений Комиссии, которые по тем или иным причинам не смогли быть приняты в срок. Также со стороны таможенных служб трех государств, готовятся изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), подготовленные на основе годовой практики администрирования этого документа. Помимо подчисток досадных ошибок, которые были сделаны в связи с тем, что документ подготавливался в ускоренном порядке, будет предлагаться именно совершенствование этого законодательства для налаживания нормальной системы администрирования1.

    Объектом исследования в курсовой работе является законодательство Таможенного союза, предметом – характеристика положений таможенного законодательства ТС, существующие проблемы и перспективы развития законодательства ТС.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.

    Задачи  курсовой работы предопределяются целью моей работы и состоят в том, чтобы:

    - рассмотреть положения законодательства Таможенного союза;

    - изучить состояние, существующие  проблемы и определить возможные  перспективы совершенствования законодательства интеграционного проекта.

     Структура курсовой работы состоит  из: содержания, введения, двух глав, каждая из глав содержит несколько параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

    1. Характеристика законодательства Таможенного союза
 

     В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время  его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на таможенной территории Таможенного  союза.

     Институт  наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из Высшего органа ТС (Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.

     Комиссия  Таможенного союза (КТС) - это единый, постоянно действующий регулирующий орган ТС, имеющий постоянный состав и определенные функции2. Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.

     Система принятия решений в области таможенного  регулирования на территории Таможенного  союза включает:

1) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;

2) Комиссию  Таможенного союза;

3) национальные  правительства государств - участников  Таможенного союза;

4) координационные  советы руководителей таможенных  служб Таможенного союза;

5) таможенные  органы государств - участников Таможенного союза (национальный уровень).

     В рамках Таможенного союза действует  шестиуровневая система законодательства, включающая Таможенный кодекс ТС, международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.

     Нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"3, иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

     Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - членах ТС и имеют  юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий4. Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

     В Российской Федерации применяются  нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения, так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.

     Кроме того, ряд вопросов, связанных с  таможенным регулированием, отнесен  ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан Федеральный закон № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"5. Он является своего рода дополнением норм ТК ТС. ТК РФ до его отмены действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза. 
 

    1. Таможенный  кодекс Таможенного  союза
 
 

     Одним из ключевых моментов в формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.

     Данным  Договором принят Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

     Таможенный  кодекс Таможенного союза — одна из составляющих частей формируемой  в настоящее время нормативной  правовой базы, на основании которой  функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

     Решением  Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года — с 6 июля 2010 года.

     Таможенный  кодекс Таможенного союза (ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции  по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции  являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Поэтому ТК ТС соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.

     ТК  ТС по структуре и терминологии существенно  отличается от Таможенного кодекса  Российской Федерации и состоит  из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования6.

     При этом заложенные в ТК ТС принципы и  порядок таможенного регулирования  в целом не отличаются от применяемых  в настоящее время в Российской Федерации.

     ТК  ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.

     Также к компетенции национального  законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:

     - порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

     - правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);

     - ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.

     Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:

    1. Основные положения.
    2. Таможенные платежи.
    3. Таможенный контроль.

     Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в  таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза.

     На  этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в Таможенном союзе.

     ТК  ТС и иные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

     Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством  таможенного союза, прежде всего, затрагивают  порядок перемещения товаров  через таможенную границу таможенного  союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

     Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

     Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену понятия «таможенный режим» — «таможенная процедура».

     Кроме общих положений, определенных в  главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

     Отдельно  следует остановиться на вопросах взаимоотношения  таможенных органов с участниками  внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.

     В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

     - таможенных представителей (в ТК РФ — «таможенные брокеры»);

     - таможенных перевозчиков;

     - владельцев складов временного хранения;

     - владельцев таможенных складов;

     - владельцев магазинов беспошлинной торговли;

     - уполномоченных экономических операторов.

     ТК  ТС содержит основные положения о  порядке создания и непосредственно  условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.

     ТК  ТС вводится российская система порядка создания таких лиц — через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.

     Разделы II «Таможенные платежи» и III «Таможенный  контроль» содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением  таможенными органами таможенного контроля.

     Установление  видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального  законодательства государств-членов таможенного союза.

     Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:

    1. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.
    2. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
    3. Таможенные процедуры.
    4. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
    5. Переходные положения.

     По  концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными  органами в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить  на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

     К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием  товаров на таможенную территорию таможенного  союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

     Вышеназванные положения ТК ТС по существу аналогичны порядку определенному ТК РФ для прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, их убытия с такой территории, а также таможенной процедуре временного хранения товаров.

     Таможенные  операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

     Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

         - декларация на товары;

         - транзитная декларация;

         - пассажирская таможенная декларация;

         - декларация на транспортное средство.

     Формы и порядок заполнения таможенной декларации определены решениями Комиссии таможенного союза.

     В ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Случаи и порядок использования таких документов в качестве таможенной декларации определены как в ТК ТС, так и могут быть установлены дополнительно решением Комиссии таможенного союза.

     ТК  ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации:

         - в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза — до истечения срока временного хранения товаров;

         - в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза — до их убытия с такой таможенной территории.

     Таможенные  режимы - таможенные процедуры в ТК ТС.

     ТК  ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202), из них:

         14 определены непосредственно в кодексе;

         2 (свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;

         1 (специальная таможенная процедура)  при необходимости может быть  установлена национальным законодательством  государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением КТС (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).

     Отдельно  следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита.

     Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:

         - иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

         - иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

         - иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 ст. 215 ТК ТС, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

         - иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

         - товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

     Учитывая  «территориальность» применения таможенной процедуры таможенного транзита, предельный срок этой таможенной процедуры  в соответствии с ТК ТС будет определяться из расчета двух тысяч километров за один месяц.

     К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:

         - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;

         - таможенное сопровождение;

         - установление маршрута перевозки товаров.

     В Разделе VII ТК ТС определены особенности  перемещения через таможенную границу  и совершения таможенных операций в  отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:

         - особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

         - особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

         - особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

         - перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

         - перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;

         - особенности перемещения товаров для личного пользования;

         - особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

     Таможенный  кодекс ТС - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов ТС. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.

     С вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. кодекса в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение. 

    1. Международные договоры государств-участников Таможенного союза
 

     Согласно ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса ТС, международных договоров государств - участников ТС и решений КТС, принимаемых в соответствии с ТК ТС.

     Таким образом, кроме ТК ТС, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:

- международные  договоры государств - участников  ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС (48 отсылок).

     Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

     Все международные договоры государств-участников ТС можно разделить на две группы:

     - международные договоры, действующие  в рамках ЕврАзЭС;

     - международные договоры, направленные  на завершение формирования договорно-правовой базы ТС.

     К первой группе международных договоров  относятся:

  1. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза;
  2. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза;
  3. Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г.;
  4. Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию от 3 июня 1997 г.;
  5. Соглашение о применение Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС от 19 мая 2006 г.
Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы