Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

«Пермский финансово-экономический  колледж» - филиал Финуниверситета

 

 

Кафедра «Правоведение»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Налоговое право»

Законодательство РФ о  налогах и сборах как источник налогового права

 

 

                                                                      Выполнила: 

                                                                      студент 313 группы, 3 курса

                                                                      очной формы обучения

                                                                      специальности «Правоведение»

                                                                      Полушкина Юлия Петровна

 

 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      Ильинская Кристина Александровна

 

 

 

2012 год

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика источников налогового права

    1. Понятие источников налогового права………………………………..5
    2. Особенности  Законодательства РФ о налогах и сборах……………11

Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права

2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15

2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………………….30

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема источников права  лежит в основе любой отрасли  права, так как само существование  и эффективность юридических  норм во многом определяются формами  их выражения и закрепления. Налоговое  право в этом отношении не является исключением. Вопрос об источниках имеет  для него большое теоретическое  и практическое значение. Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить сущность современного налогового права, но и в определенной степени прогнозировать пути его  развития.

Актуальность темы заключается  в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс  развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны. Ни маловажным является изучение законодательства о налогах и сборах, т. к.  именно в нем содержатся главные правовые нормы налогового права. 

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей законодательства РФ о налогах и сборах.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие источников налогового права
    2. Выделить особенности источников налогового права
    3. Изучить законодательство РФ о налогах и сборах
    4. Обозначить место законодательства РФ о налогах и сборах в общей системе источников налогового права
    5. Обозначить особенности законодательства РФ о налогах и сборах

Объект – законодательство РФ о налогах и сборах.

Предмет – особенности  источников налогового права.

Методы исследования:

    1. Анализ и изучение нормативно-правовых актов
    2. Сравнение нормативно-правовых актов
    3. Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика законодательства РФ о  налогах и сборах

    1. Понятие источников налогового права

 

 

 Возникновение термина «источник права» связывают с римским правом. Определение данного термина в юридической литературе многозначно. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического значения [5, с.26].

Традиционно принято различать  три основных источника права - нормативный  юридический акт, санкционированный  обычай и судебный прецедент.

Юридический источник права  в виде письменного документа, закрепляющего  правотворческое решение законодателя, как носителя юридических норм, есть форма существования права. Нормативные  акты-документы в наибольшей степени  отражают свойства права, достоинства  и потенциальные возможности  правового регулирования. В числе  нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.

Одним из существенных признаков  права в целом и налогового права, в частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы  фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники  налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством  источников права государственная  воля объективируется вовне, приобретает  материальное выражение, то есть документально  фиксируется.

Источники налогового права  образуют многоуровневую, иерархическую  систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.

Законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты налоговых  платежей, традиционно обозначается в научно-практической литературе как налоговое. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) же не содержит термина "налоговое законодательство", а использует понятие "законодательство о налогах и сборах". Это обусловлено тем, что в состав налогового законодательства, имеющего общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах, так и нормативные правовые акты государственного управления [10, с.35].

Источниками налогового права  в Российской Федерации являются:

1. Конституция РФ;

2. НК РФ;

3. Федеральные законы  о налогах и сборах, принятые  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ;

4. Законы о налогах  и сборах субъектов РФ, принятых  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ;

5. Нормативные правовые  акты органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах, принятые представительными органами  муниципальных образований о  местных налогах и сборах в  соответствии с Налоговым кодексом  РФ;

6.Подзаконные акты органов  исполнительной власти и исполнительных  органов местного самоуправления  о налогах и сборах;

7. Международные договоры  по вопросам налогообложения;

8. Постановления высших  судебных органов РФ по вопросам  судебной практики, Конституционного  Суда РФ [2, с.10].

Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой  системы России. Статья 57 Конституции  РФ закрепляет в качестве конституционной  обязанности уплату каждым лицом  законно установленных налогов  и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным  самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает  правовые предпосылки для дальнейшего  налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства [1].

Конституция РФ - это универсальный, межотраслевой нормативный акт учредительного характера, содержащий конституционные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются другими отраслями права. Конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения. Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные, так и общие. Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательство о налогах  и сборах не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Формулировка "законы о налогах и сборах" указывает на их отраслевую принадлежность к налоговому праву. Таким образом, законодательные акты иных отраслей права, содержащие налогово-правовые нормы, к законодательству о налогах и сборах не относятся. При этом НК РФ прямо не предписывает принятие каких-либо конкретных налоговых законов помимо НК РФ, хотя такая возможность и не исключается: например, ст. 25 НК РФ устанавливает, что права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов могут определяться, в частности, помимо НК РФ и иными федеральными законами.

Кроме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Исходя из этого общего правила НК РФ установил, что, «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации» (ст. 7 части первой НК РФ).

Требование законодательной формы  установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым  вопросам.

1. Акты, устанавливающие  общие принципы налогообложения,  такие, как Европейская социальная  хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила  в действие в 1965 г.), Заключительный  акт совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе (1975 г.), и др. Непосредственному применению  эти акты не подлежат, содержащиеся  в них принципы реализуются  во внутреннем законодательстве.

2. Собственно налоговые  соглашения. Эти двух- или многосторонние  соглашения заключаются в целях  избежание двойного налогообложения,  недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность  на территории зарубежных стран,  предотвращения уклонений от  налогообложения. 

В этой группе соглашений можно  выделить три подгруппы.

1. Общие налоговые соглашения (конвенции). Они охватывают все  вопросы, относящиеся к взаимоотношению  государств по линии прямых  налогов (налогов на доходы  и на имущество) или косвенных  налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежание двойного налогообложения  с рядом стран.

2. Ограниченные налоговые  соглашения. Они посвящены либо  отдельным налогам (например, соглашения  о налогах на наследства, о  налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных  видов деятельности (например, соглашения  об устранении двойного налогообложения  морских и воздушных перевозок  и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены  СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.

Особое место среди  источников налогового права занимают постановления высших судебных органов  РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ, а также международные  договоры по вопросам налогообложения [9, с.496].

В статье 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ» определяются полномочия Конституционного Суда РФ». Согласно данной норме, основными  полномочиями Конституционного Суда РФ являются:

- разрешение дел о соответствии  Конституции РФ других нормативных  актов РФ, субъектов РФ;

- разрешение споров о  компетенции между государственными  органами власти;

- рассмотрение дел по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод;

- толкование Конституции  РФ;

- другие полномочия, предусмотренные  ст. 3 [7, с.24];

 

Переходы к п/главам, чтобы работа носила целостный характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  законодательства РФ о налогах  и сборах

 

Одним из источников налогового права является законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Следуя нормам НК РФ, в  систему законодательства о налогах  и сборах входят:

    • НК РФ;
    • федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
    • законы и иные нормативные правовые акты законодательных органов субъектов Федерации;
    • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

Федеральные законы и федеральные конституционные законы. Например, налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются [17].

Региональное законодательство о налогах и сборах - это законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.

В статье 4 НК РФ перечислены  федеральные органы, которые имеют  право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Такими органами являются:

  • Правительство Российской Федерации; 
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов;
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • исполнительные органы местного самоуправления.

Указанные органы вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование  в сфере налогов и сборов и  в сфере таможенного дела только в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  и в пределах своей компетенции. При этом, издаваемые ими нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах, а только раскрывать или разъяснять их содержание [16].

В ст. 5 НК РФ установлен особый порядок принятия, вступления в силу и действия законодательства о налогах  и сборах во времени.

Акты законодательства о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Акты законодательства о  сборах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о  налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это [5, с.30].

Законодательство РФ о  налогах и сборах входит в понятие  источников налогового права и является его неотъемлемой частью. Особенность Законодательства состоит в том, что оно регулирует только лишь те налоги, которые взимаются в федеральный, региональный и местный бюджет. Такой вывод можно сделать исходя из определения системы налогов и сборов: система налогов и сборов – это часть налоговой системы, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. А налоговая система – это основанная на определенных принципах, закрепленная в особых источниках, система, урегулированная нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговый  кодекс как источник налогового права

2.1 История развития  кодификации источников на примере  НК РФ

 

История реформирования современного законодательства о налогах и сборах в России - это в значительной степени история его кодификации.

В настоящее время кодифицированные акты в системе российского законодательства занимают одно из основных мест. Они  выполняют роль фундамента законодательства, поскольку именно на основе их норм возникают законы и подзаконные  акты. Сущность кодификации состоит  в создании правотворческим путем  единого, логически цельного и внутренне  согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно "отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований".

Кодификация как специфический  вид правотворчества способствует повышению значения кодекса, который  является результатом систематизирующей  законодательной деятельности [13, с.29].

Являясь кодифицированным актом прямого действия, НК РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившем вектор развития налогового законодательства на годы вперед [14, с.11].

 Нельзя переоценивать возможности кодификации. Еще в самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России" [13, с.30].  Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков [4, с. 15].

На первоначальном этапе  становления налогового права России, начиная с 1991 г. и вплоть до принятия НК РФ, в общем массиве источников налогового права преобладало подзаконное нормотворчество. В.В. Гриценко с сожалением констатировал, что "из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего двадцать законов". Помимо многочисленных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ важнейшее регулирующее значение имели ведомственные инструкции Госналогслужбы РФ, разъясняющие и дополняющие слишком общие и лаконичные налоговые законы. Такая ситуация позволяла делать выводы о том, что "основное место в системе российского налогового законодательства занимают именно нормативные акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации". Кодификация не в последнюю очередь была предпринята с целью ограничения и постепенного вытеснения ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения [5, с. 17].

С 1 января 1999 года вступил в силу НК РФ - основополагающий для любого правового государства документ.

НК РФ - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Законодательные основы действующей  налоговой системы были заложены в декабре 1991 г., когда был принят Закон об основах налоговой системы  в Российской Федерации. В том  же году были приняты законы по всем основным федеральным налогам: о  налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы банков и страховых организаций, налоге на имущество предприятий, подоходном налоге, акцизах, налоге на операции с  ценными бумагами и другие, введенные  с началом реформ 1 января 1992 г.

С тех пор в законодательство о налогах были внесены десятки  изменений и дополнений, даны сотни  разъяснений и уточнений, а Правительством предпринят ряд чрезвычайных мер  по улучшению ситуации со сбором налоговых  платежей. Налоговое законодательство того времени состояло из федеральных  и региональных законов, указов Президента, постановлений Правительства, писем  и инструкций Министерства финансов, Центрального Банка, Госналогслужбы, решений  и постановлений местных органов  власти и других документов, имеющих  силу закона (всего более 2500).

 На протяжении всех этих лет было очевидно, что налоговая дисциплина в стране падает год от года, соотношение налоговых поступлений и валового внутреннего продукта (ВВП) неуклонно снижается. Собираемость налогов в целом по России оценивалась по разным налогам в среднем в 60-80%, являясь одновременно и свидетельством, и результатом неэффективности государственных институтов в области налогового администрирования. Ситуация со сбором налоговых платежей указывала на явную невозможность налоговой системы выполнять свои основные функции - создания эффективных условий для экономической деятельности, с одной стороны, и инвестиций и сбора налогов, обеспечивающего снижение дефицита бюджета - с другой.

Отсутствие комплексного подхода  при формировании налоговой системы  РФ привело к обострению экономических  и социальных противоречий, бегству  капитала за рубеж, развитию теневой  экономики.

Необходимо было разработать комплексный  и системный документ, который  бы свел воедино требования изменения  налогового законодательства в условиях рыночной экономики.

 Первый вариант НК, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма. Позднее существенным изменениям подверглась как форма, так и содержание Налогового кодекса. Общие разделы были объединены в одну общую часть, а разделы по разным уровням налоговой системы - в специальную. Такая структура соответствовала структуре вводимого в действие Гражданского кодекса РФ.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права