Законодательство РК

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1.  НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ

    1.1 Взимание  налогов  - основная функция налоговых  органов.

    1.2 Косвенные   налоги – основной источник  поступления доходов 

    в бюджет 

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ВЗЫСКИВАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ  АСТАНЫ.

    2.1. Астана  – свободная экономическая зона.

    2.2. Акцизы  – косвенный налог 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАЛОГОВОГО  КОДЕКСА  - ДОЛГ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Рассматриваемая тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

    На  основании Конституции Республики Казахстан   ее статьи  24  «Каждый  имеет  право на свободу труда, свободный выбор профессии»1

    Кроме того, статьей Конституции   35 «Уплата  законно  установленных  налогов, сборов и иных платежей, является  долгом и обязанностью каждого»2.

    Налоги  в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим  налоговое  регулирование является налоговая система

    По  своему содержанию  налоговая система  как инструмент экономической и  налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

    Налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально – экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между  отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.

    И чем гармоничнее эти взаимоотношения,  тем  выше активное влияние  налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

    Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция  налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию эконом и ческой политики.

    Регулирующая  функция таможенной системы, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

    Велики  возможности  налоговой системы  в реализации контрольной, перераспределительной и стимулирующей функций, в повышении конкурентоспособности1. Указанные функции налоговой системы проявляются через налоговую политику, через размеры и ставки оплотов, систему льгот. В отлаженной  налоговой системе комплексно реализуются все ее функции. Однако в каждый определенный момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической политики приоритет может отдаваться либо фискальной, либо регулирующей функции  таможенной системы. В этом и состоит суть гармоничной  таможенной политики, ее способность стать составляющей, формирующей единое экономическое пространство страны.

    Современная  налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов.  Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе  таможенной системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Считалось,  что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода,  считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово – рыночном направлении - как это имело место в Японии,  Китае и других странах, фактически получилось так. что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

    Теоретически  при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговое законодательство законы, действующие в странах Западной Европы. Однако  налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому  при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

    Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой  налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана  налоговая система по  - американскому образцу.

      Основная цель дипломной работы  – изучить  обложение косвенными  налогами хозяйствующие субъекты  г.  Астаны.  Для этого были  поставлены следующие задачи:

    Изучить Налоговой Кодекс Республики Казахстан.

    Изучить  Указ Президента Республики Казахстан  о  создании  свободной экономической  зоны на  территории г. Астаны.

    Применить к действующему законодательству порядок  обложения косвенными налогами  хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в г. Астане.

    Для работы были использованы Налоговый  Кодекс РК,  Гражданский Кодекс РК, Указ Президента РК  от 29. 06. 2001 года № 645 «О создании специальной  экономической  зоны «Астана – новый город»». 

 

ГЛАВА 1.  НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ 

1.1.Взимание  налогов  - основная функция налоговых  органов. 

    Сущность  налогов проявляется в изъятии  государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

    Основоположником  классических принципов налогообложения по праву считается шотландский экономист и философ А. Смит, который в своем классическом сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов" отмечал такие основные принципы, как всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Впоследствии этот перечень дополнялся другими принципами, в числе которых принципы обеспечения достаточности и подвижности налогов, предложенные немецким экономистом А.Вагнером. Классические принципы в той или иной мере рассматривались также в трудах Д. Рикардо, А. Вагнера, Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо и других видных экономистов и философов. Значительный вклад в развитие классических принципов внесли видные русские налоговеды Н. Тургенев, А. Соколов, М. Алексеенко, В. Твердохлебов и другие.

    Заслугой  А. Вагнера является то обстоятельство, что он в числе первых экономистов-налоговиков делает попытку разработать теоретически обоснованную систему принципов налогообложения. Стремление раскрыть многогранные стороны налоговой системы привело к выделению принципов по различным классификацсионным признакам. А. Вагнер предлагает 9 основных правил, которые классифицирует в 4 группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения ;

    2) эластичность (подвижность) обложения; 

    II - народнохозяйственные принципы;

    3) надлежащий выбор; источника обложения,  т.е., в частности, решение вопроса  - должен ли налог падать только  на доход или капитал отдельного  лица или населения в целом; 

    4) правильная комбинация различных  налогов в такую систему, которая бы считалась  следствиями и с условиями их переложения.

    III - принципы справедливости (этические);

    5) всеобщность обложения и

    6) равномерность. 

    IV- административно-технические или  принципы налогового управления;

    7) определенность обложения,

    8) удобства уплаты налога;

    9) максимального уменьшения издержек  взимания.

    Два первые принципа финансово-политического  характера - "достаточность" и "подвижность" Адольф Вагнер ставит во главе всех принципов. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, "достаточность", должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Второй финансовый принцип - "подвижность" (эластичность) обложения, т.е. его способность адаптироваться к государственным нуждам. Не все налоги обладают эластичностью, поэтому налоговая система должна заключать в себе и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить.

    Практическое  значение принципов, определенных А. Вагнером, признается финансовой наукой. Согласно современным воззрениям, правильно  построенная налоговая система  должна отвечать требованиям, сформулированным А. Вагнером. Однако на первое место ставятся этические принципы обложения (всеобщностьналогов; неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; соразмерность обложения с платежной способностью). На втором месте - принципы управления налогами (определенность обложения; удобства обложения и взимания для плательщиков; дешевизна взимания и минимум налогового обременения). На третьем месте - народнохозяйственные (финансово-политические) принципы.

    Такая модель построения налоговой системы  отвечала принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы и обеспечивала реализацию главной цели экономики - обеспечения роста благосостояния как населения в целом, так и каждого гражданина.

    Реализация  этой целевой установки требует  такой организации налоговой системы, которая вносила бы меньшее расстройство в производство, обращение, распределение и потребление хозяйственных благ. В этой связи, принципы организации налоговой системы должны быть сформулированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическое развитие и благосостояние. На этой точке зрения стоял еще Сисмонди: "Налог никогда не должен писать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода".

    Это правило и в настоящее время  является главным принципом макроэкономической политики, направленной на достижение равновесия между государственным и частным секторами экономики

    Для промышленно развитых стран принципы построения налоговой системы в  наибольшей степени соответствуют  классическому варианту. История  экономического развития этих стран демонстрирует многогранность структуры и приоритетов налоговой политики. Налоговая политика, как правило, преследует цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества. Варьирование налоговыми льготами, их структуру производства, инвестиций и занятости, соответствующее распределение доходов.

    Проведенные в 80-е годы двадцатого столетия экономические  реформы в США базировались на накопленных теоретических исследованиях и навыках экономической науки и практики. Налоговая система, заложенная в основу реформы, была построена по принципам максимально приближенным к классическим. В их числе:

    1.справедливость  по вертикали (когда налог соответствует  материальным возможностям налогоплательщика);

    2.справедливость  по горизонтали (применение единой  налоговой ставки для одних  и тех же доходов);

    3.эффективность    (возможности    к    экономическому    росту    и    развитию  предпринимательства);

    4.нейтрапьность (не зависит от сфер инвестиционного вложения);

    5.простота (в подсчете, доступности и понимании).

    Понятие справедливости в налогообложении  является предметом дискуссий на протяжении более чем двух столетий. Утверждения о приоритетности справедливости в принципах налогообложения совершают своеобразное движение по спирали: о  справедливости по А.Смиту, достаточности по А.Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века. Несмотря на различия в трактовках, все финансовые школы были едины в том, что "справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней" изменяется в зависимости от места и исторической эпохи.

    Идея  справедливости в налогообложении  нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения, получившего свою окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США.

    В единой взаимосвязи и взаимообусловленности  с принципом справедливости выступает принцип всеобщности обложения. Принцип всеобщности нельзя понимать в буквальном смысле слова, так как было признано необходимым освобождать от налогов малые доходы, включая утвержденный минимум средств существования.

    Сложный путь трансформации прошел принцип равномерности обложения как в финансовой науке, так и на практике: от принципа равномерного обложения - к пропорциональному, а от него - к прогрессивному принципу налогообложения. Благодаря развитию идеи равномерности обложения был установлен известный минимум дохода, который нужен для удовлетворения минимума человеческих потребностей - без чего нельзя существовать. Последний же должен подлежать к налогообложению. В таком контексте Принцип справедливости в обложении понимался как принцип всеобщности и равномерности.

    В XX веке были известны три способа  обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый способ отличался  тем, что со всех плательщиков налог  брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: взимание с  плательщиков равной суммы заранее игнорирует имущественную налогоспособность. Пропорциональным назывался такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения. Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога.

    Эти критерии деления налогов действуют  и по настоящее время. В этой связи  равномерность обложения - это вопрос о распределении налогового бремени. Современная наука использует два  взгляда на проблему распределения  налогового бремени в экономике. Это принцип полученных благ и концепция платежеспособности. Концепция принципа полученных благ развивалась в рамках индивидуалистических теорий налога. В теории обмена основанием для определения высоты обложения служат услуги государства. Речь идет об установлении полного равенства между полученными от государства услугами и уплаченными налогами.

    По  теории равного обложения все  лица или все семьи должны быть обложены одинаковым налогом. Одинаково  пользуясь государственными услугами, все должны и платить одинаково, подобно тому, как все отбывают воинскую повинность. Несостоятельность данной теории заключается в том, что она не соответствует условиям XX и начала XXI веков с их значительным имущественным неравенством.

    Развитие  концепции платежеспособности, построенной с учетом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике налогов. Окончательное утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ. 

 

1.2 Косвенные  налоги  – основной источник  поступления 

доходов в бюджет 

      В Республике Казахстан  действуют   налоги и обязательные платежи  в бюджет, установленные налоговым Кодексом Республики Казахстан.  Налоги подразделяются на прямые и косвенные.  К косвенным налогам относятся  налог на добавленную стоимость акциз.

    Сумма  налогов  и других обязательных платежей в бюджет  поступают в соответствующие  доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” и законодательством  о республиканском  бюджете  на соответствующий год.

    Из  всех рассматриваемых до настоящего времени не устарели и не утратили своего значения четыре классических принципа налогообложения.:

    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
    2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
    3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом; которые в представляют наибольшие удобства для плательщика.
    4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

    Перечисленные классические (фундаментальные) принципы в той или иной мере используются в  разных системах стран мирового сообщества.

    Наряду  с перечисленными классическими  выделяются принципы, характеризующие общность признаков, вытекающих непосредственно из исследования внутренних свойств системы налогообложения. Они определяют функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности и в нашем исследовании выступают в качестве общих принципов налоговой системы. Общие принципы основаны на таких связях, которые позволяют определить место и роль отдельных группировок в структуре целого. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

    В экономической литературе эти принципы классифицируются как организационно-экономические (правовые) или внутринациональные и характеризующиеся принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. В зависимости от характера проявления они дифференцируются на организационно-правовые и экономико-функциональные принципы.

    Предлагаемые  в экономической литературе принципы налогообложения относятся к  подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается  закон о налоговой системе  конкретной страны на определенный период времени. Эта система в целом определяет, какие фундаментальные (классические) принципы налогообложения в утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного напогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ. 
 

    

 

    Основными условиями выделения принципиальных установок (правил налогообложения) являются направленность и характер действия. В то же время из этой системы  выпадает группировка принципов, регулирующая действенность налоговой системы. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое и материальное содержание этой деятельности, то есть что производится, где и на каких условиях и т.д. Поэтому наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих субъектов государство должно взять на себя функцию регулирования их деятельности. В этой регулирующей деятельности государства налоги служат орудием экономической политики, наряду с другими средствами - активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, корпораций, фирм. "Налоги были приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики и поэтому выяснение этой скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства".

    Использование налогов в качестве инструмента  воздействия на экономику дает нам основание для выделения функционально-управленческих принципов налогообложения, как самостоятельной системы.

    Совокупность  принципных установок, которые необходимо соблюдать при построении налоговой  системы, представлена на рисунке 1.

    Налоговая система, построенная и функционирующая на основе предложенных принципов, способна стать мощным стимулом экономики и призвана обеспечить реализацию следующих целей:

    • создание условий инвестированию сбережений корпораций и частных лиц - для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
    • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; «проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
    • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
    • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ВЗЫСКИВАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ  АСТАНЫ. 

2.1. Астана – свободная  экономическая зона. 

    Экономическое развитие отдельных регионов Республики Казахстан имеет весьма существенные различия в экономико – финансовых возможностях, ресурсном обеспечении, развитости производственной и социальной инфраструктуры. Эти факторы обуславливают выбор той или иной стратегии реформ, обеспечивающий экономический рост  с развитием приоритетных для данного региона секторов экономики и с учетом интересов республики в целом. Государство в определении целей и задач развития регионов играет активную роль, при этом основной целью преобразований является устранений  глубоких диспропорций в их развитии на основе имеющегося экономического  потенциала, освоения выпуска новых экспортоорентированных и импортортозамещающих  видов продукции, активного привлечения инвестиций, развитие малого и среднего предпринимательства.

          Одним из факторов подъема  экономики регионов, повышение использования  ресурсного потенциала, являются специальные  экономические зоны (СЭЗ), которые создаются в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 января 1996 года, имеющий силу Закона, «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Данный указ определяет общие правовые основы организации СЭЗ, регулирует их взаимоотношения с государственными органами РК и хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность на их территориях. В рамках об

    щей экономической политики государства  с учетом внутри республиканской  специализации на территории Акмолинской, Костанайской и Кызылодинской областей в 1996 году образованы Акмолинская, Жардем – Атасуйская, Лисаковская и Кызылординская СЭВ.

          В литературе свободная  экономическая зона рассматривается  как «ограниченный район, часть  территории страны, в пределах которой  действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена  более широкая свобода экономических действий». В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, характера предоставляемой свободы и хозяйственной специализации различают зоны свободной торговли, экспортно – промышленные, технологические и комплексные, классификация и характеристика свободных экономических зон характеризуется следующими данными: 

 
№ по порядку.
 
Наименование
 
Зоны  свободной торговли
 
Экспортно – промышленные зоны
 
Технологические зоны
 
Комплексные свободные зоны.
1. Период образования  166 г. до нашей  эры. 60 –е годы  ХХ века. 80 –е годы  ХХ века. 70 – 80 годы  ХХ века.
2. Термины Порто – франк, свободные порты, свободные гавани, свободные таможенные зоны. Экспорто –  импорто  замещающие зоны. Технопарки, технополисы, научно – внедренческие фирмы, банковские страховые компании. Свободно –  экономическая зона, зона свободного предпринимательства.
3.  Виды зон. Свободные таможенные; свободные порты; транзитные, торгово производственные. Экспорто –  импорто замещающие; экспортные; импортные. Технополисы; оффшорные; страховые банковские услуги; инновационные  центры. Свободного  предпринимательства.
4. Цель создания зон. Развитие торговли, транспорта. Развитие экспорта, привлечение отечественных и  иностранных инвестиций, интеграция в мировую экономику. Развитие высоких  и промышленных технологий.  Развитие  экономического потенциала региона.
5.  Льготы и  преференции. Освобождение  от таможенных пошлин и ввоза и вывоза товаров, снятие ограничений на торговлю. Особый таможенный режим, налоговые льготы для промышленных предприятий, выпускающих экспортную и импортозамещающую продукцию. Фискальные  и финансовые льготы.  Специальный  валютно – финансовый, правовой, таможенный и организационно – социальный режим.
Законодательство РК