Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации»



Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский Государственный  Университет Печати

имени Ивана  Федорова»

 

 

 

Кафедра связей с общественностью

 

 

Зав. кафедрой к.ф.н. Кутыркина Л. В.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации»

 

 

Выполнила: студентка ВР (бак) 2-1

Алаенкова Валентина  Данииловна

 

                                                         Проверила: к.псх.н., доцент

Андреева Марианна Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..9

Глава 1. История  и система законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации…………………………………..………….5

    1. . Становление законодательства о СМИ в России……………………….5
    2. . Система законодательства о СМИ……………………………………...11

Глава 2. Современное состояние законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации…………………………….16

2.1. Конституционно-правовое  регулирование организации  и деятельности средств массовой информации………………………………….16

2.2. Актуальность Закона «о СМИ»…………………………………………22

Глава 3. Тенденции  развития законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации…………………………………………….27

3.1. Существующие проблемы в законодательстве о СМИ……………….27

3.2. Перспективы развития законодательства о СМИ……………………..27

Заключение……………………………………………………………………...29

Список использованной литературы………………………………………..31

Приложения……………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой курсового проекта является «Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Актуальность темы исследования связана с тем, что в современном обществе средства массовой информации являются важнейшим социально-политическим инструментом, осуществляющим конституционные права граждан на получение и распространение информации. СМИ служат мощнейшим инструментом в осуществлении контроля над государственной властью, органами местного самоуправления, общественными, политическими и иными организациями, для получения информации о состоянии экономики, экологии и иных сфер общественной жизни, а так же обеспечивают диалог между населением и властью. При таком объеме ответственности деятельность СМИ нуждается в строжайшем  правовом регулировании, как со стороны обеспечения конституционных гарантий свободы массовой информации и выражения мнения, так и с целью пресечения злоупотреблений свободой массовой информации, что привело к необходимости переосмысления современного Закона «о СМИ».

Целью исследования является изучение и анализ существующего законодательства о средствах массовой информации.

Для реализации цели курсового  проекта необходимо выполнить следующие задачи:

    1.    Исследовать историю законодательства о СМИ.
    2.    Исследовать систему законодательства о СМИ.
  1. Проанализировать конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ.
  1. Проанализировать актуальность законодательства о СМИ.
  2. Определить основные проблемы в законодательстве о СМИ.
  3. Определить перспективы развития законодательства о СМИ.

Объектом исследования является существующее законодательство о СМИ: его история, система, особенности.

Предметом исследования  является конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ и актуальность Закона о СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

    1. История законодательства о СМИ в России.

 

Возникновение русской  журналистики в начале XVIII в. обусловлено потребностью общества и государства, ростом национального самосознания и культуры. К середине XVIII в. русская журналистика становится равнозначной европейской печати, а к XIX в. в России складывается гибкая система печати, отвечающая требованиям читателей. Для русской печати того времени характерно критическое отношение к власти, т.к. она складывалась как самостоятельный институт. Подобная ситуация не могла быть проигнорирована властями и правительство использует законодательство о средствах массовой информации с целью ограничения свободы слова, то есть по сути изначально законодательство о СМИ развивалось как «цензурное» право.

Павел Первый впервые  устанавливает официальную правительственную  цензуру, назначает цензоров – чиновников управы благочестия (по существу - полицейских), устанавливает жесткий регламент на издание новых газет и журналов, ограничивает объем политической информации в существующих изданиях, в официальных же и промонархических изданиях запрещает обсуждение остросоциальных тем. Александр Первый, вступив на престол, несколько облегчает положение прессы и литературы: вновь разрешается ввоз книг из других стран, снова открываются частные типографии, цензура перешла в ведение Министерства просвещения, то есть университетов, вместо цензоров-полицейских приходят цензоры-профессора университетов. В 1804 г. принят цензурный устав, разрешавший толкование спорных вопросов в пользу автора, но сохранявший предварительную цензуру. Несмотря на все эти, казалось бы, позитивные изменения в законодательстве, фактически для печати мало что изменилось: цензоры, стоявшие на монархии, запрещали «вольнодумный» материал.        В 1826 г. Николай Первый вводит новый, названный «чугунным», устав, запретивший пропускать в печать текст, который можно истолковать двояко, запрещено обозначать в печати места, вычеркнутые цензорами. В течение следующих десяти лет Николай Первый вводит ряд ограничений в области печати. С 1832 г. царь лично выдает разрешения на новые издания, а в 1836 г. Уваров, министр просвещения, издает циркуляр о временном запрете на представление о дозволении новых периодических изданий. 1859-1861 г.г. стали для России сложным периодом: Крымская война 1853-1856 г.г. показала техническую отсталость страны и кризис крепостнических отношений, вызвав ряд крестьянских восстаний. Экономика и политика внутри страны нуждались в переменах, и Александр II принимает решение «освободить сверху, а не ждать, пока свергнут снизу» - он проводит судебную, крестьянскую, городскую, земскую и другие реформы, а в 1857 г. правительство приступает к подготовке нового закона о печати, обещавшего некоторое ослабление цензурного режима. В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, носивший временный характер, - «Временные правила о печати». Реформа печати по сути своей была либеральной – отменилась предварительная цензура для столичных журналов, газет и книг, объемом больше 10 листов. Однако, это послабление не касалось сатирических изданий с карикатурами и на всю провинциальную печать, а в течение нескольких последующих лет издано большое количество частных распоряжений по цензуре, запрещавших освещение наиболее важных политических вопросов в прессе, и тем самым ставивших прессу в подчиненное положение перед царской администрацией всех рангов – от министра внутренних дел до губернаторов. Наблюдение за периодикой перешло от Министерства просвещения к Министерству внутренних дел, за которым оставалось право выдавать разрешения на новые издания, назначать редакторов,  делать предупреждения журналам и газетам (игнорирование          3-х предостережений было чревато закрытием  на срок до 6 месяцев). Появилась ответственность печати перед судом, но судебные преследования печати не были широко распространены – на практике правительству было удобнее применять административные меры. Далеко не все журналы и газеты освободились от предварительной цензуры.  Существовала инструкция министра внутренних дел, предписывавшая проверять благонадежность журналистов. Некрасов, например, будучи редактором журнала «Отечественные записки» был вынужден передавать некоторые материалы для проверки цензору, во избежание ареста некоторых номеров, но, получив несколько предупреждений, журнал закрылся.

После покушения на царя в 1866 г. политика правительства                     по отношению к оппозиционной  печати стала реакционной: были закрыты два прогрессивных журнала   «Современник» и «Русское слово», поэтому русские революционеры-демократы в 1868 г. начали выпуск нелегальных революционных газет и журналов, не подвергавшихся цензуре, сначала          за рубежом, а затем и в России. В 1882 г. в силу вступили новые Временные правила, установившие полный административный контроль над печатью,        а совещанию четырех министров дававшие право на прекращение издания любого журнала или газеты, право на прекращение деятельности издателей       и редакторов, если она будет признана «вредной». Однако первая русская революция 1905 г. стала для русской прессы глотком воздуха: стремясь смягчить революционные настроения правительство издает Манифест от 17 октября 1905 г., провозгласивший политические свободы, что определило развитие легальной многопартийной печати, и давший населению России гражданские права « на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов»[2]. Тогда же создается первое законодательное учреждение в России – Государственная Дума. 24 ноября того же года выходит указ об устранении административного вмешательства в дела прессы, а за нарушения в печати снова назначалась судебная ответственность, но, вместе с тем,            за главным управлением печати при МВД и полиции оставалось еще право на изъятие номеров изданий, приостановление неугодных изданий, и даже          на закрытие типографий. Работники печати могли подвергнуться штрафам, аресту до 3-х месяцев, тюремному заключению от 2 месяцев до 1,5 лет, и ссылке. Правительство стало субсидировать издания консервативной ориентации, чтобы повлиять на экономическое состояние оппозиционной прессы. В 1914 г. война снова изменила положение печати в России: с начала войны правительство ввело военную цензуру, распространявшаяся на все фронты прифронтовые губернии, военные корреспонденты должны были действовать по строгому регламенту, при Ставке Верховного главнокомандующего могло состоять строго 10 журналистов, а нижним армейским чина вообще запрещалось участвовать в работе печати, в армии военным руководством усиленно распространялись промонархические издания, тогда как большевистские легальные издания были закрыты, и журналистам, работавшим в них, снова пришлось обращаться за границу, а легальные издания от социал-демократов и эсеров в это время чаще появлялись в провинции и были недолговечны. Подводя итог эпохи правления дома Романовых можно отметить, что законодательство о СМИ этого периода носит скорее запретительный характер, несмотря на некоторые периодические послабления правительства,  которые в отсутствии политических свобод не могла обеспечить прессе должного простора.

Несмотря на то, что  большевистские издания сильно пострадали         от цензуры во время господства монархии, большевики действую в том же ключе: одним из первых решений Совета Народных Комиссаров  стал Декрет о печати от 27 октября 1917 г., провозгласивший следующее: «со всех сторон поднялись критики о том, что новая социалистическая власть нарушила основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати. Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Это оружие не менее опасно… чем бомбы и пулеметы. Вот почему были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса». В «общих положения о печати» данного декрета был описан порядок закрытия органов прессы,  призывающих к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и крестьянскому правительству, сеющих смуту путем явно клеветнического извращения фактов, призывающих к совершению явно преступного (уголовно наказуемого) характера деяния. Эти «положения» позволили большевикам закрыть все контрреволюционные газеты, реквизировать типографии, и передать их своим изданиям. 8 ноября 1917 г. вышел декрет, лишавший дохода и сделавший невозможным существование изданий негосударственного типа, - «Декрет о введении государственной монополии на объявления». В 1918 г. был утвержден «Дерет о революционном трибунале печати», который «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати» передавал в ведение Революционного трибунала печати, состоявшего из трех человек, решения которых, будь то штраф, депортация из Российской Федерации или лишение всех политических прав, не подлежали обжалованию. После принятия Конституции  РСФСР в 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций. В сложившихся условиях СМИ должны были играть роль агитатора и организатора, пропагандиста идей и интересов партии, не имея возможности освещать действительность разносторонне и влиять на положение дел в государстве и обществе. Конституция 1977 г. гарантировала свободу печати, но, не давая определения этому понятию, партия использовала ее в борьбе с инакомыслием.  Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была сделана в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., которая гласила: «Печать и другие средства массовой информации свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений, убеждений поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается».

Эта формулировка заключила  в себе три важнейших компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова  и СМИ и недопустимость цензуры.  С одной стороны советское законодательство сделало большой шаг к свободе слова и демократии, с другой -  осталось по большей части запретительным и не предусматривало реализацию демократических идей на практике.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации

 

Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1990 г. стал логически обоснованным продолжением советского закона: в нем дано более развернутое понятие цензуры, а объем полномочий субъектов информационных отношений определяется по принципу «все, что не запрещено, то разрешено». В соответствии с действующими законодательными документами, под массовой информацией следует понимать аудио, видео, печатные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. При этом, под средством массовой информации понимается печатаное издание, теле-, радио-, видеопрограммы и иная форма распространения массовой информации с определенной периодичностью. В структуре закона о СМИ  7 глав и 62 статьи, каждая из которых регулирует вопросы отдельной отрасли в этой сфере. Как и во всех законодательных актах, глава 1 закона определяет его общие положения. Согласно статье 1 закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям:

- поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

- учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими,

- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья, материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

В этой статье дается лишь общие понятия о свободе массовой информации, раскрытие которых продолжается в течение всего текста закона, но здесь зафиксировано основное: свобода информации,  понятие которой практически повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека, право частной собственности на средства массовой информации, свобода экономической деятельности в сфере массовой информации. Основные понятия в указанной сфере, в том числе определения средств массовой информации, зафиксированы в статье 2. Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации регулируются статьями 3-4 закона о СМИ. Статьями 5-6.1 закреплены формы применения закона, законодательство в данной сфере и работа государственной информационной системы в сфере СМИ. Организация деятельности СМИ осуществляется посредством главы 2, в которой содержатся соответствующие статьи. Статьями 7-15 устанавливаются нормы, необходимые для регистрации СМИ: раскрывается понятие учредителя, установлена недопустимость повторной регистрации, форма заявления о регистрации, перерегистрация и уведомление, условия освобождения от регистрации, причины отказа в регистрации, размер государственной пошлины и признание свидетельства о регистрации недействительным в определенных случаях. Прекращение и приостановление деятельности в этой сфере, в том числе выпуска СМИ за нарушение действующего законодательства РФ о референдумах и выборах регламентируются статьями 16-16.1 закона о СМИ. Статьи 17-24 фиксируют возникновение прав и обязанностей при регистрации СМИ, статус учредителя, редакции и издателя, ограничения, связанные с учреждением отдельных организаций, осуществляющих вещание, формы договоров и деятельность информационных агентств. Порядок распространения, выход в эфир, тираж, выходные данные, лицензия на вещание и ее действие, в том числе требование к заявлению о предоставлении, переоформление и продление срока действия, а также лицензионный контроль, порядок приостановления и возобновления и реестр лицензий, регламентируются статьями 25-31.9 закона о средствах массовой информации. Кроме того, в главе 3 регулируются нормы в области распространения рекламы, осуществления обязательных сообщений, хранения материалов и издания эротических материалов. Главами 4-7 посредством статей 38-62, определены отношения средств массовой информации с организациями и гражданами и межгосударственное сотрудничество в сфере массовой информации, регулируются права и обязанности журналистов, и устанавливается ответственность за нарушение законодательства в обсуждаемой области.

Право СМИ базируется на Конституции и официально  опубликованных законах и по типу относится к континентальному праву  – в его основу легли писаные  заранее заданные нормы. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29 п. 5 «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др., Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации » защищает редакции от принудительного вмешательства в производственные процессы  и воздействия извне, описывает способы взаимодействия редакции и государства, учредителя и издателя, источника информации и гражданами и регламентирует деятельность журналиста, его права и обязанности.

Закон «О СМИ» стал одним  из опорных элементов сложной  конструкции правовых актов и  положений. Сегодня сложилось семейство  законов о прессе, еще далекое  от совершенства по составу и внутренним взаимосвязям, но достаточно надежно  обеспечивающее потребности общества и  журналистики. В структуру отраслевого права входят федеральные документы, тем или иным образом затрагивающие сферу массовой информации, такие как: « О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе»(1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Невозможно добиться реализации отдельного законоположения, если нет практики согласования законоположений между собой. Отдельные нормы, описанные достаточно лаконично в Законе «О средствах массовой информации», получили подробное толкование в специальных правовых актах, например, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища подробнее описывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов», а статья 42 «Авторские произведение и письма» подкрепляется действием глубоко детализированного Закона «Об авторском праве и смежных правах», и это далеко не единственные примеры подобной практики. Однако, нормативная база представлена не одними только федеральными законами – она наполнена нормативными актами, органов исполнительной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постановления, приказы министерств и другие акты. Также в нее входит законодательство субъектов Федерации (региональное законодательство) и подзаконные акты органов местного самоуправления и административные приказы и распоряжения в организациях. Такой механизм управления, не смотря на свою многоступенчатость и, казалось бы,  даже сложность, обеспечивает наиболее гибкую законодательную систему, отвечающую требованиям  и нуждам отдельно взятого субъекта федерации.

Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1990 г. позиционирует свободу печати как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, так же он исключил многие умалчивания советского закона. Задачей российского стало создание правовых технологий, которые опирались бы на закрепленные в законе наиболее общие стандарты свободы массовой информации, а с другой – на реальную практику функционирования СМИ в переходном обществе, что делает закон о СМИ одним из наиболее совершенных законодательных актов в современной России.

Таким образом в Российской Федерации СМИ пользуются предоставленными им правами и свободами для  достижения целей, которые определяются их этическими соображениями и потребностью общества, без внешнего принуждения  и при наличии  юридических  средств и инструментов, что отражает сущность СМИ как институт гражданского общества, функционирование которого предопределено общественно-значимыми потребностями. Структура СМИ представлена рядом институтов: институт учреждения и регистрации СМИ, правовой статус журналиста как институт законодательства о СМИ, основы экономических отношений в сфере СМИ, институт ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, что говорит об автономном статусе нормативно-правового массива, имеющего отношение к СМИ. Система законодательства о СМИ может быть охарактеризована как совокупность связанных иерархией федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативных правовых актов составляющих и регламентирующих общественные отношения в сфере организации и деятельности СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Современное состояние законодательства о СМИ

 

2.1. Конституционно-правовое  регулирование организации и деятельности средств массовой информации.

 

Свобода является главным  условием нормального функционирования средств массовой информации в правовом государстве и осуществляет диалог между индивидом, обществом и властью. Существующая в Российской Федерации система многопартийности поощряет способность общества к саморазвитию, давая возможность гражданину формировать мнение, обсуждать, выбирать альтернативы поведения, что позволяет по-новому выстроить отношения СМИ и государства. Некоторые положения закона о СМИ нашли отражения в Конституции Российской Федерации: согласно пункту 5 статьи 29 гарантируется свобода массовой информации, а цензура вовсе запрещается. Исключения могут быть сделаны в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав или конкретно в законодательстве о СМИ, которое обязано соответствовать федеральному закону о СМИ, применяются для защиты прав и репутации других людей, для обеспечения государственной безопасности и общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о политических и гражданских правах:

«Каждый человек имеет  право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет  право на свободное выражение  этого мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, письменно или в перечне, а также посредством художественных форм выражения или иным способом по выбору».

Так же Конституция РФ  утверждает принцип имплементации  норм международного права, зафиксированный  в пункте 4 статьи 15 Конституции. Согласно этой норме, принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. На конституционном уровне закреплена норма, которая устанавливает приоритет международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, над положениями внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15). Кроме норм статьи 19 международного пакта о гражданских правах влияние на содержание свободы оказывает Европейская конвенция о защите прав человека, статья 10 которой гласит: «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных и кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, сопряженное с  ответственностью и обязанностями, может быть связано  с  условиями, штрафами и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предупреждения  беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Европейская Комиссия и  Европейский Суд по правам человека также дали более расширенное  толкование понятия «выражение своего мнения» , постановив, что оно относится к не только к идеям и информации, воспринимаемым государством благожелательно или безразлично, но и к идеям и информации шокирующим или вызывающим протест и беспокойство со стороны властей и части населения. Однако, «выражения» коммерческого характера в СМИ, по сути реклама, пользуется меньшей защитой, чем «политическое» выступление, несмотря на то, что попадает под действие статьи 10. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) также приняла ряд актов, направленных на защиту свободы массовой информации. К ним в первую очередь относиться резолюция 428 (1970), в которой перечисляются принципы, соблюдение которых способствует выполнению в интересах общественности функций СМИ:

1. Свобода выражения мнений должна распространяться на СМИ.

2. Свобода выражения  мнений в СМИ должна включать  свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять  информацию и идеи.

3. Власти обязаны в  разумных пределах предоставлять  информацию по вопросам, представляющим интереса для общественности, а СМИ обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах.

4. Независимость СМИ  от государственного контроля  должны быть записана в законе; любое ущемление независимости  допустимо только на основании решения суда, но не органов исполнительной власти.

5. Не должно быть  ни прямой, ни косвенной цензуры  печати или содержания телерадиопрограмм;  ограничения могут налагаться  лишь в пределах, разрешенных  Европейской конвенции о правах  человека.

6.  Внутренняя организация  СМИ гарантировать свободу ответственных  редакторов выражать свое мнение, их независимость должна быть  защищена.

7. Независимость СМИ  должны быть защищена от угрозы  со стороны монополий.

8. Ни частные предприятия,  ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области СМИ и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству.

9. Необходимо принять  специальные меры для обеспечения  свободы иностранных журналистов,  включая статус, обязанности, привилегии и защиту от произвольной депортации, что предполагает соответствующую. обязанность иностранных журналистов точно освещать события.

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции норма свободы массовой информации обретает конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, могущие в случае необходимости противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих  ответственность должностных лиц  за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.

Конституционные нормы  разграничивают полномочия в сфере  массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления: в ведении Федерации находятся «регулирования и защита прав и свобод человека и гражданина», а также «федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь» (пункты «в», «и» статьи 71). «Защита прав и свобод» относиться в сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (пункт «б» статьи 72). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (пункт 5 статьи 76). Если же федеральному закону противоречит нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в пределах его исключительной компетенции, то действует именно этот акт (пункт 6 статьи 76).

Конституцией предусмотрена  возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (пункт 2 статьи 51). Журналист и редакция имеет право сохранять конфиденциальность информации и ее источник (статья 41; абзац 5 первой части 49). Примечательно, что до принятия этой нормы существовало противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовного процессуального кодекса РСФСР, обязывающей раскрывать источник доверительной информации органами дознания и предварительного следствия.

Все вышеперечисленные  нормативные акты призваны пресечь  возможность урезания свободы массовой информации через нормотворчество того или иного субъекта РФ, но такая возможность все – таки существует из-за того, что некоторые конституционные формулировки довольно туманны и могут быть по-разному истолкованы. В первую очередь разночтения могут возникнуть по поводу пункта «и» статьи 71, где существительные «информация» и «связь» использованы вместе с прилагательным «федеральный». Это может быть истолковано следующим образом: средства массовой информации, не имеющие федерального значения относятся к исключительному ведению субъектов РФ, поскольку они не упомянуты среди предметов совместного ведения. В то же время не подлежит сомнению, что все СМИ относятся исключительно к ведению своих учредителей.

Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации»