Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией.

Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта –ППЖТ).

Предприятие промышленного железнодорожного транспорта оказывает услуги  по подаче и уборке вагонов, осуществляет маневровую работу на своих железнодорожных подъездных путях и подъездных путях контрагентов. Данные услуги являются предметом вспомогательных договоров: договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договора подачи и уборки вагонов.

В первой главе данной работы я освещаю систему транспортных договоров на железнодорожном транспорте, ведь без этого сложно уяснить месть и значение вспомогательных договоров. Система транспортных договоров на железной дороге включает в себя 3 группы договоров: договоры об организации перевозок, договор перевозки грузов, вспомогательные транспортные договоры.

Во второй главе я освещаю виды вспомогательных договоров, их отличие от других транспортных договоров, вопросы заключения вспомогательных договоров, их элементы и содержание, условия и виды ответственности по вспомогательным договорам, претензии и иски. В моей дипломной работе использованы примеры конкретных договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договоров подачи и уборки вагонов.

В связи с тем, что гражданский кодекс РФ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевоза груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств, я в своей работе широко использовала специальное законодательство: Транспортный Устав железных дорог РФ, Закон РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”, Правила перевоза грузов, а также руководящие указания и инструкции Министерства путей сообщения РФ. Так как вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте очень мало освещены в юридической литературе, а в системе транспортных договоров они занимают значительное место, я постараюсь в своей работе восполнить этот пробел. На мой взгляд, данная тема актуальна, так как в настоящее время процент перевозки промышленных грузов по железным дорогам начал расти, а ведь именно вспомогательные договоры обеспечивают ритмичную работу по погрузке и выгрузке грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, что ведет к улучшению работы железнодорожного транспорта в целом, а следовательно, обеспечивают выполнение главной задачи транспорта – перевозку грузов и пассажиров.

    

     

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1 Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки

 

Переход государства к рыночной экономике, а также введение в действие с 01 марта 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ [1], в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.

Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон “Уста железнодорожного транспорта Российской федерации”, введенный в действие 10 января 2003 года [2]. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве. Предшественники нынешнего Транспортного Устава принимались в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954, 1964, 1998 годах.

Рисунок 1 - Содержание Устава железнодорожного транспорта

 

С принятием Устава железнодорожного транспорта и действующего с 01 января 2003 года Федерального закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” [3] создана основа законодательного регулирования деятельности Федерального железнодорожного транспорта.

Закрепленные в Уставе нормы основываются на положениях Гражданского Кодекса РФ, других федеральных законов, например:

- Федеральный закон от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях” [4];

- Закон РФ “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона от 09 января 1996 года[5],

- Федеральный закон от 16 февраля 1995 года “О связи”[6] и другие;

- международные договора, действующие в области железнодорожного транспорта.

 Устав железнодорожного транспорта содержит 9 глав ( рисунок 1), 130 статей, в которых определяются основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг, регламентируют их права, обязанности, и ответственность, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что способствует лучшему пониманию и применению его положений. В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диапозитивные нормы, дающие возможность  железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы  по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений. Устав учитывает действующее законодательство о защите прав потребителей и о естественных монополиях.

В целях реализации отдельных положений Устава железнодорожного транспорта дорог РФ МПС РФ разрабатывает Правила перевозки грузов перевозок грузов от 2003 года [7].

Российская Федерация является участником многих международных договоров о прямом международном железнодорожном сообщении. В их числе многосторонне соглашение о международном грузовом сообщении, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными на 01 июля 2011 года.

В сфере железнодорожных перевозок важное место занимают нормативные акты, издаваемые Министерством путей сообщения РФ:

1. Правила технической эксплуатации железных дорог[8].

2. Инструкции по движению поездов[9] и сигнализации на железных дорогах[10] РФ.

3. Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, руководящие указания МПС РФ и т.д.

Надлежащее исполнение данных нормативных актов обязательно для железных дорог, ветвевладельцев, грузоотправителей и грузополучателей. Размеры платы за перевозку грузов и других причитающихся железной дороге платежей устанавливаются Тарифными руководствами. Споры между транспортной организацией и грузоотправителями, грузополучателями решаются с помощью Гражданского Кодекса РФ, Устава железнодорожного транспорта РФ, а также с учетом Инструктивных Указаний Госарбитража СССР от 31.05.76 года № И – 1 – 14 “О практике разрешения споров, возникших при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и на подачу и уборку вагонов”[11].

В настоящее время необходимо принятие новых Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, которые бы разрабатывали и детализировали Транспортный Устав железных дорог РФ. В них закрепляются не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

 

 

     1.2 Система транспортных договоров на железнодорожном

            транспорте

 

 Договоры об организации перевозок

 

В статье 10  Устава железнодорожного транспорта РФ дается легальное определение договора об организации перевозок: “Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам".

Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте –урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период.

Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок, обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса – грузоотправителя, грузополучателя.

Взаимовыгодные договоры создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантом соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов.

Установление в договоре об организации перевозки каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки.

Заключение долгосрочного договора об организации перевозки не является обязательным для сторон – они вправе лишь при обоюдном согласии заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон, другая не может требовать через суд его заключения. В случае подачи искового заявления о понуждении заключить этот договор или заявления о рассмотрении разногласий по такому договору, когда стороны не заключили письменного соглашение о передаче спора в Арбитражный Суд, последний должен отказать истцу в принятии заявления в соответствии с п.1ч.1ст.107 АПК[12].

Ответственность сторон при неисполнении условий долгосрочного договора наступает лишь в том случае, если эта ответственность в нем предусмотрена.

Договоры об организации перевозок заключаются в письменной форме. Данный договор является консенсуальным, т.е. считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. При заключении договора об организации перевозки, стороны сами определяют его срок, как правило данные договоры действуют в течение 1 года. Порядок заключения долгосрочных договоров между железной дорогой  и грузоотправителями определяются Правилами приема заявок на перевозку грузов и заключения договоров об организации перевозки грузов, разработанными и утвержденными Министерством путей сообщения РФ [13].

Договор об организации перевозки не освобождает грузоотправителя от предоставления заявки на перевозку грузов в порядке и в сроки, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза.

    

 Договор перевозки  груза.

 

Определение договора перевозки груза дано в ст.785 п.1 ГК РФ и ст.25 УЖТ РФ, однако данные определения несколько разнятся. В ч.2 ст.251 УЖТ РФ сказано: “В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.” В данном понятии отсутствуют слова о том, что по смыслу ГК РФ означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что УЖТ РФ дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК РФ. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а также, как на всех иных видах транспорта, – путем вручения груза, подтвержденного железнодорожной накладной.

Договор перевозки груза является возмездным, т.е. осуществляется за плату, и двусторонним, поскольку его участники (железная дорога и грузоотправитель) имеют как права, так и обязательства по отношению друг к другу.

Договор железнодорожной перевозки груза относится к публичным договорам, предусмотренным ст.426 и ст.789 ГК РФ, т.е. договором, по которому организация должна осуществлять соответствующий вид деятельности (перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель.

Перевозчиком является железная дорога – государственное унитарное предприятие (ст.23 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). В зависимости от вида сообщения перевозчиком может быть одна дорога (местное сообщение), несколько дорог (прямое сообщение). Все участвующие в прямом сообщении железные дороги перевозят груз по единой накладной. Одна и та же накладная подтверждает заключение договора перевозки в прямом смешенном и прямом международном сообщении. Отправитель груза – физическое или юридическое лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику и обозначенное в качестве отправителя в железнодорожной накладной (других перевозочных документах).

Отправитель груза и его собственник не всегда совпадают в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению. грузовладельца от собственного имени. При заключении от своего имени договора перевозки груза , принадлежащего другому лицу, экспедитор или агент будет выступать в качестве отправителя в отношениях с железной дорогой.

В понятии “грузоотправитель”(отправитель), данном в ст.2 УЖТ РФ указано, что это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Такая ситуация может сложиться, например, если груз отправляет филиал юридического лица.

По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу – грузополучателю. Природа договора перевозки вызывает споры, которые ведутся из-за статуса грузополучателя.

Наиболее распространена точка зрения, что это договор в пользу третьего лица. Она появилась еще в 20-е годы, когда были опубликованы первые работы на эту тему[14]. В настоящее время ее поддерживает большинство юристов[15].

Другие авторы считают, что договор перевозки является договором о вручении исполнения третьему лицу[16]. Существует мнение, что в договоре перевозки отправитель и получатель груза являются одной стороной договора[17]. Некоторые авторы полагают, что грузополучатель является самостоятельным участником договора, а сам договор носит трехсторонний характер[18].

 Грузополучатель обладает самостоятельными  правами и обязанностями в отношениях с перевозчиком. Я придерживаюсь последней точки зрения. Между перевозчиком и грузополучателем с момента направления груза в его адрес складываются на основе УЖТ РФ самостоятельные связи. В частности по переадресовке груза; в связи с выдачей груза, проверкой его веса и количества мест; возвращением железнодорожного подвижного состава после выгрузки груза.

Основной обязанностью перевозчика является доставка врученного отправителем груза на станцию назначения в установленный срок, а также в целости и сохранности, и выдача его грузоотправителю. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю.

Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. Железные дороги считаются доставившими груз вовремя, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены или если вагоны, контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателями до истечения установленного срока доставки. Грузы также считаются доставленными в срок в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения установленного срока доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров  с такими грузами вследствие того, что фронт выгрузки занят, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи, или вследствие иных, зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст.33 Устава железнодорожного транспорта РФ). Дату приема грузов для перевозки и дату истечения срока доставки грузов указывает железнодорожная станция отправления в выдаваемых грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ст.315 УЖТ РФ случаев, железная дорога уплачивает пени.

Перевозчик обязан также соблюдать соответствующие условия перевозки, предусмотренные договором. Так, железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции назначения по согласованию с грузополучателем. Железная дорога может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов. Основное право перевозчика – получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителями, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. При несвоевременном внесении указанных платежей отправление груза железной дорогой может быть задержано.

До внесения платы за перевозку груза за предыдущую перевозку подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки прекращается. Начальник железной дороги отправления по согласованию в установленном порядке с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении на железнодорожной станции назначения платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей в случае перевозки груза в местном сообщении, а в случае перевозки груза в прямом сообщении – по согласованию с Министерством путей сообщения. При согласовании должны быть предусмотрены гарантии внесения платы за перевозку груза, а также действия сторон при нарушении ими взятых обязательств.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения.

Указанные суммы вносятся на расчетные счета железной дороги наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством РФ.

При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя, с него взыскиваются в пользу железной дороге пени, До внесения на железной дороге назначения всех причитающихся платежей, вагоны находятся на ответственном простое грузополучателя, и с него взимается сбор за хранение груза или плата за пользование вагонами.

Основная обязанность отправителя – оплатить перевозку груза, а основное право – требовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности, в установленный срок, и выдачи его указанному в накладной грузополучателю.

Договор перевозки груза оформляется транспортной железнодорожной накладной (рис.2), которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Рисунок 2 - Оригинал транспортной накладной

 Юридическое значение накладной  состоит в том, что :

1. Она является обязательной письменной формой договора.

2. Доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание.

3. Легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки.  Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом.

Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозку грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных. От грузоотправителя требуется надлежащее заполнение соответствующих граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику.

Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная является товаросопроводительным документом, а также расчетным - содержит сведения об уплаченных отправителем (получателем) провозных платежах. В накладной фиксируются также наиболее важные обстоятельства, связанные с исполнением договора перевозки, в частности, делаются соответствующие отметки о составлении актов в пути следования, когда при перевозке были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о возможной несохранности груза. Кроме того, отправитель обязан приложить к накладной документы, требуемые компетентными органами. Если груз перевозится в международном железнодорожном сообщении, грузоотправитель предъявляет перевозчику накладную, предусмотренную соответствующим международным соглашением.

В подтверждение заключения договора перевозки, грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательное значение при полной его утрате, а также прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается во внутреннем сообщении (рис.3). При международных перевозках грузоотправителю выдается соответствующий экземпляр накладной (рис.4).

Рисунок 3 - Железнодорожная квитанция

Рисунок 4 - СМГС накладная

 

 

Ст.25 УЖТ РФ гласит: “Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.”. Железной дороге предоставлено право проверить достоверность сведений, внесенных грузоотправителем в накладные путем проведения в отношении предъявленных к перевозке грузов выборочных проверок (в том числе, контрольное взвешивание).

Обнаруженные в ходе проверки несоответствия должны быть устранены грузоотправителем. Ответственность за задержку по этим причинам вагонов со всеми вытекающими отсюда последствиями возлагается на грузоотправителя.

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, документы раскредитованы. Груз выдается на железнодорожной станции назначения получателю после внесения им платы за перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Если в районе станции назначения не окажется получателя, железная дорога поступает с грузом по указанию грузоотправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза, последний, как невостребованный, передается для реализации.  Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются грузоотправителю.

    

 

Вспомогательные договоры.

 

Вспомогательные транспортные договоры обеспечивают выполнение главной задачи транспорта – перевозку грузов. В систему вспомогательных договоров на железнодорожном транспорте входят договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов. В ст.50 Устава железнодорожного транспорта РФ дано определение договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Данные договоры заключаются между железной дорогой и имеющими железнодорожные подъездные пути организациями, физическими лицами. В данных договорах определяется порядок подачи и уборки вагонов, сроки оборота вагонов и контейнеров и другие условия работы на подъездных путях ветвевладельцев. Определение договора подачи и уборки вагонов дано в ст.58  Устава железнодорожного транспорта РФ, в них регулируется подача и уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно – разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге. Вспомогательные договоры являются взаимными, так как стороны имеют как права, так и обязанности по отношению друг к другу. Данные договоры возмездные, железная дорога взимает почасовую плату за пользование вагонами в соответствии с тарифными руководствами. а также другие платежи и сборы: за маневровую работу локомотива, за взвешивание грузов и т.д. Вспомогательные договоры – консенсуальные, поскольку считаются заключенными с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям.

Предметом вспомогательных договоров являются услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных путях ветвевладельцев.

Вспомогательные договоры заключаются в письменной форме путем составления единого документа и подписываются руководителями сторон: железной дороги и ветвевладельцами.

Как правило, вспомогательные договоры носят долгосрочный характер, как сказано в п.1 ст.57 УЖТ РФ, они заключаются сроком на пять лет.

Содержание вспомогательных договоров составляют права и обязанности сторон.

Основной обязанностью транспортной организации является подача и уборка вагонов, а основной обязанностью ветвевладельцев – оплата оказанных услуг.

Железнодорожные подъездные пути, принадлежащие железной дороге, обслуживаются и содержатся железной дорогой, она осуществляет текущий и капитальный ремонт.

А грузоотправители, грузополучатели обеспечивают освещение данных подъездных путей, а также проводят очистку их от мусора и снега. конкретные вспомогательные договоры содержат и другие условия, предусмотренные Транспортным Уставом железных дорог РФ.

Значение вспомогательных договоров заключается в том, что они обеспечивают условия для нормальной работы транспорта, обеспечивают единый технологический процесс железнодорожных станций примыкания. Данные договоры регулируют условия работы на железнодорожных подъездных путях, а подъездные пути предназначены для обслуживания отдельных предприятий. организаций, учреждений, они связаны с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и могут принадлежать:

1. Предприятиям, организациям, учреждениям.

2. Железным дорогам.

Статья 798 ГК РФ устанавливает, что перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, т.е. стороны при обоюдном согласии могут заключать подобный договор. Это обстоятельство нашло свое подтверждение в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30, который устанавливает, что, "поскольку заключение договора об организации перевозок не является обязательным, при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке". И далее, в п. 2 Постановления особо подчеркивается, что заключение договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя, грузополучателя, что нехарактерно для сторон долгосрочного договора. При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров вторая сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях.

Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки