Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

      Хозяйственные общества являются, без сомнения, самой  распространенной формой юридических  лиц в Республике Беларусь. Это  обуславливает активную работу законодателя по совершенствованию правового  регулирования создания и деятельности обществ. Так, последние изменения в законодательство о хозяйственных обществах вступили в силу с января 2011 года. Тем не менее, законодательное регулирование данных вопросов нельзя назвать совершенным. Это обуславливает актуальность данной работы, целью которой является анализ правового регулирования хозяйственных обществ в Республики Беларусь.

      Несомненно, проблемы правового регулирования  хозяйственных обществ вызывают большой интерес в научных  кругах. Так, исследованию отдельных  аспектов создания и деятельности обществ  посвящены работы Я.И.Функа, В.Ф.Чигира, С.С.Вабищевича, И.А.Маньковского, Л.Г. Русак, С.Д.Могилевского, А.Рыбалкина и многих других авторов.

      В данной работе мы попытаемся проанализировать действующее законодательство, а  также существующую научную базу по вопросам, касающимся хозяйственных обществ, и обобщить результаты некоторых исследований, а также сделать собственные выводы.

      Задачами  данного исследования являются следующие:

    1. рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
    2. сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
    3. охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
    4. проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

     Основным  методами исследования в работе являются познавательный, исторический, системного анализа, сравнительный и другие. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

      Хозяйственные общества являются одной из наиболее распространенных форм юридических  лиц. Они известны законодательству многих стран мира, однако имеют различное правовое регулирование.

      Законодательство  об обществах и товариществах  имеет не менее чем двухсотлетнюю  историю развития. С достаточной  долей условности можно считать, что первым прообразом обществ и товариществ были регулируемые римским правом объединения частных лиц в форме universitas — субъекта права, все члены которого входят в образованное ими объединение. По утверждению Томаса Хайдеманиа, такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью, впервые была образована в Германии [11. С. 34]. Российскому законодательству XIX века также были известны юридические лица, которые, по сути, представляли собой подобие хозяйственных обществ в современном понимании. В 20-е годы ХХ века в России существовало развитое акционерное законодательство. Однако исследователи отмечали, что оно не обеспечивало надлежащий контроль за формированием уставного фонда открытых акционерных обществ, позволяло дельцам оформлять фиктивные покрытия уставного капитала, не предусматривало достаточную ответственность учредителей [12. С. 21]. В дальнейшем же, в результате установления советской власти, коммерческие юридические лица прекратили свое существование как класс. Даже советский энциклопедический словарь, изданный в 1985 г., не содержит такого понятия, как коммерческая организация. Более того, практически все термины словаря, которые начинались со слова «коммерческий», рассматривались применительно только к капиталистическому обществу [15. С. 609]. Тем не менее, некоторые виды хозяйственных обществ были законодательству СССР известны.

      Распад  Советского союза и отказ от социалистического строя повлияли на возникновение первых в Беларуси за длительный промежуток времени коммерческих юридических лиц. Наличие потребности в их создании обусловило формирование нового законодательства. Правда, первые законодательные акты, призванные заложить базу для развития хозяйственных обществ были не только недостаточно юридически грамотны, но в ряде случаев и противоречили друг другу.

     Основы  будущего законодательства о коммерческих хозяйственных обществах заложили Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 N 462-XII «О предприятиях» и Закон  Республики Беларусь от 11.12.1990 N 457-XII «О собственности в Республике Беларусь». Нельзя сказать, что данные нормативные правовые акты в достаточной степени освещали все вопросы создания и деятельности хозяйственных обществ, особенностей их права собственности. Это вполне закономерно, так как именно эта сфера правового регулирования в наибольшей степени отражала те коренные изменения, которые произошли в политической сфере и общественной жизни, и у законодателя еще не было опыта регулирования таких вопросов.

     Наиболее  важным актом стал Закон Республики Беларусь от  9 декабря 1992 г. N 2020-XII «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», на основе которого и сформировалось действующее законодательство о хозяйственных обществах. Данный Закон в первоначальной редакции состоял из четырех разделов и пятидесяти шести статей. Он раскрывал общие положения о хозяйственных обществах и устанавливал особенности правового регулирования акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.

     В 2006 году Законом Республики Беларусь от 10.01.2006 N 100-З текст Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» был изложен в новой редакции. Изменилось и его название – с 2006 года и по сей день указанный закон называется Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах). Наряду с Гражданским кодексом Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (далее – ГК) он является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы создания и деятельности хозяйственных обществ.

     Не  столь кардинальные, как в 2006 году, но весьма значимые изменения вносились  в Закон о хозяйственных обществах  в 2008 и 2010 году. На наш взгляд, стоит  подробнее остановиться на изменениях и дополнениях, которые были внесены Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. N 168-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 168-З), вступившим в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Им были внесены следующие изменения:

     - упразднена необходимость представления  передаточного акта, разделительного  баланса в регистрирующий орган;

     - исключено одно из оснований  для принудительной ликвидации  – снижение стоимости чистых активов хозяйственного общества менее минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

     - уточнен перечень целей, для  достижения которых общество  вправе приобретать собственные  акции;

     - формулировка «проведение экспертизы достоверности денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд» заменена на «осуществление оценки стоимости неденежного вклада в уставной фонд»;

     - в соответствии с ГК изменено  определение места нахождения  хозяйственного общества;

     - для обществ с ограниченной  и дополнительной ответственностью  предусмотрена утрата учредительным  договором статуса учредительного  документа. Теперь единственным  учредительным документом всех  хозяйственных обществ признается  устав;

     - вслед за изменениям, внесенными в ГК, изменен порядок продажи акций закрытых акционерных обществ;

     - внесены иные изменение, направленные  на приведение Закона о хозяйственных  обществах в соответствие с  действующим законодательством. 

      По  мнению П.Смыковской, поскольку указанные изменения приводят Закон о хозяйственных обществах в соответствие с существующими нормативными актами, они не повлияют на деятельность хозяйственных обществ после вступления в силу Закона № 168-З, так как данные нормы уже применяются. Одни изменения носят технический характер, другие детализируют уже действующие нормы законодательства [14. С. 3].

      Законом № 168-З внесен также ряд изменений, которые не предусматривались ранее  действующим законодательством:

    - усовершенствовано определение  хозяйственного общества. Теперь под хозяйственным обществом понимается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников;

      - внесены изменения в регулирование порядка совершения крупных и взаимосвязанных сделок хозяйственным обществом;

      - изложены в новой редакции  положения об аффилированных  лицах хозяйственного общества (ст. 56-57 Закона о хозяйственных обществах);

      - Статья 12 Закона о хозяйственных  обществах дополнена нормой, в  соответствии с которой учредительное  собрание хозяйственного общества проводится в очной форме, предусматривающей совместное присутствие учредителей хозяйственного общества. Особую важность данное положение имеет для иностранных учредителей;

    - лицам, уполномоченным созывать  внеочередное общее собрание, предоставляется право созыва очередного общего собрания участников хозяйственного общества, если уполномоченным органом хозяйственного общества в установленном порядке не созывается годовое общее собрание участников хозяйственного общества. Введение данной нормы поможет урегулировать некоторые возникающие в настоящий момент сложности в управлении обществом. Например, в ситуации конфликта между руководителем хозяйственного общества (как правило, именно единоличный исполнительный орган наделен полномочиями по созыву общих собраний участников) и его участниками руководитель может намеренно не созывать годовые собрания участников, лишая тем самым участников общества возможности ознакомиться с содержанием бухгалтерских отчетов общества до их подачи в налоговые органы, а также затрудняя принятие неблагоприятных для руководителя решений [14. С. 19];

    - отдельные изменения коснулись  требований к формированию уставного  фонда, к извещению о созыве  и проведении общего собрания  участников (акционеров), к оформлению  протокола и т.д.

      Более подробно некоторые из названных  изменений и дополнений будут  рассмотрены во второй главе настоящей  работы.

      Исходя  из приведенных выше положений, можно  с уверенностью сказать, что законодательство о хозяйственных обществах в  Республике Беларусь постоянно развивается. При этом белорусский законодатель во многом берет пример с законодательства других стран о хозяйственных обществах,  в особенности с законодательства Российской Федерации.

      В целом нормы российского законодательства о хозяйственных обществах содержат сходные положения с нормами белорусского законодательства. Однако в них присутствуют и некоторые более прогрессивные положения – например, нормы о возможности заключения акционерных соглашений. Так, под акционерным соглашением понимается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Акционерное соглашение является обязательным только для его сторон. Нарушение акционерного соглашения не может являться основанием для признания недействительными решений органов общества.

      Нормы об акционерном соглашении существуют не только в России, но и во многих других развитых странах мира. Из-за отсутствия в законодательстве Республики Беларусь такого важного средства формализации взаимоотношений между участниками общества, как акционерное соглашение, наше государство теряет в налоговых поступлениях (поскольку многие сделки и расчеты проводятся за рубежом с участием иностранных юридических и бизнес-консультантов) и в инвестиционной привлекательности [9. С. 103]. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы предусмотреть возможность заключения акционерных соглашений и в белорусском законодательстве.

      Аналогом  акционерных соглашений для обществ  с ограниченной ответственностью в  российском законодательстве с 2009 года является договор об осуществлении  прав участников общества с ограниченной ответственностью.

      Согласно  п.3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» под договором об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью понимается договор, по которому участники общества обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

      Данный  договор не является обязательным и заключается по желанию участников общества. Он не является учредительным документом, поскольку может быть заключен только после государственной регистрации общества. Договор об осуществлении прав участников общества носит неимущественный, организационный и конфиденциальный характер           [5. С. 71].

      Полагаем, что было бы целесообразно включить нормы о возможности заключения договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и в белорусское законодательство.

      В других странах, особенно странах англо-саксонской правовой семьи, положения о хозяйственных обществах существенно отличаются от норм, существующих на постсоветском пространстве.

      Так, в Великобритании выделяются три  группы компаний в зависимости от характера ответственности их участников по долгам компании:

  • Company limited by diaries – компания с ответственностью, ограниченной суммой, подлежащей уплате за акции;
  • Company limited by guarantee – компания с ответственностью, ограниченной гарантированной суммой;
  • Unlimited company – компания с неограниченной ответственностью.

      Кроме того, все компании в Соединенном Королевстве делятся на частные и публичные. Акт о компаниях 2006 года устанавливает два принципиальных отличия между данными организациями:

      - частная компания не вправе  предлагать свои ценные бумаги  широкой публике;

      - требования к капиталу частных компаний отсутствуют (минимальный размер уставного фонда равняется 1 фунту стерлингов) [21. С. 71].

      Любая компания может быть создана одним  лицом (физическим или юридическим), максимальное количество участников не ограничено. Данное положение существенно упрощает процесс создания юридических лиц. Следует отметить, что в Российской Федерации для создания хозяйственного общества также достаточно одного участника.

      В законодательстве некоторых стран (например, Франции, ФРГ) предусмотрена возможность создания так называемой акционерной коммандиты. Суть акционерной коммандиты (так, как она сложилась во Франции) заключается в том, что данное товарищество имеет два вида участников. С одной стороны, полные товарищи-коммерсанты, которые несут полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, с другой - акционеры, которых не может быть менее трех. Таким образом товарищество как бы заставляет «сожительствовать» внутри одного и того же юридического лица полных товарищей и акционеров [17. С. 285]. Основным достоинством такой организационно-правовой формы является стабильность управления.

      Не  раз были озвучены предложения по внедрению такой организационно-правовой формы  в законодательство как  Республики Беларусь, так и Российской Федерации.  При обсуждении проекта нынешнего ГК Республики Беларусь  предлагалось закрепить акционерную коммандиту - «товарищество, в котором наряду с одним или несколькими участниками, несущими ответственность всем своим имуществом (полными участниками), имеется несколько участников (коммандитных акционеров), которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах стоимости принадлежащих им акций» [12. С. 18]. Однако подобное положение не нашло достаточной поддержки. Тем не менее, Модельный Гражданский кодекс государств участников СНГ (ст. 105, 106)  урегулировал данную организационно-правовую форму юридического лица.

      В настоящее время создание акционерных  коммандит законодательством Республики Беларусь не предусмотрено. Наиболее близким  к ним видом хозяйственных обществ в Республики Беларусь является общество с дополнительной ответственностью. Однако нельзя утверждать, что данные формы идентичны. Тем более нельзя говорить о том,  что акционерная коммандита сможет  в полной мере заменить общества с дополнительной ответственностью.

      Подводя итог всему вышесказанному, можно  заметить, что законодательство Республики Беларусь о хозяйственных обществах  имеет длительную историю развития. Оно отражает потребности своего времени и модифицируется в зависимости от развития других нормативных правовых актов. Принимаемые изменения способствуют наиболее правильному регулированию деятельности хозяйственных обществ, устраняют пробелы и проблемы, возникающие на практике. Кроме того, белорусский законодатель анализирует и учитывает практику других государств в регулировании данного вопроса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      Одной из самых востребованных в экономическом обороте правовых форм юридических лиц является хозяйственное общество - коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

      В отличие от хозяйственных товариществ, которые представляют собой объединение лиц, хозяйственные общества рассматриваются как объединения капиталов. Их участники не обязаны принимать личное участие в делах общества (хотя по своему желанию они могут это делать)                [10. С. 233].

      Хозяйственные общества, бесспорно, являются коммерческими  юридическими лицами, в отношении  которых их участники имеют обязательственные права.

      Правоспособность  хозяйственного общества возникает  в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Создание хозяйственных обществ  регулируется ГК, Законом о хозяйственных  обществах, а также Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1), которым утверждены Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Хозяйственное общество может создаваться путем его учреждения или путем реорганизации иных юридических лиц.  Учредителями хозяйственного общества являются граждане (физические лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредители хозяйственного общества после его государственной регистрации становятся участниками. Анализируя названные выше правовые акты, процесс создания хозяйственного общества путем учреждения  можно разделить на следующие этапы:

      - принятие учредителями решения  об учреждении хозяйственного  общества, которое может быть  оформлено путем заключения договора  о создании хозяйственного общества  или в иной форме, определенной  учредителями. Решение принимается до проведения учредительного собрания. Требования к его содержанию установлены статьей 11 Закона о хозяйственных обществах;

      - созыв и проведение учредительного  собрания, на котором учредители  утверждают оценку стоимости  неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества; утверждают устав хозяйственного общества; образуют органы хозяйственного общества и избирают их членов; решают иные вопросы. После внесения изменений Законом от 15.07.2010 N 168-З учредительное собрание может проводиться только в очной форме. Решения принимаются единогласно и оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями хозяйственного общества.

      - до момента подачи в регистрирующий  орган документов для государственной  регистрации должен быть сформирован уставной фонд хозяйственного общества (в том числе проведена оценка стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада) и открыт временный счет; согласовано наименование общества  и определено его предполагаемое местонахождение.

      - утвержденный учредительным собранием  устав, а также иные документы,  предусмотренные Декретом № 1, подаются в установленном порядке  в регистрирующий орган по  месту нахождения юридического  лица.

      - регистрирующий орган принимает  документы, представленные для государственной регистрации, рассматривает их состав и содержание заявления о государственной регистрации и в случае соблюдения всех требований в день подачи документов ставит на уставе общества штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования. Юридическое лицо считается зарегистрированным со дня проставления штампа и внесения такой записи.

      Следует отметить, что Законом № 168-З было изменено определение места нахождения хозяйственного общества. Теперь место  нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности. В данном случае законодатель не учел, что в соответствии со статьей 53 Закона о хозяйственных обществах полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору доверительного управления другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Таким образом, из нормы статьи 4 Закона о хозяйственных обществах  в новой редакции вытекает, что общество обязано указывать в качестве своего юридического адреса адрес управляющей организации (управляющего), что не практике не представляется осуществимым [14. С. 6]. 

      Как уже упоминалось нами в первой главе, изменения коснулись и положений об учредительных документах хозяйственных обществ. Теперь единственным учредительным документом для любого хозяйственного общества, независимо от его организационно-правовой формы, является устав. Ранее для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью учредительным документом являлся также учредительный договор. После вступления в силу изменений учредительные договоры продолжают действовать в части, не противоречащей законодательству и уставу. Они утратили двойственность своей правовой природы (которая была обусловлена императивностью норм законодательства, придающих документам статус учредительных) и фактически стали гражданско-правовыми договорами о совместной деятельности участников общества, к которым применимы все общие положения ГК о договоре [6. С. 12]. В связи с этим необходимо отличать учредительный договор от договора о создании хозяйственного общества, в особенности потому, что последний прекращается с момента создания хозяйственного общества, а учредительный договор продолжает действовать на протяжении всего срока существования общества.

      Что касается устава, то он утверждается учредителями хозяйственного общества и должен определять наименование хозяйственного общества и место его нахождения; цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности; размер уставного фонда; права и обязанности участников; структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов; порядок управления деятельностью хозяйственного общества; орган управления хозяйственного общества или лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников; порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов; условия и порядок распределения прибыли и убытков; перечень представительств и филиалов; ответственность общества, его участников; порядок утверждения бухгалтерской отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов; порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе; иные сведения, предусмотренные Законом о хозяйственных обществах и другим законодательством. Например, Декретом № 1 предусмотрено, что в уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь