Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов

 
 

    Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………….........   

Глава 1. Законодательство о правах и гарантиях

деятельности  профсоюзов……………………………………………………..   

Глава 2. Основные права профсоюзов………………………………………   

Глава 3. Гарантии деятельности профсоюзов……………………………...  

Заключение……………………………………………………………………..   

Список  литературы…………………………………………………………….  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение  в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

    Профессиональные  союзы — наиболее массовая общественная организация, объединяющая в своих  рядах не только работающих в различных сферах народного хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной организации. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами государственной власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями и др.

    Если  социальное назначение профессиональных союзов— представлять и защищать права и интересы работников —  было и остается неизменным, то этого  нельзя сказать об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых профсоюзы участвуют, но прежде всего – от основных экономических отношений – от отношений собственности, социально-экономической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы. Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

    Современное законодательство о профсоюзах состоит  из норм Конституции и Трудового  кодекса РФ (глава  58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом  «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года № 93 ФЗ), Федерального закона  от 20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ), Основ законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля 1995 года № 109-ФЗ) и др.

    Это  законодательство, используемое в процессе работы, отражает новые  социально-экономические  условия, складывающиеся в российском обществе и государстве в настоящее  время и значительно изменяет  организационно-правовые основы деятельности профсоюзов в современных условиях.  
 

  1. Законодательство  о правах и гарантиях  деятельности профсоюзов
 

    Первые  профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило  государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.

    Под давлением рабочего движения впервые  профсоюзы были признаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.

    С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

    Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе  ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. В качестве одного из первых законодатель называет  право контроля за исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия  эффективных механизмов защиты трудовых прав работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля  за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником  и могут и должны  оперативно  реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления профсоюзного контроля.

    Следует отметить, что Федеральный закон  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. также закрепляет право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам  и организациях, в которых работают  члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

    Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны  труда  и окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они могут беспрепятственно посещать  организации – независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда  и окружающей природной среды в соответствии и федеральным законодательством.

    Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов.

    Работодатели, должностные лица в свою очередь  обязаны, получив требование об устранении выявленных нарушений, в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

      Права профсоюзов по обеспечению  занятости и трудоустройств предусмотрены  также в Федеральном законе  «О занятости населения  Российской  Федерации» в ред. от 20 апреля 1996 г., а их права по охране труда закреплены также в Основах законодательств Российской Федерации об охране труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г. Статья 30 Конституции РФ предусматривает вправо создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Она гарантирует и свободу деятельности общественных объединений, в том числе и профсоюзов.

    Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» предусматривает  право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. Все закрепленные в указанных актах права профсоюзов определяют правовое положение (правовой статус) профсоюзов.

    Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации о вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. 1. Общие положения ст. 1 — 10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11 — 23), гл. Ш. Гарантии прав профсоюзов (ст. 24 — 28), гл. IV. Защита прав профсоюзов ст. 29, 30), гл. V. Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заключительные положения (ст. 32 — 33). Закон установил правовые основы здания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений.

    Законодательство  субъектов Федерации не может  ограничивать права профсоюзов и  гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, их объединений.

    Правоспособность  профсоюзов, их объединений, первичной  профсоюзной организации возникает  как правоспособность юридического с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.

    Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они могут создавать  свои объединения (ассоциации) отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему  профессиональную специфику. Различаются их объединения и органы

- общероссийские, межрегиональные, территориальные  (республик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть  представителями работников при  соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений.

    Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорганизации, общероссийского  профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объединений, территориального профсоюза и их объединении, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.

    «Профсоюзный  представитель —  это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа». Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

    Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения  в соответствии с их уставом. Взаимоотношения  между различными органами профсоюзов также регулируются уставами и другими  актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируют трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как орган наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов являю организационно-управленческими отношениями.

    Из  легального понятия профсоюзов видно, что его основными направлениями деятельности, т.е. функциями, является функция представительства работников, и ее он осуществляет на всех уровнях с органов, и функция защитная по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов работников.

    В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом о них право на участие  в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений).

    Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную  свою функцию - защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в и контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.

    Права профсоюзов — это большое социальное завоевание трудящихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

    Защитная  функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявляется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их применении и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей.

    Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права  профсоюз может осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов  работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального.

    Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь  своих представителей в коллегиальных  органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности).  
 

  1. Основные  права профсоюзов
 

    Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными правами профсоюзов являются:

1. Право  представительства и защиту социально-трудовых  прав и интересов работников.

2. Право  на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

3.  Право  на содействие занятости. 

4. Право  на ведение коллективных переговоров,  заключение соглашений, коллективных  договоров и контроль за их  выполнением. 

5. Право  профсоюзов по социальной защите работников.

6. Право  на коллективные трудовые споры  и участие в их урегулировании.

7. Право  профсоюзного контроля за соблюдением  трудового законодательства.

8. Права  в области охраны труда и  окружающей природной среды.

9. Право  профсоюзов на участие в подготовке и повышении  квалификации профсоюзных кадров.

10. Право  профсоюзов на участие в осуществлении  приватизации государственного  и муниципального имущества.

    Во  всех этих основных правах профсоюзы  реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов.

    1. Право представительства  работников закреплено за профсоюзами Федеральным законом о профсоюзах, гл. 4 Трудового кодекса РФ  и Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Согласно ст.29 Трудового кодекса «интересы работников организации представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

    Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.»

    Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем:

  1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.
  2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.
  3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства.
  4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.
  5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости.
  6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

    Профсоюзы участвуют в правовом регулировании  социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения.

      Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия. Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата. Используя право представительства, профсоюз активно реализует вою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

    2. Право профсоюзов  на участие в  нормотворческой  и правоприменительной  деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работников данного производства.

    Профсоюзы, согласно п. 1 ст. 11 Закона о них, вправе выступать с предложениями о  принятии соответствующими органами государственной  власти законов и иных нормативных  правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

    Права профкома организации широко предусмотрел Трудовой кодекс РФ в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права.

При этом права профкома классифицируются по объему прав в правоприменении на четыре вида:

  1. Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, определение кандидатов ни Доску почета, в Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади, установление 5-ти или 6-тидневной рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет) и др. В совместных правах воля администрации и профкома одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов.
  2. Права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом. Согласительного характера прав у профкома много: согласия профкома на перевод членов профкома на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряд других правоприменительных действий администрации лишь с согласия профкома (установление систем оплаты труда, форм материального поощрения, утверждения Положения премировании, замена и пересмотр норм труда и др.).

    Таким образом профкомы имеют право  участвовать по некоторым вопросам в   реализации управленческой компетенции администрации.

  1. Права совещательного характера, когда администрация осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов за определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.

    Следует отметить, что, согласно Трудового кодекса  РФ, не каждое решение, принимаемое  работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре. 

    3. Права профсоюзов  на содействие  занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В той области профсоюзы имеют следующие права:

  1. Принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации.
  2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные орган власти предложения о, перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников.
  3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
  4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя.
  5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.
  6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
  7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов