Законодательство о защите прав потребителей

2



Московский  Институт 

Предпринимательства  и  Права

юридический факультет

вечернее отделение

группа 302 «Ю»

Курсовая  работа

по  учебной  дисциплине:   Гражданское  право  РФ

на тему:  «Законодательство  о  защите

прав  потребителей»

 

 

Исполнитель:           Научный руководитель:

Заможных А. Л.          Завьялова Т. Н.

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2000

 

План:

 

лист

 

Введение           3

 

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите 

прав потребителей          4

 

2) Права потребителей  на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность 

другой стороны договора за их нарушение             9

 

3) Права потребителей  на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность  другой стороны договора за

нарушение этих прав                10

 

4) Права потребителей  в случае продажи им товаров 

ненадлежащего качества                13

 

5) Претензии и иски  потребителей             24

 

6) Выводы и предложения               31

 

Список использованной литературы             33

 

Введение

 

Защита прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства. 

До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7 февраля  1992 года Закона «О защите прав потребителей» потребители получили правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя  лучший опыт соответствующей международной и зарубежной  национальной  законодательной  практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона  РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей.

 

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите 

прав потребителей

 

Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства  торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

Основным нормативным  актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в  действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон)1.

Закон регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Закон не содержит каких либо общих  критериев разграничения компетенции  по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют  намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.

Под предпринимателями  понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.

Одним из важнейших  прав потребителя является право на получение  товаров, результатов работ и  услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям.

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

1. Закон в отличие  от ГК не первое место поставил  не договор, а обязательное требование стандартов.

Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров  для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».

В законе РФ «О поставках  продукции и товаров для государственных  нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия  договора. Два других критерия (обычные  требования, информация о товаре) также  должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

2. ГК отсылает обычно  предъявляемым требованиям в  тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).

Закон предал обычно предъявляемым  требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

3. Закон дополнительно  ввел новый критерий – информация о продукции – критерий качества.

Специфическим правом потребителя  в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров  ненадлежащего качества. Оно действует  лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.

Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные  товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут  включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.

Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том  торговом предприятии, где он был  приобретен.

Потребитель может осуществить  свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

 

Законодательство об экспертизах  некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении

 

В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота  некачественных пищевых продуктов  на потребительском рынке Правительство  РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о  проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении.

Этим постановлением определена компетенция государственных  органов по проведению экспертизы и  определению дальнейшей судьбы некачественной продукции:

    • органы санитарно – эпидемиологического надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
    • органы ветеринарного надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм;
    • органы надзора в области стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном порядке государственной сертификации;
    • органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки – в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;
    • органы контроля в торговле – в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.

В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной  признается продукция:

    • не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно – санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;
    • имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
    • не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;
    • свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
    • маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
    • с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.

В остальных случаях  обнаруженная некачественная пищевая  продукция подлежит экспертизе с  целью определения возможности  ее дальнейшего использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям  нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

На основании результатов  экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление  о запрещении ее использования по назначению.

Ответственность за передачу продукции для дальнейшего использования  или уничтожения возлагается  на владельца продукции.

Уничтожение проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно  с организацией, ответственной за ее уничтожение.

Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его  процессе подвергаются обеззараживанию.

Уничтожение оформляется  актом, один экземпляр которого в 3-дневный  срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.

Все расходы, связанные  с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.

 

Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей

16 января 1996 г. вступил  в силу Закон РФ  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации   «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об  административных  правонарушениях»2.

Изменения внесены практически  в каждую  статью  Закона. Многие из них носят редакционный характер и  не  нуждаются  в дополнительных комментариях. Однако  ряд  изменений  довольно существенно затрагивает  интересы  как  потребителей,  так  и  производителей (продавцов).

Если раньше потребитель  имел право  потребовать  замены любого товара при возникновении  в  нем  даже  незначительных дефектов, то теперь Закон  установил  ограничения  на  замену сложно-технических товаров. Право на  их  замену  потребитель  имеет только в случае обнаружения существенного недостатка.

Другой новацией Закона  стало  установление  сроков,  в течение  которых   продавец   обязан   исполнить   требования потребителя о соразмерном  уменьшении  покупной  цены  товара  или  расторжении  договора. Продавец (изготовитель)  обязан выполнить такое требование не позднее  семидневного срока  с момента  обращения  потребителя.  За  каждый  день  просрочки возврата потребителю денег установлена неустойка.

Аналогичные   сроки    установлены    для    исполнения требований  потребителя  при  оказании  ему  различного  рода услуг.

Закон  установил  более  суровую   ответственность   за нарушение прав потребителей. Как  и  прежде,  Государственный антимонопольный  комитет РФ   осуществляет   государственный контроль за соблюдением хозяйствующими   субъектами   прав потребителей.  Однако  если  прежде  сумма  взыскиваемого  за нарушение  прав  потребителей  штрафа  не   могла   превышать 1000000 руб., то  принятые  изменения дают  право наложения штрафа в сумме до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как известно, одной из форм  деятельности  общественных объединений является предъявление исков  в  защиту  отдельных  потребителей или неопределенного  круга  потребителей. Эти иски требуют большой предварительной подготовки,  затраты на которую ложатся на организацию. В целях изменения ситуации  в Закон введена норма о  возмещении  общественным  объединениям потребителей  расходов,  связанных с подготовкой судебного иска, с привлечением к участию в деле экспертов и юристов.

И  наконец,  еще  одно  изменение   в   Законе, прямо затрагивающее интересы  общественных объединений потребителей. Статья 13 Закона устанавливает право  судов  при удовлетворении   требований   потребителей взыскивать с ответчика штраф в бюджет за нарушение  добровольного  порядка удовлетворения требований потребителя. С принятием  изменений 50% от  взысканных  сумм будет направляться в бюджет организации потребителей, которая выступила инициатором иска.

 

2) Права потребителей  на получение объективной информации  о товаре (работе, услуге) и ответственность  другой стороны договора за  их нарушение

 

Потребитель вправе потребовать  от продавца (изготовителя,  исполнителя) предоставления необходимой  и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых им товарах (работах,  услугах) и о режиме его работы3. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.

Указания в настоящей  статьи  информация в наглядной  и доступной форме доводится  до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров  о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре

В случае  если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю.

В случае причинения вреда  жизни,  здоровью и имуществу  потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям,  предусмотренным законом или договором.

При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков, причиненных недостоверной или  недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения  об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

 

 

3) Права потребителей  на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность  другой стороны договора

за нарушение  этих прав

 

Введеные в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг4.

Указанные законы предусматривают  обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель  имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и  изготовлении товаров, путем обеспечения  возможности его ремонта и  технического обслуживания. Ответственность  за определение необходимости и  разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.

Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

Закон “О защите прав потребителей”  не ограничивается установлением порядка  и формы правового регулирования  требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

На сертифицированные  товары в установленном порядке  выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

Продукция прошедшая  сертификацию и выпускаемая предприятиями  может оказаться фактически не соответствующей  установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред – принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

Закон недостаточно четко  дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.

Законом установлено, что  за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).

Изготовитель  обязан:

  • обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
  • представить продукцию на сертификацию;
  • разработать специальные правила использования продукции;
  • установить срок службы (годности) продукции;
  • обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб.

 

Продавец  обязан:

  • обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
  • обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.

Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение  установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.

 

 

4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества

 

1. Статья 18, открывающая  главу II Закона, претерпела серьезные  изменения по сравнению с первоначальной  редакцией. Кроме того, при применении  главы II необходимо учитывать  главу 30 ГК РФ, регулирующую договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже (параграф 1) и нормы о розничной купле-продаже (параграф 2). В связи с этим важно отметить два обстоятельства: первое – положения параграфа 1 применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничной, поставке и др.), если иное не предусмотрено правилами ГК об этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК). Таким образом, приоритет отдается специальным нормам; второе – к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Таким образом, в принципе установлена следующая иерархия применения норм о розничной купле-продаже: специальные нормы ГК, общие положения о купле-продаже, законодательство о защите прав потребителей. (см. п. 3 комментария к ст. 1)5

2. Статья 18 определяет  права потребителя в случае  продажи товара ненадлежащего  качества (в первой редакции – с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.

В отношении технически сложных товаров, перечень которых  утвержден Правительством РФ, в новой  редакции Закона предусмотрено серьезное  нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки или расторгнуть договор купли-продажи, недостаточно наличия простого недостатка.

Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные  в статье требования могут быть предъявлены  при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Вторым исключением  из объема прав потребителя, установленных  ст. 18, является правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть удоволетворено лишь с согласия продавца. В отношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить. При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, также распространяется правило о необходимости наличия существенного недостатка для предъявления требований о замене или расторжении договора. Поскольку комиссионный магазин, согласно ст. 990 ГК, совершает сделки от своего имени, приобретает права и становится обязанным по сделке с третьими лицами (покупателями), то на него, естественно, ложатся все неблагоприятные последствия приемки и продажи товаров с недостатками. В случае удовлетворения требований потребителя об уменьшении покупной цены магазин не вправе, если это не оговорено в договоре комиссии, относить сумму уценки на комитента.