Законодательство Древней Греции

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Древнегреческое право  изучено в меньшей степени, чем, например, право Древнего Рима. Это связано с отсутствием хорошо сохранившихся, имеющих значительный предмет регулирования памятников древнегреческого права, а также с рядом его принципиальных особенностей, в частности недостаточной разработанностью отдельных положений и институтов, отсутствием догматической шлифовки правового материала.

Наиболее известной  формой древнегреческого права является правовая система Древних Афин. Почти ни одно современное исследование, посвященное греческому праву, не обходится без анализа основных принципов права афинского полиса. Именно его демократические особенности способствовали становлению относительно развитой юридической системы, включающей гарантии прав гражданина, включая свободу судебных выступлений, образцы которых служат незаменимым источником сведений о юридической жизни эллинов, особенно в уголовно-правовой сфере.

На протяжении всей истории  древнегреческой цивилизации действующее право обычно рассматривалось в качестве сугубо эмпирического явления.

В Древней Греции не сложилось  особой корпорации профессиональных юристов, наподобие римских юридических  коллегий или научных школ «iuris prudentes». В Древних Афинах право никогда не было предметом организованного государственного или частного преподавания. Сами участники многочисленных афинских судебных коллегий не отличались высокой юридической осведомленностью и при постановлении судебных решений руководствовались нередко лишь «гражданской совестью», за что обычно получали подношения от заинтересованных лиц.

Отдельные нормативные  установления, постепенно сложившиеся  в древнегреческом юридическом  обороте и заключенные в немногочисленных источниках, не имели самостоятельной, специфически правовой природы, ибо не существовало четкой грани между правом сакральным и светским, началами публичным и частным. Неотчлененность правовых предписаний от морально-этических взаимосвязана с такой особенностью древнегреческой правовой культуры, как скудный юридический тезаурус. В частности, не существовало древнегреческого эквивалента латинскому термину «jus» («право»). Категория «дикайон» («справедливое»), использовавшаяся нередко в значении близком к объективному праву, имела неясную семантику.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что  право современного общества базируется на древних законодательствах. Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, оказала большое влияние на развитие государства и права современного общества.

Систему права Древней Греции составляли законы, псефисмы, правовые обычаи, судебные решения.

Цель данной работы – рассмотреть историю права Древней Греции.

Задачи: проанализировать законодательство Драконта; разобрать Гортинские законы; рассмотреть законодательство Ликурга.

Объект: юридическая природа права Древней Греции.

Предмет: право Древней Греции.

В данной работе были использованы такие источники как законодательство Драконта, которое считается древнейшей систематизацией афинского права. Известны они своей непомерной жестокостью; укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

Законодательство Ликурга имело в виду сохранить имущественное равенство спартанцев. Держать их в постоянной боевой готовности для борьбы против илотов.

Гортинские законы - единственный сохранившийся почти полностью памятник древнегреческого законодательства. Датируется V в. до н.э. Составлен в городе Гортина на о-ве Крит. Гортинские законы охватывают самые широкие стороны общественной жизни Гортины: имущественное, наследственное, семейное право и др.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. 1. Законодательство Драконта

 

Важным событием в истории Афин VII в. до н. э. стала запись законов архонтом Драконтом предположительно в 621 г. до н. э.1 Аристотелевское описание его «конституции» по своему содержанию соответствует олигархическим проектам V- IV вв. до н. э. и однозначно признается сегодня литературной фикцией, не имеющей отношения к действительности. Аутентичный текст законодательства Драконта восстанавливается частично по одной надписи 409/408 г. до н. э., представляющей собой вторичное издание этих законов, а также по упоминаниям в речах Демосфена и у Плутарха. Данные этих источников практически совпадают и дают хорошее представление об общем содержании законов.

Что же представляли собой  законы Драконта? Прежде всего, очевидно, что это была не политическая реформа, а запись обычного уголовного права  с внесением в него некоторых  изменений. Аристотель в «Политике» говорит, что законы Драконта были изданы для уже существующего государственного строя и не представляли ничего нового. Действительно, в этих законах шла речь только об уголовных преступлениях, судимых на основе обычая. Поэтому в самом тексте законов они названы словом «обычаи», «установления». Эти слова предполагают наличие какого-либо внешнего агента или внешней силы, со стороны которой эти нормы порядка были «даны» или «учреждены». Такими агентами - учредителями общественной жизни у греков были боги. У Гомера и Гесиода эти функции выполнял Зевс, а у Тиртея - Аполлон. Согласно мифологической модели, даже в том случае, когда законы устанавливает конкретный законодатель, он является не автором, но лишь инструментом, посредством которого действует божество. Так было, например, с Ликургом в Спарте: он получил свои законы в Дельфах от Аполлона. Поэтому автором спартанского государственного устройства считали не Ликурга, а самого Аполлона. Такие представления были естественны для той древней эпохи, ведь если у Гомера даже простые поступки внушаются божеством, то в еще большей мере это должно было относиться к обычаям и нормам, регулирующим социальную жизнь людей. Следовательно, от Зевса происходили не только цари, но также обычаи и законы. Это значит, что первая фундаментальная политическая концепция греков рассматривала власть и право как божественный дар. Это была иерархическая модель власти, ориентированная по вертикали божество - человек. Основу ее составляла религия и только в условиях веры она и могла существовать. Как видим, законы Драконта по своей самодефиниции вполне вписываются в схему этой модели.

Что же касается содержания законов, то, насколько можно судить по источникам, большая часть их была посвящена делам об убийствах. Во всяком случае, до нас дошла только эта часть. Возможно, это и было основной целью законодательства. Плутарх сообщает, что после подавления заговора Килона афинское общество раздирали смуты: оставшиеся в живых сторонники Килона враждовали с партией Мегакла. Несмотря на то, что здесь у Плутарха заметна явная хронологическая путаница, нет ничего невозможного в том, что как до, так и после изгнания Алкмеонидов могли происходить многочисленные акты кровавой мести. Как известно, кровная месть и родовая вражда имеют тенденцию к наследственной передаче и сохранению. Поэтому в интересах общественного порядка было необходимо ограничить произвол и законодательно урегулировать проблему наказания виновных. Так или иначе, но именно это и сделал Драконт.

Подход Драконта отмечен все  же некоторой новизной: он впервые стал различать умышленные и неумышленные убийства, а право преследования убийцы ограничил родственниками убитого или членами его фратрии. Однако все это не было чем-то принципиально новым, ведь, по сути дела, законы Драконта не отменили кровную месть, а просто ввели ее законодательное регулирование. Если раньше преследование и наказание убийц осуществлялось в частном порядке, то теперь это попало под надзор должностных лиц. Отныне родственники убитого должны были добиваться отмщения в судебном порядке, причем инициатива исходила не от государства, а от них самих. Государство только устанавливало правила возмездия и норму наказания. Чаще всего применялось изгнание, издревле практиковавшееся в таких случаях. Изгнание как норма наказания часто встречается как в истории (судьба Алкмеонидов), так и в мифологии греков (например, мифы о Геракле, убившем Ифита, или Пелее, убившем Фока). Показательно, что в случае отсутствия прямых родственников убитого право преследования по закону получали члены его фратрии. Тем самым культовое родство членов религиозного объединения приравнивалось кровному родству. Это говорит в пользу древности и аутентичности данного закона, так как именно на такой идее культового родства строилось, как мы видели, древнейшее политическое единство Аттики.

Кроме того, Драконт ввел практику взимания пени, т. е. прощение виновного  за выкуп. Но и это не было чем-то новым, так как взимание пени существовало уже в гомеровские времена. Драконт  только придал ему силу закона, что  вообще было типично для ранних законодательств, будь то варварские «правды» раннего средневековья или ранний закон в Шумере.2 Все это говорит о глубокой традиционной ориентации Драконта.

Наряду с законами об убийствах  античная традиция приписывала Драконту еще и законы против праздности и воровства. К сожалению, эта группа законов не сохранилась, но из ее тематики можно предполагать, что в ней шла речь о защите частной собственности. Эти законы прославились жестокостью наказаний за малейшее правонарушение. За все проступки они предусматривали смертную казнь и потому были названы «кровавыми».

Иногда отмечается, что такая  суровость свидетельствует о  примитивности законов и сближает их с другими ранними законодательствами. Их содержание утрачено, потому что  позднее они были отменены Солоном, за исключением законов об убийствах, которые оставались в силе и были переизданы в конце V в. до н. э. Здравая логика подсказывает, что законы об охране собственности должны были появиться уже в VII в. до н. э., так как в них назрела острая необходимость. Как уже говорилось, в гомеровскую эпоху имущественные и наследственные отношения находились в довольно неразвитом состоянии; право собственности не было защищено, и это вело к насилию, захватам чужого имущества и всякого рода несправедливостям. Показательно, что Одиссей обвинял женихов не в покушении на его власть - это был вопрос харизмы, - а в том, что они разоряли его имущество. Конфликт Одиссея с женихами был разрешен судом Линча и при вмешательстве божества. Личная расправа вместо суда - таковы были реалии гомеровской эпохи. Во времена Гесиода частная собственность давно уже была нормой жизни, но все еще не была достаточно защищена. Сам Гесиод стал жертвой царей - «дароядцев», которые за мзду вершили неправый суд и отняли у него часть наследства. Отсутствие фиксированного законодательства открывало широкий простор подобного рода произволу. Поэтому со временем неизбежно должна была наступить стадия правового регулирования отношений собственности, и тогда появился Драконт со своими законами.3

Законодательство Драконта стало началом радикальной перестройки мышления и всего образа жизни афинян. Под влиянием новых социально-экономических процессов стала сказываться недостаточность традиционного уклада. Раньше, на более примитивной стадии развития с простейшими формами организации и хозяйственной деятельности, вполне хватало простого обычая, т. е. неписаного устного права. Священные установления, доставшиеся от предков, регулировали тогда всю общественную жизнь. Эти нормы имели божественное происхождение, а религиозный страх служил гарантом их соблюдения, охранял договоры и клятвы.4 Правопорядок обеспечивался религией и поддерживался верой. Однако развитие новых социальных и имущественных отношений меняло действительность. Обычай не знал частной собственности, социальной дифференциации и порожденных ими явлений. Он уже не соответствовал изменившимся формам жизни и его стало не хватать. Нужны были новые регулирующие нормы, требовавшие человеческого вмешательства. К тому же и традиционная вера со временем ослабевала, раз уже Гомеру были известны люди, не боящиеся гнева богов и нарушающие их уставы. Простая олимпийская религия уже не справлялась с социальной нагрузкой и стала терять влияние на общество, уступая место попыткам рационального обустройства человеческого общежития. Отмена царской власти была первым шагом на этом пути. Вторым шагом стали законы Драконта.

С точки зрения социально-политической, значение этих законов выражается в  трех основных аспектах. Во-первых, ограничение  личного произвола кровной мести расширяло сферу влияния политических институций. Преступления перестали быть частным делом и стали общественным, т. е. государственным делом. Это уже новый уровень социальной организации. Во-вторых, законы Драконта были даны одинаково для всех, без различия сословия и происхождения. Это уже начало правового равноправия, иначе говоря, равенства всех перед законом. В-третьих, законы были даны для всей Аттики, для всех ее регионов, что способствовало унификации и более тесному объединению страны.  

Делая вывод, можно сказать, что законы Драконта стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью, но, тем не менее, эти законы ограничили власть архонтов. Вводится понятие умысла и неосторожности. Законодательство Драконта ознаменовало начало новой фазы политического развития - переход к фиксированным правовым отношениям в обществе.

1. 2. Гортинские законы

Гортинские законы – это свод древнегреческих законов из города Гортина, остров Крит. Сохранились в виде надписи на каменной стене. Надпись датируется V веком до н. э., но сами законы восходят к более раннему времени.

Гортинские законы обнаружены в  городе Гортине (на острове Крит) итальянским  археологом Федерико Хальберром в 1884 году. Ученый нашел надписи, вырезанные на каменной стене круглого в плане здания, над которым в римское время был сооружен театр. Вероятно, древнейшее строение представляло собой гортинский дикастерий, то есть общественный суд.

Первоначально были найдены только 4 столбца. Дальнейшие раскопки, сделанные  совместно с немецким археологом Фабрициусом, вскрыли остальные 8 столбцов, на которых вырезаны законы. Эти 12 Гортинских таблиц сделались достоянием ученого мира, одним из важнейших и наиболее полных памятников древнегреческого законодательства. Филологов они обогатили огромным материалом для изучения одного из древнейших дорических диалектов древнегреческого языка.

Эти законы были не первыми в Гортине. Вблизи того же здания найдены незначительные фрагменты других надписей с текстами законодательного характера. Эти надписи могут быть отнесены к концу VII - началу VI вв. до н. э. Их сличение с надписью V в. до н. э. показывает, что позднейшая надпись повторяет многие положения древнейших законов, представляя собою, видимо, расширенный и несколько переработанный вариант законодательства, восходящего к архаическому периоду.5

Античные авторы отмечали, что Крит с древнейших времен был известен своими законами. О древности критских законов сообщает Аристотель. По его  словам, дорийцы, пришедшие на остров из Лаконики, нашли на Крите уже сложившуюся систему законодательства и переняли ее у местного населения, а спартанский законодатель Ликург позднее заимствовал ее для Спарты:

«Лакедемонское (Спартанское) законодательство, как говорят, и вероятно так и есть, в большой степени повторяет Критское.(...) Ликт (город на Крите) - колония лакедемонян, и колонисты, когда они пришли на Крит, переняли законодательство, которое нашли у местных жителей. Даже до этих дней периэки, или подчиненное население Крита, управляются первоначальными законами, которые Минос, предположительно, ввел в действие».6

Древнегреческий историк  Эфор, на которого ссылается Страбон (10.4.8, 10.4.17), особо выделяет два критских города - Ликт и Гортину - где в наиболее чистом виде сохранились древние законы, восходящие, возможно, еще к Миносу. Аристотель проводит аналогию между периэками на Крите и гелотами в Спарте (но не с лично свободными периеками Спарты), таким образом Гортинские законы позволяют лучше понять положение илотов в общественном устройстве Спарты.

Многие характерные  черты Гортинских законов свойственны  также ряду других сводов древнегреческого законодательства архаического периода. Так, в гортинском законодательстве детально разработаны нормы частного права, но при этом нет никаких  установлений конституционного характера - законодатель не пытался пересмотреть существовавшую систему государственного управления, рассматривая прежде всего нормы семейного, наследственного и некоторые вопросы имущественного права. Интересны архаическая организация семьи, брака и наследования, совмещающаяся со сравнительно развитыми имущественными отношениями. Законы направлены на сохранение имущества внутри семьи, из-за этого стимулируются браки между родственниками.

Уголовное право разработано  слабо: в частности, отсутствуют статьи о наказании за убийство. В этом можно усмотреть один из пережитков родового строя, когда убийство считалось делом, касающимся, прежде всего родственников убитого.

Еще одной характерной  чертой гортинского законодательства является конкретность в определении наказания за каждое правонарушение. Постановления различают 4 категории участников процесса: свободных граждан гетерии; апетайров - не членов гетерии; крепостных войкеев (периэков у Аристотеля); рабов.

Рабы и крепостные также защищаются законом как имущество, принадлежащее их хозяевам.

Решение судьи в спорных  ситуациях зависит от показаний  свидетелей, причем количество последних  зависит от тяжести преступления. Если свидетели отсутствуют, то судья  опирается на показания сторон, заверенные клятвой.

Ниже приводятся некоторые  статьи Гортинских законов в переводе Л. Н. Казамановой.7

Относительно рабов:

Если спор идет о том, был ли он свободным или рабом, пусть будут иметь силу те, кто  выскажется за то, что он был свободным.

Если судятся из-за раба, и каждый утверждает, что раб принадлежит ему, то, если выскажется свидетель, решать согласно показанию свидетеля.

Если кто изнасилует рабыню, живущую  в доме, то пусть уплатит два  статера.

Если (раб), придя к свободной, женится на ней, то дети пусть будут свободными.

Если свободная придет к рабу, то пусть дети будут рабами.

Если купивший на рынке раба не отвергнет его в течение 60 дней, то, если раб оскорбил кого-либо раньше или потом, пусть купивший отвечает за него перед судом.

Относительно уголовных преступлений:

Если кто-либо (из свободных) изнасилует свободного или свободную, то пусть заплатит сто статеров.

Если (кто-либо из свободных изнасилует) сына или дочь апетайра (чужеземца), то десять (статеров).

Если раб свободного или свободную, то пусть уплатит вдвое (20 статеров).

Если свободный войкея или войкею (крепостных), то пять драхм (два с половиной статера).

Если войкей (изнасилует) войкея или войкею, то пять статеров

Если кто-либо захватит (человека) в прелюбодеянии со свободной в доме отца или брата, или мужа, пусть заплатит сто статеров, если в другом месте - пятьдесят.

Если (кто-либо захватит человека в прелюбодеянии) с женой апетайра - десять (статеров).

Семейные отношения:

Если муж и жена разводятся, то жена пусть имеет свое (имущество), которое имела, когда пришла к мужу, и половину дохода, если он будет от ее имущества, и половину из того, что наткала, если будет, и пять статеров в том случае, если муж будет виновником развода.

Если родит разведенная  женщина, то пусть она принесет (ребенка) в дом мужа при трех свидетелях.

Если он не примет, то пусть у матери будет (право) воспитывать ребенка или подкинуть. Пусть будет иметь силу клятва родственников и свидетелей, которые принесли (ребенка).

Если родит разведенная  войкея, то пусть она принесет (ребенка) хозяину человека, который был на ней женат, при двух свидетелях.

Если он не примет, то пусть (ребенок) будет у хозяина войкеи.

Если разведенная женщина  подбросит ребенка до того, как  принесет его (мужу), как предписано, то пусть заплатит за свободного пятьдесят статеров, за раба - двадцать пять, если проиграет дело.

Дочь-наследница пусть  выходит замуж за старшего брата  отца.

Если совершеннолетний родственник, имеющий право жениться на дочери-наследнице, не захочет жениться на желающей выйти замуж совершеннолетней (дочери-наследнице), то пусть родственники дочери-наследницы подают в суд, а судья пусть присудит (его жениться в течение двух месяцев).

Если (девушка), выданная замуж отцом или братом, окажется дочерью-наследницей и не захочет быть замужем за тем, за кого ее выдали при его желании быть женатым, то, если у нее есть дети, пусть, получив из имущества согласно предписанию (законов), выходит замуж за другого из филы.

Если у нее нет  детей, то пусть она, получив все  имущество, выходит замуж за родственника, имеющего право на ней жениться, в том случае, если он есть.

Выходить замуж (дочери-наследнице) двенадцати лет или старше.

Имущественные права:

Если кто-либо умрет, то постройки, которые в городе и  то, что в них, в которых не живет войкей, живущий в деревне, и мелкий скот, и крупный рогатый скот, который не принадлежит войкею, пусть принадлежат сыновьям.

Если кто-либо имеет  сношение с заграницей или не отдает взявшему в залог иностранцу, то когда подтвердят взрослые свидетели относительно дела о ста статерах и больше, - в количестве трех человек, если меньше, до десяти статеров - то двое, если меньше - один (свидетель), пусть рассудят согласно показанию свидетелей.

Если кто-либо с согласия того, в чьей власти он находится, обрабатывает участок земли и уносит плоды, то пусть будет безнаказанным.

Если же тот покажет, что это было без его согласия, то пусть судья решит на основании  присяги, если не выскажутся свидетели.8

Делая вывод, можно сказать, что в гортинском законодательном кодексе детально разработаны нормы частного права, и в то же время нет никаких установлений конституционного характера. Обращает на себя внимание слабая разработанность уголовного законодательства, в частности, отсутствие статей наказания за убийство, что можно рассматривать как один из пережитков родового строя, когда убийство рассматривалось как дело, интересующее прежде всего родственников убитого, а не общество в целом.

Характерной чертой гортинских законов является конкретность в  определении наказания за каждое правонарушение. Что опять-таки можно рассматривать как шаг вперед по сравнению с обычным правом. Таким образом гортинские законы по ряду существенных признаков примыкают к одному из направлений в раннем греческом законодательстве, сохраняя при этом некоторые своеобразные черты, обусловленные спецификой социально-экономического уклада критского общества.

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СПАРТЫ. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА

 

К IX - первой половине VII в. до н. э. относится серия реформ, как аграрных, так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины спартиатов над массой порабощенного населения. Эти мероприятия в сочетании с реформой в военной области, составившие суть нового устройства Спарты, были, как бы посланы свыше волею Дельфийского оракула.

Именно законами Ликурга  предписывалось уничтожать нежизнеспособных младенцев, ибо из них не вырастет воин-защитник. С 7-летнего возраста мальчиков подвергали муштре. Целью воспитания в агелах было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско, противостоящее угрозе плотского мятежа.

Проводилось установление систематического контроля за жизнью граждан - они не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Примерные расчеты показывают, что армия состояла из 600 мор (каждая по 400 - 900 человек). Из них формировали фалангу; входившие в нее гоплиты были оснащены копьями, короткими мечами. Гоплиту полагался щит.

Введение единственной тяжелой монеты - оболы затормозило торговые сделки. Иностранца теперь могли изгнать из Спарты («ксенеласия»), самим спартанцам выезд за границу запрещался. С запрещением ввоза серебра и золота развернулась борьба с роскошью, что имело угасание художественных ремесел, огрубление общественного вкуса.

То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано  безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов. А это  значило наличие грубых жилищ (можно было использовать лишь топор и пилу), простой еды, однообразные бороды воинов-мужчин, отмеченная современниками неграмотность спартиатов (лаконизм речи сродни воинской команде).9

Реформами Ликурга были созданы братства организованных воинов. В список военнообязанных включались граждане с 20 до 60 лет. Обычно призывались в 20 - 40 лет. Контроль за этой стороной организации спартанского государства лежал на эфорах.

Спартиаты становились  как бы особой формой собственности  всего государства. Как следствие - торможение товарно-денежных отношений, вытравливание торгово-ремесленной прослойки. Полунатуральное сельское хозяйство повлекло упадок государства, державшегося лишь на системе милитаризма и жестокой дисциплины.

Постоянная угроза восстания порабощенного населения, которое численностью во много раз превосходило членов общины спартиатов (32 тысячи спартиатов и 340 тысяч зависимого населения по условным подсчетам), требовала консолидации общества, что и было сущностью «Ликургова строя» в результате проведенных реформ. Ниже приведены некоторые реформы Ликурга, относящиеся к конкретной сфере общества.

Реформы Ликурга:

В политической сфере:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или  геронтом для голосования их  решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин  (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В социальной сфере:

-разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан  на филы и обы;

-замена золотой и  серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных  трапез. Спартанцы были обязаны  участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В системе воспитания. Реформа была направлена на воспитание воинов:

-слабых новорожденных  кидали в пропасть, крепких же  отдавали кормилицам, которые воспитывали  в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали  в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

-с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

-с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец  принадлежал государству, а его  воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает  о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома  только с помощью топора и  пилы;

3)неучастие долгое  время в войне с одним и  тем же противником (чтобы не  научить его военному искусству).

Законодательство Древней Греции