Законодательство о военных судах в РФ

Содержание  

Введение

Глава 1.История военных  судов в РФ

Глава 2. Законодательство о военных судах в РФ

2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ

2.2. Система организации  и комплектования военных судов  РФ

2.3. Полномочия  военных судов Российской Федерации

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Конституция нашей  страны является свидетельством того, что Россия является демократическим  правовым государством, где защита прав и свобод населения представляет первоочередную задачу, которую выполняет государство, власть.

Правовое государство признаёт право в качестве меры свободы и справедливости, которая выражена в законах, нормативно-подзаконных актах и практических случаях предоставления прав и свобод человеку, рыночной экономике и выборной власти.

Именно Конституция  и условия правового государства  формирует государственную защиту и самозащиту гражданских прав и  свобод.

Формирование  государства, основанного на господстве права,подразумевает усиление  основных прав, свобод и законных интересов.  

Для этой обеспечения данной задачи формируется система судебной власти, которая призвана рассматривать и решать вопросы, касающиеся мелких гражданских споров или государственного строя России.1

Сформировавшаяся  судебная система нашего государства представлена такими судами, как: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Также суды общей юрисдикции подразделяются на гражданские и военные. Именно о последних, военных судах, я буду рассказывать в данной работе.

Сегодня в нашей  стране осуществляют свою деятельность свыше сотни военных судов, являющихся, согласно Федеральному Конституционному Закону «О судебной системе Российской Федерации»  федеральными судами общей  юрисдикции.

Известно, что  военные суды не формируют независимую, самостоятельную ветвь судебной власти. Они, будучи наравне с остальными  районными, городскими, областными и остальными судами, формируют единую систему судов общей юрисдикции, которая возглавляется  Верховным Судом Российской Федерации. 1

Актуальность  данной темы объясняется тем, что, военные  суды, будучи ответственными за решение  гражданских и административных вопросов, обеспечивают в России правопорядок, стабильность. А это, в свою очередь, является основой развития не только общественной и культурной жизни страны, но и экономического и политического развития.

Гипотеза курсовой работы: военные суды представляют собой один из самых демократических  институтов настоящего времени, являющийся гарантом обеспечения всех прав и свобод российских граждан, характеризуясь, тем самым, особым социальным статусом.

Объект курсовой работы: военные суды.

Предмет курсовой работы: особенности организации деятельности военных судов, полномочия военнослужащих и их обязанности, история развития и появления военных судов.

Методы курсовой работы:

  1. Исторический метод. Данный метод позволяет мне рассмотреть историю возникновения и развития военных судов.
  2. Анализ. Этот метод даёт возможность рассмотреть основные особенности организации и порядка деятельности военных судов.
  3. Сравнение. Применение этого метода позволяет мне осуществить сравнение  порядка организации деятельности военных судов на ранней стадии их возникновения и в настоящее время.

Цель работы: изучить особенности осуществления  судебной власти военных судов и организацию их устройства.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить такие задачи, как:

1.  Рассмотреть  историю появления и развития  военных судов. 

2.  Рассмотреть основные положения, которые регламентируют организацию работы военных судов РФ.

3. Проанализировать  условия организации и комплектования военных судов РФ.

4. Рассмотреть  и дать оценку полномочиям,  закреплённым за военными судами  РФ.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История военных  судов в России 

Органы военного суда отличаются весьма долгой и тяжелой историей развития. Первые упоминания о военных судах относятся к 17 веку. В то время в нашем государстве ещё не было постоянной, организованной армии, господствовали только два постоянных воинских структурных образования: стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.)

В отсутствие войн стрельцов и пушкарей, как и  любых других российских подданных, за содеянные преступные действия судили в «приказах».

Если был объявлен «сбор на войну», или была начата война, подавляющая часть активного мужского населения становилась рекрутами, ратниками. За правонарушительные действия ратники были ответственны уже не перед «приказами». Их судили  воеводские суды или назначенные такими судами полковые судья. Так как в армии вся власть, и судебная также, была закреплена за командованием, то данные суды были сформированы из лиц, которые назначались соответствующими военоначальниками. Такие суды были временными,  действовавшими во время формирования армии или ведения боевых операций и действий. Так, воеводские суды и суды полковых судей считались прообразами современных военных судов.

Но, несмотря на это, многочисленные исследователи  отмечают, что в ту эпоху нельзя было говорить о правильном, самостоятельном  военном суде, который мог соответствовать закреплённым европейским юридическим понятиям.

Так, можно говорить о том, что формирование военных  судов было связано с необходимостью реализации судебной власти в армии, преимущественно, во время ведения  военных действий или других чрезвычайных ситуаций.

Впоследствии  данная роль военных судов поддерживалась, а их совершенствование и развитие осуществлялось наряду с развитием  остальных государственных органов  и военной обстановки государства  под влиянием общих детерминирующих  исторических факторов. 2

Весьма значимыми  изменениями, которые произошли  в системе организации и формирования военных судов, были осуществлены в  период петровских реформ. Данный период связан с желанием разделить власть, сформировать  нашей стране постоянную, регулярную армию.  Да и потом, проявление внимания к организации деятельности военных судов было связано с превосходными на то время военно-судебными и военно-уголовными законами.

Именно в эту  эпоху, с помощью своих помощников, Петру Первому удавалось заниматься поиском наиболее подходящих для отечественных условий судебных кодексов и законов.

Благодаря данному  поиску, в 1702 году появилось Уложение Б. Шереметева, которое позволило  осуществлять военные действия в  Северной Войне. Именно данный документ позволил обеспечить постоянную, устойчивую систему правосудия в действовавшей на тот момент армии.

Впоследствии, спустя некоторое время, после издания  данного документа, Петром Первым был  издан Указ, который запрещал подчиненным  называть себя рабами. Это отмечалось в уже изданном Уложении Б.Шереметева.

В1706 году, в соответствии с положениями немецкого военно-уголовного кодекса, был создан Краткий артикул  А. Меншикова, который позволил представлять военное дело более правильно  и отчётливо.

В период 1715-1716 годов  вступил в  силу разработанный ранее Петром Первым, Воинский Устав, ставший целой эпохой в проблеме развития и становления, в целом, постоянной регулярной армии, находящейся в государственном подчинении.

Данный документ содержал специальную главу  «О суде и судиях».

Многие нормы  и правила, диктуемые данным Уставом, действовали и использовались на протяжении сотен лет, а часть  имеющихся и установленных ранее  норм применяются и  настоящее  время.

Данный Устав  предусматривает три вида коллегиальных  военных судов:

- высший (генеральный)  суд. Состав данного вида военного  суда образуют председатель - фельдмаршал  либо старший по званию генерал,  а также четыре генерала и  два подполковника. Он был ответственен  разрешение таких вопросов, как  преступления, которые были совершены лицами, занимающими высокий статус военного, либо воинскими частями;

- низший (полковой) суд. Его состав образовывали  председатель-полковник, шесть офицеров, перед которыми были ответственны  все остальные офицеры и лица, занимающие низкое социальное положение. К ответственности привлекались лица, которые совершили любые преступления, кроме тех, которые имеют весьма важное государственное значение.

- «скорорешительный  суд». Данный суд использовали  только в случаях, когда необходимо  формировать условия военного времени. Такой суд был вправе решать все дела, которые были подсудны полковому суду.

Созданные Петром Первым военные и военно-морские  суда изначально находились под руководством таких военно-административных органов, как - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а впоследствии их структурные подразделения, в будущем не раз переименовавшиеся.

Высшие военно-судебные организации были компетентны в  таких вопросах, как:  конфирмация  приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.

В 1711 году был  сформирован Сенат в качестве высшей судебной инстанции государства, полномочия которого были распространены и на чины военного ведомства.

Именной Указ, который  был издан в 1717 году, в соответствии с которым осуществлялась замена Военной канцелярии Военной коллегией, дал возможность говорить о "значении высшего судебного места".

Последующие Указы, изданные в 1719, 1721, 1724 годах, призывали  отправлять в Военную коллегию (в  ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры военных судов «в смертных винах», которые нельзя было конформировать командованием.

Коллегия не была правомочна осуществлять свою деятельность в качестве суда первой инстанции, несмотря на то, что представители данного органа судебной системы делегировались в Сенат для реализации правосудия по делам военнослужащих.

Вопреки данным обстоятельствам, данные военно-административные органы практически осуществляли судебную деятельность, что позволяет говорить о них как о прообразе современной Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В соответствии с изданными законами и найденными указами было установлено, что Военная  коллегия призвана окончательно разъяснять и утверждать приговоры подведомственных им судов, что данные приговоры не надо отправлять в Сенат.

Вскоре эту  функцию, которая была сопряжена  с функцией личной

канцелярией Государя по военно-судным делам, осуществлял  Генерал-Аудиторат. В соответствии с замыслом Петра Первого, данный орган был обязан представлять собой  «суд высший», которое являлось независимым учреждением от Военной коллегии и подчинялось непосредственно верховной власти.

Военные суды, сформированные в петровское время, осуществляли свою деятельность на протяжении 150 лет, дожив до  военно-судебной реформы 1867 года.

Кроме того, часть  так называемых "нижних военных  судов" была организована специальными Петровскими указами, время создания которых в настоящее время  очень легко определить. Так, например, нижний военный суд в Москве, согласно главе 50 Воинского устава, образовался 15 февраля 1723 года. В Питере военный суд на некоторое время был открыт уже  1723 году, но вскоре был ликвидирован. Постоянно функционирующим органом судебной власти с 18 августа 1724 года  северной столице нашей страны стала постоянная   военно-судная комиссия, которую возглавлял Петербургский комендант, бригадир Бахметьев, который, в свою очередь, исполнял обязанности её президента, иначе, председателя. 3

Таким образом, функционирующим и сегодня Московскому  и Санкт-Петербургскому гарнизонным военным судам, 15 февраля 2011 года исполнилось 288 лет, и 18 августа 2011 года, соответственно.

В 1867 году, в эпоху  правления знаменитого Александра Второго-Освободителя, был утверждён  Военно-судебный Устав, который дал  возможность поэтапно создать новую отечественную военно-судебную систему. Главные военные суды были сформированы с двумя его подразделениями в Сибири и на Кавказе.

Данный документ установил, что  судебная власть в  военном ведомстве закреплена за указанными судами, которые были обязаны функционировать в качестве коллегиальных.

Устав определил, что судами первой инстанции  являются полковые и военно-окружные суды, которые  занимались рассмотрения дела по существу. Главный военный суд считался судом торой инстанции, он занимался  решением дел по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Данный суд также должен был осуществлять наблюдение за сохранением статуса закона, за единообразным исполнением всех вопросов военными судами.

Судьи полковых судов, как правило, назначались  командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Состав военно-окружных судов образовывали постоянные и временные члены. 

Судьям военно-окружных судов и Главному военному суду необходимо было владеть воинскими званиями, иметь юридическое образование. Подбор судей осуществлялся военным министром и назначался приказом царя.

Изменённая, согласно условиям прогрессивной реформе, система военных судов действовала весьма долго, просуществовав, таким образом, вплоть до 1917 года.

Декрет СНК РСФСР "О суде", изданный 24 ноября 1917 года, ликвидировал все, ранее функционировавшие общие судебные постановления, в том числе, и установления, закреплённые военными и морскими судами всех наименований. замен были сформированы  местные суды и революционные трибуналы, которые рассматривали дела и военнослужащих.

Формирование  специальных судов для вооруженных  сил не было предусмотрено, так как  в первое время Народный комиссариат  юстиции чётко проводил границу  на реализацию идеи единого народного  суда- попытки формирования судов не находили общественной поддержки.

Но, несмотря на это, сложившаяся политическая обстановка, все условия гражданской войны  стали требовать принятия особых мер, которые были ориентированы  на поддержание боеспособности армии, формирование более жёсткой дисциплины и правопорядка в её рядах.

Общие гражданские  судебные органы были не способны эффективно обеспечивать правосудие  в войсках, они были не способны оперативно разрешать дела, преимущественно, в условиях проведения боевых операций. В то время судьи будто были оторваны от армии, не владели информацией об особенностях несения военной службы.

В связи с  этим в войска, в соответствии с  инициативой Реввоенсоветов, в середине 1918 года стали формироваться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые поле их преобразований и реорганизации начали именоваться военными трибуналами.

Впоследствии, в  соответствии с решением Реввоенсовета  Республики № 19,был учреждён Военно-Революционный Трибунал, который был переименован в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР). Такое решение было обусловлено необходимостью установить общественный порядок и утвердить строгую дисциплину.

В январе 1919 года данный орган утвердил первую инструкцию, которая определила структура и условия деятельности революционных военных трибуналов фронтов и армий. Вскоре деятельность военных трибуналов стала контролироваться Положениями  «О революционных военных трибуналах», первое из которых было определено постановлением РВС Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября 1919 г., а третье было утверждено в действие  соответствии с  приказом РВС Республики от 4 мая 1920 года.

Сам РВТР стал, кроме  того, судом первой инстанции, который рассматривал дела по преступлениям, в совершении которых были обвинены высшие военноначальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Также, в соответствии с решением РВС Республики, дела можно было передавать из ведения РВТ фронтов и армий на рассмотрение РВТР.

Так, впервые  за долгое время, отечественная история  показывает нам пример высшего военно-судебного  органа, который решал дела по существу. 24 ноября 1918 г. РВТР было рассмотрено  первое дело. Дело было возбуждено в отношении бывшего председателя реввоентрибунала Южного фронта, направленного, в соответствии с результатами судебного разбирательства, на испытание в психиатрическую больницу. С того самого времени РВТР начал осуществлять активную деятельность в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были проанализированы уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР стал К.Х. Данишевский, направленный последствии, вначале 1921 года, согласно решению ЦК, на ответственную хозяйственную работу.4

Мирное строительство  военно-судебной системы обусловило сокращение численности Красной  Армии и необходимые на тот  момент структурные преобразования, коснувшиеся военных трибуналов.  В начале 1921 года их правовое положение существенно изменилось. Это положило начало для последующего  функционирования военных судов в качестве особой части всей судебной системы нашей страны.

Из специального репрессивного органа Революционного военного совета республики и революционных  военных советов фронтов и  армий, они практически были преобразованы  в специализированные судебные органы. Те, в свою очередь, были созданы для совершения правосудия в вооруженных силах, а также для анализа дел, касавшихся совершения наиболее опасных преступлений. 

Нормативный документ, который позволил урегулировать  совершавшиеся изменения, стало  постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об  объединении всех Революционных трибуналов Республики». В соответствии с данным положением,  единым кассационным органом  и органом ближайшего надзора для всех функционирующих  на территории нашей страны трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности, был утверждён состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал.

Его состав образовали Реввоентрибунал Республики, Главный  революционный военный железнодорожный  трибунал и Кассационный трибунал. Наряду с этим ликвидировались практически все  революционные тыловые военные трибуналы.

Функции трибуналов стали выполнять военные отделения  при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала  ВЦИК, продолжившей осуществлять работу по наблюдению и инспектированию местных реввоентрибуналов. Но, несмотря на это, Реввоентрибунал считался судом первой инстанции при анализе конкретной категории дел. В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г. ЦИК СССР установил Положение о Верховном Суде Союза ССР, согласно которому Военная Коллегия становилась структурной частью Верховного Суда РСФСР. Осуществлять свою деятельность в качестве части Верховного суда Военная Коллегия стала в апреле 1924 года.

Первым председателем  Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 года был В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года. Накануне и после революции 1917 года он осуществлял формирование Красной  Армии, активно принимал участие  в гражданской войне.  Будучи руководителем Военной Коллегии в продолжение двух лет, В.А. Трифонову удалось многое сделать для развития военных трибуналов, которые считались судами общей юрисдикции СССР.

Компетенция Военной  коллегии в составе Верховного Суда СССР устанавливалась в соответствии с условиями Положения о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и Наказа Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Военная Коллегия рассматривала также  уголовные дела, которые отличались исключительной важностью. К таким уголовным делам относились и дела, касавшиеся совершения преступлений военных трибуналов, военных ведомств, которые были, в свою очередь, включены в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. В соответствии с постановлением  Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 года, данный список сформировали  должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня.

Деятельность  Военной коллегии в конце 20 - 30-х годов характеризовалась активной борьбой с правонарушениями, имеющими место в армии и на флоте. Таким образом, деятельность Военных Коллегий была, в первую очередь, направлена на укрепление основ устройства советского государства.

После принятия Положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала считаться кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов.

В то время Военная  Коллегия выполняла и функции  одного из органов чрезвычайно юстиции, осуществляя политические репрессии в отношении  так называемых «врагов народа».

В 1934 году были утверждены Постановления ЦИК СССР «Об образовании  общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами». Данные нормативно-правовые акты позволяли решать вопросы, касающиеся рассмотрения дел об измене  Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, других видах диверсий и подобных им.

Это имело место и в довольно сложную историческую обстановку, когда  внутриполитическая обстановка, общественное мнение в государстве формировались под влиянием идеологии и иных установок, ориентированных на усиление классовой борьбы, которая, в свою очередь, требовала более жесткой борьбы с противниками социалистического уклада жизни. В то время деятельность всего государства, и правоохранительных органов, преимущественно, направлялась на осуществление борьбы с контрреволюционной деятельностью. Именно по этой причине военно-судебная система также принимала активное участие в данном процессе, что оказало существенное влияние на её структуру и условия формирования. Бывший член Военной коллегии Никифоровский В. И. так говорил об этом историческом периоде:  «Мы судили контрреволюционеров на основании совести и правосознания, во что крепко до самозабвения верили».

В середине 20 века вопросы и проблемы судопроизводства, преимущественно, устанавливались  не только законодательным путём, но и условиями многочисленных Постановлений Пленума Верховного Суда СССР, а также решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), принимавшимися в соответствии с политическими интересами. Это давало возможность административным организациям и учреждениям  оказывать влияние на деятельность судов и, главным образом,  военных трибуналов, включая Военную коллегию.

Это не значит, что  военные трибуналы всегда находились в подчинении у обвинительных  органов. Они не примирялись с  нарушениями законности  следственным аппаратом НКВД, предпринимали принципиальные решения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств.

Подобная принципиальность подчас имела для многих весьма трагические  последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х. Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие работники. Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов ввиду ясных причин весьма сильно расширилась, что напрямую оказало влияние и на деятельность Военной коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было подписано Положение о военных трибуналах в местностях, которые были объявлены на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или ликвидированы, только в порядке судебного надзора.

Наверное, не все  знают  о том, что ввиду объявления в Москве осадного положения Государственный Комитет Обороны постановил, что все гражданские суды необходимо переформировать в военные трибуналы и военные прокуратуры. Это произошло 20 октября 1941 года.

Отличительная особенность деятельности военных трибуналов в период военных действий - быстрота и гибкость судебной репрессии. Главные усилия были направлены ими на осуществление борьбы с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и иными опасными преступниками. Для лиц, которые совершили менее опасные преступления, предусматривалась отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию.

После завершения Великой Отечественной войны  Военная коллегия также продолжала осуществлять рассмотрение дел в  отношении военных преступников. Так в январе 1947 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц Гельмута.

Надо также  сказать о том, что в послевоенное время, в эпоху жизни Сталина, Военная коллегия, вместе со всей судебной системой, также продолжала осуществлять политические репрессии, осуществляя  функцию  борьбы с «врагами народа».

В сентябре 1950 г. членами Военной коллегии было рассмотрено так называемое «ленинградское дело», в котором рассматривалось обвинение в контрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаря Ленинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова и других партийных и советских работников; в 1953 году - дело по обвинению в террористической деятельности врачей - академиков М.С. Вовси, В.Н. Виноградова и др., умертвивших посредством неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова, старавшихся  вывести из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и др.

Законодательство о военных судах в РФ