Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов

 

План

   Введение

1.Законодательство о  браке, семье и опеке 1917-1920 годов

2.Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности

3.Гражданское право 1917- 1920 годов, его особенности

4.Изменения в уголовном законодательстве периода «военного коммунизма»

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В апреле 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» предложил  начать в Советской России построение основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции.  Однако план «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г, осуществив 
попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных  
политических мер.

Внутренняя  политика Советского правительства (лето 1918 - начала 1921 г.) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествующим развитием Советской власти: установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «кавалерийской атаки» на капитал                и военно-политического нажима на деревню весной - летом 1918 г.

Сущность  «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-политическом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской воине. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.

Политика «военного  коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу:

  1. Национализация промышленности, охватившая все сферы производства    (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности).
  2. Сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений,           в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Поначалу они создавались в традициях военного времени - на основах коллегиальности и широкого представительства различных органов и организаций. Постепенно в них усиливается тенденция к личной ответственности, централизации. Постепенно и сам коммунизм 
    начинают отождествлять с централизмом.
  3. Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги. После декрета 21 ноября 1918 г. о переходе всей системы распределения в руки государства отпуск товаров производится через потребительские коммуны и кооперативы.
  4. Уравнительная оплата труда рабочих и служащих.
  5. Всеобщая трудовая повинность.
  6. Продразверска – обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков и других продуктов.

 

1. Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов

Революционное изменение семейного законодательства началось              с издания в декабре 1917 г. Декретов о гражданском браке и о расторжении брака. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении  актов гражданского состояния» известен в литературе как Декрет oт 18 декабря 1917 г. «Российская Республика, - говорилось в Декрете, - впредь признает лишь гражданские браки; церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся».

Декрет освободил  брак от множества ограничений, которыми                    он сопровождался раньше. Для вступления в брак уже не требовалось согласия или разрешения родителей или начальства. Никакого значения          не имел вопрос о принадлежности к тому или иному сословию, к той или иной расе, религии.

Декрет четко провозгласил моногамию как единственно признаваемую форму брака. Был отменен запрет брака между свойственниками и между лицами, состоявшими в отдаленном родстве. Не допускались браки только между родственниками по прямой линии и между братьями и сестрами. Был установлен брачный возраст: для мужчин 18, для женщин - 16 лет, и только для коренного населения Закавказья допускалось вступление             в брак по достижении женихом 16 и невестой 13 лет.

Декрет о  браке предусматривал полное равенство  мужчин и женщин             в области брака и семьи; во всем уравнивал детей внебрачных с детьми, рожденными в браке; давал возможность установления отцовства в суде по заявлению матери ребенка, его опекуна или самого ребенка.

В Декрете  отсутствовала норма, которая явно определяла бы отношение государства к церковному браку. Провозглашая, что Российская Республика признает лишь гражданские браки и что браки совершаются           в советских гражданских органах (в отделах записи браков и рождений), Декрет еще не давал исчерпывающе ясной квалификации церковного брака как формы не только не обязательной, но в юридическом отношении безразличной, не влекущей за собой никаких прав (обязанностей).

Декрет о  гражданском браке реализовал часть  требований, связанных с принципом отделения церкви от государства, хотя он был издан раньше общего Декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

Опубликованный в газетах 19 декабря 1917 г. Декрет о расторжении брака ликвидировал дореволюционный бракоразводный процесс                    и установил свободный развод по просьбе обоих супругов или хотя бы одного из них. Просьбы о разводе рассматривались судом, но развод по обоюдному согласию мог быть оформлен и загсом. В суд вызывались оба супруга или их доверенные. Судья, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или от одного из них, единолично принимал решение о расторжении брака и выдавал свидетельство о разводе. Одновременно с постановлением о расторжении брака суд должен был определить, у кого из родителей остаются                        несовершеннолетние дети и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по их воспитанию и содержанию, а также обязан ли муж и                      в каком размере доставлять жене средства на содержание.

Все дела о  расторжении брака, которые рассматривались  к моменту издания Декрета в духовных консисториях в Синоде и у духовных должностных лиц, и решения, по которым еще не были вынесены или не вступили в законную силу, признавались ликвидированными. Сторонам предоставлялось право, не ожидая прекращения прежнего дела, подать просьбу о расторжении брака по правилам нового Закона.

В годы Гражданской  войны продолжалось развитие семейного  права. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он был первой кодификацией не только нашего семейного законодательства, но и вообще первым советским Кодексом законов и обобщением уже значительной к тому времени практики судебных органов и органов загса.

Кодекс дал  точный ответ на очень важный практический и теоретический вопрос: имеют ли силу браки, заключенные по религиозным обрядам до революции? В нем было сказано, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., имеют силу зарегистрированных браков.

Брачный возраст был установлен, как и в Декрете 1917 г., -  18 и 16 лет, но без снижения этого возраста для коренных жителей Закавказья.

По-иному, чем в Декрете 1917 г., было выражено отношение                           к религиозным бракам, заключенным после 20 декабря 1917 г.: «Никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступающих, религиозный брак не порождает».

Вопрос о правах и  обязанностях супругов в Кодексе 1918 г. получил более детальную разработку, чем в Декрете 1917 г. В советское  
семейное право была впервые введена норма, по которой перемена 
местожительства одним из супругов не влекла за собой для другого 
обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества 
супругов, и они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.

В Кодексе говорилось уже не об односторонней обязанности  мужа содержать свою нетрудоспособную жену, а о праве нуждающегося супруга на получение содержания от другого супруга, если он в состоянии оказывать эту поддержку.

Подробно был урегулирован вопрос о судебном установлении отцовства. Полнее, чем в Декрете 1917 г. разработан вопрос о правах и обязанностях родителей и детей, реализована идея равноправия матери и отца. Впервые в отечественном законодательстве сформулировано положение о подчинении родительских прав интересам детей.

В Кодексе  впервые была установлена обязанность  алиментировать нуждающихся и нетрудоспособных стариков, внуков, братьев и сестер. Кодекс не признавал институт усыновления, т.к. существовало опасение, что институт усыновления будет использован для эксплуатации труда усыновленных беспризорных детей, детей бедняков, батраков, рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности

В условиях интервенции  и Гражданской войны организация  труда                         и трудовое право строились под определяющим воздействием военной обстановки.

В ноябре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Кроме введения он содержал 9 разделов: о трудовой повинности; праве на применение труда; порядке предоставления труда; предварительном испытании; переводе и увольнении трудящихся; вознаграждении за труд; рабочем времени; об обеспечении надлежащей производительности груда; охране груда — всего 137 статей. Было включено также 5 приложений: правила о порядке установления нетрудоспособности; пособий трудящимся во время их болезни; безработных и выдачи им пособий; трудовых книжках; еженедельном отдыхе и праздничных днях.

Сфера действия Кодекса определялась как регулирование  труда «лиц, работающих за вознаграждение». Основное внимание уделялось труду в форме организованного сотрудничества, т.е. трудовым отношениям рабочих                         и служащих.

В качестве важнейшего положения КЗоТ выдвигал обязательное привлечение к труду всех трудоспособных граждан. При этом оно сочеталось               с «правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение». Следует, однако, отметить, что право на применение труда по своей специальности носило скорее программный, перспективный характер.

Кодекс всячески подчеркивал роль профсоюзов. Им предоставлялись широкие права в регулировании вопросов найма, увольнения и оплаты труда. В частности, на них была возложена разработка тарифов или тарифных положений: либо по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и хозяйствами (т.е. коллективные договоры, хотя самого термина «коллективный договор» в КЗоТе не было), либо самостоятельно (при невозможности достигнуть соглашения). Профсоюзы же должны были представлять тарифы на утверждение Наркомтруда.

Кодекс содержал регламентацию рабочего времени: правила  о нормальном рабочем времени (восемь часов), сокращении рабочего времени при работе в ночные часы, порядке допущения сверхурочных работ (в исключительных случаях), перерывах в работе, еженедельном отдыхе, праздничных днях и ежегодных отпусках. Продолжительность ежегодного отпуска за шесть месяцев непрерывной работы определялась в две недели, за год — месяц.

Но все  перечисленные положения были зафиксированы  лишь на бумаге. Время принятия КЗоТа — разгар Гражданской войны, время начала осуществления политики «военного коммунизма». Поэтому нормы КЗоТа, рассчитанные на нормальные условия работы, были го лишь декларацией и на практике почти не применялись.

В условиях Гражданской  войны организация труда и  трудовое право строились под определяющим воздействием военной обстановки Совнарком издал ряд специальных актов по регулированию труда вне  системы КзоТа, например, Общее нормальное Положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и заменившее его Общее Положение о тарифе от 17 июня 1920 г.

Значение  указанных актов вышло далеко за рамки регулирования заработной платы. Они охватывали и другие институты трудового права: рабочее время и время отдыха, нормы выработки, прием и увольнение, гарантии и компенсации. На основе этих актов и проводилось фактически регулирование отношений по труду в 1919-1920 гг.

Широко применялась  трудовая повинность. На практике она  осуществлялась в различных формах: отраслевые натуральные повинности — натуральная дровяная повинность; трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке топлива; гужевая повинность; трудовые мобилизации специалистов горного дела, рабочих металлической промышленности, медико-санитарных работников и т.д.; милитаризация предприятий и учреждений, т.е. приравнивание всего их личного состава к военнослужащим.

К выполнению натуральной повинности того или  иного рода привлекались граждане, владевшие необходимым для работы транспортом, иными средствами производства. Трудовые мобилизации затрагивали всегда работников конкретных отраслей, определенных специальностей и известного возраста в масштабах всей страны или отдельных районов. Для укрепления трудовой дисциплины создавались дисциплинарные товарищеские суды. Они могли применять выговор, временное лишение права избрания в руководящие органы профсоюза, перемещение на низшую должность сроком до одного месяца, посылку на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение с лишением свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гражданское право 1917—1920 годов, его особенности

Конечно, изменения  в экономических отношениях не могли  не отразиться на гражданском праве. Особенно изменился статус субъектов гражданских правоотношений, т.е. физических лиц.

Для гражданского права данного периода характерны следующие основные тенденции: ограничение права частной собственности и расширение права государственной собственности; ограничение гражданской дееспособности как физических, так и юридических лиц; проведение классового принципа в определении гражданской дееспособности граждан; ограничение гражданского оборота и сферы применения гражданского договора как основания возникновения имущественных прав.

Экономическая политика Советского государства, с  первых дней существования заявившего о построении социализма как своей главной цели, базировалась на принципах, диаметрально противоположных принципам буржуазного хозяйствования. Это отразилось, в первую очередь, на правовом регулировании отношений собственности. В целях уничтожения капиталистической собственности и обеспечения господства нового вида собственности (социалистической, общественной) проводилась политика национализации — овладения государством командными высотами в промышленности и управлении. В результате практической реализации этой политики был создан огромный фонд государственной собственности.

Начало процесса национализации было положено Декретом о земле, которым устанавливалось право государственной собственности на землю и изъятие ее из гражданского оборота. Затем стали национализироваться как отдельные предприятия, так и целые отрасли (например, Декретом от 14 декабря 1917 г. — банковская система). Наконец, Декретом от 28 июля 1918 г. было национализировано до промышленных предприятий, причем национализации подверглись не только частные, но и кооперативные предприятия. Даже потребительская кооперация была поставлена под контроль государства.

Сфера частной  собственности граждан оказалась сильно суженной. В частной собственности граждан сохранились предметы потребления; средства производства, необходимые для ведения кустарного хозяйства; маломерные жилые строения.

Ограничиваются  способы приобретения права собственности. В частности, по Декрету ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование в РСФСР и по закону, и по завещанию отменялось. После смерти владельца собственником становилось государство. В регулировании института наследования проводился ярко выраженный классовый принцип: ликвидировалось право наследования буржуазной частной собственности, сохранялось наследование трудовой собственности (усадьба, домашняя обстановка, средства производства трудового хозяйства в городе и деревне).

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение на сумму свыше 10 тысяч рублей считалось недействительным; от 1 до 10 тысяч — имело при условии нотариального или судебного оформления.

Осуществлялось  аннулирование государственных займов царского правительства. Гражданам, имевшим ценные бумаги на сумму не выше 10 тысяч рублей, стоимость зачислялась на текущий счет владельца в народном банке.

Введение  Положения о регистрации торговых и промышленных  
предприятий не только ограничило дееспособность юридических лиц,  
но и существенно затруднило процесс создания предприятий, поскольку установило разрешительный порядок их регистрации.

Ограничение гражданского оборота было осуществлено преимущественно за счет введения государственной монополии на отдельным виды деятельности. Одной из первых вводится монополия на размещение объявлений (8 ноября 1917 г.), в феврале — монополия на торговлю хлебом и сельскохозяйственными машинами, в апреле 1918 г. — монополия внешней торговли и т.д.

Гражданский оборот был ограничен также введением  нормированного распределения продуктов. Для снабжения продовольственными товарами все население было разбито по нормам снабжения на несколько категорий по признакам классовой принадлежности и характеру выполняемой работы (физический, умственный труд).

Одной из наиболее значимых мер по ограничению применения договора как основания имущественных отношений стало фактическое введение с лета 1918 г. практики «продовольственной разверстки», когда «излишки» сельскохозяйственной продукции изымались без каких-либо компенсаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изменения  в уголовном законодательстве  периода «военного коммунизма»

Основным  уголовно-правовым актом рассматриваемого периода были «Руководящие начала по уголовному праву», принятые Наркома юстиции 12 декабря 1919 г. Руководящие начала — первая попытка систематизации норм Общей части этой отрасли права, обобщения практики судов и трибуналов за первые два года Советской власти.

Руководящие начала состояли из введения и 8 разделов: об уголовном праве; уголовном правосудии; о преступлении и наказании; стадиях осуществления преступления; соучастии; видах наказания; об условном осуждении; пространстве действия уголовного права.

Во введении отмечалось, что «без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями». Издание документа преследовало цель «согласования разрозненных действий пролетариата», разработки правил и методов борьбы с классовыми противниками. Тем самым корни преступности виделись «вторам исключительно в классовом характере. Подчеркивалось, что пролетариат не может использовать старые дореволюционные законы, уголовно-правовые кодексы, а должен создать новое право.

Руководящие начала определяли советское уголовное право как «систему правовых норм, нацеленных на защиту общественных отношений, соответствующих интересам трудящихся масс в переходный от капитализма к коммунизму период, посредством применения к преступникам репрессий (наказаний)».

Под преступлением понималось нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным правом. В него включались признаки действий и бездействия, опасные для данной системы общественных отношений. Руководящие начала определяли сущность наказания и его задачи. В ст. 7 говорилось, что «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». Задача наказания предусматривала охрану общественного порядка от свершившегося преступления или покушавшегося на совершение такового, а также от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других. Наказание считалось мерой «оборонительной» и целесообразной.

Руководящие начала обобщили виды наказаний, применявшиеся судами и трибуналами и установленные отдельными законами и декретами Советской власти. Широкое применение в первые годы Советской власти имели такие наказания, как внушение, общественное порицание, принудительные работы по месту службы и другие.

При определении меры наказания суд в каждом отдельном  случае должен был учитывать классовую принадлежность преступника, степень его сознательности, а также то обстоятельство, совершено ли преступление рецидивистом или впервые. Принимались во внимание участие в шайке, применение насилия, причины, вызвавшие преступление, и т.д.

Руководящие начала в  ст. 25 устанавливали следующий перечень наказаний: внушение; выражение общественного порицания; принуждение к действию, не представляющему физического лишения; объявление бойкота; исключение из объединения на время или навсегда; восстановление, а при невозможности его — возмещение причиненного ущерба; отстранение от должности; воспрещение занимать ту или иную должность; конфискация всего или части имущества; лишение политических прав; объявление врагом революции и народа; принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или до наступления известного события; объявление вне закона; расстрел.

В отношении высшей меры наказания специально подчеркивалось, что народные суды не применяют смертной казни (только революционные трибуналы).

Предоставляя  судам и революционным трибуналам широкую свободу в выборе меры наказания, Руководящие начала содержали четкие указания о необходимости учета как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, личности преступника и степени опасности его деяния. Так, согласно ст. 12 при определении меры наказания в каждом отдельном случае следует различать: а) совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды; б) совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего деяние; в) совершено ли деяние в осознании причиненного вреда или по невежеству или несознательности; г) совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом) или в первый раз; д) совершено ли деяние группой, бандой или одним лицом; е) совершено ли деяние посредством насилия над личностью или без такого; ж) направлено ли деяние против личности или против имущества. Необходимо отметить, что понятие вины только начало оформляться в нормативных актах. Это не случайно, поскольку на практике очень часто применялось объективное вменение без установления вины.

Не подлежали суду и наказанию несовершеннолетние до 14 лет. К ним применялись воспитательные меры. Такие же меры применялись к лицам от 14 до 18 лет, совершившим преступление по недомыслию.

Если преступление, по которому судом было определено наказание в виде заключения под стражу, совершалось осужденным впервые и притом при исключительно для него тяжелых обстоятельствах, а изоляция не была необходима, суд мог применить условное осуждение. Повторное совершение преступления отменяло условность наказания, и приговор приводился в исполнение.

Руководящие начала очень мало уделяли внимания таким важным институтам уголовного права, как форма вины, необходимая оборона, крайняя необходимость. В этом смысле они стояли на порядок ниже дореволюционного законодательства.

Особенная часть  уголовного права в рассматриваемый  период систематизирована не была. Предложение Д.И. Курского разработать систему Особенной части и четко обозначить все составы преступлений, поддержки не нашло. Это было вызвано тем, что в стране широко распространилась практика «красного террора», захват и расстрел заложников, другие внеправовые меры подавления классовых противников. Создание же классического уголовного кодекса противоречило такой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе была предпринята попытка рассмотреть  особенности права в период «военного  коммунизма». В ходе проведенного исследования можно отметить следующее: основная задача внутренней политики того времени состояла в восстановлении разрушенного революцией и гражданской войной хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Особенности развития права в указанный период истории следует объяснить тем, что экономическая политика Советского государства, с первых дней существования заявившего о построении социализма как своей главной цели, базировалась на принципах, диаметрально противоположных принципам буржуазного хозяйствования. Это отразилось, в первую очередь, на правовом регулировании отношений собственности. В целях уничтожения капиталистической собственности и обеспечения господства нового вида собственности (социалистической, общественной) проводилась политика национализации — овладения государством командными высотами в промышленности и управлении. В результате практической реализации этой политики был создан огромный фонд государственной собственности.

Однако политика «военного коммунизма» не могла долго существовать, поскольку была мерой вынужденной и не отвечала интересам населения страны. Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий экономический и социальный кризис. С помощью политики «военного коммунизма» не удалось преодолеть разруху, порожденную 4-мя годами участия России в первой мировой войне, революциями и углубленную гражданской войной. Требовалось решительное изменение экономического курса.  В результате политика «военного коммунизма» привела к введению новой экономической политики.

 

 

 

 

Библиографический список

ПРАВОВЫЕ  ИСТОЧНИКИ:

Собрание  узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1918-1920 гг.

Первые Декреты советской  власти. Сборник документов. М, 1987.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

История Отечественного государства и права. Учебное пособие /Под ред. Ю. М. Понихидина. Саратов,  2007.

История отечественного государства и права. Под ред. О. И. Чистякова. Часть 2. М., 1997.

История советского государства  и права. Кн. 1. М, 1968.

История Отечественного государства и права

ИССЛЕДОВАНИЯ:

Бугай Н. Ф. Чрезвычайные органы советской власти. Ревкомы. М., 1990.

Бугай Н. Ф. Ревкомы  Подмосковья. М., 1997.

Гимпельсон  Е. Г. Военный коммунизм: политика, критика, идеология, М, 1973.

Дмитриенко  В. П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры. М., 1986.

Золин П. М. Преступность в стране в 1909-1928 гг. Сравнительная статистика // Советское государство и право. 1991. № 5.

Понихидин Ю. М. Революционные  комитеты РСФСР (1918-1921). Саратов, 1982.

Понихидин Ю. М. Чрезвычайные органы управления Советского государства в период военного коммунизма (актуальные проблемы историко-правовой науки). Саратов. 1988.

Первое советское правительство (октябрь 1917 - июль 1918). М, 1991.

Стрижков Ю. К. Продотряды. М., 1976.


Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов