Законодательство в РБ в области банкротства

       

Содержание

 

Введение ……………………………………………………................................ 3

 

 

1 Понятие банкротства  (экономической несостоятельности)………………... 6

 

 

2 Субъекты……………………………………………………………………… 11

 

 

3 Правовой статус антикризисного управляющего………………………….. 16

 

 

Заключение……………………………………………………………………... 21

 

 

Список использованных источников………………………………………… 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

 

В настоящее  время, как известно, экономика Республики Беларусь находится на стадии становления рыночных отношений, а неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Во всех странах целями банкротства является не только финансовое наказание должника, но и реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.

Однако реализация этих целей невозможна без совершенной нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственные (экономические) правоотношения. К большому сожалению, в СССР, частью которого длительное время была Республика Беларусь, отказались от регулирования отношений, связанных с банкротством, поскольку существование этого института было совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. С распадом Советского Союза и возрождением рыночных отношений в нашем государстве начался новый этап развития гражданско-правового регулирования банкротства. Отсутствие законодательства о банкротстве породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательской деятельности и незащищенность участников гражданского оборота.

Первый Закон в Республике Беларусь, регулирующий отношения, связанные  с экономической несостоятельностью и банкротством, был принят 30 мая 1991 года. Это один из самых первых законов не только в странах Содружества Независимых Государств, но и на территории Центральной и Восточной Европы. В России подобный закон появился лишь спустя полтора года.

Практическое применение его норм доказало, что действующее в то время законодательство недостаточно эффективно, не отвечает современным требованиям и в полной мере не служит целям оздоровления экономики.

В силу того, что практика применения законодательства о банкротстве  формировалась в хозяйственных судах и именно для судей недостатки этого законодательства были наиболее очевидны, Высший Хозяйственный Суд изначально занял активную позицию в вопросе совершенствования законодательства вданной области. 
В июле 2000 года был принят новый Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу с 12 февраля 2001 года.

В нем акцент сделан на процедуре санации, предусматривающей  меры  

    по оздоровлению должника, т.е. восстановлению его платежеспособности.  
           В основу нового Закона о банкротстве были положены следующие    принципы:

- четкое определение  сторон и других лиц, участвующих  в деле о банкротстве, их  прав и обязанностей; 
- подробная регламентация всех процессуальных действий; 
- приоритетность проведения санации; 
- максимальный с процессуальной точки зрения демократизм по отношению к действиям должника и кредиторов; 
- наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях производства; 
- широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации; 
- гарантированность от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника; 
- наличие гарантий со стороны государства по социальной защите работников должника; 
- приоритетности мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве и т.д.

При его разработке был учтён как собственный  опыт, так и опыт других государств, в том числе Российской Федерации.

В связи с чем представляется необходимым рассмотреть и провести анализ Законов Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 1991 и 2000 годов и нового Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.

Таким образом, цель данной работы заключается в историческом исследовании такого правового явления как банкротство, в его анализе, а также в уяснении особенностей правового регулирования банкротства в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Это предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- история и понятие банкротства;

- субъекты банкротства;

- правовое положение антикризисного управляющего.

При написании  данной работы были использована следующая  литература: Гуринович З. «Из истории института банкротства», Протасовицкий С.П. «Банкротство субъектов хозяйствования: правовой аспект», Витрянский В.В. «Банкротство: ожидания и реальность», Вабищевич. С.С. «Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь», Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др. «Арбитражное управление: теория и практика наблюдения».

 

 

 

 

1. понятие банкротствА (экономической несостоятельности)

 

Эффективный режим  несостоятельности является важнейшим  фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.

С введением  монополии государственной собственности, усилением плановых начал в экономике институт банкротства утратил свое значение. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращения предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

Таким образом, в начале 60-х годов общие нормы  о банкротстве были исключены  из гражданского законодательства[1, С.25-27].

Сегодня одним  из наиболее актуальных направлений  реформирования белорусского законодательства является совершенствование действующего Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», отвечающего как внутренним, так и международным потребностям.

При этом необходимо учитывать, что наряду с термином «банкротство» в законодательстве применяется также термин «экономическая несостоятельность».

В юридической  литературе встречается два подхода к соотношению этих понятий:

 

    1. банкротство рассматривается как частный случай несостоятельности;
    2. банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия [2, С.].

 

По Закону Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятельности и банкротстве» банкротство есть некая крайняя форма несостоятельности - полная несостоятельность [3, Ст.1].

В Гражданском  кодексе Республики Беларусь [4, Ст.61], новом Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года [5, Ст.1],Федеральном законе Российской Федерации от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» [6, Ст.2] банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия.

Однако Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» расставил все точки над «і» в этом вопросе. В этом документе содержится ряд важных нововведений. Так, понятия «банкротство» и «экономическая несостоятельность» разграничены.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» определено:

экономическая несостоятельность - неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации);

банкротство - неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) [7, п.1.4].

Таким образом, при вынесении хозяйственным  судом в отношении должника решения  о санации он признается экономически несостоятельным, а если выносится решение о ликвидации, тогда он признается банкротом.

Неплатёжеспособность  может быть вызвана отсутствием  или нехваткой наличных средств, которыми мог бы распорядиться должник  на момент наступления срока платежа, но такие средства у должника появятся, когда он, будучи кредитором, в других правоотношениях, получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник является неплатежеспособным, но при составлении баланса его имущества на этот момент обнаруживается превышение актива над пассивом.

Такое состояние имущества неплатёжеспособного должника называют практической неплатежеспособностью, и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств оказывается достаточным применения норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.

Совсем иначе  складывается положение, когда в  имуществе должника имеет место  превышение пассива над активом  и должник при обычном ведении дела не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатёжеспособности, которая по своему характеру абсолютна [8, С.15].

Отношения, возникающие  в результате и в связи с абсолютной неплатёжеспособностью должников, регулируются законодательством о банкротстве.

Действующий Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» определяет неплатёжеспособность как неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [5, Ст.1].

При этом состояние  неплатёжеспособности преобразуется в банкротство при наличии двух условий:

 

      1. неплатёжеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер (то есть должна быть абсолютной);
      2. наличие неплатёжеспособности устанавливает хозяйственный суд или должник добровольно объявляет себя не платёжеспособным.

 

Российский законодатель, в отличие от белорусского, не указывает на абсолютный характер неплатёжеспособности, а выделяет лишь в качестве необходимых условий для возникновения состояния банкротства признание неплатёжеспособности арбитражным судом и наличие неплатёжеспособности в полном объёме [6, Ст.2].

Помимо неплатёжеспособности существуют иные легальные признаки банкротства.

Так, несмотря на то, что в действующем Законе Республики Беларусь, в отличие от Закона Российской Федерации, прямо не указаны признаки банкротства, однако их можно выделить и подразделить на две группы. В первую группу входят признаки, служащие  основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве. Так, в соответствии со ст. 7 закона о несостоятельности дело о банкротстве может быть возбуждено по за явлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:

 

      1. неплатёжеспособность должника имеет устойчивый характер;
      2. наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платёжные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатёжеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

 

При наличии  одного из указанных признаков должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своём банкротстве. Дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) согласно Указу Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 [7, п.1.12]. Под указанным коэффициентом понимается способность должника рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и определяется как отношение всех обязательств должника, кроме резервов предстоящих расходов и платежей, фондов потребления к общей стоимости имущества [7, п.1.4].

В ст.8 Закона о  несостоятельности приводится перечень признаков, при наличии которых должник обязан подать заявление о своём банкротстве. В частности такая обязанность возникает в случаях, когда:

 

    • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объёме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;
    • органом(лицами), уполномоченным(уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
    • органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
    • выявлено обстоятельство, предусмотренное ч.1 ст.247 Закона.

 

В соответствии с п.1.11 Указа дело о банкротстве  может быть возбуждено по заявлению  кредитора при наличии в совокупности следующих оснований:

 

    • наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
    • применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
    • наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.

 

Отсутствие  одного из указанных в части первой настоящего подпункта оснований  влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется  право повторного обращения в  хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.

Указанные признаки служат формальным основаниями для  подачи заявления в хозяйственный  суд о признании должника банкротом  и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно банкротство, а лишь свидетельствует о неплатёжеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатёжеспособности, т.е. признаки, необходимые и достаточные для констатации банкротства должника (вторая группа признаков).

К таким признакам  относятся:

 

        1. неплатёжеспособность, имеющая устойчивый характер;
        2. неплатёжеспособность, приобретающая устойчивый характер.

 

Эти признаки не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны.

В юридической  литературе признаки первой группы называются внешними, а признаки второй группы – сущностными. В законодательстве некоторых стран указывается  ещё один признак банкротства – стечение или совокупность кредиторов одного должника. Закон о несостоятельности не содержит указаний на этот признак, поскольку последний вытекает из смысла и цели конкурсного производства (распределение имущества должника между несколькими кредиторами в очерёдности, установленной законом). Наличие должника у одного кредитора не препятствует возбуждению производства по делу о банкротстве, но решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства должно приниматься хозяйственным судом только при наличии двух и более кредиторов. В противном случае принудительное взыскание производится не в рамках процедуры производства по делу о банкротстве (оно подлежит прекращению), а в ходе искового производства.

При определении  наличия признаков банкротства принимается во внимание состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст.4 закона о несостоятельности) [9, С.122-123].

Признаки банкротства, указанные в законе, необходимы и  достаточны для признания субъекта хозяйствования банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СУБЪЕКТЫ

 

Характеристику  субъектов правовых отношений, связанных  с банкротством, следует начать с должника.

Характеризуя  правовое положение должника, необходимо отметить, что само понятие «должник»  при употреблении в законодательстве о несостоятельности существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, применяемого в гражданском праве. Обычно этим термином обозначается сторона гражданско-правового обязательства, обязанная совершить определённые действия по требованию кредитора, как-то: передать товар, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. (п.1 ст.288 ГК). В законодательстве о несостоятельности под должником понимается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. С другой стороны, когда речь идёт о должнике имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин, других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, т.е публично-правовая обязанность. В связи с этим к должникам в смысле законодательства о несостоятельности относятся и лица, не являющиеся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемые по публичному праву налогоплательщиками. Плательщиками страховых взносов и т.д. В обоих указанных случаях в качестве должника может быть признано лицо, находящееся в состоянии просрочки в отношении соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей.

Правовое положение  должника зависит от того, на какой стадии находится дело о банкротстве и значительно отличается от его положения как платёжеспособного участника экономического оборота. В последнем случае организация или индивидуальный предприниматель обладают правоспособностью и дееспособностью. После возбуждения дела о банкротстве их дееспособность ограничивается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника - юридического лица с ликвидацией, его правосубъектность прекращается. Поскольку эти ограничения устанавливаются законом, они соответствуют правилам п.1 ст.21 ГК (ограничение дееспособности и правоспособности только в случаях и порядке, установленных законом). При этом ограниченные дееспособность и правоспособность должника восполняются действиями управляющего [9, С.136-137].

Согласно ст.1 Закона о несостоятельности должник - неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

В отношении  субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными  и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, в том числе положения Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», за исключением подпунктов 1.6-1.8 пункта 1 и подпункта 6.1 пункта 6 настоящего Указа, а также статей 15, 16 и части четвертой статьи 113 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [7, п.1.3].

Определенные  виды субъектов банкротства обладают особыми свойствами, что находит  свое отражение в установлении для  этих субъектов специальных процедур банкротства. В действующем белорусском  законе о банкротстве такие процедуры  предусмотрены в отношении:

    • градообразующих организаций и организаций, приравненных к ним;
    • сельскохозяйственных организаций;
    • крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Подобные положения содержатся и в Российском Законе о несостоятельности.

Процесс производства по делу об экономической несостоятельности  и банкротству немыслим без участия кредиторов, которыми являются лица, предполагающие о наличии у них права требовать от должника денежного удовлетворения. Действующий Закон о несостоятельности Республики Беларусь и одноимённый закон Российской Федерации выделяют также конкурсных кредиторов, к которым относятся кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Интересы всех кредиторов как участников дела о  банкротстве представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют представитель работников должника, судьи (судья). Осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом о несостоятельности установленными на дату проведения собрания кредиторов. Если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности, собрание кредиторов признаётся правомочным независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствовавших на нём, при условии, что о времени и месте проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем хозяйственного суда.

Вопросы, составляющие исключительную компетенцию собрания кредиторов, определены ч.6 ст.53 Закона о несостоятельности. К ним относятся:

    • защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности;
    • принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
    • принятие решения о заключении мирового соглашения;
    • принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
    • принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
    • рассмотрение жалоб на действия управляющего;
    • решение иных вопросов, предусмотренных Законом о несостоятельности.

 

Что касается порядка принятия решений собранием кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, то здесь Закон о несостоятельности использует принцип большинства голосов от числа конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.

Порядок созыва собрания кредиторов и принятия ими решений устанавливается  ст.54, 55 Закона о несостоятельности [9, С.137-138].

Комитет кредиторов является специфическим субъектом правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника. Это орган избирается на общем собрании кредиторов. Закон о несостоятельности не предписывает создание комитета кредиторов в обязательном порядке. Однако при достаточно большом количестве кредиторов принятие решений по соответствующим вопросам на общем собрании кредиторов может привести к затягиванию процесса. Потому целесообразно было бы предоставить решение вопроса о создании комитета кредиторов на усмотрение кредиторов только в том случае, если количество кредиторов не превышает определённого числа.

Максимальное количество членов комитета кредиторов – семь человек. Они могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов. Если в комитете кредиторов более трёх членов, избрание председателя комитета кредиторов является обязательным в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности. Решения комитета кредиторов также принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов. В соответствии со ст.60 Закона о несостоятельности компетенцию комитета кредиторов составляет принятие решений по следующим вопросам:

    • о созыве собрания кредиторов;
    • о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;
    • об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, которые в соответствии с Законом о несостоятельности заключаются с согласия комитета кредиторов;
    • о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего;
    • по иным вопросам, отнесённым в соответствии с законодательством к его компетенции собранием кредиторов.

Требования  кредиторов фиксируются в реестре, который ведётся управляющим. В  нём в соответствии с ч.1 ст.57 Закона о несостоятельности указываются сведения о каждом кредиторе, о размере требований каждого кредитора, об очерёдности удовлетворения каждого требования кредитора [9, С.138-139].

Законодательство в РБ в области банкротства