Законодательство в РБ в области банкротства
Содержание
Введение …………………………………………………….
1 Понятие банкротства
(экономической
2 Субъекты…………………………………………………………
3 Правовой статус антикризисного управляющего………………………….. 16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………… 23
Введение
В настоящее время, как известно, экономика Республики Беларусь находится на стадии становления рыночных отношений, а неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Во всех странах целями банкротства является не только финансовое наказание должника, но и реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.
Однако реализация этих целей невозможна без совершенной нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственные (экономические) правоотношения. К большому сожалению, в СССР, частью которого длительное время была Республика Беларусь, отказались от регулирования отношений, связанных с банкротством, поскольку существование этого института было совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. С распадом Советского Союза и возрождением рыночных отношений в нашем государстве начался новый этап развития гражданско-правового регулирования банкротства. Отсутствие законодательства о банкротстве породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательской деятельности и незащищенность участников гражданского оборота.
Первый Закон в Республике
Беларусь, регулирующий отношения, связанные
с экономической
Практическое применение его норм доказало, что действующее в то время законодательство недостаточно эффективно, не отвечает современным требованиям и в полной мере не служит целям оздоровления экономики.
В силу того, что практика
применения законодательства о банкротстве
формировалась в хозяйственных судах
и именно для судей недостатки этого законодательства
были наиболее очевидны, Высший Хозяйственный
Суд изначально занял активную позицию
в вопросе совершенствования законодательства
вданной области.
В июле 2000 года был принят новый Закон
Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности (банкротстве)», который
вступил в силу с 12 февраля 2001 года.
В нем акцент сделан на процедуре санации, предусматривающей меры
по оздоровлению должника, т.е.
восстановлению его платежеспособности.
В основу
нового Закона о банкротстве были положены
следующие принципы:
- четкое определение
сторон и других лиц,
- подробная регламентация всех процессуальных
действий;
- приоритетность проведения санации;
- максимальный с процессуальной точки
зрения демократизм по отношению к действиям
должника и кредиторов;
- наличие института антикризисных управляющих
на всех стадиях производства;
- широкая гласность процесса через республиканские
средства массовой информации;
- гарантированность от злоупотреблений
со стороны должника, кредиторов и управляющих
при распоряжении имуществом должника;
- наличие гарантий со стороны государства
по социальной защите работников должника;
- приоритетности мирового соглашения
на всех стадиях производства по делу
о банкротстве и т.д.
При его разработке был учтён как собственный опыт, так и опыт других государств, в том числе Российской Федерации.
В связи с чем представляется необходимым рассмотреть и провести анализ Законов Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 1991 и 2000 годов и нового Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.
Таким образом, цель данной работы заключается в историческом исследовании такого правового явления как банкротство, в его анализе, а также в уяснении особенностей правового регулирования банкротства в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Это предполагает рассмотрение следующих вопросов:
- история и понятие банкротства;
- субъекты банкротства;
- правовое положение антикризисн
При написании данной работы были использована следующая литература: Гуринович З. «Из истории института банкротства», Протасовицкий С.П. «Банкротство субъектов хозяйствования: правовой аспект», Витрянский В.В. «Банкротство: ожидания и реальность», Вабищевич. С.С. «Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь», Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др. «Арбитражное управление: теория и практика наблюдения».
1. понятие банкротствА (экономической несостоятельности)
Эффективный режим несостоятельности является важнейшим фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.
С введением монополии государственной собственности, усилением плановых начал в экономике институт банкротства утратил свое значение. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращения предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.
Таким образом, в начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства[1, С.25-27].
Сегодня одним из наиболее актуальных направлений реформирования белорусского законодательства является совершенствование действующего Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», отвечающего как внутренним, так и международным потребностям.
При этом необходимо учитывать, что наряду с термином «банкротство» в законодательстве применяется также термин «экономическая несостоятельность».
В юридической литературе встречается два подхода к соотношению этих понятий:
- банкротство рассматривается как частный случай несостоятельности;
- банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия [2, С.].
По Закону Республики
Беларусь от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятель
В Гражданском кодексе Республики Беларусь [4, Ст.61], новом Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года [5, Ст.1],Федеральном законе Российской Федерации от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» [6, Ст.2] банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия.
Однако Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» расставил все точки над «і» в этом вопросе. В этом документе содержится ряд важных нововведений. Так, понятия «банкротство» и «экономическая несостоятельность» разграничены.
Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» определено:
экономическая несостоятельность - неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации);
банкротство - неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) [7, п.1.4].
Таким образом, при вынесении хозяйственным судом в отношении должника решения о санации он признается экономически несостоятельным, а если выносится решение о ликвидации, тогда он признается банкротом.
Неплатёжеспособность может быть вызвана отсутствием или нехваткой наличных средств, которыми мог бы распорядиться должник на момент наступления срока платежа, но такие средства у должника появятся, когда он, будучи кредитором, в других правоотношениях, получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник является неплатежеспособным, но при составлении баланса его имущества на этот момент обнаруживается превышение актива над пассивом.
Такое состояние имущества неплатёжеспособного должника называют практической неплатежеспособностью, и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств оказывается достаточным применения норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
Совсем иначе складывается положение, когда в имуществе должника имеет место превышение пассива над активом и должник при обычном ведении дела не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатёжеспособности, которая по своему характеру абсолютна [8, С.15].
Отношения, возникающие в результате и в связи с абсолютной неплатёжеспособностью должников, регулируются законодательством о банкротстве.
Действующий Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» определяет неплатёжеспособность как неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [5, Ст.1].
При этом состояние неплатёжеспособности преобразуется в банкротство при наличии двух условий:
- неплатёжеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер (то есть должна быть абсолютной);
- наличие неплатёжеспособности устанавливает хозяйственный суд или должник добровольно объявляет себя не платёжеспособным.
Российский законодатель, в отличие от белорусского, не указывает на абсолютный характер неплатёжеспособности, а выделяет лишь в качестве необходимых условий для возникновения состояния банкротства признание неплатёжеспособности арбитражным судом и наличие неплатёжеспособности в полном объёме [6, Ст.2].
Помимо неплатёжеспособности существуют иные легальные признаки банкротства.
Так, несмотря на то, что в действующем Законе Республики Беларусь, в отличие от Закона Российской Федерации, прямо не указаны признаки банкротства, однако их можно выделить и подразделить на две группы. В первую группу входят признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве. Так, в соответствии со ст. 7 закона о несостоятельности дело о банкротстве может быть возбуждено по за явлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:
- неплатёжеспособность должника имеет устойчивый характер;
- наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платёжные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатёжеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
При наличии одного из указанных признаков должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своём банкротстве. Дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) согласно Указу Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 [7, п.1.12]. Под указанным коэффициентом понимается способность должника рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и определяется как отношение всех обязательств должника, кроме резервов предстоящих расходов и платежей, фондов потребления к общей стоимости имущества [7, п.1.4].
В ст.8 Закона о несостоятельности приводится перечень признаков, при наличии которых должник обязан подать заявление о своём банкротстве. В частности такая обязанность возникает в случаях, когда:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объёме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;
- органом(лицами), уполномоченным(уполномоченными
) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; - органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
- выявлено обстоятельство, предусмотренное ч.1 ст.247 Закона.
В соответствии с п.1.11 Указа дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии в совокупности следующих оснований:
- наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
- наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.
Отсутствие
одного из указанных в части первой
настоящего подпункта оснований
влечет возвращение заявления
Указанные признаки служат формальным основаниями для подачи заявления в хозяйственный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно банкротство, а лишь свидетельствует о неплатёжеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатёжеспособности, т.е. признаки, необходимые и достаточные для констатации банкротства должника (вторая группа признаков).
К таким признакам относятся:
- неплатёжеспособность, имеющая устойчивый характер;
- неплатёжеспособность, приобретающая устойчивый характер.
Эти признаки не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны.
В юридической литературе признаки первой группы называются внешними, а признаки второй группы – сущностными. В законодательстве некоторых стран указывается ещё один признак банкротства – стечение или совокупность кредиторов одного должника. Закон о несостоятельности не содержит указаний на этот признак, поскольку последний вытекает из смысла и цели конкурсного производства (распределение имущества должника между несколькими кредиторами в очерёдности, установленной законом). Наличие должника у одного кредитора не препятствует возбуждению производства по делу о банкротстве, но решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства должно приниматься хозяйственным судом только при наличии двух и более кредиторов. В противном случае принудительное взыскание производится не в рамках процедуры производства по делу о банкротстве (оно подлежит прекращению), а в ходе искового производства.
При определении наличия признаков банкротства принимается во внимание состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст.4 закона о несостоятельности) [9, С.122-123].
Признаки банкротства, указанные в законе, необходимы и достаточны для признания субъекта хозяйствования банкротом.
2 СУБЪЕКТЫ
Характеристику субъектов правовых отношений, связанных с банкротством, следует начать с должника.
Характеризуя
правовое положение должника, необходимо
отметить, что само понятие «должник»
при употреблении в законодательстве
о несостоятельности существенн
Правовое положение должника зависит от того, на какой стадии находится дело о банкротстве и значительно отличается от его положения как платёжеспособного участника экономического оборота. В последнем случае организация или индивидуальный предприниматель обладают правоспособностью и дееспособностью. После возбуждения дела о банкротстве их дееспособность ограничивается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника - юридического лица с ликвидацией, его правосубъектность прекращается. Поскольку эти ограничения устанавливаются законом, они соответствуют правилам п.1 ст.21 ГК (ограничение дееспособности и правоспособности только в случаях и порядке, установленных законом). При этом ограниченные дееспособность и правоспособность должника восполняются действиями управляющего [9, С.136-137].
Согласно ст.1
Закона о несостоятельности должник
- неплатежеспособный индивидуальный
предприниматель или
В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, в том числе положения Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», за исключением подпунктов 1.6-1.8 пункта 1 и подпункта 6.1 пункта 6 настоящего Указа, а также статей 15, 16 и части четвертой статьи 113 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [7, п.1.3].
Определенные виды субъектов банкротства обладают особыми свойствами, что находит свое отражение в установлении для этих субъектов специальных процедур банкротства. В действующем белорусском законе о банкротстве такие процедуры предусмотрены в отношении:
- градообразующих организаций и организаций, приравненных к ним;
- сельскохозяйственных организаций;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Подобные положения содержатся и в Российском Законе о несостоятельности.
Процесс производства
по делу об экономической
Интересы всех кредиторов как участников дела о банкротстве представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют представитель работников должника, судьи (судья). Осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом о несостоятельности установленными на дату проведения собрания кредиторов. Если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности, собрание кредиторов признаётся правомочным независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствовавших на нём, при условии, что о времени и месте проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем хозяйственного суда.
Вопросы, составляющие исключительную компетенцию собрания кредиторов, определены ч.6 ст.53 Закона о несостоятельности. К ним относятся:
- защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности;
- принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
- принятие решения о заключении мирового соглашения;
- принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
- принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
- рассмотрение жалоб на действия управляющего;
- решение иных вопросов, предусмотренных Законом о несостоятельности.
Что касается порядка принятия решений собранием кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, то здесь Закон о несостоятельности использует принцип большинства голосов от числа конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
Порядок созыва собрания кредиторов и принятия ими решений устанавливается ст.54, 55 Закона о несостоятельности [9, С.137-138].
Комитет кредиторов является специфическим субъектом правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника. Это орган избирается на общем собрании кредиторов. Закон о несостоятельности не предписывает создание комитета кредиторов в обязательном порядке. Однако при достаточно большом количестве кредиторов принятие решений по соответствующим вопросам на общем собрании кредиторов может привести к затягиванию процесса. Потому целесообразно было бы предоставить решение вопроса о создании комитета кредиторов на усмотрение кредиторов только в том случае, если количество кредиторов не превышает определённого числа.
Максимальное количество членов комитета кредиторов – семь человек. Они могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов. Если в комитете кредиторов более трёх членов, избрание председателя комитета кредиторов является обязательным в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности. Решения комитета кредиторов также принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов. В соответствии со ст.60 Закона о несостоятельности компетенцию комитета кредиторов составляет принятие решений по следующим вопросам:
- о созыве собрания кредиторов;
- о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;
- об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, которые в соответствии с Законом о несостоятельности заключаются с согласия комитета кредиторов;
- о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего;
- по иным вопросам, отнесённым в соответствии с законодательством к его компетенции собранием кредиторов.
Требования кредиторов фиксируются в реестре, который ведётся управляющим. В нём в соответствии с ч.1 ст.57 Закона о несостоятельности указываются сведения о каждом кредиторе, о размере требований каждого кредитора, об очерёдности удовлетворения каждого требования кредитора [9, С.138-139].
- Законодательство в сфере страховой деят-ти, страховое правоотношение, договор страхования и его условия, страховые санкции
- Законодательство Древней Греции
- Законодательство как объект жилищного права
- Законодательство об органах судейского сообщества
- Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов
- Законодательство о военных судах в РФ
- Законодательство о государственной службе.
- Законодательство вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи, как важнейший памятник древневосточного права
- Законодательство в культурной политике
- Законодательство в области производственной санитарии и гигиены труда
- Законодательство в области рекламной деятельности: ненадлежащая реклама