Законодательство вавилонского царя Хаммурапи. 2

Министерство  образования и  науки РФ 

Московский  Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики 

Институт  Права и Гуманитарного Образования 
 
 

Кафедра Финансового и административного права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: 

«Законодательство вавилонского царя Хаммурапи» 
 
 
 
 

Выполнил

                     студент   Петренко Д.В.

                       _____________________ 
 
 
 

                    Проверил работу  ________________

                                              

                                       научное звание, ученая степень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 20__г. 
 

План.

Введение. 

Глава 1. Общая  часть.

    1. Личность Хаммурапи.

    2. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки. 

Глава 2. Особенная часть.

  1. Брачно-семейные отношения
  2. Имущественные отношения
  3. Уголовное право и судебный процесс
 

Заключение. 

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Изучение  древних  судебников,  одним из  которых является - судебник  Хаммурапи,  актуально и по сей день.  Эти судебники     являются  первыми  законами,  их же  составители -  первыми  людьми,   которые попытались установить  различные  социальные  нормы поведения, придать этим нормам некоторую законность.  Хотя  законы  эти сегодня  могут  казаться  несовершенными, недоработанными, они представляют несоизмеримую историческую ценность. Законы- показатель  уровня  развития  государства.  Чем совершеннее государство -  тем совершеннее и его законодательство.  Изучая  вавилонский кодекс  можно заключить,  что Вавилон уже в те  времена находился на  очень  высоком  уровне  развития, обладал  сложными  социальными  отношениями. 

Вавилония, получившая свое название от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром этого государства, достигавшего своего расцвета дважды - в 18 и 7 веках до нашей эры. Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагалось по течению рек Евфрата и Тигра. Это государство занимало лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. На восток от Вавилонии находились горные области, населенные различными племенами, а на западе была обширная пустынная степь, в которой кочевали племенааморитов. 
С четвертого тысячелетия до нашей эры, в Южной Месопотамии жили шумеры. Племена, которые населяли среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе. 
Древнейшие поселения, обнаруженные в Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IV и началу III-го тысячелетия до нашей эры. Люди здесь в основном вели рыболовный промысел, занимались скотоводством и земледелием. Необходимость осушения болотистой местности и создания оросительной системы предопределила применение рабского труда в те времена. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.  
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенум), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая часть.

  1. Личность Хаммурапи.
 

  Условно называемый историками старовавилонский период начался с падения III династии Ура и закончился завоеванием Месопотамии кассетами (XX—XVII вв. до н. э.). В этот период Вавилон1 возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, которое в конце концов, объединило Нижнюю и часть Верхней Месопотамии. К 1800 г. до н.э. Месопотамия преобразилась в прекрасный цветущий, ухоженный сад. Поскольку старые города трудно приспосабливались к своей хозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйства укрепляли торговые центры, такие, как Вавилон. Первые государи2 Вавилона вели свою политику осторожно, заключали союзы с сильными соседними государствами – Исином, Мари, Ларсой, при этом стараясь выбрать наиболее выгодного партнёра. Так, первые пять царей Вавилона смогли значительно расширить свои владения, но уровня своих союзников еще не достигли.

Положение изменилось, когда к власти пришел шестой царь Вавилона – Хаммурапи3 - однин из величайших политиков древности. Правил он с 1792 по 1750 гг. до новой эры. «Я — Хаммурапи,  царь справедливости,  которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения»4 - такого о нем написано в  Законнике Хаммурапи.

       Царствование Хаммурапи ознаменовано успешными воинами (1763  — захват царства Ларсы;  1762 — разгром войска Субарту,  Эшнунны и горцев Загроса при Манкисуме в низовьях  Диялы;  1761 —   покорение Мальгиума,  Мари  и ряда  областей  Субарту;  1759 — срытие стен (аннексия) Мари и Мальгиума;  1757 — победа над войском Субарту, союзных ему северомесопотамских амореев и,  опять-таки,  горцев Загроса;  1756 — захват Эшнунны;  1755  — окончательный разгром Субарту), красивыми сооружениями. Власть Хкамураппи была неограниченной, судьи действовали по его поручению и от его имени. Управленцами в города и области, царь назначал своих сановников5, при этом наделяя их исключительными административными и судебными функциями. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Месопотамии. Не прибегая к использованию собственных войск, ведя тонкую внешнюю политику, он смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже ( например царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.6)

После объединения страны Хаммурапи пришлось принимать сложные решения. С одной стороны – чтобы его государство не распалось на отдельные области, как это было, власть царя должна быть жесткой и могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать землю у крестьян, собирать в царские мастерские ремесленников, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к упадку страны – люди уже успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи»7. Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нём как о судье. В одном из своих писем он даёт инструкцию насчёт допроса взяточников, в другом – требует явки очевидцев.

Это небольшое, краткое описание о личности Хаммурапи. Теперь можно перейти к характеристике законника и посмотреть, что он представляет собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки.
 

     Изучение  древних  судебников,  на сегодняшний день,  не  потеряло  своей актуальности.  Судебники -  самые первые  законы, а их составители – первые люди, которые попытались  установить некоторые социальные нормы поведения, придать им некоторую законность, ведь единственная сила, отделяющая государство от хаоса – это закон. Несмотря на то, что эти законы  по  сегодняшним меркам могут показаться примитивными, некоторые из них можно использовать при законотворчестве и сегодня. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство – тем совершеннее его законы. Изучая судебник Хамураппи можно прийти к выводу, что Вавилон уже в те времена находился на высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Из законов можно узнать о обычаях и нравах какого-либо государства. В Вавилоне, например, - это «бюрократизм», т.е. любые сделки, даже самые незначительные осуществлялись всегда при свидетелях.8

   Законы Хаммурапи были найдены французской археологической экспедицией в 1901 году в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона).9 Представляли собой чёрный базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Он был составлен в период царствования Хаммурапи в XVIII столетии до нашей эры. Сверху столба был изображён сам Хаммурапи. Он стоит перед верховным богом Вавилона – Мардуком.10 В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю верховным божеством.

 Можно так же отметить, что судебник был составлен, по некоторым предположениям, в конце правления Хаммурапи и вобрал так же законы и обычаи предшествующих правителей, обычное право а так же собственные установления Хаммурапи – его указы и решения судебных дел. Обычное право представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений, сложившихся в обычаи.

    Главным источником кодекса были  судебные решения самого Хаммурапи а так же решения судов.

    Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. После недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.

    Клинописный текст состоит из трёх частей: введения, самого закона и заключения. В первой и последней частях – Хаммурапи характеризует себя и своё правление, а так же указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого»11 и т.д.

    Статьи законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить нормы закона так, чтобы они в тоже время охватывали не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных вопросов. Древний же законодатель мыслил себе закон иначе.

Выросшая  из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда; как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его».12 Такая форма изложения называется «казуальной».13

    Текст судебника начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает эпическую поэму: «Когда  славнейший  Анум,  царь  Ануннаков,  и  Эллиль,  владыка  небес  и  земли,  устанавливающий  судьбы  страны,  вручили  Мардуку,  первородному  сыну  Эйи,  главенство  над  всеми  людьми,  возвеличили  его  среди  Игигов,  назвали  Вавилон  его  славным  именем,  возвысили  его  над  четырьмя  странами  света  и  установили  в  нем  вечное  царствие,  чьи  основания  прочны,  подобно небесам и земле,  тогда-то  меня,  Хаммурапи,  правителя заботливого и богобоязненного,  дабы  справедливость  в стране  была  установлена,  дабы  погубить  беззаконных и злых,  дабы  сильный не  притеснял слабого,  дабы  подобно Шамашу,  над черноголовыми  я  восходил  и  страну  озарял,  Анум  и  Эллиль,  дабы  плоть  людей  была  ублаготворена,  назвали  по  имени».14

   Этими словами провозглашается религиозно-правовое основание власти царя.

Затем  Хаммурапи перечисляет свои благочестивые  деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства перед богом этой общины, тем самым он утверждает законность своей власти над каждой из них. Другими словами, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми «новыми» общинами - от Ашшура и Ниневии на среднем Тигре до Ура и Эреду у персидского залива. В то же время подчеркивается вечность и незыблемость царской власти в Вавилоне. Характерно и то, что,  перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур15 и Эреду – древнейшие культурные  центры Месопотамии, а затем уже Вавилон, Бог, которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: «Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей»16 и т.д. Наконец, вводимый словом «отныне», начинается собственно  текст  законов.

    Судебник  Хаммурапи  это  результат тщательного обобщения и систематизации  разновременных  писаных и неписаных правовых  норм.  Он  не  содержит,  например, такие нормы как,  устанавливающие наказание за  простую кражу,  за  умышленное  убийство,  либо за  чародейство  и  т.д.),  но  такую  задачу Хаммурапи видимо перед собой и не  ставил.  Подобного рода  простейшие  случаи  считались  общеизвестными  и  не  вызывали разногласия.  Законы  Хаммурапи  рассматривали  только  те  случаи,  по  поводу  которых действующие  нормы  писаного  или  обычного  права  страны  расходились  между  собой.  Впрочем,  и  нормы,  регулирующие  «простейшие»  случаи,  текстом законов подразумеваются как существующие:  нетрудно  даже  указать,  исходя  из  внутренней  логики  построения  сборника  законов,  места  в  тексте,  где они могут быть  вставлены.

     Судебник  Хаммурапи  содержит  несколько  сот  правовых  норм,  которые относятся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву.  Сами  же  вавилонские «правоведы»  такого  различия  не  проводили,  как и  ни  одна  древняя система права.  Каждая  статья начинается со слова  «если»,  после этого  следует изложение возможной ситуации  и  вытекающих  из  неё  юридических  последствий и наступающей ответственности.  При издании текста  судебника  современными  учеными, он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные  нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего этих параграфов – 282. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенная часть.

1.Брачно-семейные отношения 

     Судебник  Хаммурапи содержал указания о регулировании брачно-семейных отношений, они носили патриархальный характер. Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть имел право требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но в свою очередь был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены она могла взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла забрать свое приданое и вернуться к своим родителям. В некоторых случаях жена имела право заключать сделки. Но это не означает, что супруги были в браке равноправны. Мужчине разрешалось многое. Закон давал возможность усыновления детей от рабыни. Глава семьи имел огромную власть над ее членами, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если он его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основании развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил ее в растрате совместного имущества и др.).

     Жена  могла требовать развода лишь в некоторых особых случаях:

     1) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности;

     2) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии.

     Правовой  статус женщины в древнем Вавилоне был тесно связан с ее семейным положением. В семье господствовал муж. Он вел общее хозяйство семьи и ему принадлежало право распоряжаться своей женой. С точки зрения права вавилонскую женщину в древнем Вавилоне нельзя было назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным и нажитым в браке имуществом, она сохраняла право на приданное, могла наследовать имущество после смерти мужа вместе с детьми, но с другой стороны она имела ограниченное право на развод, и во всем обязана была подчиняться мужу.

     Для замужней женщины, пишет З.М.Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом17.

     Вавилонский брак скреплялся договором между семьей жениха и невесты или между женихом и семьей невесты, но на его содержание могла оказывать свое влияние и женщина. К примеру, она могла требовать особого договора с будущим мужем, по условиям которого муж был лишен права закладывать жену за долги (ст. 151)18. «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни отсутствие согласия женщины, ни ее ранний возраст невесты, не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

     Одним из распространенных условий брака был «тархатум» (выкупная плата), который вносился женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался «библум» (задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения). Нарушение брачного договора женихом влекло за собой потерю им и выкупной платы и задатка (ст. 159), тестем – двойную плату того и другого.

     Если  жену, которая изменила мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право жене уйти от мужа со своим приданым в дом ее родителей. Это право она приобретала и тогда, когда муж клеветал на нее или покидал общину.

     Имел  оправдание и уход женщины к другому мужчине "из-за пропитания" — в случае, если муж отсутствовал. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, а дети должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).

     Брак  Вавилонском государстве не считался нерасторжимым. По закону если муж оставлял жену, это оговаривалось определенными условиями. Муж не имел права покинуть даже больную проказой жену (ст. 142), но мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув ее приданое (ст. 138). Он не мог ввести в дом наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Однако рабыня не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и жену, позорящую мужа, можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).

     Особо в судебнике Хаммурапи говорилось о правосудии в отношении женщин. На характер наказаний за их проступки наложило отпечаток положение женщины в семье. Судебник предусматривал ответственность жены за неверность, её распутное поведении. Например, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Имущественные отношения
 

     Особенностью  общества в древнем Вавилоне являлось превращение его, в лице царей, в крупнейшего в те времена землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался в результате захвата и покупки общинных земель а так же в результате превращения храмовых земель в государственные. Другой особенностью общества являлось сохранение общинного строя, несмотря на рост царского и частного землевладения, это было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось единственным владельцем воды, организатором ирригационных систем, община распоряжалась водой для нужд земледелия под строгим контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочной продукции, создаваемой общинниками а так же право на различные повинности в пользу государства.19

     Общинники, экономически, были неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, которая выделилась в результате имущественного расслоения. Наблюдалось массовое обнищание ремесленников и свободных крестьян, вынужденных даже иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

     Только  владение землей в общине делало человека полноправным, независимо от его служебного и социального положения.

     Закон Хаммурапи выделял государственную (царскую) и церковную собственность. Начал Формироваться институт частной собственности. Права собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

     Верховным собственником земли был царь, который на правах пользования предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", которое включало в себя: землю, инвентарь, дом и рабов. Со временем это имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота, оно не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

     В Древнем Вавилоне активное развитие получило обязательственное право. Обязательства возникали из договора  либо из причинения вреда.

     Договор мог быть заключен при наличии  сторон, объекта сделки, а так же свидетелей. При этом хозяин имущества должен был быть действительно его собственником и мог гарантировать приобретателя об отсутствии эквиции, то есть от претензии на данное имущество со стороны третьего лица. Кроме этого, хозяин вещи должен был предупреждать ее приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и подлежал регистрирации специальным чиновником. За неисполнение договора должник отвечал своей личностью или личностями членов своей семьи, которые могли потерять свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой и имущественную ответственность, что выражалось в обязанности возместить ущерб в трех- и даже шестикратном размере.

     Изменению договор подлежал только по обоюдному согласию его сторон. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь.20

     Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору  грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в  залог землю и прочее имущество  должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

     Помимо  того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании  имущественных отношений закон  во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный  вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

     В классовом обществе огромную роль играл  институт наследования, с его помощью накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

     В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

     1. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

     2. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

     3. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

     4. Долю умершего наследника получают его дети.

     Наследование  по завещанию, связанное с предоставлением  наследователю широкой или в  той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, прийдет в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

     Обладатель  имущества илку обязан был лично  выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он нанимал заместителя, который служил вместо него, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался его старшему сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

     Общинная  собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию. 21

Законодательство вавилонского царя Хаммурапи. 2