Законодательный процесс Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 6
1.1 Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 6
1.2 Стадии законодательного процесса 17
2 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты 30
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3 Законодательный процесс в Совете Федерации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ВВЕДЕНИЕ
Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические, основы его существования и реального применения.
В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.
Законодательная инициатива - это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.
Вносимые в Государственную
Думу законопроекты о
Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. В процессе обсуждения в каждом чтении в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения. Государственная Дума принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передает его на рассмотрение в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не рассмотрел закон, он считается одобренным.
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
- раскрыть понятие и
- описать стадии
- проанализировать
- описать законодательный
- описать законодательный
Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ
Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение
Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.
Человеческое общество всегда нуждалось
в точных и совершенных правовых
решениях, в такой деятельности органов
государства, в результате которой
создаются нормы права, правила
поведения граждан и
«Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано»(2). Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Процесс правотворчества в России проходит в чрезвычайно сложной обстановке. Растет озлобление и взаимное отчуждение людей, межнациональные распри и конфликты, растет преступность, рвутся хозяйственные связи. Все это происходит на фоне экономического и финансового кризиса.
Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровн правовой защищенности граждан.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных - нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права.
Правотворчество, создание или изменение существующих правовых норм — одно из важных направлений работы любого государства.
Одним из важных направлений работы
любого государства является правотворчество.
Это специфическая
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.
Осуществляя властные полномочия, государство
использует разные приемы и методы
руководства — оперативное
Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.
Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.
Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).
Главная роль в определении времени
принятия, содержания и формы правового
решения должна принадлежать правовой
науке. Именно наука обладает таким
научно-познавательным инструментарием,
который позволяет почти
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
Правовая культура законодателя тысячами
нитей связана с общей
В культуре законотворчества аккумулируются:
разносторонние знания действительности,
ее истории и перспектив развития;
специальные знания о праве, законе
и законодательной технике, умелое
их использование в практической
деятельности по созданию законов и
их реализации. Овладение этими знаниями
и их использование в процессе
законотворчества позволяют создавать
научно обоснованные и технически совершенные
законодательные акты, в полной мере
отвечающие назревшим и назревающим
потребностям общественного прогресса.
Законодатель, следовательно, должен обладать
всесторонними и глубокими
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:
- исследования различных
- выявления и тщательного учета
при формировании законов
- использования в процессе
- проведения сравнительного
- постановки в целесообразных
и возможных случаях
- определения связи,
- совершенствования
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
Правотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
Именно поэтому предпосылкой создания
закона является познание тех сложных
условий, факторов и обстоятельств,
тех развивающихся общественных
отношений, правовое регулирование
которых диктуется нуждами
Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии /этапы/.
Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т. е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент.
Логично было бы сделать вывод о
том, что в процесс правотворчества
не следует включать организационные
действия, содействующие непосредственной
правовой работе над нормативным
актом. В частности к правотворчеству
не относится деятельность по учету,
анализу и обобщению
Как любая процессуальная деятельность
правотворчество представляет собой
официальный порядок
Как любая процессуальная деятельность
правотворчество возникает лишь
при наличии определенного
В какой бы форме это решение не выражалось, оно является юридическим актом, который создает права и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т. е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности.
Именно с момента принятия официального
решения о подготовке проекта
нормативного акта возникает определенное
правоотношение, и с этого момента
все действия по созданию нормативного
акта качественно отличаются от действий,
совершавшихся ранее и
Несмотря на различные виды и особенности правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.
Говоря о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование.
Другие, например, А. Г. Братко и В. В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как «решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т. п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата». (3)
В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.
Первый — Предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы, имеют значение лишь степень остроты вопроса. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством.
Второй этап называется проектным
этапом, или этапом принятия правотворческого
решения. Эта работа осуществляется
непосредственно в самом
1. внесение в правотворческий
орган проекта закона
В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Российская политическая практика знает уже немало таких фактор: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.
2. рассмотрение проекта закона
в комиссиях и комитетах
3. обсуждение законопроекта по
палатам или на совместном
заседании палат
а) принятие законопроекта в I чтении;
б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.
4. принятие законопроекта
Законодательный процесс является
частью общего процесса правотворчества,
отражая его общие свойства. Выделение
общего, особенного и единичного в
процессе правотворчества позволяет,
таким образом, избежать отождествления
его с законодательным
«Законодательный же процесс следует рассматривать в качестве основы всего процесса правотворчества».(4)
Законодательный процесс, чаще всего характеризуется, как процесс деятельности высших органов государственной власти по созданию законодательных актов, состоящий из ряда стадий. Иными словами, законодатель ный процесс отражает последовательно сменяющиеся формы, этапы соответствующей деятельности высших органов государственной власти. За ее пределами остается вся иная подготовительная работа - деятельность постоянных комиссий, всенародные обсуждения законопроектов и т.д.
Существует и другая позиция, это так называемая позиция «расширительного толкования» процесса подготовки и принятия правовых актов, которая обосновывает такое широкое понимание законодательного процессам тем, что «целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции, до ее воплощения в конкретном законе или серии законов», что этот «процесс весьма сложен, и в современных условиях едва ли можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти», так как «требуется в большей степени отразить все этапы создания закона, включая и его первоначальные стадии, аналитикосодержательные действия, весь процесс движения идеи к проекту, проекта к окончательному принятию закона».(5)
Таким образом, Ю.А. Тихомиров, характеризуя
законодательный процесс, как важнейшую
часть общего процесса создания закона,
дает следующее определение
Можно также привести и точку зрения И.В. Котелевской, которая указывает на то, что законодательный процесс «не сводится к регламентам и процедурным правилам, это скорее всего познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования».
Несмотря на это, в работе мы будем придерживаться той точки зрения, что законодательный процесс - порядок деятельности органов законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституциях и регламенте соответствующего представительного органа, так как для законодательного процесса характерна четкая юридическая регламентация.
Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс можно подразделить на несколько основных стадий.
Эти стадии законодательного процесса
организационно очень близки. Потребность
в принятии определенного закона
обычно устанавливается
Субъектами права
Осуществление законодательной инициативы в парламентарных странах практически целиком сосредоточено в руках правительства, хотя юридически ею прежде всего обладают. депутаты. В парламентской практике законопроекты вносит только правительство, а депутаты - законопредложения. В президентских республиках право внесения законопроектов формально рассредоточено между депутатами и парламентскими комитетами. Исполнительная власть по букве закона не обладает правом законодательной инициативы. Однако и в этих странах основным источником законопредложений является президентская власть. Общей закономерностью, свойственной всем зарубежным странам, является то, что парламент всегда работает в соответствии с законодательной программой правительства.
- Законодатель об ответственности за убийство
- Законодательство вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи
- Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи, как важнейший памятник древневосточного права
- Законодательство в культурной политике
- Законодательство в области производственной санитарии и гигиены труда
- Законодательный процесс как основная функция Федерального Собрания Российской Федерации
- Законодательный процесс на федеральном уровне
- Законодательный процесс, особенности реализации его стадий в Федеральном Собрании РФ
- Законодательный процесс: понятие и стадии
- Законодательный процесс. Понятие и стадии
- Законодательный процесс: понятие, сущность, основные стадии (на примере РФ)
- Законодательный процесс: понятие, сущность, основные стадии (на примере РФ)