Законодательство Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН……………………….

 

5

    1. Место женщины в общественных отношениях в истории….....................................................................................

 

5

    1. Дискриминация женщин в современном мире………………………………………………………………..

 

13

  1. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН………………………………………………………………

 

21

    1. Международный уровень………………………………..

21

    1. Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор………………………….

 

25

    1. Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран………………………..
    2. Законодательство Российской Федерации…….

 

25

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Объектом курсовой работы является женщина в социальных отношениях. Предметом - нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин.

Целью курсовой работы является выявление особенностей нормативно-правового обеспечения равноправия женщин. Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:

-определение места женщины  в общественных отношениях;

-изучение дискриминации женщин в современном мире;

-анализ нормативно-правовых  документов на международном  уровне;

-анализ гражданских и  политических прав женщин в  конституциях различных стран.

Проблемы женщин изучались учёными на протяжении долгого времени. В настоящее время правовой подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда и производства дан в работах С. В. Полениной1. Философско-культурологический феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой2, О.Ворониной3. Если говорить о зарубежных школах изучения положения женщин, о так называемом гендерном направлении исследований, то для западных ученых тема равноправия полов представлена в двух векторах: правовом (как составная часть проблемы прав человека) и психологическом (с точки зрения отношения между полами).

В курсовой работе использованы такие исследовательские методы, как метод анализа нормативно-правовых документов и сравнительный анализ.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной работы для дальнейшего исследования в этой области.

Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и шести параграфов, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

 

    1. Место женщины в общественных отношениях в истории

Значение прав человека, личности велико в формировании как национального, так и международного права. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории4.

Такая оговорка точна вообще и вдвойне - применительно к правам человека-женщины (по терминологии документов ООН). Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой половины человечества - мужчин - Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой французской революции, а в США женщины только в этом десятилетии получили по закону право на отпуск по беременности и родам.

Было бы ошибочно предполагать, что осознание женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав пришло только сегодня либо одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма5. Тем, кто считает, что право вообще появилось лишь после того, как прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина, нелишне узнать, что современницы этих Деклараций оценивали их далеко не так восторженно. Так, француженка Олимпия де Гурж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина явное умаление прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки, за что и была казнена.

Аналогичные события происходили и в США. В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств поднимались вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин. Ее авторы ставили перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в соответствие с изменениями, которые были внесены в жизнь мужчин поколением отцов-освободителей. Подчеркивалось, что революция в США дала женщинам обещания, которые так и не были реализованы.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. Она принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального гнета, сословного неравенства. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства.

На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались в первую очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом: ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной. По-прежнему в обществе у власть предержащих и следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных («естественных») правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась» признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали наконец за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями.

Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешней терминологии, цивилизованных странах. Весьма показательно в этом отношении прогремевшее в 1928 г. на всю Канаду дело о толковании Верховным судом страны термина «лица» в ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента - Сената. Согласно ст. 24 Закона о Сенате генерал-губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц (Persons) в Сенат. В 1928 г. пять ведущих суфражисток Канады обратились в правительство страны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает ли такую возможность закон (что само по себе весьма симптоматично с гендерной точки зрения), и обратилось в Верховный суд о просьбой дать толкование термину «лица». Верховный суд Канады пришел к выводу, что в 1928 г. термин «лица» должен иметь то же значение, что и в Законе о Сенате 1867 г., а последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 г. и акт о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высших органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 г. решением комитета тайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward.s Attorney General of Canada было провозглашено, что термин «лица» включает и лиц женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет собой .реликт времен варварства.

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны, как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям.

Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

В числе первых, кто не только осознал внутреннюю противоречивость свободы и равенства как основы правового статуса человека, но и предпринял конкретные шаги по пути если не снятия, то хотя бы смягчения этого противоречия, оказались в шестидесятых годах XX в. Скандинавские страны. Анализируя реальную действительность формировавшегося правового государства, наука и общество этих стран воочию убедились, что формальное равенство прав далеко не всегда дает людям равную свободу действий. И дело не только в способностях, прилежании и активности самого человека. Ребенок не имеет той свободы, какой обладают взрослые. Инвалид лишен во многом свободы, какая есть у здорового человека. Свободы мужчины и женщины тоже далеко не равновеликие величины. Вот почему в реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства.

Семидесятые годы XX в. - период своеобразной эйфории международного сообщества применительно к вопросу возможностей скорейшего достижения женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей Международным годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы - Десятилетием женщины Организации Объединенных Наций под девизом: .Равенство, развитие, мир.. Принятие Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин на правовую основу. Впервые появился специально посвященный этой проблеме международный документ принципиального значения. Однако к концу Десятилетия женщины ООН ситуация стала существенно меняться не в лучшую сторону.

Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла неоправдавшимися надежды на ускорение экономического роста развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Все это явилось серьезным препятствием и поставило под угрозу не только выполнение новых программ для женщин, но и возможность осуществления уже начатых программ. Поскольку цели Десятилетия женщины - равенство, развитие и мир - носят широкий, взаимосвязанный характер, достижение либо недостижение одной из них содействует или препятствует осуществлению других. Таким образом, вопросы экономики, находящейся преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной раз стали препятствием на пути решения «женского вопроса» в масштабах Земли.

Существенный вклад внесла Найробийская конференция и в трактовку понятия «равенство полов». Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве активной действующей силы. В масштабах Европы и прежде всего Скандинавских стран возросшим требованиям международного сообщества к равноправию полов соответствовала постепенная трансформация правового государства в правовое социальное государство. Происходило это под влиянием многих разнообразных факторов. Один из них, и весьма существенный, - активизация движения женщин за свои права, оказавшая воздействие на развитие не только национального права отдельных государств, но и международного права.

Однако к концу 80-х годов, а особенно в течение 90-х годов, надежда на неуклонное поступательное движение промышленно развитых стран к социальной государственности стала тускнеть. Наметившееся во второй половине XX в. равновесие между идеями свободы, равноправия и справедливости было нарушено. В США, Канаде, Англии, многих других государствах Западной, а после распада социалистического лагеря и в странах Центральной и Восточной Европы господствующей стала политика неолиберализма и как ее следствие - резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства, не говоря уже о справедливости. В новой оболочке когда-то относительно прогрессивный принцип либерального индивидуализма подвергся существенной трансформации: главным стало не выявление подлинной индивидуальности, а свобода в распоряжении частной собственностью.

Особенно острой стала в 90-е годы ситуация в России, других странах СНГ и Центральной и Восточной Европы, в которых до «перестройки» господствующей была государственная собственность. Наиболее пострадавшими от «перестройки», как обычно, оказались наименее социально защищенные слои населения, в том числе женщины. В ходе проводимых реформ и развития рыночных отношений положение женщин России и других стран Центральной и Восточной Европы стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. В Концепции улучшения положения женщин в России, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г., указывается, что наибольшее беспокойство общественности в современных условиях вызывает невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, где женщины составляют примерно половину всех работающих в городе и на селе. Ныне в России число безработных женщин составило 62,2% от общей численности безработных. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30-40 лет. Наряду с «феминизацией безработицы» происходит и «феминизация бедности», так как многие семьи в нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи, например мужа.

Не в последнюю очередь этот кризис обусловил, наряду с процессом растаскивания всенародного богатства, небывалый рост насилия в обществе, в том числе в семье, на работе, в общественных местах. Наиболее страдающими в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного для современной цивилизации явления не могла пройти Организация Объединенных Наций. В повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины, как неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В Декларации конференции подчеркивается также важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или укоренившейся в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.

 

 

1.2. Социально-экономическое положение женщин в современном мире.

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной и культурной жизни как обеспечение их политического равенства. Социальные и экономические права определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности. Культурные права гарантируют духовное развитие.

Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе.

Так, в соответствии с конституцией Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин в отношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных прав. При этом гарантируется на основе особых предписаний поддержка и защита матерей до и после рождения ребенка.6 Особыми нормами обеспечивается охрана женщин в труде.

Конституция Италии гласит, что «трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять ей выполнять главную для нее семейную функцию и должны обеспечивать надлежащую охрану интересов матери и ребенка».7

На уровне Евросоюза Европейская хартия прав 2000 г. в титуле III «Равенство» также устанавливает равенство прав.8 Равенство между мужчинами и женщинами во всех областях, включая занятость, труд и вознаграждение, провозглашает ст. 23. Однако этот принцип по комментариям европейских парламентариев не исключает сохранение или принятие мер, предусматривающих специальные преимущества и пользу того или иного пола. Впрочем, Испания была признана нарушителем ст.1, когда в законодательном порядке запретила прием на работу в гражданскую службу замужних женщин.

По конституции Бразилии «законодательство о труде и социальном обеспечении должно исходить из следующих положений, не считая других принципов, направленных на улучшение условий жизни трудящихся:

-устанавливается право женщины на отпуск до и после родов с сохранением работы и заработной платы.

-обеспечивается медицинское и санитарное обслуживание, включая госпитализацию и профилактическое лечение трудящихся и беременных женщин».9

В Исландии в 1976 г. был принят Закон о равенстве женщин и мужчин, где записано, что они имеют равные права и возможности в отношении найма на работу, образования и получения равной оплаты за равный труд.

И в конституции Болгарии также зафиксированы, при общем равенстве мужчин и женщин, дополнительные гарантии для последних: «Женщина-мать пользуется особым покровительством и защитой государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами, бесплатную акушерскую помощь, облегчение условий труда и другую социальную помощь».10

Многие конституции устанавливают следующее положение: «Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности».11 Однако в некоторых современных странах существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.

Гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. При этом женщины по-прежнему не могут пробиться в сферу высшего менеджмента. И в США, и в Германии доля женщин, занимающих президентские посты в самых крупных компаниях, составляет вот уже много лет менее 3%. Более лучшие возможности открыты для ряда женщин в среднем менеджменте в торговле и финансах. И все-таки в этих сферах их всего 30% в Европе и 40% в США. В среднем женщины получают от 50 до 80% заработка мужчин. На долю женщин приходится 2/3 всех неграмотных взрослых. Из 100 млн детей, не имеющих возможности получить начальное образование, 60% составляют девочки. Законодательство же о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин работает только в общественном секторе экономики, а в частном оно не действует.12

Источником гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где женщины лишены в ряде случаев права на образование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии — скрытая дискриминация и патриархатные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий.13 И здесь даже эффективные законодательные меры могут не находить должного отклика в общественной практике.

В связи с вышеизложенным большой интерес представляет закрепление социального статуса женщины в конституции Ирландии. Согласно данному документу, государство признает Семью (именно с большой буквы) как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. В частности, государство признает, что женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага. Государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям.14

В целях гарантирования равенства членов семьи государство, в частности, должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы граждане (все - мужчины и женщины - в равной степени имеют право на соответствующие средства существования) могли посредством своих занятий найти средства для разумного обеспечения своих домашних потребностей.15

Такие же цели ставятся перед государством и конституцией Индии. Государство должно направлять свою политику на обеспечение:

- равного права граждан - мужчин и женщин - на адекватные средства к жизни;

- равной оплаты равного труда мужчин и женщин.16

Декларативный характер конституционных норм о равенстве социального статуса женщин и мужчин наиболее ярко прослеживается на примере конституции Японии. В ст. 24 Конституции особо гарантируется равноправие мужчин и женщин в семейных отношениях. В соответствии с этой статьей брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены. В отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследования, выбора местожительства, развода и других брачно-семейных вопросов законы должны основываться на принципе личного достоинства и равенства полов.

При этом Закон допускает дискриминацию в отношении женщин, поскольку в соответствии с его положениями для натурализации жены японца нет такой льготы, как у мужа японки. Более того, указанные дискриминационные положения Закона нарушают положения ст. 14 и 24 Конституции, которыми гарантировано равенство всех перед законом и недопущение дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения.17

На примере Турции можно проследить действующую сегодня тенденцию в мусульманских странах к законодательному уравниванию в семейных правах мужчин и женщин. Новый Гражданский кодекс Турции, сменивший предыдущий, принятый еще в 1926 г., положил конец мужскому доминированию в браке, когда супруг официально признавался «главой семьи». По новому законодательству жена также получает право официально представлять семью, принимать участие в совместных решениях относительно места жительства семьи и сохранять свою девичью фамилию, которая будет присоединяться к фамилии мужа через дефис. Поднят также официальный возраст вступления в брак для женщин - с 15 до 18 лет. Однако самые большие споры вызвало предложение наделить женщин равными правами на имущество, нажитое в браке в случае развода - встретила ожесточенное сопротивление у законодателей националистического и исламистского толка, которые утверждали, что такая мера направлена на подрыв семьи. Все же данное предложение было принято, и теперь остается проследить, как оно будет реализовываться на практике.

В заключение хотелось бы охарактеризовать шведскую модель равноправия полов в экономической, социальной и политической сферах.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель равных прав и возможностей Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти женщин. Определяющими являются следующие обстоятельства:

1.Политика Правительства  направлена на создание экономической  самостоятельности женщин в браке - каждый человек имеет реальные возможности заработка денег, на создание достаточного количества мест в детских дошкольных учреждениях;

2.Реформа по социальному страхованию родителей.

В шведском кабинете министров есть пост Министра по равным правам и возможностям, функционирует Совет по равным правам и возможностям, имеющий консультативный характер.

Шведское Правительство имеет следующие планы по развитию равных прав и возможностей: 1. Равномерное распределение власти и возможностей влияния на Правительство по гендерному признаку - Кабинет состоит из равного количества мужчин и женщин. 2. В частном секторе работают по увеличению количества женщин-руководителей. 3. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда.

В Швеции с начала 80-х годов вопросы равноправия составляют один из важнейших компонентов государственной политики. Правовой основой для ее проведения является Закон о равноправии 1991 года (с поправками от 1994 г.), нацеленный на занятость, условия труда и возможности служебного роста. В практическом плане Закон предусматривает разработку работодателями ежегодных планов мероприятий по обеспечению максимально сбалансированного представительства между полами.

Очередным и более сложным этапом в повышении роли женщин в управлении обществом шведы считают достижение равного представительства полов на руководящем уровне в исполнительной власти. Этой цели служит принятая в 1998 году специальная правительственная программа18, предусматривающая:

1.регулярную статистическую отчетность перед парламентом о положении женщин в государственных органах управления;

2.этапные ориентиры в повышении пропорционального представительства женщин (30% - к 1992 г., 40% - у 1995 г. и 50% - в 1998 г.);

3.специальные мероприятия по достижению этих целей: контроль за правительственными назначениями со стороны министра по равноправию, государственная финансовая поддержка целевых программ неправительственных организаций по стимулированию женского представительства в структурах исполнительной власти и др.

Со времени принятия правительственной программы число женщин в «высших» эшелонах власти заметно возросло и в 1995 году составило: в правительстве 50% (11 из 22 министров нынешнего кабинета - женщины на уровне заместителей министров). В целом в 2000 году женщины составляли половину общего числа занятых в госслужбе, занимая при этом около 30% руководящих и старших должностных постов.

Законодательство Российской Федерации