Законодательство РФ в сфере таможенного регулирования

  • Введение

Таможенный союз (ТС) представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются1:

  1. создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  2. введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  3. полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  4. использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  5. функционирование единых органов управления таможенного союза.

По внешней границе  в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;
  • использование единых мер нетарифного регулирования;
  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

6 октября 2007 г. главы трех  стран – России, Беларуси и Казахстана –  впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь. Дата 1 июля 2011 г. является основной вехой формирования таможенного союза, характеризующая фактической отменой таможенного контроля на внутренних границах стран. 

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС2.

Цель курсовой работы выявить проблемы таможенного регулирования РФ и  предложить варианты их решения.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучение содержания и структуры источников таможенного законодательства  ТС ЕврАзЭС.
    2. Рассмотрение правовых институтов ТС ЕврАзЭС.
    3. Исследование формирования договорно-правовых принципов таможенного регулирования в рамках ТС ЕврАзЭС.
    4. Ознакомление с правовой базой РФ в области таможенного регулирования.
    5. Проведение сравнительного анализа таможенного законодательства РФ до и после вступления в ТС ЕврАзЭС.
    6. Выявление на основе проведенного анализа проблем связанных с таможенным регулированием в РФ.
    7. Поиск путей решения проблем таможенного регулирования в РФ.

Предметом изучения в курсовой работе является особенности и проблемы реализации таможенного законодательства Таможенного союза ЕврАзЭС и РФ.

Объектом исследования является таможенное регулирование  во внешнеэкономической деятельности субъектов ТС ЕврАзЭС.

Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды, посвященные проблемам таможенного регулирования, таких отечественных исследователей, как Андриашин Х.А., Бакаева О.Ю., Габричидзе Б.Н., Корчажкина Н.П., Прокушев Е.Ф. И др.

Нормативной базой исследования являются Таможенный кодекс таможенного союза, федеральные законы, соглашения и решения таможенных органов таможенного союза.

Практическая  значимость исследования заключается  в разработке рекомендаций по проблемам  и направлениям регулирования таможенного  законодательства РФ.

  • 1. Концептуальные основы таможенного законодательства ТС ЕврАзЭС

  • 1.1. Содержание и структура источников таможенного законодательства ТС ЕврАзЭС

В связи с  формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Таможенное  законодательство Таможенного союза3 состоит из:

  1. Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);
  2. Международных договоров, принятых на основании ТК ТС, 
  3. Решений Комиссии Таможенного союза (КТС).

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является Таможенный кодекс таможенного союза.

Одним из ключевых моментов в формировании таможенного  союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств и вступил в силу 06 июля 2010 года.         

 Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.

ТК ТС по структуре состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 373 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.

ТК ТС не содержит определенных положений, рассмотрение которых остается прерогативой национального законодательства государств-членов таможенного союза. К ним относятся следующие положения4:

  • регулирование системы таможенных органов;
  • права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов;
  • условия прохождения службы в таможенных органах;
  • порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
  • правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);
  • ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.

Общая часть  ТК ТС состоит из трех разделов:

I. Основные положения.

II. Таможенные  платежи.

III. Таможенный  контроль.

Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного  регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе. Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют  на единой таможенной территории таможенного  союза, которая состоит из территорий Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

Пределы единой таможенной территории таможенного  союза являются таможенной границей таможенного союза.

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством  таможенного союза, прежде всего, затрагивают  порядок перемещения товаров  через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

Кроме общих  положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений  таможенных органов с участниками  внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Отдельно следует  остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела:

  • таможенных перевозчиков;
  • владельцев складов временного хранения;
  • владельцев таможенных складов;
  • владельцев магазинов беспошлинной торговли;
  • уполномоченных экономических операторов.

ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц – через включение  в соответствующие реестры, ведущиеся  таможенными органами.

Порядок включения  в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции национального законодательства государств-участников таможенного союза. На данный момент подготовлен соответствующий нормативный правовой акт, которым будут регулироваться эти правоотношения.

Разделы II «Таможенные  платежи» и III «Таможенный контроль содержат основные вопросы, связанные  с уплатой таможенных пошлин, налогов  и проведением таможенными органами таможенного контроля.

Касаясь кратко таможенных платежей5, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:

  • для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 17 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь»;
  • для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлина в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
  • для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Установление  видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального  законодательства государств-членов таможенного  союза. 

Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:

IV. Таможенные  операции, предшествующие подаче таможенной декларации.

V. Таможенные  операции, связанные с помещением  товаров под таможенную процедуру.

VI. Таможенные  процедуры.

VII. Особенности  перемещения через таможенную  границу и совершения таможенных  операций в отношении отдельных  категорий товаров.

VIII. Переходные положения.

По концепции  ТК ТС все таможенные операции, под  которыми понимаются действия, совершаемые  лицами и таможенными органами в  целях обеспечения соблюдения таможенного  законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы:

  1. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации. В основном это операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
  2. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. Эти операции включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

ТК ТС рассматривает  вопросы, связанные с таможенными  режимами и таможенными процедурами.         

 ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур  (статья 202), из них:

  • 14 определены непосредственно в кодексе;
  • 2 (свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;
  • 1 (специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

В Разделе VII  ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:

  • особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;
  • особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
  • перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
  • перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;
  • особенности перемещения товаров для личного пользования;
  • особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. Таким образом, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом.

Возвращаясь к  остальным не менее важным составляющим таможенного законодательства6, следует отметить, что:

  • международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.
  • комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

Таким образом, основы таможенного законодательства государств - членов Евразийского экономического сообщества – основополагающие правовые источники ТС ЕарАзЭС, а именно Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), международные договоры, принятые на основании ТК ТС и решения Комиссии Таможенного союза (КТС), устанавливающие единые начала правового регулирования отношений в сфере таможенного дела.  Эти источники имеют целью обеспечить развитие интеграционного сотрудничества стран - участниц Сообщества в таможенной сфере, сформировать законодательные условия для развития взаимной торговли между государствами Сообщества и торговли с третьими странами, обеспечить упрощение таможенных процедур при перемещении товаров, а так же создать правовые условия для унификации и гармонизации таможенных законодательств государств ТС ЕврАзЭС.

    1. Правовые институты ТС ЕврАзЭС

Попытки создания Таможенного союза ведутся уже  с 1995 года в рамках СНГ. Отличием принятых политических договоренностей в 2007 году является построение реальных правовых институтов, подписание международных договоров, которые позволяют свидетельствовать о формирование договорно-правовой базы необходимой для экономического сотрудничества в рамках такой формы интеграции, как таможенный союз.

В то же время  следует учитывать, что в Договоре о формировании Евразийского экономического сообщества (2000 г.) одной из основных задач сотрудничества в рамках ЕврАзЭС является создание эффективного процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. И сформированный на настоящий момент Таможенный союз  на основании Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года – это Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС. Это значит, что его членом может стать только государство-член ЕврАзЭС.

В этой связи  и ряд институтов ЕврАзЭС принимают  решения по вопросам Таможенного  союза. Остановимся на них подробнее.

В первую очередь  таким органом является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС7 — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и главы правительств. Председательство в Межгоссовете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством–членом Сообщества в течение одного года.

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС – двухуровневый институт, его деятельность осуществляется на уровне глав государств и на уровне глав правительств.

Основной задачей  Совета является принятие решений, которые  носят обязательный характер на территории государств - членов Евразийского экономического сообщества и подписание международных договоров, а также принятие этих международных договоров. Межгоссовет принимает решения консенсусом. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов.

Межгоссовет принимает решения по вопросам:

  • регулирования условий взаимной торговли между государствами Сообщества;
  • гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств ЕврАзЭС и др.

Межгоссовет даёт поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду Сообщества, а также рассматривает проекты основ законодательства в базовых сферах правоотношений и рекомендации МПА ЕврАзЭС.

Помимо Межгосовета  по вопросам таможенного союза вправе принимать решения и Суд ЕврАзЭС8.

Суд Евразийского экономического сообщества, как это  предусмотрено его Статутом, располагается  в Минске – столице Республики Беларусь. В состав Суда Евразийского экономического сообщества входят по два судьи от каждого из пяти государств-членов Евразийского экономического сообщества. Срок их полномочий составляет шесть лет. В соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор о формировании Евразийского экономического сообщества, после объединения таможенных территорий Договаривающихся Сторон, формирующих Таможенный союз, Суд Сообщества:

1) рассматривает  дела о соответствии актов  органов таможенного союза международным  договорам, формирующим правовую  базу Таможенного союза;

2) рассматривает  дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов таможенного союза;

3) дает толкование  международных договоров, формирующих  правовую базу Таможенного союза.  Актов, принятых органами Таможенного  союза;

4) разрешает  споры между Комиссией таможенного  союза и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами-членами таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.

В отличие от ЕврАзЭС, где исполнительным органом  органом является Интеграционный комитет  в Таможенном союзе им является Комиссия таможенного союза. Комиссия учреждена Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года. Местом пребывания Комиссии таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативно-правовые акты — решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из 3 лиц. Комиссия таможенного союза была переименована в Евразийскую Экономическую комиссию.9

В соответствии со статьей 7 данного Договора Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер. При этом голоса между Сторонами распределяются следующим образом:

 

Рис.1. Распределение голосов  между странами-членами ТС ЕврАзЭС.

Комиссия на основании вышеуказанного Договора наделена рядом функций:

  • исполнение решений высшего органа, осуществление мониторинга исполнения международных договоров;
  • разработка при участии правительств Сторон рекомендаций для высшего органа;
  • обеспечение в пределах своих полномочий реализацию международных договоров;
  • оказание содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС;
  • выполнение функции депозитария.

Комиссия может  осуществлять и иные функции, которые  ей будут передаваться на основании международных договоров. Так, на основании достигнутых международных договоренностей Решением Межгоссовета Комиссии переданы функции по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. В сферу деятельности Комиссии так же входят: надзор и контроль безопасности товаров, таможенное администрирование, ведение статистики и др10.

Решения Комиссии исполняются напрямую и вступают в силу, как это записано в статье 8 Договора о Комиссии таможенного  союза, не ранее, чем через месяц  со дня их официального опубликования. Официальными источниками электронного опубликования решений органов Таможенного союза является официальный сайт Комиссии таможенного союза www. tsous.ru, а печатного издание – «Вестник Таможенного союза».

В рамках Таможенного  союза создан еще один правовой институт, представляющий квази-судебную процедуру по оспариванию хозяйствующими субъектами решений Комиссии таможенного союза. Положение об Экспертном совете было принято Межгоссоветом 27 ноября 2009г. В соответствии с указанным Положением даётся право хозяйствующим субъектам обратиться в Экспертный совет с обжалованием решений Комиссии Таможенного союза. Состоит Экспертный совет из представителей экспертов от трёх государств. Согласительные комиссии состоят из 9 экспертов, по 3 от каждой стороны. В Положении заложена форма обращения заявления, которое направляется в Секретариат Комиссии таможенного союза. В течение 10 дней заявитель получит ответ, принято его заявление к рассмотрению или отклонено, в связи с несоответствием форме обращения. В случае принятия заявления к производству сформированная согласительная комиссия для его рассмотрения примет решение рекомендательного характера и направит его в Комиссию. В ходе осуществления производства стороны спора могут непосредственно высказать мнение экспертам, представить необходимые материалы.

Еще одним институтом является Секретариат Комиссии таможенного  союза – аппарат Комиссии таможенного  союза, обеспечивающий подготовку необходимых  материалов для работы указанных  органов Таможенного союза. В  Секретариате уже создан ряд подразделений. Это Административный и Правовой департамент, Департамент таможенного администрирования, а также департаменты таможенно-тарифного и не тарифного регулирования, торговой политики.

Таким образом, для осуществления правового  таможенного регулирования, существует ряд институтов в рамках ЕврАзЭС: Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, Суд Евразийского экономического сообщества, а так же в рамках ТС ЕврАзЭС: Комиссия таможенного союза, Экспертный совет, Секретариат Комиссии таможенного союза. Деятельность этих институтов направлена на  завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, сближение и гармонизация национальных законодательств и, наконец, обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Законодательство РФ в сфере таможенного регулирования