Законодатеный процесс РФ

Федеральное агентство по образованию РФ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

по дисциплине: конституционное право

на тему: “Законодательный процесс в РФ”  
 
 
 
 
 
 

                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Архангельск - 2008г.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...3

1. Понятие законодательного процесса.................................................................4

2. Основные стадии  законодательного процесса.................................................6

3. Виды принимаемых  законов............................................................................12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Приложение 1.........................................................................................................16

Схема 1...................................................................................................................16

Схема 2...................................................................................................................17

Схема 3...................................................................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление.

      В своей работе я характеризую такую государственную деятельность, как законодательный процесс Российской Федерации. Я считаю, что законодательная деятельность играет важную роль в регулировании и развитии государства.

      Главной моей целью, является, как можно подробнее охарактеризовать  законодательную деятельность РФ, разобрать понятие законодательного процесса, подробно описать и разъяснить основные стадии, указать виды принимаемых законов и объяснить действительно ли законодательный процесс очень важен для жизни государства и общества в целом.

      Так как законодательный процесс  является важнейшим направлением государственной  деятельности, то основной его задачей  является издание нормативных актов высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой, т.е. необходимо более подробно разобрать главную задачу и цель законодательного процесса.

            В своей работе я  пользовалась мнениями, размышлениями, докладами таких ученых, правоведов и юристов как: Монтескье Ш.Л., Марченко М.Н. Селезнев Г.Н. и многих др., также я пользовалась материалами международного семинара (Государственная Дума) «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие законодательного процесса.

            Законодательной деятельностью является правотворчество высших представительных органов – парламентов, в  процессе которых издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой. Законодательная деятельность – это сложный и многогранный процесс. Конституцией РФ предусмотрено 2 вида законов РФ – федеральные конституционные законы и федеральные законы.        В Российской Федерации законодательный процесс регулируется Конституцией, регламентами и иными актами палат Федерального Собрания, Федеральным законом «О порядке и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также нормативными актами Президента РФ (далее-Президент) и Правительства РФ (далее – Правительство), принятыми в пределах их компетенции1.

            Анализ правовых норм, регламентирующих законодательный  процесс на федеральном уровне, показывает, что он состоит из следующих основных стадий (См. приложение 1, схема 1):

            1) Внесение законопроекта  в Государственную Думу;

            2) Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и либо его принятие в качестве федерального закона, либо его отклонение;

            3) Одобрение Советом  Федерации принятого федерального  закона, либо его отклонение;

            4) Подписание и  обнародование Президентом РФ  принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации федерального закона, либо его отклонение;

  5) Официальное опубликование и  вступление в силу федерального  закона, подписанного Президентом.

            1 Селезнев Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». // Материалы международного семинара Москва Государственная Дума. Издание ГосДумы, Москва, 1998 год.

            Дополнительные стадии законотворческого процесса связаны  с отклонением федеральных законов  Советом Федерации или отклонением федеральных законов Президентом (по Конституции Президент не наделен правом отклонять федеральные конституционные законы). К этим стадиям относятся:

            1) Повторное рассмотрение  Государственной Думой федерального  закона, отклоненного Советом Федерации,  его принятие либо с учетом предложений согласительной комиссии, либо в прежней редакции;

            2) Повторное рассмотрение  Советом Федерации принятого  Государственной Думой федерального  закона с учетом предложений  согласительной комиссии, его одобрение  либо отклонение;

            3) Подписание или  отклонение Президентом федерального  закона, отклоненного Советом Федерации  и принятого Государственной  Думой в прежней редакции;

            4) Рассмотрение Государственной  Думой федерального закона, отклоненного  Президентом, его принятие в  редакции с учетом предложений Президента либо в прежней редакции;

            5) Повторное рассмотрение  Советом Федерации федерального  закона, принятого Государственной  Думой в редакции с учетом  предложений Президента либо  в прежней редакции, его одобрение  или отклонение;

            6) Подписание Президентом  федерального закона, одобренного  Советом Федерации при его  повторном рассмотрении.

Существует два этапа законодательного процесса:

            1) Предпроектный этап - он заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании  общественной проблемы нормами права.

            2) Проектный этап – он заключается в создании, изменении или отмене норм права непосредственно самим законодательным органом.  
 

2.Основные стадии законодательного процесса:

      1) Законодательная инициатива – это право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

      Согласно  ст. 104 Основного Закона РФ, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; члены (депутаты) законодательных органов субъекта РФ; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.2

      После регистрации законодательные проекты  направляются в рабочие органы для  предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Данные законодательные проекты направляются в Государственную Думу, которая является законодательным органом.

      Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложения об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроекта.

 Готовят законопроекты различные  органы, и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой,   ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты

2 Шумаков А.И. «Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного Российского правотворчества» // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г, №4, С. 15.

законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют.

      Исходя  из этого, Министерство внутренних дел  разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»; Министерство обороны – проект Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; Прокуратура – проект Федерального закона «О прокуратуре РФ» и т.д.

      2) Обсуждение законопроекта – происходит на сессии или заседании Государственной Думы и открывается докладами представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Непосредственное рассмотрения текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы РФ законодательного проекта возможны 3 варианта дальнейших действий:

  • Принятие законопроекта;
  • Отклонение законопроекта;
  • Отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение. 

      Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

      Федеральный закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

      В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут  создать согласительную комиссию для  преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

      При несогласии Государственной Думы с  решением Совета Федерации федеральный  закон считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

      3) Принятие законопроекта – это отдельная самостоятельная стадия законодательного процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Она происходит путем открытого голосования депутатов.

      Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу  ст. 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статус и защита Государственной границы РФ; войны и мира.

      Принятый  федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14 дней. Если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (схема 2).

 Принятие конституционных законов  регламентировано ст. 108 Основного Закона РФ3. Согласно этой норме, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее

3 Зыкина Т.А. «Право и общество» Сборник научных трудов. Архангельск, 2004г.  

четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит   подписанию Президентом и обнародованию (схема 3).

      Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст.134 Конституции РФ).

      Однако  положения глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такое предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей (ст.135 Конституции РФ).

      4) Опубликование закона. Официальная публикация – необходимое условие вступления в силу всякого закона. «На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы»4.

 Согласно ст. 2 Федерального закона “О порядке опубликования и 

4 Статья 1 Закона «О порядке опубликования  и вступления в силу  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ 1994 год, №8, Ст.801.

вступления  в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания” от 25.05.1994 г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции5.

      Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после  их подписания Президентом РФ.

      Акты  палат Федерального собрания публикуются  не позднее 10 дней после их принятия.

      Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

      Официальными  источниками (изданиями) опубликования нормативно-

правовых  актов Федерального Собрания, Президента РФ,      решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции и соответствии      ей

нормативных правовых актов высших органов власти и управления являются «Российская  газета» или «Парламентская газета». «Собрание законодательства РФ»  состоит из 5 разделов:

  • В первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • Во втором разделе - акты палат Федерального Собрания;
  • В третьем разделе - указы и распоряжения Президента РФ;
  • В четвертом разделе  - постановления и распоряжения Правительства РФ;

5 Селезнев Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». // Материалы международного семинара Москва Государственная Дума. Издание ГосДумы, Москва, 1998 год.

  • В пятом разделе - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ в соответствии ей актов Президента, высших представительных органов РФ.

   Неофициальное обнародование законов  (и других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, в научных изданиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Принимаемые  в РФ законы  подразделяются следующим  образом:

      По  значимости и юридической  силе – законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является сама

Конституция. Которая была принята на Всероссийском референдуме в 1993 году.

      Конституция РФ устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного  и государственного строя, основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.

      Федеральные конституционные законы – это  законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые  принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ («О Конституционном Суде РФ», «О референдуме РФ», «О Правительстве РФ»).

      Для принятия Федерального конституционного закона требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, а для одобрения  в Совете Федерации – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты.

      Все остальные законы, принятые Федеральным  Собранием РФ в пределах его компетенции  и в порядке реализации своих  функций, являются обыкновенными (текущими). Например, Федеральные законы, как Уголовные кодекс РФ 1996г.; Градостроительный кодекс РФ 1998г.; Федеральный закон «О лекарственных средствах» 1998г. и т.д. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания.

      По  органу, принимающий  закон – следует различать в РФ законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность  законов субъектов Федерации в том, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.

      По  объему и объекту  регулирования – различают общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений (кодексы). Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений («Патентный закон РФ» 1992г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997г. и др.).

      Субъекты  законотворческой деятельности организуют свою работу на основании конституционных  норм и изданных в соответствии с  ними нормативных правовых актов. Таким  образом, Регламент детально регулирует деятельность Председателя Государственной Думы и его заместителей, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе.

      Регламентом также установлено, что правовое, организационное, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссии Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

            Подводя итоги работы, необходимо отметить, что «природа» законодательного  процесса заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. Законодательный процесс является формально-юридическим выражением законодательной функции государства. Он отвечает за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон. Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:

  • качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
  • привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;
  • эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законодательного процесса.

      Таким образом, законодательный процесс, на мой взгляд, является процессом, который отражает работу законодательного органа по своевременному появлению  необходимого для регулирования  общественных отношений закона.

      Действительно благодаря эффективной законодательной  деятельности управление государства  и общество будет протекать эффективно, активно и «бурно», ведь от результата законодательной деятельности зависит развитие общества и государства. Подробно разобрав основные стадии законодательного процесса, хочется отметить, что данная деятельность является очень сложной и «многоступенчатой» и поэтому требует строго контроля со стороны государства.

Список  используемой литературы. 

Монтескье Ш.Л. «О духе законов». С-Петербург, 1900г.

Шумаков А.И. «Взаимообусловленность законотворческого  и законодательного процесса в контексте  современного Российского правотворчества» // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г,№4, С. 15.

Селезнев  Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве» // «Материалы международного семинара Москва, Государственная Дума». Издание Государственной Думы, Москва, 1998г.

Зыкина  Т.А. «Право и общество» Сборник научных трудов, Архангельск, 2004г.

Аверинцев С.С. «Философский энциклопедический словарь» 2-е изд. Москва, 1989г. С. 405.

Тихомиров М.Ю. «Юридическая энциклопедия» 5-е издание. Москва, 2005г, С.324.

Нерсесянц В.С. «Юриспруденция». Москва, 1999г.

Марченко  М.Н. «Теория государства и права» Элементарный курс: Учебное пособие. Москва, 2002г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Схема 1.

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

                                              

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 3.

Законодатеный процесс РФ