Закономерности внутренней психологической деятельности личности

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное  образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

(ФГОУ  СПО «ИГПК»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по психологии на тему: Закономерности внутренней психологической деятельности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила:

                                                                                          Патракова М.А.

                                                                                          студентка гр. М-31П

                                                                                          менеджмент по отраслям

                                                                                          080105

                                                                                    Преподаватель:

                                                                                          Сизых Н.А.

                                                                                          Дата_______________

                                                                                          Оценка_____________

                                                                                        Подпись____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание:

 

1.  Введение……………………………………………………………………….....3

2.  Глава I – теоретическая…………………………………………………………4

2.1. Общее представление о личности……………………………………….4

2.2. Психологическая структура личности………………………………….7

2.3. Формирование и развитие личности…………………………………....9

2.4. Волевые и эмоциональные особенности личности…………………....13

3.  Глава II – практическая………………………………………………………..19

4.  Заключение……………………………………………………………………..24

5.  Литература……………………………………………………………………..25

6.  Приложения…………………………………………………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

В нашей  обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.

Между тем  слово “психология”, возникшее  в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Скажем несколько слов об особенностях психологии как науки.

Это наука  о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это  “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная  материя” нужно прибавить слово  “самая”: ведь мозг человека – это  самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более  ста лет ученые ищут ответы на вопросы  о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный  путь в целом. Этот поиск имеет  отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано  с необходимостью решения практических задач.

Психология  без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление  о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение  рядом практических навыков и  накопление опыта, а теоретическое  образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим  проблемам психологии личности. В  частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как  предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как  постепенное разворачивание заложенного  в человеке потенциала, который толкает  человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой  жизненных выборов самого человека.

 

 

 

Глава I -Теоретическая

 

2.1. Общее представление о личности

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта  заключена, прежде всего, в том, что  в личности объединены различные  плоскости бытия конкретного  человека – от его телесного бытия  до духовного – как живого тела, как сознательного и активного  субъекта, как члена общества.

При попытках определить личность в литературе часто  цитируются слова К. Маркса: “…человек  есть совокупность всех общественных отношений”1.

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются  с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а  о человеке, во-вторых, скорее всего  об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью  всех общественных отношений.

Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности.

Личность – это организм и  его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем  мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными  и пассивными способностями и  антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и  пороками, неподвижность и деятельностью.

Пространство  личности имеет сложную структуру  и множество измерений. Те события  внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые  у нее устанавливаются с объектами  внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни  человека, включающий в неразрывном  единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования  и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический  образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ  жизни.

Личность – прежде всего современник  определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических  свойств.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт  истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор  социальных связей личности – ее связь  с современностью, с главными социальными  движениями своего времени. Но эта связь  тесно смыкается с более частным  видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися  сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и  то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы  общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Итак, общим  объективным основанием свойств  личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает  личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие  силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И  вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой  составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей  ни этот процесс, ни само общество не могут  существовать.

Когда человека можно считать личностью?

Человека  можно считать личностью, если в  его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а  именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях  говорят, что субъект способен к  опосредованному поведению. При  этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они  социальны по своему происхождению  и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что  же такое личность, если иметь в  виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.2

Наряду  с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются  термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем: если понятие  “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного  конкретного человека, то понятие  “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические  свойства, которые наряду с личностными  также ему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как  качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для  него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое  узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

 

2.2. Психологическая структура личности

 

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим  набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли3, достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) невротичность (нервозность).
  6. Мягкость черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость злобность, черствость.
  10. Реализм аутизм.
  11. Сила воли безволие.
  12. Добросовестность, порядочность недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность неуверенность.
  15. Взрослость инфантилизм.
  16. Тактичность бестактность.
  17. Открытость (контактность) замкнутость (уединенность).
  18. Веселость грустность.
  19. Очарованность разочарованность.
  20. Общительность необщительность.
  21. Активность пассивность.
  22. Самостоятельность конформность.
  23. Экспрессивность сдержанность.
  24. Разнообразие интересов узость интересов.
  25. Чувствительность холодность.
  26. Серьезность ветреность.
  27. Честность лживость.
  28. Агрессивность доброта.
  29. Бодрость веселость.
  30. Оптимизм пессимизм.
  31. Смелость трусость.
  32. Щедрость скупость.
  33. Независимость зависимость.

К психологическим  характеристикам самоактуализирующейся  личности относятся:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • обладание чувством юмора;
  • развитые творческие способности;
  • неприятие условностей;
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

 

2.3. Формирование и развитие личности

         Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.

        Сначала представим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

        Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских  и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях….

         С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

         Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

         В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

        Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся  психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Какие же причины  влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины  содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд  ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные  для человеческого житья, и все  те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии  на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным  образом неблагоприятные почвенные  и метеорологические условия, характеризующиеся  эндемическим4 развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым  и основным условием правильного  развития личности является природа  организма, наследие его отцов или  те антропологические особенности, которые составляют почву для  развития личности.

 

Не меньшего внимания заслуживает  другой фактор, влияющий на развитие личности. Это – фактор биологический, связанный  с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием  вырождения и которые коренятся  в условиях неблагоприятного зачатия  и развития плода. От каких бы причин не зависели эти условия – от неблагоприятной психо- или неврапотической  наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия  и беременности, последствием их, как  мы знаем, являются дегенеративные особенности  потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и  к ее упадку.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности.

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание5 и обучение.

Как для  правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так  для умственного развития, приводящего  к развитию личности, необходимо питание  духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.

Общество  на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые  общие принципы восприятия и интерпретации  мира, определяет значение тех или  иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также  дает знать, какие эмоции, в каких  ситуациях и на каких уровнях  напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему  общественных норм и образцов.

Закономерности внутренней психологической деятельности личности