Законодательство РФ об охране труда
Законодательство РФ об охране труда - (курсовая)
Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда
Одной из главных причин сложившегося
неудовлетворительного
Поэтому назрела острая необходимость разработки законодательного акта, в котором были бы прописаны эти проблемы. 6 августа 1993 года были приняты, а с 1 сентября 1993 года введены в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы).
Это первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права. И хотя Основы не являются актом прямого действия, для реализации многих статей требуется разработать дополнительно нормативные правовые акты, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее–организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Основы состоят из четырех
глав (Общие положения, Гарантии права
работника на охрану труда, Обеспечение
охраны труда и Надзор и контроль
за соблюдением законодательства об охране
труда), определяющих главные направления
в политике охраны труда как в целом в
стране, так и непосредственно на предприятиях,
в учреждениях и организациях.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие охраны труда приведенное в Основах, по существу раскрывает главные направления в обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда, как еще нередко делается, с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда–это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т. д. являются ее составляющими. Это понятие значительно отличается от определения, приведенного в ГОСТ 12. 002-80 “ССВТ. Термины и определения”. До принятия Основ в России, как уже сказано выше, не было законодательных актов, которые специально и напрямую направлены на охрану труда. В Кодексе законов о труде имеется около 30 статей, посвященных организации работы по охране труда, предоставлению компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, осуществлению государственного надзора и общественного контроля, ответственности за нарушения законодательства о труде, но они не в полной мере регулируют взаимоотношения работников и работодателей в новых условиях хозяйствования, не устанавливают гарантии реализации права работников на охрану труда.
Согласно этой статьи 2 действие Основ распространяются на организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Действие Основ распространяется также на работодателей (к сожалению, в Основах не приведено определение этого понятия), на работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.
Впервые законодательно (а
не различными положениями, как раньше)
закреплено, что действие законодательства
об охране труда распространяется также
на студентов образовательных
Законодательство об охране труда Российской Федерации распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В Основах(статья 3) законодатель определил, что государственная политика предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
В целях координации деятельности
федеральных органов
подготовка нормативных правовых актов
по охране труда;
определение при разработке федеральных программ приоритетных направлений работы по охране труда и др.
В статье 3 Основ законодатель также, достаточно точно, определили направления государственной политики в области охраны труда. По существу приведена концепция деятельности государства по охране труда. Одним из важнейших направлений является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций.
В рамках реализации основных
направлений Президентом
Для реализации направления о государственном управлении деятельностью в области охраны труда принят Государственной Думой 14 июня 1995 года и 18 июля 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР”. Второй статьей этого Федерального Закона государственное управление охраной труда возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, т. е. Минтруд России и территориальные органы по труду осуществляют в настоящее время государственное управление охраной труда в Российской Федерации.
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также являетсяустановление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление №937 “О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации”, которым установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Подобных решений на правительственном уровне на в Советском Союзе, ни в России не было.
Постановлением также
поручено Минтруду России обеспечить
формирование банка данных действующих
государственных нормативных
Согласно данному
государственные стандарты – ГОСТ;
отраслевые стандарты – ОСТ;
стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других общественных объединений)– СТП;
стандарты научно-технических
и инженерных обществ (союзов, ассоциаций
и других общественных объединений)–
СТО.
Санитарные правила и нормы:
санитарные нормы – СН;
санитарные правила – СП;
гигиенические нормативы – ГН;
санитарные правила и нормы – СаНПиН.
Правила по охране труда – ПОТ (межотраслевые и отраслевые). Правила устройства и безопасной эксплуатации – ПУБЭ.
Правила безопасности –ПБ (пожарной, взрыво-, электро-, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической).
Правила защиты – ПЗ (например
правила защиты от статического электричества).
Строительные нормы и правила – СНиП.
Инструкция по охране труда:
типовая отраслевая инструкция по охране
труда – ТОИ;
инструкция по охране труда для работников
– ИОТР.
Организационно-методические
документы (межотраслевые и отраслевые):
положения – П;
методические указания – МУ;
рекомендации – Р.
В целях реализации направления
государственной политики в области
охраны труда об обязательном расследовании
каждого несчастного случая на производстве
Правительство Российской Федерации
своим постановлением от 3 июня 1995 года
№558 утвердило Положение о порядке
расследования и учета
Правительство Российской Федерации
поручило Минтруду России давать необходимые
разъяснения по применению нового Положения,
которые будут иметь
Разногласия по вопросам расследования,
оформления и учета несчастных случаев,
непризнание работодателем
Государственный инспектор
по охране труда при необходимости
(по жалобе, при несогласии с выводами
расследования обстоятельств и
причин несчастного случая, при сокрытии
несчастного случая и по другим причинам)
имеет право самостоятельно проводить
расследование несчастного
По результатам расследования
составляется заключение, которое является
обязательным для работодателя и
может быть обжаловано в органы Федеральной
инспекции труда при
правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1); инструкция о порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13).
Основыустанавливают компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Порядок предоставления тех или иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда также регулируется нормативными документами разработанными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октяюря 1974 года № 298/П-22);
инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 369/П-16).
Постановлением Министерства
труда Российской Федерации от 25
июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение
“О некоторых вопросах, связанных
с предоставлением
Глава II
ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА
В Основахзаконодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.
Многие права работников
изложенные в Основах должны быть заложены
при оформлении трудовых отношения с работодателем.
Порядок оформления трудовых отношений
между работодателем и работником определен
статьей 15 КЗоТ Российской Федерации,
в соответствии с которой между указанными
сторонами заключается трудовой договор
(контракт).
Глава III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Основамипредусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях.
Длительное время охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.
Кроме того существовала мощная
сеть управления охраной труда со
стороны министерств и
Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования. Основами предусмотрено создание двух органов, занимающихся охраной труда –орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации–министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 “О мерах по улучшению условий и охраны труда”. Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.
Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться вобязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.
Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утвержденыРекомендации по организации работы службы охраны в организациии разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207– КВ. Этой статье Основ также в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т. е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.
Опыт западных стран показывает,
что путем сотрудничества сторон
рынка труда в комитетах по
охране труда можно решать практически
все вопросы условий труда
и обеспечения его
Очень важно отметить, что в статье 8 Основ имеется запись о том, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.
Поэтому в статье 9 Основ достаточно подробно раскрыты обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда для работников. Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145).
Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее, чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ).
В условиях рыночной экономики
никакие меры организационного характера
в системе управления охраной
труда не могут обеспечить необходимых
результатов, если работодатель экономически
не будет в них заинтересован.
Мы в отличие от других стран не
умеем оценивать эффективность
мероприятий, направленных на улучшение
условий труда, обеспечение его
безопасности и подсчитывать потери,
связанные с неблагоприятными условиями
труда и высоким уровнем
В условиях рыночной экономики управление охраной труда без применения экономических рычагов невозможно. Необходимо разработать и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства.
Создание такого механизма предполагает разработку в ближайшее время целого ряда законодательных и нормативных правовых актов, в том числе с учетом положений 18-22 Основ.
Насущной задачей сейчас
является создание федерального и территориальных
фондов охраны труда (статья 17 Основ). В
странах Европейского Союза такие
фонды давно существуют и пользуются
большой поддержкой правительств.
Глава IV
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Основами (статьей 24) предусмотрен государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. То есть законодатель предложил осуществлять эти функциигосударству, которые раньше были закреплены за профсоюзами. Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 №О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда” образованаФедеральная инспекция при Министерстве труда Российской Федерации(Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.
Что касается надзора и
контроля непосредственно за охраной
труда, то Положением о Федеральной
инспекции труда при
Руководство деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе единоличия Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено. Структура Федеральной Инспекции труда определяется направлениями ее деятельности, то есть создаютсягосударственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции–Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
- Законодательство РФ об охране труда
- Законодательство РФ о несостоятельности банкротства
- Законодательство солона в оценке Аристотеля и Плутарха
- Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы
- Законодательство Хаммурапи
- Законодатеный процесс РФ
- Законодат и нормат база налог системы
- Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки
- Законодательство РК
- Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения
- Законодательство Российской Федерации
- Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права
- Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации»
- Законодательство РФ в сфере таможенного регулирования