Законотворческий процесс в РФ. 3
Содержание
Введение
Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды.
1.1 Понятие законотворчества
1.2 Принципы законотворчества в РФ
1.3 Виды законотворчества в РФ
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ
2.1 Право законодательной инициативы в РФ
2.2 Деятельность Совета
Федерации и Государственной
Думы в процессе
2.3 Роль Президента РФ в процессе принятия законов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Опыт мировой цивилизации
с очевидностью доказывает, что
без совершенного, отражающего актуальные
потребности развития общества
законодательства невозможно
Законодательство призвано
быть важным и эффективным
инструментом государственного
руководства российским
«Подготовка законов – это сложная и кропотливая работа. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Закон должен быть не только актом высшего юридического качества, но и актом прямого регулирующего действия».1Все основные отношения общественной и государственной жизни должны быть урегулированы именно в законе, чтобы в правовой системе не оставалось пробелов, пустот, не охватываемых законом и позволяющих заполнять их правительственными решениями.
Законов должно быть
такое количество, чтобы они охватывали
своим регулированием все
Актуальность исследования
в настоящее время вопросов
законотворчества, и, в частности,
его постоянного
«Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов»2.
Казалось бы, что правовые
основы законотворческого процесса
в нашей стране сформировались. Приняты
Конституция, Конституционные Федеральные
законы и Федеральные законы, направленные
на регулирования
В связи с вышесказанным, актуальным является анализ современного процесса законотворчества в РФ.
Исходя из всего этого, можно сформулировать цель курсовой работы - рассмотреть законодательный процесс в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- дать определение «
- показать этапы принятия закона в РФ;
- выявить принципы
Объектом в курсовой
работе является
Предмет курсовой работы
составляют правовые отношения,
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Законотворчество: понятие, особенности и виды
- Понятие законотворчества
Научное освоение всякого
явления действительности начинается
с его понимания, то есть с его
осмысления, постижения его содержания,
смысла, значение. Обусловленное целым
рядом объективных и
Итак, что же такое законотворчество? «Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм»3.
По мнению Спирина М.Ю., «законотворчество в общем виде определяется как деятельность, направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество , как специально-юридическая категория, означает соответствующую юридически значимую деятельность»4.
Салихов А.И. полагает, что «законотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент»5.
Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.
Важнейшей задачей государства
в области законодательной
Законодательная деятельность
занимает важнейшее место в механизме
правового регулирования и
В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства — признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах.
Итак, законотворчество —
один из важнейших признаков
О законодательной деятельности как таковой можно говорить в широком и узком смысле. Как отмечает Т.Н. Рахманина, в юридической литературе сложилось два взгляда на понятие законотворческого процесса. «С одной стороны, законотворческий процесс ограничивается рамками официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе. Более широкое понимание этого явления включает в законодательный процесс и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона»7.
Подходы к определению
законотворчества позволяют сделать
вывод о том, что в науке
сложилось представление о
В данной связи предлагается
рассмотреть альтернативную концепцию
законотворчества, которая позволит
обогатить традиционную точку зрения
о законотворчестве и сделать
возможным более широкое
Любой творческий процесс начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания различными субъектами на основе их глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт и др.).
Под влиянием окружающей действительности
у законодателя возникает некоторая
идея, которая воплощается в
Согласно общепринятому определению, творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Немало определений творчества дается в философской литературе. Так, в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова определение творчества характеризуется как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)»8.
Применительно к законотворчеству, как указывает М.Ю. Спирин, именно «написание юридических норм как научно-творческая деятельность... способствует пониманию права в качестве «arsbonietaequi» и пониманию юридических текстов как вершин культуры, человеческой цивилизации, являясь законотворческой деятельностью в материальном смысле слова (законотворчеством как таковым)»9.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что
общее понятие
- Принципы законотворчества в РФ
У каждой деятельности есть свои принципы, на которых она базируется. В этом плане законотворчество не является исключением. Он основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.
Итак, законотворческие принципы:
«-научности, обосновывающей глубокое и всестороннее познание и знание назревших и назревающих потребностей прогрессивного общественного развития;
-системности, обеспечивающей
единство правового
-демократизма, обеспечивающего единство общей воли народа, сочетание интересов общегосударственных и региональных, общесоциальных и социальных, большинства и меньшинства населения страны, обыденного, практического и теоретического сознания различных слоев общества;
-справедливости, обеспечивающей потребности, интересы, цели и волю людей, удовлетворение их гуманистических идеалов;
- законности, обеспечивающей охрану правовых установлений, привлечение к ответственности лиц, нарушающих правовые установления, всех требований процедуры и техники принятия закона»10.
Кроме вышеназванных, выделяют также:
«Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт этого или других государств. Здесь большое значение обмен информацией. На пороге XXI века, когда практически весь мир перешел на компьютеры, когда есть замечательные информационные программы, сети и т.д., века всемирной информатизации этот принцип играет, на мой взгляд, не маловажное значение.
Принцип связи с практикой. Этот принцип выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
Гласность законотворчества. Результат законотворческой деятельности - нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения последних. В этом плане государство, для того чтобы иметь моральное право привлечения к юридической ответственности, должно обеспечить гражданам возможность ознакомления с содержанием нормативно-правовых актов. Поэтому необходимо опубликование важных нормативных документов. Также распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Это позволяет взглянуть на законопроект с разных позиций»11.
В современной юридической литературе встречаются новые принципы законотворческой деятельности:
«- Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей.
- Принцип понятийной определенности.
- Принцип модальной сбалансированности.
- Принцип ретребутивной обеспеченности»12.
«Нарушение этих принципов
влечет за собой существенные недостатки
результатов законотворчества-
В целях предотвращения
этих и подобных недостатков,
нормальной организации и
Таким образом, принципы законотворчества играют важную роль. На них основывается процесс законотворчества, что и обеспечивает его эффективность и позитивность.
- Виды законотворчества в РФ
«Законотворчество как универсальный процесс формирования и развития правовых актов может быть разделено на несколько видов. Причем речь идет не об искусственной их классификации, поскольку в реальной жизни устойчиво существуют именно виды законотворческой деятельности. Они осуществляются постоянно, как бы сливаясь в общий правообразующий поток, но не теряя своей специфики. Важно и то, что разновидности законотворчества тесно связаны между собой, иногда – удачно, иногда – плохо. Их согласованность должна исключать противоречие и взаимное «пересечение», нарушающие общие принципы правотворчества»14.
«Виды правотворчества: законотворчество, делегированное правотворчество, подзаконное правотворчество.
- законотворчество - правотворчество высших представительные органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;
- делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
3) подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятии, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах»15.
Кроме всего прочего подзаконное
правотворчество
Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ16. Храмцов Антон Владимирович считает, что « законотворчество субъектов Российской Федерации представляет собой деятельность регионального народного представительства и непосредственно населения субъекта Российской Федерации по принятию, изменению и отмене правовых актов, имеющих общеобязательную силу, нормативный характер, значительную степень регулятивного обобщения и более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления»17.
Особенности правотворчества субъектов РФ заключаются в следующем:
1) расширились полномочия
в сфере правотворчества —
регионы впервые получили
2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;
3) правотворчество субъектов
РФ отличает довольно
4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;
5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структуры — прежде всего органы местного самоуправления и т.д.
«Особым видом законотворчества является референдум(прямое всенародное голосование) - наиболее демократическая форма народного волеизъявления. Этот вид законотворчества характеризуется тем, что проводится по инициативе определенно установленной численности граждан, в нем непосредственно участвуют или могут беспрепятственно участвовать все избиратели, его итоги являются решающими и окончательными, не нуждаются в чьем-либо утверждении и имеют наивысшую юридическую силу. Организация и проведение референдума возлагается на соответствующие государственные органы и общественные организации, избирательные комиссии или специально созданные комиссии. В результате референдум обеспечивает максимально полное и свободное голосование населением по поводу наиболее важных проблем жизнедеятельности общества, является главным законообразующим фактором.
Разумеется, процедура
проведения референдума в силу
охвата огромного количества
населения, участвующего в нем,
Таким образом,
2.1 Право законодательной инициативы в РФ
«Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой»19.
В Конституции РФ
закрепляется право
Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.
Надлежащим образом
Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.
Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.
Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.
Законодательная инициатива
является первой стадией законодательного
процесса в РФ. Все законопроекты
и законопредложения, внесенные
в порядке законодательной
Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.
Субъекты законодательной
инициативы в Государственную Думу
РФ вправе вносить законопроекты
и законопредложения по любому вопросу,
относящемуся к ведению РФ и совместному
ведению РФ и ее субъектов. Исключение
составляют высшие судебные органы РФ,
которые могут вносить
Итак, законодательная инициатива
является одной из стадий законодательного
процесса в РФ. «Право законодательной
инициативы отличается от простого обращения
в парламент тем, что автоматически
порождает обязанность
2.2 Деятельность
Совета Федерации и
Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, каждая из которых имеет свои особенности.
Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это, как представляется, наиболее сложный и ответственный момент создания правового акта. Как уже говорилось, потребность в регулировании общественных отношений может возникнуть с появлением новых либо существенным изменением старых общественных отношений, что может быть объяснимо меняющейся социально-экономической ситуацией в государстве. «Как известно, воля законодателя, как бы широко ни трактовалось это понятие, формируется под воздействием объективных закономерностей. Поэтому осознание объективной необходимости того или иного явления или процесса, его оценка в субъективном сознании, соотнесение с отдаленными и близкими целями, выявление возможности воздействия права на проявление объективных законов, применение соответствующих - правовых форм для реализации принятого решения - все это основные этапы принятия правотворческого решения», так считают авторы книги «Научные основы правотворчества»22.
- Законотворческий процесс и его стадии
- Законотворческий процесс и механизм обеспечения реализации законов
- Законотворческий процесс, традиции и новые институты
- Законотворчество в РФ
- Законотворчество в РФ
- Законотворчество государства
- Законотворчість: поняття, ознаки, стадії, види
- Законотворческий процесс
- Законотворческий процесс
- Законотворческий процесс
- Законотворческий процесс в Российской Федерации
- Законотворческий процесс в Российской Федерации и его этапы
- Законотворческий процесс в РФ
- Законотворческий процесс в РФ