Законотворчество государства

 

 

 

 

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

 

Тема: «Законотворчество государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5

    1. Основные принципы законотворческого процесса……………...5
    2. Юридическая техника 14

Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18

2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18

2.2 Структура закона……………………………………………………20

2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21

Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28

   3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28

    3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31

    3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33

Заключение …35

Список литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики. Даже самый совершенный  закон жив только тогда, когда  он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение  людей, то есть действенность права  характеризуется понятием “законность”.

Можно сказать, что законность –  это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных  актов.

Законность выражает общий принцип  отношения общества к праву в  целом.

Сущность законности заключается  в неуклонном и точном, строгом  соблюдении, исполнении и применении законов, подзаконных актов, действующих  на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными  организациями.

Закон – в широком смысле, это  все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Законы составляют основу системы  права государства.

Под законотворчеством следует  понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, то есть нормативно-правового  акта, который регулирует важнейшие  общественные отношения.

Не имеет юридической силы закон, при принятии которого не был соблюден порядок его подписания и обнародования. Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Стадии законотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие  действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов.

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

рассмотреть основные принципы законотворческого  процесса;

дать определение юридической  технике;

определить признаки, характеризующие  законы государства;

рассмотреть структуру закона;

проанализировать основные виды законов  в Российской Федерации;

рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени;

рассмотреть действие нормативно-правовых актов в пространстве;

рассмотреть действие юридических  норм по кругу лиц.

В работе использованы данные официальных  документов, источников общетеоретического характера.

Особую помощь в рассмотрении вопроса  оказали работы  М. Б. Смоленского, М. И. Абдулаева, В. П. Шупленкова, С. В. Полениной.

При написании работы мною были использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и стадии законотворчества

 

    1. Основные принципы законотворческого процесса

 

Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной  власти, которая представляет собой  особую правовую форму осуществления  функций государства, состоящую  в принятии, изменении или отмене правовых норм.[7]

Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов  государственной власти тем, что  здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы  права получают свое закрепление  в официальных документах – нормативно – правовых актах.

Важнейшей задачей государства  в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным  и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении возведении в ранг законодательных  актов принципов и норм права.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме  правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого  процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов  – это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.

В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует  природе права.[7]

Государство не творит право. Право  рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется  естественно, исторически независимо от деятельности законодателя.

Задача государства – признать реально существующие правовые отношения  и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни  объективно обуславливает потребность  в юридическом регулировании  общественных отношений. Различные  экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые  вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных  актах органов государственной  власти.[8]

Широко распространенный термин “правотворчество” связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий “право” и “закон”. От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.[8]

В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодатель должен основываться на определенных общих принципах  – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и  эффективность всей системы права. Основными принципами законотворческого  процесса выступают следующие исходные положения:

- во-первых, это научный характер  законотворчества и его связь  с правоприменительной практикой.  Принцип научности выражается  в использовании достижений науки,  приемов и методов научного  анализа в законотворческом процессе. Органы законодательной власти  при разработке и принятии  юридических норм изучают объективные  потребности развития социальной  жизни, обосновывают необходимость и целесообразность правового регулирования существующих общественных отношений. Только в этом случае юридические нормы будут весьма эффективными в механизме правового регулирования. Научная обоснованность законотворческой деятельности – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм.

Во многом это зависит от высокого профессионализма и компетентности тех, кто занят разработкой и  научной экспертизой законопроектов. Научная экспертиза принимаемых  законопроектов дает возможность выявить, насколько они отвечают предъявляемым  требованиям.

Научная обоснованность принятия юридических  норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает  на передний план новые проблемы правового  регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные  и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом  и прочим.

При разработке новых нормативно-правовых актов законодатель должен определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как  они будут действовать. А для  этого нужна четкая научно обоснованная политика в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчетов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Необходима научно обоснованная концепция  развития законодательства во взаимосвязи  с экономическими, политическими  и социальными реформами.

“Научное обеспечение законотворчества, - отмечает С. В. Поленина, - требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники”.1

Законодательная деятельность государства  должна быть тесно связана с правоприменительной  практикой.[16] Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа законодательных органов;

- во-вторых, это принцип законности, который предполагает строгий  учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил  принятия нормативно-правовых актов  правомочными на то органами  государственной власти.

Конституция Российской Федерации  закрепляет принцип верховенства Конституции  и законов Российской Федерации  по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные  акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре  системы права и их эффективную  реализацию;

- в-третьих, принцип демократизма, который проявляется в демократической  процедуре разработки и принятия  нормативно-правовых актов представительными  органами государственной власти, а также в широком привлечении  граждан к законотворческой деятельности.

Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного  мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов.

Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также через свои общественные организации, которые  выступают с законодательной  инициативой. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность  принятия наиболее важных законопроектов (Конституция государства и другие) путем непосредственного всенародного голосования – референдума2, что является наиболее ярким проявлением демократизма законотворчества. Законы, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу;

- в-четвертых, в процессе законотворчества  должен соблюдаться принцип системности,  который предусматривает внутреннюю  логику построения права и  изложения всей системы юридических  норм, в том числе отраслей  и институтов права.

Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов  федеральным законам, их согласованность  и непротиворечивость, то есть единства всей системы законодательства страны.

Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.

В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных  актов, их принятия и вступления в  силу. Процедура законодательной  деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:[10]

1. законодательная инициатива;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие закона;

4. подписание и обнародование  закона.

Под законодательной инициативой  понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения  об издании нормативно-правового  акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной  инициативы.

Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и  законопредложениия, вносимые субъектами этого права, законодательный орган  обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или  нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить  законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной  Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам  субъектов Российской Федерации.

Эти органы пользуются правом законодательной  инициативы в полном объеме, то есть они могут вносить законопроекты  и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

 Право законодательной инициативы  принадлежит также Конституционному  Суду Российской Федерации, Верховному  Суду Российской Федерации и  Высшему Арбитражному Суду Российской  Федерации по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право  законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые  пользуются правом законодательной  инициативы лишь по вопросам их ведения.

Перед внесением законопроекта  в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается  общая концепция будущего закона. Необходимо четко определить, имеется  ли в действительности проблема, требующая  принятия законодательного акта, и  каков при этом должен быть объем  правового регулирования. После  этого осуществляется подготовка проекта  нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:

а) проектов законов Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов;

б) законопроектов о внесении изменений  и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании  этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;

в)   поправок к законопроектам.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его  оформлению.

После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов  согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Обсуждение законопроекта 4 - это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После  предварительного рассмотрения законопроекта  в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.

Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов  осуществляется в трех чтениях, после  каждого из которых Государственная  Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным  законом после того как будет  принят Государственной Думой в  третьем чтении.

Термин “чтение” означает определенную стадию законодательной процедуры, то есть этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений.

При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта  за основу.

В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для  принятия его в качестве федерального закона.

Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном  органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное  Конституцией большинство голосов  от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой  федеральный закон в течение  пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона. Эта стадия определяет порядок  опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает  Президент Российской Федерации  и обнародует его.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом  Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 года “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”5, считается первая публикация полного текста федерального закона в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.

На территории Российской Федерации  применяются только те законы, которые  официально опубликованы, то есть пока закон не будет официально опубликован, он не может вступить в силу, а  следовательно, не может и применяться.

В ходе законотворческой деятельности принимаются нормативные акты как  единичного характера, так и систематизированные (кодифицированные) нормативные правовые акты. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество, с  помощью которого закладываются  основы законодательной системы  страны (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ и другие). Путем  издания единичных нормативных  актов вносятся дополнения и изменения  в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества  устраняются противоречия и пробелы  в действующем законодательстве.

 

    1. Юридическая техника

 

Действенность изданного закона во многом зависит от уровня законодательной  техники, от конкретности содержащихся в данном законодательном акте нормативных  предписаний. Эффективность юридических  норм как раз и зависит от качества принимаемых законодательных актов, что достигается с помощью  соответствующих правил и приемов  законодательной техники. Для того чтобы обеспечить внутреннюю гармонию и согласованность всей системы  законодательной деятельности, нужен  хорошо разработанный юридический  механизм, регламентирующий все стадии принятия законодательных решений. Без совершенного механизма законодательной  техники трудно обеспечить объективность  и устойчивость существующих законов, их социальную ценность.

Совокупность правил, методов и  средств, используемых при издании  и систематизации нормативных правовых актов в законотворческом процессе, называется юридической техникой.6

Уровень юридической техники свидетельствует  о юридической культуре и совершенстве нормотворческого процесса.

В современных условиях знание законодательных  процедур и приемов юридической  техники имеет очень большое  значение в нормотворческой и  правоприменительной деятельности. Это во многом связано с признанием прав и свобод человека и гражданина высшей социальной ценностью, с их реализацией  и обеспечением, признанием приоритета международного права над национальным законодательством, с новым подходом в правопонимании, связанным с  различием “права” и “закона”.

К основным приемам и средствам  юридической техники можно отнести: юридические конструкции и фикции, законодательные оговорки, отсылки  и примечания, правовые дефиниции  и понятия.

При издании юридических норм большое  значение имеют их правильная формулировка и изложение в тексте закона. Юридические  понятия и термины должны быть точными и ясными, чтобы не было двусмысленности и истинный смысл  не расходился с текстуальными формулировками.

Юридическая терминология представляет собой словесное обозначение  определенных понятий, используемых законодателем  при нормотворческой деятельности.

К средствам юридической техники  также относятся юридические  конструкции – построение норм права  по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).  При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную  части. Первичным элементом структуры  текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.

Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности  закона: в процессе разработки первоначального  варианта законопроекта, в ходе его  обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его  толкования и реализации.

Вся совокупность правовых норм, образующих систему права, требует  единства, согласованности и логической последовательности их изложения. А это возможно только  при наличии эффективно разработанного юридического механизма законотворческой техники, регламентирующей все стадии принятия нормативно-правовых актов. Поэтому  представляется целесообразным принятие специального закона о нормативных  правовых актах, который определил  бы единый порядок и необходимое  единообразие в работе органов, готовящих  и утверждающих законопроекты.[18]

Такой закон обеспечил бы самые  высокие требования к содержанию и обоснованности нормативно-правовых актов. Нормативное закрепление  в федеральном законе важнейших  аспектов нормотворческой процедуры, связанных с порядком подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования  нормативных правовых актов, позволит совершенствовать всю систему законодательной  деятельности государства.

В юридической науке и практике, помимо понятия “юридическая техника”, применяется также другое понятие – “юридическая технология”.

Юридическая технология понимается в  двух смыслах:

- во-первых, это основанный на  определенных принципах, планах  и прогнозах процесс подготовки, оформления и обнародования разнообразных  правовых решений (актов), в ходе  которого используются необходимые средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.

- во-вторых, под юридической технологией  понимается наука, система знаний  о средствах, способах и методах  наиболее эффективной и планомерной  юридической практики.

Главная задача юридической технологии как науки – выявление экономических, политических, социальных, юридических  и других закономерностей с целью  определения и использования  наиболее качественных и эффективных  юридических действий и операций, требующих минимальных средств  и методов, временных, людских и  иных ресурсов в целом7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты

 

2.1 Признаки, характеризующие законы  государства

 

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения  права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди  них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).[11]

Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются, во-первых, правильный выбор формы  закона (кодекс и другое) и возможный  круг регулируемых им отношений, во-вторых, отражение в нем конституционных  идей и принципов, в-третьих, единство и согласованность всей системы  законодательства.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым  к ним конституцией. Поэтому и  принято говорить о правовом характере  закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам  права, признанным цивилизованными  народами. С этой точки зрения рассматривается  и принцип верховенства правового  закона как один из важнейших признаков  правовой государственности.

Законотворчество государства