Законотворчество государства
Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
Тема: «Законотворчество государства»
Выполнила:
Хабаровск
2007
Содержание
Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
- Основные принципы законотворческого процесса……………...5
- Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37
Введение
Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, то есть действенность права характеризуется понятием “законность”.
Можно сказать, что законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов, подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Закон – в широком смысле, это все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.
Законы составляют основу системы права государства.
Под законотворчеством следует понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, то есть нормативно-правового акта, который регулирует важнейшие общественные отношения.
Не имеет юридической силы закон,
при принятии которого не был соблюден
порядок его подписания и обнародования.
Законодательный процесс
Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;
рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени;
рассмотреть действие нормативно-правовых актов в пространстве;
рассмотреть действие юридических норм по кругу лиц.
В работе использованы данные официальных документов, источников общетеоретического характера.
Особую помощь в рассмотрении вопроса оказали работы М. Б. Смоленского, М. И. Абдулаева, В. П. Шупленкова, С. В. Полениной.
При написании работы мною были использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.
Глава 1. Понятие и стадии законотворчества
- Основные принципы законотворческого процесса
Законотворчество – это
Законотворческая деятельность отличается
от других форм деятельности органов
государственной власти тем, что
здесь устанавливаются
Важнейшей задачей государства
в области законодательной
Законодательная деятельность занимает
важнейшее место в механизме
правового регулирования и
В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права.[7]
Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя.
Задача государства – признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни объективно обуславливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти.[8]
Широко распространенный термин “правотворчество” связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий “право” и “закон”. От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.[8]
В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодатель должен основываться на определенных общих принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и эффективность всей системы права. Основными принципами законотворческого процесса выступают следующие исходные положения:
- во-первых, это научный характер
законотворчества и его связь
с правоприменительной
Во многом это зависит от высокого
профессионализма и компетентности
тех, кто занят разработкой и
научной экспертизой
Научная обоснованность принятия юридических норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает на передний план новые проблемы правового регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом и прочим.
При разработке новых нормативно-правовых
актов законодатель должен определить,
какие юридические нормы
“Научное обеспечение законотворчества, - отмечает С. В. Поленина, - требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники”.1
Законодательная деятельность государства
должна быть тесно связана с
- во-вторых, это принцип законности,
который предполагает строгий
учет иерархии правовых норм,
соблюдение процессуальных
Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию;
- в-третьих, принцип
Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов.
Народ участвует в законотворческом
процессе через своих представителей
(депутатов), а также через свои
общественные организации, которые
выступают с законодательной
инициативой. Конституция Российской
Федерации предусматривает
- в-четвертых, в процессе
Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, то есть единства всей системы законодательства страны.
Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.
В ходе нормотворческой деятельности
необходимо соблюдать конституционно
установленную процедуру
1. законодательная инициатива;
2. обсуждение законопроекта;
3. принятие закона;
4. подписание и обнародование закона.
Под законодательной инициативой
понимается деятельность компетентных
органов государственной власти
и должностных лиц по внесению
в законодательный орган
Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложениия, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.
В соответствии со ст. 104 Конституции
РФ право законодательной
Эти органы пользуются правом законодательной
инициативы в полном объеме, то есть
они могут вносить
Право законодательной
Таким образом, Конституция РФ различает
две группы субъектов права
Перед внесением законопроекта
в законодательный орган
Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений
и дополнений в действующие законы
Российской Федерации и законы РСФСР,
федеральные конституционные
в) поправок к законопроектам.
Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению.
После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.
Обсуждение законопроекта 4 - это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.
Процедура официального рассмотрения
и принятия федеральных законов
осуществляется в трех чтениях, после
каждого из которых Государственная
Дума своим постановлением решает,
принять или отклонить
Термин “чтение” означает определенную стадию законодательной процедуры, то есть этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений.
При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта за основу.
В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для принятия его в качестве федерального закона.
Принятие законопроекта
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 года “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”5, считается первая публикация полного текста федерального закона в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.
На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, то есть пока закон не будет официально опубликован, он не может вступить в силу, а следовательно, не может и применяться.
В ходе законотворческой деятельности
принимаются нормативные акты как
единичного характера, так и систематизированные
(кодифицированные) нормативные правовые
акты. Наиболее развитым видом является
кодифицированное нормотворчество, с
помощью которого закладываются
основы законодательной системы
страны (например, Гражданский, Уголовный,
Семейный кодексы РФ и другие). Путем
издания единичных нормативных
актов вносятся дополнения и изменения
в кодифицированное законодательство.
В ходе текущего нормотворчества
устраняются противоречия и пробелы
в действующем
- Юридическая техника
Действенность изданного закона во
многом зависит от уровня законодательной
техники, от конкретности содержащихся
в данном законодательном акте нормативных
предписаний. Эффективность юридических
норм как раз и зависит от качества
принимаемых законодательных
Совокупность правил, методов и средств, используемых при издании и систематизации нормативных правовых актов в законотворческом процессе, называется юридической техникой.6
Уровень юридической техники
В современных условиях знание законодательных
процедур и приемов юридической
техники имеет очень большое
значение в нормотворческой и
правоприменительной
К основным приемам и средствам
юридической техники можно
При издании юридических норм большое
значение имеют их правильная формулировка
и изложение в тексте закона. Юридические
понятия и термины должны быть
точными и ясными, чтобы не было
двусмысленности и истинный смысл
не расходился с текстуальными
Юридическая терминология представляет
собой словесное обозначение
определенных понятий, используемых законодателем
при нормотворческой
К средствам юридической техники также относятся юридические конструкции – построение норм права по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную части. Первичным элементом структуры текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.
Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности закона: в процессе разработки первоначального варианта законопроекта, в ходе его обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его толкования и реализации.
Вся совокупность правовых норм, образующих систему права, требует единства, согласованности и логической последовательности их изложения. А это возможно только при наличии эффективно разработанного юридического механизма законотворческой техники, регламентирующей все стадии принятия нормативно-правовых актов. Поэтому представляется целесообразным принятие специального закона о нормативных правовых актах, который определил бы единый порядок и необходимое единообразие в работе органов, готовящих и утверждающих законопроекты.[18]
Такой закон обеспечил бы самые высокие требования к содержанию и обоснованности нормативно-правовых актов. Нормативное закрепление в федеральном законе важнейших аспектов нормотворческой процедуры, связанных с порядком подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов, позволит совершенствовать всю систему законодательной деятельности государства.
В юридической науке и практике, помимо понятия “юридическая техника”, применяется также другое понятие – “юридическая технология”.
Юридическая технология понимается в двух смыслах:
- во-первых, это основанный на
определенных принципах,
- во-вторых, под юридической технологией
понимается наука, система
Главная задача юридической технологии
как науки – выявление
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты
2.1 Признаки, характеризующие законы государства
В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).[11]
Основными требованиями, предъявляемыми
к законодательным актам, являются,
во-первых, правильный выбор формы
закона (кодекс и другое) и возможный
круг регулируемых им отношений, во-вторых,
отражение в нем
Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.
- Законотворчість: поняття, ознаки, стадії, види
- Законотворчість: поняття, ознаки, стадії, види
- Закон Оукена и кривая Филлипса
- Закон Паскаля
- Закон: понятие, виды, структура
- Закон: понятие и виды
- Закон: понятие и виды
- Законотворческий процесс в РФ
- Законотворческий процесс в РФ
- Законотворческий процесс и его стадии
- Законотворческий процесс и механизм обеспечения реализации законов
- Законотворческий процесс, традиции и новые институты
- Законотворчество в РФ
- Законотворчество в РФ