Закон Оукена и кривая Филлипса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

Академия экономики и предпринимальства 
 
 
 

Курсовая работа на тему:

Закон Оукена и кривая Филлипса

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                        Выполнила: студентка

                    Группы 107

                    Финансы и кредит

                    Проверил: доцент 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3

Глава 1. Безработица. Закон Оукена……………………………………………...6

1.1 Безработица в России………………………………………………………….11

1.2. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости……...16

Глава 2. Кривая Филлипса………………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...29

Приложения ……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы…………………………………………...…..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Привлекательность данной темы курсового проекта своей актуальностью и проблематичностью, с моей точки зрения, изначально заложена в первой строке самого её названия: «Закон Оукена и кривая Филлипса».

     Определяющими данной работы являются инфляция и безработица. И на самом деле, актуальность этих двух на первый взгляд ничем не связанных проблем: безработицы и инфляции не исчерпала свою остроту и в наши дни.

     Две проблемы, а вернее сказать, диллемы, над которыми ломают головы не одно десятилетие учёные разных государств, разных национальных, культурных, политических, территориальных и экономических принадлежностей.

     Инфляция и безработица - неотъемлемые спутники рыночной экономики, дружно шагают нога в ногу, подобно стихийному бедствию с тяжёлыми социально - экономическими последствиями непосредственно для населения государств, на территории которых протекают данные процессы.

     Возьмём, к примеру, безработицу. Ведь не секрет, что для некоторой массы трудоспособных граждан, стремящихся к трудоустройству, процесс роста безработицы носит подчас катастрофический характер. Безработица для многих имеет порой ужасные последствия, такие как снижение уровня дохода и покупательской способности, невозможность улучшить своё жилищное состояние и жизненные условия, не говоря уже о повышенных требованиях по проходимости на конкурсе вакансий, которые влекут за собой массу проблем психологических, а порою и физических. И это лишь, так сказать, поверхностный взгляд на последствия роста безработицы.

     Что же касается инфляции, которую многие считают «врагом общества № 1», её сфера деятельности - рост цен. Для многих стран с развивающейся экономикой подобное явление носит характер стихийного бедствия. Даже если рассматривать данную проблему на примере населения, скажем, региона, не говоря о государстве в целом, можно убедиться, насколько страшны последствия инфляции: возрастает дефицит, в производствах происходит полная дезорганизация, сгорают вклады населения - люди нищают буквально в считанные часы, теряя порой то немногое, что копили долгие годы. Как правило, больше всего страдают самые незащищённые слои населения. А ведь инфляция, если цитировать учёных - экономистов: «так же стара, как и сама рыночная экономика»…

     Ещё следует отметить, что в обсуждениях экономистами двух вышеупомянутых проблем: тема инфляции постоянно пересекается с темой безработицы, и наоборот.

     Сам по себе напрашивается один вопрос: А нет ли какой либо взаимосвязи между инфляцией и безработицей? Как влияет рост безработицы на уровень заработной платы? И как влияет уровень заработной платы на уровень безработицы?

     Существуют ли какие-либо меры если не по устранению, то хотя бы по сдерживанию данных явлений? Имеется ли готовые теории о взаимосвязи инфляции и безработицы, и кто авторы этих теорий?

     И ещё один не менее важный момент: инфляция и безработица по сути своей носят международный, скорее даже глобальный характер. Можно смело наблюдать и изучать поведение этих явлений рынка на примере любого государства. И в каждом случае, наверняка, будут отмечены свои индивидуальные моменты. Но, что за гражданин не знающий сути проблемы прежде всего в условиях законопроектов своего государства? Поэтому, на мой взгляд, рассмотрение инфляции и безработицы в рамках Российского законодательства особенно важно и необходимо.

     Вот, в общем - то, мы и подошли непосредственно к цели данного курсового проекта: анализируя всё выше сказанное, можно прийти к выводу - взаимосвязь между инфляцией и безработицей существует и регулируется законным образом силами государственного управления. А насколько эта взаимосвязь существенна, и какими переменными она определяется, попытаемся выяснить ниже, опираясь на компетентные литературные источники, а также статистические данные.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Безработица. Закон Оукена.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

     Безработица -- это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

     В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу.

     Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их[6]/

     Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

     Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

     Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы[12].

     Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения[29]. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею[15].

     Уровень безработицы исчисляется как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах.

     При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественного уровня безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы[5].

     Поэтому естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

     Безработица тесно связана с изменениями в других областях экономической динамики. Американский экономист Артур Оукен (Okun, Artur M.) на основании ряда исследований открыл закон (в 1968г.) о том, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости от ВВП.

     Все знают, что чем меньше людей ходит на работу, тем меньше будет произведено продукции - ВВП[3].

     Закон Оукена гласит, что на каждые 3 % сокращение ВВП приводит к повышению уровня безработицы на 1 % и наоборот, изменение на 1 % безработицы приводит к изменению ВВП на 3 %.

     Более поздние исследования показывают, что ВВП меняется не на 3 %, а изменяется в диапазоне от 2 до 3 %[20].

     Коэффициент эластичности Оукена для каждой страны свой, его величина зависит от уровня образованности и культуры общества, технологической оснащенности и как следствие от производительности труда. Уровень производительности труда в России до начала "реформ" 1991 г. составлял 50 % от уровня производительности труда США[9].

     Артур Оукен на основе эмпирических исследований обнаружил устойчивую связь между величиной конъюнктурной безработицы и конъюнктурным разрывом. Установленную зависимость он выразил формулой:

       

     Ошибочно мнение людей, которые считают, что от безработицы страдают только сами безработные. Незанятость населения чревата многими макроэкономическими последствиями[20].

     В первую очередь от уровня безработицы в стране зависят темпы роста валового национального продукта (ВНП).

     Экономисты используют закон Оукена для прогностического вычисления абсолютных потерь продукции при заданном уровне безработицы. Однако последствия циклической безработицы трудно прогнозировать. Она имеет масштабы социальной катастрофы и часто является причиной бурных политических перемен[11].

     Житейская логика говорит о том, что чем больше в стране безработных, тем меньше общий доход этой страны (валовый национальный продукт - ВНП). Но полная занятость предполагает наличие естественной безработицы: люди переезжают с места на место, учатся, ухаживают за детьми, получают новую квалификацию и так далее. Английский ученый Артур Оукен (1928-1980) сформулировал закон: если фактический уровень безработицы на 1% выше ее естественного уровня, то это приводит к отставанию ВНП на 2,5%. Это так называемый закон Оукена, а цифра 2,5 - коэффициент Оукена[8]. Коэффициент Оукена отражает тот факт, что выпуск определяется не только технологией производства, но и изменением экономической активности людей в различных фазах функционирования национального хозяйства. Например, если в этом году естественный уровень безработицы 6%, а фактический ее уровень 8%, то разница составляет 2%. Эти 2% надо умножить на коэффициент Оукена (2%?2,5 = 5%). Иными словами, общество потеряло не 2% ВНП, а в два с половиной раза больше. Следовательно, если в этом году ВНП составляет 2 трлн. рублей, то общество недополучило 5% от 2 трлн., то есть 100 млрд. Соответственно потенциальный ВНП составил бы 2,1 трлн. Рублей[12].  

      Безработица в России

     Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

     С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

     При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

     1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.

     2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда[20].

     Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации. Согласно опросу проведенному в Санкт - Петербурге среди безработных, этим обеспокоены 40 % респондентов[8].

     Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие факторы экономической нестабильности:

     * снижение покупательного спроса.

     * сокращение сбережений.

     * снижение инвестиционного спроса.

     * сокращение предложения, спад производств.

     Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт - Петербурге эту закономерность отмечали 12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода.

     Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда.

     Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи.

     В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течении года.

     При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:

     1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

     2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

     Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а, кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт - Петербурге[9].

     В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от 3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

     Одна из главных причин безработицы в России - спад производства, распад сложившихся, еще в СССР экономических связей, производство неконкурентно способных товаров[7].

     Отсутствие серьезных капиталовложений значительно ослабило те отросли, которые раньше были "валютными" т.е. нефть и газодобычу, золотодобычу производство древесины и т.д.

     В советский период множество регионов развивалось по отраслевому принципу, т.е. большинство населения обслуживало одну отрасль либо производство. В настоящий момент в связи с закрытием этих предприятий, люди становятся безработными и не могут найти работу в своем городе. Так например уровень безработицы в Ивановской области на 01.07.2008 -70.2%, тогда как в целом по РФ -4.7%.

     Уровень безработицы в России составит в 2010 году 10 процентов, заявил директор Всемирного банка (ВБ) в России Клаус Роланд на XIV Российском экономическом форуме в Екатеринбурге. Это выше прогноза Минэкономики на 2010 год в 9,3-9,6 процента (6,8-7 млн человек). Прогнозы ВБ на 2009 год также выше официальных правительственных (до 12 процентов). Эксперты банка полагают, что восстановление экономики РФ не приведет к снижению безработицы ниже уровня, достигнутого в 2009 году.

     «Основного прироста безработицы стоит ожидать в моногородах, что может привести к серьезным социальным последствиям»,-- пояснил Клаус Роланд. Он впервые акцентировался не на краткосрочных последствиях всплеска безработицы на рубеже 2008-2009 годов, но на более длительных эффектах. Ранее эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечали, что восстановление России «в 2010 году будет слабым из-за резкого снижения цен на нефть и влияния растущей безработицы на потребрасходы». Господин Роланд призвал обращать внимание и на то, что потерявшие работу уже снижают затраты на образование детей, что скажется на состоянии трудового рынка через 10-15 лет.

     Эксперты согласны с тем, что долгосрочные аспекты происходящего могут быть значительнее, чем проблемы рынка труда ближайших месяцев. Так, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков уже сейчас уверен, что они «будут ужасными»: снизится рождаемость, родители не смогут в прежних объемах платить за образование и медпомощь для детей. Начальник управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздрава Михаил Крощенко отмечает: доля платного сектора в высшем образовании высока, платежеспособный спрос снизится уже в 2010 году.

     Аналитики расходятся в том, насколько велик будет «шок увольнений» по итогам 2009 года. Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин уверен, что годовой уровень безработицы не превысит 8 процентов экономически активного населения по методологии MOT. В НИИ труда и социального страхования Минздрава уверены, что в этом году число безработных не превысит 10 процентов, указывая на тенденцию к снижению зарегистрированной безработицы. По данным Росстата, в первом квартале 2009 года уровень безработицы по МОТ достиг 9,5 процентов (7,1 млн человек).

     По данным Минздрава без учета сезонных колебаний в конце апреля -- начале мая безработица начала немного снижаться. Данные рекрутинговых компаний свидетельствуют: локальный пик сокращений был пройден в феврале-марте. Мониторинг в апреле показал, что объем сокращений остается небольшим: медианное значение составляет 5-9 процентов (для российских компаний показатель несколько больше -- 10-14 процентов). Если вторая волна случится, прогнозы ВБ по безработице и на 2009 год будут ближе к истине, чем официальный прогноз Минэкономики -- 10,4-10,7 процента[5]. 
 

     1.2. Пути снижения безработицы, государственная политика

     занятости

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

     В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации предпринимательской деятельности.

     Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации  самостоятельной занятости».

     В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости[22].

     Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

     Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

     а) создание развитого рынка жилья;

     б) увеличение масштабов жилищного строительства;

     в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

     Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

     Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

     Создание условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно,  - занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально[28].

     Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Закон Оукена и кривая Филлипса