Закон: понятие, признаки, виды

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ    5

    1. Понятия закона       5
    2. Основные признаки закона      8
    3. Вопросы о правовом состоянии законов    10

ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ      13

ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ         19

3.1. Действие  законов во времени      19

3.2. Действие  законов в пространстве     21

3.3. Действие  законов по кругу лиц      22

ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ   25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В современном обществе люди различного рода их объединения постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах  с их требованиями, запретами и  дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

      Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

      Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением  государственной воли российского  общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

      В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс  создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

      Реальность  показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально  новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям  правового государства.

      Отступая  от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в  обществе, противоречащие друг другу  и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет  свой авторитет, снижает степень  общественного доверия.

      Повышение эффективности действия закона является одним из самых важных средств  успешного решения социально-экономических  задач.

      Основной  целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника  права.

      В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

  • дать определение понятию закон;
  • раскрыть основные признаки закона;
  • рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
  • определить виды законов;
  • охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
  • проанализировать проблемы реализации законов.
 
 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ

      1.1.Понятия  закона

      На  протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как форма (источник) права  привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

      За  многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных  и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных ему сторон.

      Дело  в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

      Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке».1 Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть нома права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».

      Из  этого суждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права  содержаться в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

      Но  понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под  нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения  компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.  Это – акты правотворчества, с  помощью которых и благодаря  которым устанавливаются или  же отменяются правовые нормы.

      Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или  санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них  содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление  уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

      В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует  назвать законы, декреты, указы, постановления  Правительства, приказы министров, председателей государственных  комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной  власти и управления.2

      В обыденной жизни, в обиходе использование  термина «закон» для обозначения  любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных  актов, а не только собственно законов.

      Юридически  же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими  нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.3

      В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:

  • Закон-это принятый в особом порядке «первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».4
  • Закон-это нормативно–правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».5
  • «В юридическом смысле закон-это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».6

   Можно привести ещё целый ряд аналогичных  определений. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы  понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты.  
 
 
 

1.2.Основные  признаки закона

      Закон как любой нормативно-правовой акт  обладает признаками:

  1. закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием - в России) представляющими в формально – юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума. Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственно власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно);
  2. закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:
  1. никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы. Например, Конституция РФ в пп.1,2 ст. 105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом федерации;
  1. все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией. Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом, либо отменен. Например, п.1 ст.15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;
  2. закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, Конституционный Суд может признать закон принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган;
  1. закон, как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа;
  1. законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др;
  2. законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве Она закрепляется, как правило, особыми актами–Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
 

1.3.Вопросы  о правовом состоянии  законов 

       Категория «правовое состояние» в конкретно-научной (в частности, правовой) интерпретации играет фундаментальную методологическую роль при формулировании научных теорий: она, во-первых, лежит в основании формулировки законов; во-вторых, в основании определения типа как существующей, так и будущей теории, ее структуры. Следовательно, допустимо предположение, что категория «правовое состояние» при соответствующей интерпретации может способствовать гипотетико-дедуктивному построению теории.

       К функциям правового состояния законов  относятся следующие функции: наделительная, сигнализаторская, интегративная, динамическая.7

       Суть  наделительной функции правового состояния законов состоит в следующем. Становясь правовым, отдельное состояние приобретает дополнительные свойства, состоящие в появлении у него связей с государством посредством права. Состояние представляет собой набор характеристик носителя. Переход в разряд правовых состояний сопровождается появлением у последнего определенного количества новых юридических свойств. Например, лицо, утратившее работоспособность, имеет право на социальное пособие; невменяемый гражданин не может быть привлечен к юридической ответственности. Появление новых свойств обусловлено интересами государства, общества и самого носителя. Они могут проявляться в виде освобождения от некоторых обязанностей, получении дополнительных прав и т.п. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ от 20 мая 1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития распространяются все льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 58-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

       Сигнализаторская функция правового состояния законов заключается в том, что оно может выступать главнейшим показателем при оценке того или иного явления. Включая в себя различные характеристики носителя, правовое состояние как бы констатирует положение вещей, позволяет получить представление о благополучии либо отдельных проблемах в конкретной сфере общественной жизни. Данная информация оценивается законодателем, который решает, какие меры необходимо предпринять. Например, ухудшение состояния здоровья населения (Федеральный закон от 12 апреля 2010г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») указывает на неблагополучие в социальной сфере. Здесь правовое состояние сигнализирует о неблагоприятной ситуации. Законодатель должен оценить ее и найти выход.

       Интегративная функция правового состояния  законов выражается в его способности  объединять своих носителей в  относительно самостоятельные группы. С помощью правового состояния  оформляются определенные связи  индивидов и коллективов с  обществом, и тем самым обеспечивается их включенность в единую систему социальной организации. Так, отношения между человеком и государством фиксируются таким правовым состоянием, как гражданство. Его носители могут быть объединены в большую группу, называемую «граждане». Формирование групп способствует достижению различных целей. Например, изучение «состояния... находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной Книге Российской Федерации») позволяет не только обособить их, закрепив в Красной Книге РФ, но и сосредоточить усилия государства именно на их охране.

       Динамическая  функция правового состояния  законов заключается в создании условий, позволяющих проследить движение, изменение, развитие своего носителя. С течением времени его характеристики меняются. Законодательство устанавливает  границы этих изменений, в рамках которых прослеживается динамика явления. Происходящие изменения интересуют, как правило, отдельных субъектов, а не государство. Например, для медиков крайне важно отслеживать срок беременности женщины, наблюдать за ее протеканием, так как от этого зависят специальные рекомендации, выплата пособий по беременности и родам, выдача больничных листов и т.п. Государство не вникает в медицинские подробности, а лишь создает должные, по его мнению, условия для носителя правового состояния и заинтересованных субъектов путем отражения в законодательстве конкретного состояния.8

       Таким образом, законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (Парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ

       Хотя  законы схожи между собой по месту  и роли в системе права, способу  принятия, юридической силе, тем  не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам  классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

       В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации  различают конституционные и  обыкновенные законы, или текущие. К  первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря  которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

       Конституция - «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и  гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий  федеральные органы государственной  власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства.9 Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

  • принимается народом или от имени народа (12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции);
  • имеет учредительный характер (в Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства);
  • обладает высшей юридической силой (об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньшей юридической силой, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции);
  • является основной для всех иных источников права (особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др, в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений);
  • имеет прямое действие и всеохватывающий характер (это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.)
  • отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специальной процедурой внесения поправок (в Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994). Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.);
  • Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра ее содержания (как явствует из Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента).

   Правом на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ являются: президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), то Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает неизменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

   Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции  РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение 1года со дня его принятия. После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

   К числу конституционных законов  причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость  издания которых предусмотрена  конституцией. Вследствие этого для  их принятия необходимо как минимум  квалифицированное большинство  голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.

   Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической  силой, но не могут противоречить  Конституции и конституционным  законам. Так обеспечивается целостность  всей законодательной системы и  последовательное проведение в ней  базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в  Конституции и конституционных  законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы  обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации  всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым  претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов.

   Обыкновенные  законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы - это федеральный  закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения  урегулирования сфер общественной жизни  или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

   Россия  является федеративным государством, поэтому существует деление законов  на федеральные и законы субъектов  Федерации. Федеральные законы функционируют  на территории всей страны. Федеральный  закон обладает большей юридической  силой, чем субъект Федерации, и  в случае их разногласия применяется  федеральный закон. Федеральные  законы регулируют вопросы статуса  государственных органов, объединений  граждан, категорий населения, демократических  институтов. Например, Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территории Российской Федерации. Законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей) принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

   Еще одно деление закона - по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права).

Закон: понятие, признаки, виды