Закон: понятие и виды

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.

В жизнедеятельности  современного общества особое место  принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения  между гражданином, обществом и  государством, закрепляет основы общественного  строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция –  явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие  граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его  должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений1.

Сейчас  в Российской Федерации взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Как известно, отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает  легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место  в правовой системе, поскольку его  юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

Цель исследования состоит, во-первых, из анализа существующих трактовок понимания права, во-вторых, формулирование определения правового закона, в-третьих, проанализировать и обобщить сущностные характеристики Конституции РФ – как основного закона государства.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - проанализировать понятие закона рассмотреть признаки закона, его виды; рассмотреть исторический аспект возникновения Конституции РФ; выявить определяющие предпосылки возникновения Конституции РФ; обозначить сущностные черты Конституции РФ

Предмет. «Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти. Конституция РФ – как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны.

 

ГЛАВА 1. Понятие закона. Его признаки, виды

1.1. Понятие и признаки  закона

 

«Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения»2.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон  употребляется как синоним понятия  права, любого источника права. Поэтому  еще в XIX веке предлагалось различать  закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной  процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить  к негативным последствиям. Такое  произошло, к сожалению, в Конституции  Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это  фиксируется в формуле “судьи независимы и подчиняются только закону”.

В данном контексте понятие закон употребляется  в широком смысле, как синоним  права, как защита от вмешательства  других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, “от телефонного права”. Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако  в п.1 статьи 120 Конституции Российской Федерации эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: “судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону”. Иными словами, понятие “закон” здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия “закон” привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону  посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком  смысле, даже пословицы.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает признаками:

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным  собранием - в России) представляющими  в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно  самим народом, с помощью референдума. Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что  при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с  высшими органами государственной  власти в качестве фактических творцов  закона выступают и другие государственные  органы (например, высшие судебные инстанции). Следующая причина того, почему названную  особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах  признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном  уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Данные особенности  закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и  практикой многих стран и, как  правило, не подвергались сомнению.

В-третьих, закон как источник права, исходящий  от высшего органа государственной  власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего  общества или народа. Для отечественной  и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать  закон в качестве выражения «общей воли». Однако столь же традиционной была и остается критика подобного  представления и подхода к  закону. Но логичнее было бы говорить об «общей воле» в связи с выявлением специфических признаков не как  о факте, а как о способности  и потенциальной возможности  его адекватно отражать и полностью  выражать «общую волю» народа или  всего общества.

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются  и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в  этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования  в России. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют  общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации  и деятельности государственных  органов, порядка законотворчества и др.

В-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются  в особом, строго установленном, законодательном  порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его "технологического" оформления. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности. Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей). 1. Наименование органа, принявшего закон. 2. Название закона. 3. Преамбула закона. 4. Нормативно-правовое содержание закона. 5. Последствия несоблюдения закона. 6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 7. Опубликование закона и вступление его в силу. 8. Подпись соответствующего должностного лица (см. Приложение).

Действие  закона - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении  определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Как всякая объективная реальность, закон  действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством  и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени  и в пространстве. Каждая форма  определяет, в каком месте и  в какой момент предписанное поведение  должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, ибо явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

Действие  закона во времени обусловлено вступлением  его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, то есть, вступают в законную силу, с определенного  момента, который устанавливается  соответствующим нормативным актом: по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона; немедленно после официального принятия и опубликования текста закона; по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление  закона в силу означает, что с  этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать  все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого  момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться  нельзя.

Случаются несовпадения во времени момента  принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Это обусловлено необходимостью предоставления субъектам, возможности  ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для  себя поведенческие установки по его реализации.

Различают акты определенно-длительного и  неопределенно-длительного действия. К первой группе относятся акты, в отношении которых специально указан срок, их действия либо он подразумевается  характером самого акта (например, бюджетные  вопросы на текущий год). Вторую группу составляют акты, в отношении которых  не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Разновидностью  утраты актом (законом) силы, является приостановление его действия. Утрата законом силы означает, что с этого  момента он не может применяться. Утрата законом силы может произойти, прежде всего, в результате его официальной  отмены специальным распоряжением  государственного органа.

Действие  во времени вошедшего в силу закона можно рассмотреть на примере  уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед  собой только один закон, регулирующий то или иное отношение.

Двух  законов, регулирующих одно и то же отношение, квалифицирующих и устанавливающих  наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время быть не может. К каждому  преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем  сроку действия данного закона, суд  применяет этот закон. Это обычное  действие уголовного закона или его  немедленное действие.

Молчаливое  придание закону обратной силы. Иногда мы не находим ни каких прямых указаний о действии его во времени, но по своему существу, по своему содержанию закон имеет обратную силу. Путем  толкования закона делается вывод о  желании законодателя придать закону обратную силу. Обратная сила разъяснительных  законов. К законам, имеющим обратную силу по своему существу, относят разъяснительные  законы.

Придание  обратной силы закону посредством коллизионной нормы. Норма эта обязывает признать обратную силу некоторым законам. Таким  образом, обратная сила закона - такое  действие закона во времени, при котором  он распространяется на случаи, имевшие  место до вступления его в законную силу.

Применение  закона с обратной силой иногда происходит очень болезненно в тех случаях, когда это относится к правам граждан. Поэтому, требует особого  внимания для поддержания правопорядка в обществе и государстве.

Законы (нормативно-правовые акты) обладают свойством  действия не только во времени, но и  в пространстве. Еще в первобытнообщинном строе с его замкнутым натуральным  хозяйством и родоплеменной организацией каждая единица жила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти равносильно  смерти, потому что во всяком другом племени изгнанник лишался защиты общества. Немногим в этом отношении  отличается право рабовладельческого общества. Но по мере преодоления остатков первобытнообщинного строя принцип  персональный, принцип закона происхождения  уступает место принципу территориальному.

Постепенно  возникает и формулируется принцип  суверенитета - верховенства государственной  власти, ее независимости и полновластия по отношению к кому и к чему бы то ни было. Всякая государственная  власть распространяется только на определенную территорию; распространение же велений  государственной власти вне территории данного государства есть нарушение  суверенитета другого государства. Поэтому принцип суверенитета и  принцип территориального действия законов взаимосвязаны самым  тесным образом: власть государства  ограничена его территориальными пределами (границами) и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.

Основания действия законов по кругу лиц  различны: по принадлежности лица к  государству (по гражданскому состоянию  различают состояние гражданства  данного государства, иностранного государства, состояние лица без  гражданства); по признаку пола; по возрастному  цензу; по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (например, инвалидность).

Рассматривая  закон как нормативный юридический  акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

- во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, "разовым" вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество; - во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, "постановление", "разъяснение").

Законы  в демократическом государстве  должны занимать первое место среди  всех источников права, быть основой  всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка. Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в  некоторых формулировках нормативных  актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее  время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся  к законодательной области, имеют  соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: "В случае противоречия указа  Президента Российской Федерации или  Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или  иному закону применяется настоящий  Кодекс или соответствующий закон.

 

1.2. Виды закона

 

Законодательство  имеет свою четкую систему, классификацию  законов. Законы подразделяются на: конституцию, конституционные; обыкновенные, а также  органические законы. К числу конституционных  законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых  предусмотрена непосредственно  конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов.

Обыкновенные  законы, в свою очередь, делятся на: кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это  федеральный закон, который устанавливает  принципы и определяет общие положения  регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область  общественных отношений. Кодекс чаще всего  относится к какой-либо одной  отрасли права (например, Уголовный  кодекс, Гражданский процессуальный кодекс). В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время  действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция  Российской Федерации, кроме краткой  преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека, и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент Российской Федерации. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство  Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции. В особом (втором) разделе Конституции  Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само  понятие “конституция” в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. Появление конституций  как основных законов государства  связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию  США, принятую в 1787 г. и действующую  по сию пору. В Европе первыми  писаными конституциями были Конституции  Франции и Польши 1791 г.

1. Как  Основной Закон государства и  общества Конституция, в отличие  от других законодательных актов,  имеет учредительный, основополагающий  характер. Она регулирует широкую  сферу общественных отношений,  наиболее важные из них, которые  затрагивают коренные интересы  всех членов общества, всех граждан.  Конституция закрепляет основы  общественно-экономического строя  государства, его национально-территориальное  устройство, основные права, свободы  и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной  власти и управления, устанавливает  правопорядок и законность. Поэтому  конституционные нормы - основополагающие  для деятельности государственных  органов, политических партий, общественных  организаций, должностных лиц  и граждан. Нормы Конституции  первичны по отношению ко всем  другим правовым нормам.

2. Конституция,  как уже отмечалось, есть основной  источник права, содержащий исходные  начала всей системы права.  Она представляет собой базу  для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее  законодательство развивает положения  Конституции. В ряде случаев  Конституция содержит указания  о необходимости принятия того  или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что  статус столицы нашего государства  устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства  Конституция суть центр всего  правового пространства. Она способствует  согласованности всего правового  развития и систематизации права. 

3. Конституция  обладает высшей юридической  силой. Верховенство Конституции  как Основного Закона проявляется  в том, что все законы и  иные акты государственных органов  издаются на основе и в соответствии  с ней. Строгое и точное соблюдение  Конституции - это наивысшая норма  поведения для всех граждан,  всех общественных объединений,  всех государственных органов. 

4. Конституция  как Основной Закон характеризуется  стабильностью. Это определяется  тем, что она закрепляет устои  общественного и государственного  строя. 

Стабильность  Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно  статье 135 Конституции РФ положения  главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 9 (Конституционные  поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены парламентом  России - Федеральным Собранием.

Если  же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и  оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы, то в соответствии с федеральным  конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает  проект новой Конституции РФ.

Данный  проект может быть, принят Конституционным  Собранием двумя третями голосов  от общего числа его членов или  вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали  более половины избирателей от более  чем 50% всех принявших участие в  голосовании.

Поправки  к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным  Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение  не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее двух третей голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Поправки вступают в силу после  их одобрения органами законодательной  власти не менее чем двумя третями  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Органический  закон - нормативно-правовой акт высшего  законодательного органа: принятый в  особом порядке; определяющий некоторые  институты государственного (конституционного) права; обычно предусмотренный Основным законом (Конституцией) государства; регулирующий, соответственно, государственно-правовые (конституционно-правовые) правоотношения; имеющий, кроме того, и другие признаки, обычные для закона.

В системе  права государства эти нормативно-правовые акты имеют большую юридическую  силу, чем обычные законы, и меньшую, чем Конституция.

Бланкетная  ссылка в Основном законе (Конституции) на органический закон обычно оформляется  формулой типа: "... условия и порядок ... определяются федеральным конституционным законом". Наличие в тексте ссылки слова "конституционный" не всегда обязательно, так как сущность органического закона определяется совокупностью признаков, а не только одним словом в ссылке. Напротив, иногда ссылка в Конституции не означает, что закон, на который ссылается Конституция, органический. Бланкетная ссылка на органические законы в Конституции не всегда бывает, да и не всегда обязательна, ведь всегда может возникнуть необходимость урегулировать те государственно-правовые правоотношения, которые и не существовали на момент принятия Конституции или на тот момент не возникало необходимости в таком правовом регулировании. В данном случае, определяющим признаком является то, что регулирует органический закон, какой вид правоотношений, а не наличие или отсутствие ссылки в Конституции.

Закон: понятие и виды