Закон: понятие и виды. 2

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:

 «Закон: понятие и виды»

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

группы____

ФИО

                                                                             Проверила: доцент кафедры

 государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

 

Введение

3

Глава 1.

Общая характеристика закона

5

 

1.1.

Историческое  развитие понятия "закон"

5

 

1.2

Основные признаки закона как высшего нормативного правового акта

8

Глава 2.

Виды законов

16

 

2.1.

Подходы и  классификации  законов

16

 

2.2.

Конституция РФ как основной закон России

21

Глава 3.

Соотношение закона и права, закона и подзаконного нормативного правового акта

24

 

3.1.

Соотношение закона и права

24

 

3.2.

Соотношение закона и подзаконного нормативного правового  акта

26

Заключение

29

Список  литературы

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Закон - это основной источник права в большинстве стран  мира. Поскольку Россия традиционно  относится к государствам романо-германской правовой семьи, то и в нашей стране закон также занимает ведущее  место среди источников права.

Термины "закон" и "право" являются основополагающими в теории права. Изучению содержаний этих понятий  посвящали свои труды ученые древних  времен. Несмотря на свою долгую историю, в юридической науке до сих  пор нет единообразного понимания  понятия "закон". Между учеными-юристами ведутся дискуссии и споры  о соотношении закона и права, закона и других источников права.

Вышеизложенными проблемами и обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Актуальность названных  проблем определили цели и задачи настоящего исследования.

 Цель работы - исследовать  теоретические аспекты понятия  "закон", его признаки и виды.

 Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть историческое  развитие понятия "закон";

- определить понятие  закона, выделить его основные  признаки;

- дать классификацию  законов;

- дать краткий анализ  Конституции РФ как высшему  закону;

- рассмотреть соотношение  закона и права, закона и  подзаконного нормативного правового  акта.

В работе использовались следующие  методы: изучение и анализ научной  литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.

 

Объект изучения - закон  как регулятор общественных отношений.

Предмет изучения - закон  и его признаки, виды законов.

Для написания работы использовались действующее законодательство, научные  труды и учебная литература.

Теоретическая значимость данного  исследования состоит в обобщении  научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности  использования результатов исследования в практической деятельности.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика закона

 

1.1. Историческое развитие  понятия "закон"

Историческую эволюцию закона целесообразно рассматривать как  один из аспектов эволюции права в  целом.

Выделяют две тенденции  развития закона - европейскую и  восточную. В рамках каждой из них  существуют свои разновидности закона: в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке - индусская, исламская и  т.д. Так, если в Европе еще в древности  складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона, либо отсутствует, либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве.

Закон как источник права  существовал еще в самых древних  государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н.э.), Законы Ману (1 в. до н.э.) и  ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как  правило, личную волю монарха и воплощались  во вне в самых различных формах, в т.ч. и в форме закона.

Во времена античных государств (Др. Афин 6 в. до н.э., Др. Рима 5-2 вв. до н.э.) законы принимались представительными  органами власти, в частности народными  собраниями. Такая процедура долгое время являлась исключением и  не сразу получила свое развитие.

Лишь в начале XIII века сформировались условия для ограничения  законодательных полномочий монархической  власти. Это было связано с подписанием  английским королем Великой хартии вольностей (1215 г.), который был вынужден сделать это после вооруженной борьбы со знатью. В данном документе была закреплена идея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего английского парламента. Уже к концу 17 века английский монарх без согласия парламента, как представителя "всей нации", был не вправе вносить какие-либо поправки в действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождать от их исполнения.

На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказали  две классические теории - теория разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескье  и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости  подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной  был сформулирован тезис о  верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.

К концу 18 - сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательного и  представительного органа государственной  власти нашла реальное воплощение и  конституционное закрепление во многих европейских странах. Закон  к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или  большинства и ему стала отводиться роль основного источника права.

В России понятие "закон" в официальных документах стало  наиболее часто употребляться с  начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в 1810 году все законодательные  акты должны были рассматриваться в  данном органе, который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным  и по существу бюрократическим учреждением, состоящим из "верных государю людей". Известно немало случаев, когда важнейшие  законодательные акты могли и  не рассматриваться в Государственном  Совете. В соответствии со ст.53 Основных законов Российской Империи (1892 г.) законы могли быть изданы "в виде уложений, уставов, грамот, положений, наказов, инструкций, манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения". Таким образом, до начала 20 века закон как особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, не была развита в России, практически все акты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона. Вся полнота законодательной власти в то время принадлежала монарху.

В конце 19-нач. 20 в. среди западноевропейских и русских ученых получила развитие т.н. дуалистическая трактовка закона. Закон стал рассматриваться не как  акт законодательного органа государства, а как акт государственной  власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые  акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной  власти. Тем самым стала обосновываться фактическое равенство, и даже примат исполнительной власти над законодательной.

После революционного переворота и свержения монархического строя впервые годы Советской власти закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции, воззвания и др.

Нормативное закрепление  понятия "закон" было осуществлено только в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы  мог быть издан Верховным Советом  СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовые характеристики этого понятия ("закон СССР - общесоюзный  закон", "закон союзной республики", "закон автономной республики"). Несмотря на это престиж закона в  этот период был сравнительно не высоким, и всего с 1936 по 1989 гг. Верховным  Советом СССР было принято около 90 законов. В условиях однопартийного режима деятельность представительного  органа власти по существу являлась фикцией  и прикрывалась видимостью демократии. Сказывалось значительное влияние  Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров  СССР (Правительства) на законодательный  орган. Классический принцип разделения властей так и не был реализован в СССР; для данного периода  скорее было характерно "соединение властей", поскольку советы как  органы государственной власти выполняли  одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции.

1.2. Основные признаки  закона

 как высшего нормативного  правового акта

Среди многочисленных форм (источников) права важное место  занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости  их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми  актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных  органов, в которых содержатся нормы  права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря  которым устанавливаются или  же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они  издаются или санкционируются только органами государства.

Характерные черты нормативно-правового  акта  определяет то, что он, с  одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.

Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего  на законы и подзаконные правовые акты.

Закон – это нормативно-правовой  акт, обладающий высшей юридической  силой, принятый  в строго определенном  особом порядке, устанавливающий наиболее важные  общественные  отношения.1

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще  в XIX веке предлагалось различать закон  в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как  синоним всех источников права, в  формальном - как акт, принятый в  соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может  приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в  Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости  судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются  только закону».2

В данном контексте понятие  «закон» употребляется в широком  смысле, как синоним права, как  защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме  того, этой формулой утверждается принцип  законности в судебной деятельности.

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции  РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону»3. Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону посвящались и  посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание  преступлений, совершаемых умышленно  или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в  единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании  законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в  древности дал Хризипп: Закон  есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем  существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать  делать то, что не должно быть делаемо.4

Такая оценка закона в жизни  общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также —  «закон строг, но он закон».5

 В научной и учебной  юридической литературе гораздо  чаще используется понятие закона  в узком, собственном   его  смысле.  Довольно  типичные,  отражающие  сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следующие.  Закон — это «принятый в особом  порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».  Или:  закон — это нормативно-правовой акт,  «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном    порядке,     обладающий    высшей    юридической    силой и регулирующий  наиболее  важные  общественные  отношения  с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

Можно привести еще ряд  аналогичных определений или  сформулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

Совокупность законов  составляет законодательство. Опять  же - понятие законодательства употребляется  в узком, точном смысле именно как  система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как  синоним права. Поэтому, когда говорят  о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в  узком смысле, а когда говорят  об актах законодательства, речь может  идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются  в определении, обозначении, чтобы  прежде всего, юристы, да и другие участники  общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в  котором находит свое выражение  и закрепление закон, может иметь  разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования  и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это  тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы  удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть  общественных отношений в соответствующей  области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды  законов, собрания законодательства и  т. п.

В частности, первоначально  Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих  законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами».6

Разумеется, такие формы  выражения законов были присущи  монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

Законы принимаются как  федеральными органами, так и органами   субъектов   федерации в процессе   законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного  правотворчества всего народа (референдума).

Процедура принятия закона предусмотрена  в Конституции  России, включая определение  круга  субъектов   законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования.  Более подробно    процесс  принятия законов должен определяться регламентами  соответствующих законодательных  органов.          Закон регулирует  только те общественные  отношения, которые характеризуются  устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно    отразить  суверенные желания народа.                  В первую очередь это установление  или изменение конституционных  норм, закрепление прав  человека и гражданина, определение  форм правления, национально-государственного или административно-территориального  устройства, методов осуществления   государственной  власти, фиксирование принципов организации и деятельности  государственных органов, их структуры, определение   общих начал уголовной  ответственности; регламентация принципов  местного самоуправления.

Закон занимает особое место  в системе нормативно- правовых актов  в силу  обладания   высшей  юридической силой, что является  отражением  его верховенства в  этой системе. Все остальные акты  должны исходить из закона  и не могут  ему противоречить, в случае коллизии они считаются  не имеющими юридической  силы.

Закон не требует утверждения  со стороны какого-либо органа, кроме  технико-юридического  оформления   актов  референдума   может  быть изменен  или   отменен  только в результате  референдума, изменения вносятся  также в  порядке, определенным  референдумом. С  юридической  точки зрения  приостановить или скорректировать  закон  могут президентские указы, но только в условиях  чрезвычайного  положения  и в строго определенном  порядке,  с последующим  утверждением   высшим    законодательным   органом.

 Таким  образом,  главными качествами  закона являются  его первичность,  особый порядок  принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем  сами законы  должны быть  совершенны  по  содержанию  и форме, должны  строго    реализоваться   всеми  и повсеместно, регулировать  наиболее важные общественные  отношения. Роль закона в современных   условиях      преобразования  общества существенно возрастает. 7   

Нормы права, содержащиеся в  такой сложной совокупности  актов, не могут противоречить  друг другу. Такое положение,  по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации выбора - какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть  право.

 Поэтому одним из  основных требований является  их внутренняя согласованность  между собой  по способам  воздействия на поведение людей.

Этот принцип  настолько  важен для  придания целостности  и единства  многочисленным актам, что во всех государствах  цивилизованного  мира он закрепляется в конституциях. В законах страны  закрепляются и регулируются  наиболее важные стороны  общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в  регламенте парламента  специально устанавливается специальная процедура  законотворчества, в которой предусмотрены  все стадии проработки проекта  закона, его обсуждение и принятия.8

Обычно «закон» как  термин в юриспруденции употребляется  для обозначения  наименования того или иного нормативно-правового  акта, принятого парламентом. Но этот  термин может  употребляться и  обобщенно: все нормативные акты законодателя являются  законами в  отличие  от актов, других государственных  органов.

Итак, закон это главный  и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон  – это нормативно-правовой акт, принимаемый  высшим представительным органом государства  в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой  и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов  и потребностей населения страны.9

Из данного определения  вытекают признаки закона, как основного  источника права, как нормативно – правового акта обладающего  высшей юридической силой:

  • законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
  • законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
  • законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;
  • законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
  • Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
  • Ведущее и определяющее положение    законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды законов

 

2.1. Подходы и  классификации  законов

Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает  множество законов. Они схожи  по основным признакам, но и различаются  между собой. Специфику законов  нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в  процессе их подготовки, принятия и  реализации. Иначе затрудняется решение  задач, стоящих перед тем или  иным лицом. Возникает путаница с  наименованиями, содержанием и юридической  силой различных актов. Допускаются  многочисленные нарушения законности. Это и “сбои” в деятельности и взаимоотношениях государственных  органов, это и трудности для  граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.

Избежать указанных трудностей можно с помощью правильно  построенных классификаций, которые  позволяют определить юридическую  силу законов. Понятие “юридическая сила” в самом концентрированном  виде содержит характеристику видов  законов и каждого из них в  отдельности, а также их места  в правовой системе и соотношения  между собой. Как уже указывалось, законы имеют верховенство на всей территории страны и высшую юридическую  силу по отношению ко всем другим нормативным  правовым актам, помимо этого юридическая  сила законов различается в зависимости  от их местонахождения в классификации. С помощью деления на виды устанавливается  иерархическая соподчинённость  актов, занимающих более высокое  место и более низкое место  в государственной системе. В  результате определяются основания  и рамки принятия того или иного  акта, его основного содержания. Формула “на основе и во исполнение закона” выражает именно эту правовую связь. Также юридическая сила, установленная  в результате принятой классификации, позволяет признать правовой акт, нарушивший установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую  силу. Для этого существует набор  специальных средств: приостановление  акта, отмена, признание акта недействительным, признание утратившим юридическую  силу самого акта и связанных с  ним других актов, и порожденных  ими юридических последствий. Иными  словами с помощью правильно  составленной классификации можно  установить определенную соотносимость  и соподчиненность правовых актов, выразить те системные связи и  зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, а  также всей правовой системе.

В теории права предпринимались  неоднократные попытки создания надлежащей классификации законов. Причем критерием при делении  законов на виды выступали как  общие теоретические предпосылки, так и особенности законов, выделяющиеся при практическом их использовании.

Примером первого рода классификации может служить  классификация, данная Г.Ф. Шершеневичем в его работе “Общая теория права”. По ней все законы делятся на запретительные и повелительные, которые в свою очередь подразделяются на принудительные и восполнительные. Изначально, по мнению Шершеневича: “Все законы составляют по существу повеления, но по форме  выраженного в них повеления  они различаются на повеление  в узком смысле и непосредственно  запрещение. Объединяясь в стремлении возбудить в гражданах наклонность  согласовать свое поведение с  требованиями правового порядка, повелительные  законы в том отношении расходятся с запретительными, что они побуждают к совершению определенных действии, тогда как вторые останавливают намерение совершить определенные действия”. Далее повелительные законы делятся на принудительные и восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его по своему усмотрению. Классификация законов, предложенная Шершеневичем выбрана нами не случайно. Она достаточно типична и представляет весьма распространенные позиции, давно сложившиеся в мировой юридической мысли.

Закон: понятие и виды. 2