Закупочная логистика. 19



Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  закупочной логистики……………………....……5

1.1. Сущность и содержание закупочной логистики……………………..5

1.2. Этапы процесса закупки и выбора поставщика……………………..8

1.3. Направления совершенствования управления закупками (по видам материально-технических ресурсов)………………………………….….10

2.Практическое задание…………………………............……..……………..14

Заключение…..………………………………………………….

Список использованной литературы………………..………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для успешной работы торговых предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в нашей стране необходимо, прежде всего, грамотное ведение оперативного торгового учета, позволяющее быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск. Естественно, что принятие подобных решений невозможно без достоверных сведений о состоянии и движении товарных запасов. Важно, чтобы на предприятии всегда поддерживался определенный ассортимент, и чтобы покупатель всегда имел возможность приобрести нужный товар. Если товар заканчивается, необходимо, чтобы его запас вовремя пополнялся. 
В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.

Опыт логистической деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться логистические службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип логистики. 
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, являясь составной частью системы управления предприятием, подсистема управления закупками влияет на эффективность конечных результатов деятельности предприятия.

Цель данной курсовой работы является изучение сущности направления совершенствования управления закупками.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:

    1. Изучить сущность и содержание закупочной логистики.
    2. Рассмотреть этапы процесса закупки и выбора поставщика.
    3. Рассмотреть направления совершенствования управления закупками.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе рассматривается  теоретические аспекты закупочной логистики.

Во втором разделе проводится решение  практических заданий на темы «Задача на выбор поставщика», «Транспортная логистика», «Логистика запасов».

Анализ опубликованных источников свидетельствует о том, что в  этой области создана теоретическая  база, сформулирован круг идей, подходов к осмыслению данной проблемы.

Теоретической основой для написания работы послужила научная, учебная и специальная литература по логистике, статьи журналов и газет, сведения на сайтах в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты закупочной логистики

1.1. Сущность и содержание закупочной логистики

Закупочная логистика  – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и  временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления [1, c.43].

Материально-техническое  обеспечение – звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в  промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).

Закупочная логистика  является одной из основных логистических  подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Появление термина «закупочная логистика» не случайно.

За рубежом сфера  деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing / procurement – закупки / управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли – товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику [4, c.74].

Это связано с тем, что в настоящее время изменился  характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.

В зарубежной логистической  науке и практике также нет  единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе – снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве – покупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика»[ 2, c.45].

Стандартное определение  общих целей функции закупок  таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

В соответствии с этим можно выделить:

1. Необходимость обеспечения  непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам – росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.

2.Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов  к минимуму. Одним из путей  обеспечения непрерывного потока  материальных ресурсов и готовой  продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20–50 % общей стоимости активов.

3.Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.

4.Поиск компетентных  и надежных поставщиков. Успех  функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5.Приобретение по возможности  многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков [11,c.85].

6.Соблюдение принципа  «цена–качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

7.Повышение конкурентоспособности.  Компания будет конкурентоспособной,  если сможет контролировать все  расходы, связанные с закупками,  и временные параметры с тем,  чтобы избежать неприбыльной  деятельности, либо деятельности, требующей  дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.

8. Достижение гармоничных  отношений, эффективного сотрудничества  с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.

9.Снижение административных  расходов. Если деятельность по  закупкам нерациональна, административные  расходы отдела закупок будут  слишком высокими. Состав целей  закупочной логистики зависит  от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности.

Достижение этих целей  в области управления закупками (закупочной логистики) требует выполнения различных стандартных операций, для чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи, способствующие рационализации системы закупок.

 

1.2. Этапы процесса закупки и выбор поставщика

Организация процесса закупок имеет свои этапы:

1.Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2.Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3.Размещение заказов и их реализация.

4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5. Поддержание отношений с поставщиками.

В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением. Для производителей при изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемый стратегией и тактикой предприятия:

– как поставщика готовой продукции;

– как потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус же потребителей дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и  оценку возможности своевременной  поставки и предоставления необходимых  услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют простую форму оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров.

Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в  качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на оснований общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количества и описания заказанный товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий; оплаты и условий [ 5, c 30-40].

После того, как заказ на закупку  отправлен поставщику, покупатель может  контролировать ход его выполнения и/или ускорят выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля экспедирования. Функция контроля выполнения заказа – стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения.

 

1.3. Направления совершенствования управления закупками

Цель управления закупками с позиции логистики – удовлетворение потребностей производства в необходимых ресурсах в заданном временном режиме при оптимальных затратах.. Это объясняется тем, что любая система (предприятие, объединение) не является самообеспечиваемой, она функционирует благодаря энергетическим, материальным и информационным ресурсам, которые поступают из внешней среды (природной, социально-экономических систем), проходят процесс преобразования (трансформации) и покидают систему в виде товаров и отходов. Это подтверждает актуальность и необходимость совершенствования методов управления закупками на предприятиях.

На сегодняшний день управление закупками, осуществляется по направлениям: планирование, организация, учет, анализ, оперативный контроль и регулирование. Эти функции отражают типовую структуру процесса управления и называются общими.

Основным содержанием деятельности по управлению закупками на предприятии является своевременное обеспечение производственных процессов материальными ресурсами с заданными физико-химическими свойствами и стоимостными параметрами.

Начало функционирования закупок связано с выявлением перспективной и текущей потребности в материальных ресурсах по номенклатуре, объемам и срокам. Завершается же данный процесс управления переходом поступивших на предприятие ресурсов в стадию производственного потребления со складов к местам их использования.

В итоге, закупочная деятельность представляет собой управленческий процесс, который отличается конкретными целями, принципами, характером работ и способами их выполнения. Объектом управления закупками является подсистема закупок, предметом выступают материальные ресурсы. Целью управления закупками, в принципе, на любом из предприятий  является достижение обеспеченности всех производственных и обслуживающих процессов материальными ресурсами с наименьшими затратами. В соответствии с поставленной целью основными задачами управления закупками являются:

  1. определение потребности в материальных ресурсах на основе плана производства;
  2. заключение договоров на поставку материальных ресурсов по номенклатуре согласно определенной потребности;
  3. контроль над ходом выполнения договоров поставщиком;
  4. принятие мер по недопущению срыва поставок;
  5. контроль над поддержанием запасов материальных ресурсов на рациональном уровне.

Изучение основных тенденций развития управления закупками на предприятиях позволяет выявить проблемы, стоящие перед данной подсистемой. Для совершенствования системы управления предприятием и ее отдельных составляющих необходимы новые подходы.

Основной целью внедрения логистики на предприятии является обеспечение максимальной его приспособленности к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и получением преимуществ перед конкурентами за счет оптимизации происходящих в нем потоковых процессов.

Логистическая концепция управления требует интеграции организационной структуры предприятия и построение ее в виде логистической цепи: «закупки – производство – сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки предприятия.

Материальный поток в процессе своего движения от поставщиков исходных ресурсов до потребителей готовой продукции проходит три стадии: закупочную, где элементами материального потока являются материальные ресурсы; производственную – незавершенное производство и сбытовую – готовая продукция. Согласно логистической концепции стратегически значимым элементом предприятия является звено «закупки», организующее вход материальных ресурсов. Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок. Функционирование службы закупок в ходе выполнения поставленных задач обычно ограничивается двумя условиями – минимизацией складских запасов и бесперебойностью производственного процесса. Решение задачи приобретения сырья, оборудования, услуг лучшего качества, в нужном количестве и ассортименте, по оптимальной цене, в удобное время и на основе долговременного сотрудничества в настоящий момент привлекает внимание специалистов различного уровня.

Эффективное управление закупками может существенно повлиять на успех большинства современных предприятий. Приобретение сырья, услуг и оборудования лучшего качества, в нужном количестве, по лучшей цене, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества давно привлекает внимание многих менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики. Сегодня акцент делается на общем процессе управления материально – техническим снабжением в контексте целей организации, а не на отдельных, связанных с закупками, сделках организации. Быстро меняющаяся картина процесса материально – технического снабжения с циклами избытка и недопоставок, предложениями и изменяющимися ценами, ресурсом времени и вопросом наличия товаров представляет собой постоянный вызов организациям, желающим получить максимум в этой области. 
Рассматриваемое предприятие является малым, по сравнению с другими участниками рынка, исходя из показателя общего объёма продаж. Соответственно для того чтобы управлять таким размером материального и информационного потока организации не требуется большой штат сотрудников. В данном случае для осуществления продаж предприятию требуется два менеджера по продажам, которых вполне достаточно, исходя из количества заключаемых сделок. При этом играет важную роль наличие постоянной клиентской базы, которую постоянно поддерживает коммерческий директор, благодаря определенной репутации и личным деловымкачествам.На данном предприятии процессом организации и  планированием закупочной деятельности занимается его коммерческий директор. Непосредственно его действия заключаются в планировании очередной партии заказа и прогнозировании потребности в продукции исходя из спроса потребителей [ 5, c.34-37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическое  задание

1 этап. Выбрать поставщика, с которым будет заключен контракт  на поставку продукции.

Рассматриваются предложения  от трех поставщиков на поставку деталей: ООО «МосДеталь» (А1), ЗАО «Восток» (А2), ОАО «АвтоЗавод» (А3).  Все поставщики работают в Московской области.

Для предприятия существенными  являются четыре критерия при выборе поставщика (цена (1), качество продукции (2), надежность поставок (3), имидж предприятия (4)).

Таблица 2.1.

Матрица попарных сравнений

Критерии

1

2

3

4

ВК1

Цена

1

2

6

9

0,54

Качество продукции

1/2

1

  1

2

0,18

Надежность поставок

1/6

1

1

8

0,21

Имидж предприятия

1/8

1/2

1/8

1

0,08

Сумма:

1,78

4, 5

8,12

20

1


ВК1ц = 0,54;

ВК2ц= 0,18;

ВК3ц= 0,21.

ВК4ц= 0,08 

 

По данной таблице  цена является наибольшим значением  для предприятия. Она составляет  0,54. Следовательно, наименьшим значением  будет имидж предприятия, которая, в свою очередь, равна 0,08.

Таблица 2.2.

Сравнение поставщиков  по цене

Поставщики

А1

А2

А3

ВК2

А1

1

7

7

0,63

А2

1/7

1

1/4

0,06

А3

1

4

1

0,31

Сумма:

2,14

12

8,25

1


  A1 = 0,63;

  A2= 0,06;

  A3= 0,31.

 

 

Таблица 2.3.

Сравнение поставщиков  по качеству продукции

Поставщики

А1

А2

А3

ВК2

А1

1

1/7

1/5

0,09

А2

7

1

1/2

0,38

А3

5

2

1

0,53

Сумма:

13

3,14

1,7

1


A1= 0,09;

A2= 0,38;

A3= 0,53.

Таблица 2.4.

Сравнение поставщиков  по надежности поставок

Поставщики

А1

А2

А3

ВК2

А1

1

7

5

0,67

А2

1/7

1

1/4

0,13

А3

1/5

4

1

0,25

Сумма:

1,34

12

6,25

1


A1= 0,13;

A2= 0,67;

A3= 0,25.

Таблица 2.5.

Сравнение поставщиков  по имиджу предприятия

Поставщики

А1

А2

А3

ВК2

А1

1

8

1/5

0,30

А2

1/8

1

1/4

0,27

А3

5

4

1

0,61

Сумма:

6,12

13

1,45

1


A1= 0,30;

A2= 0,27;

A3= 0,61.

Таблица 2.6.

 

Рейтинг поставщиков

А1

А2

А3

Цена

0,1728

0,0672

0,2352

Качество продукции

0,1

0,025

0,125

Надежность поставок

0,022

0,132

0,066

Имидж предприятия 

0,004

0,008

0,028

Сумма

0,2988

0,2322

0,4542


 

Таким образом, лучшим поставщиком  с рейтингом 0,6049 является поставщик 1.

2 этап. Определить, каким  видом транспорта лучше делать  доставку приобретенных деталей

Доставка может осуществляться двумя способами: автомобильным  транспортом ежедневно исходя из среднесуточной потребности или железнодорожным с определенной периодичностью. В случае доставки автомобильным транспортом весь объем доставленного материала в тот же день уходит на производственные нужды, складские запасы не создаются.

Исходные данные:

–  цена 1 т.  (руб./т) –100020;

– общий объем потребления  в месяц (т) – 200;

– периодичность поставок по ж/д  (дн.) – 15;

– расходы на хранение 1 т. груза в год (руб./т) – 24000;

– рентабельность бизнеса  (%) – 22%;

– расстояние по ж/д (км) – 1605;

– расстояние по а/м (км) – 1150;

– стоимость транспортировки 1т за 1км по ж/д (руб./ткм.) – 0,21;

– стоимость транспортировки 1т за 1км по а/м (руб./ткм) – 1,18.

1) Са=С1а+С2а+С3а, следовательно,  С2а=С3а=0; 

С1а = Та*V*Sa=1.18*200*1150=271400руб.;

Сж=С1ж+С2ж+С3ж;

С1ж = Тж*V*Sж =0.21*200*1605=67410руб.;

С2ж= 0.5*200*0.5*100020*0.2=100020руб.

С3ж =0,5 *200*0,5*1200 =60000руб.

Сж=С1ж+С2ж+С3ж=67410+100020+60000=227430 руб.;

Э= Сж - Са= 271400-67410=203990руб.;

Доставку грузов будет  выгодно осуществлять автомобильным транспортом, так как, экономия составляет 109574,79руб.

2)Sa= 1150+100=1250 км.;

Са=Та*V*Sa=1.18*200*1250=295000руб.;

Закупочная логистика. 19