Занятость населения в РК

ВВЕДЕНИЕ

    Казахстан со времени обретения независимости  твердо встал на путь развития рыночных отношений в экономике. Переход  к рыночным отношениям и обусловленный  рядом причин экономический спад породили ряд экономических и  юридических проблем занятости  населения. А также в связи с оказывающим свое влияние кризисом и возникающими из-за этого проблемами. Важными принципами, лежащими в основе формирования отношений занятости, являются принципы добровольности свободы выбора права на труд в той или иной сфере трудовой деятельности в рамках форм собственности, закрепленных в Конституции Республики Казахстан.

    В свою очередь, в послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030 изложена стратегия по занятости населения. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех «казахстанцев», где определена стратегия развития Казахстана до 2030 года, указывается, что актуальной задачей данного периода является решение вопросов занятости и бедности. В частности предусматриваются внедрение системы микрокредитов; развитие малого и среднего бизнеса; приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного привлечения в них иностранных инвестиций и национального капитала; жесткий подход к проблемам занятости при договорах и контрактах, бюджетных закупках; развитие общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок; снятие всех ненужных административных барьеров на пути частного предпринимательства; энергичное развитие сферы услуг и особенно туризма.

    Поэтому Правительством Республики Казахстан в 1996г. утверждена Концепция государственной политики занятости населения. Ежегодно разрабатывается Республиканская программа содействия занятости населения. В них делается акцент на сочетание государственного регулирования с формированием свободного рынка труда. Стимулирование занятости населения должно происходить, прежде всего, за счет расширения производства, создания новых производств, наиболее выгодных в условиях Казахстана. В то же время должны расширяться возможности договорного определения условий труда и трудовых гарантий работников, что будет способствовать стабилизации рабочих мест, более полному учету интересов, как работников, так и предпринимателей.

    В условиях перехода к рыночной экономике  и развития конкуренции существующее трудовое законодательство требует серьезного обновления, в том числе в отношении регулирования занятости населения, что обуславливает актуальность научной разработки юридических проблем занятости. В Конституции Республики Казахстан, закрепившей право на свободу труда и свободу предпринимательской деятельности, не проводилось, а законодательство о занятости населения нуждается в совершенствовании. Все это делает актуальным исследование проблем занятости населения. Таким образом, ряд таких проблем как: особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными, но очень важными для дальнейшего развития нашей страны.

    Целью исследования является комплексное  исследование занятости населения. В связи с указанной целью  возникают следующие задачи:

    - определение понятия занятости,  анализ ее основных видов, понятия  правового режима

    - исследование прав человека и  гражданина, определение понятия  трудового договора через его  содержание как основной правовой  формы занятости

    - изучение современных тенденций  занятости населения в различных  сферах деятельности Казахстана 

    Предметом настоящего исследования являются отношения занятости населения, взятые в единстве их экономического и правового содержания. Исследуется понятие занятости, ее виды и режим.

    В практической части данной курсовой проблемы будут выявляться путем  различных методов: анализ, описание, обобщение, синтез, классификация и другие.

    Степень разработанности проблемы. Проблема занятости населения вызывает постоянный интерес ученых-правоведов. Изучению отдельных правовых аспектов проблем занятости населения были посвящены некоторые работы Г.Александрова, Л.Ю.Бугрова, Л.Я.Гинцбурга, А.Д.Зайкина, С.А.Иванова, Р.З.Лившица, С.П.Маврина, В.И.Никитинского, Ю.П.Орловского, А.С.Пашкова, Л.А.Сыроватской, А.И.Ставцевой, К.П.Уржинского. Хотя во многих работах часто и не применялся термин «занятость населения», в них были заложены теоретические основы подготовки, распределения (перераспределения) и использования кадров, т.е. рассматривались проблемы занятости в широком смысле. Немногочисленные публикации посвящены анализу занятости населения в узком аспекте, без достаточной научной проработки самого понятия занятости, ее видов, правового режима.

    Между тем изучению функций и социальных последствий вторичной занятости посвящены статьи Э.В.Клопова, А.Л.Темницкого и Г.П.Бессокирной, Н.Н.Черниной. Интересные подходы к выявлению и анализу факторов, определяющих участие человека в дополнительной занятости, содержатся в работах М.Токсанбаевой, С.Ю.Рощина и коллективной монографии сотрудников Московского центра Карнеги.

    Обстоятельное исследование проблем занятости в работах О.М.Медведева посвящено, в основном, вопросам возникновения и прекращения занятости граждан на основе российского законодательства. В Казахстане некоторые проблемы занятости рассматривались Е.Н.Нургалиевой.  
 
 
 

    ГЛАВА 1 ЗАНЯТОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 

    1. Сущность и структура занятости населения
 

    Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступают в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости. По мнению А.И. Добрынина и Л.С. Тарасевича «в эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой ». [1] С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

        К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.  Занятость в общественном производстве  не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба, в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход  за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и другие. Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

    Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Удовлетворение потребностей человека и общества, являющееся основной целью общественного воспроизводства, подразумевает наличие системы экономических отношений, под которыми традиционно понимаются отношения, возникающие между людьми по поводу производства благ и услуг, необходимых для достижения поставленной цели. Одним из звеньев обозначенной системы выступают отношения, связанные с вовлечением и использованием в производственном процессе различных экономических ресурсов. Составным элементом этой системы являются отношения занятости, не только характеризующие степень удовлетворения одной из основных человеческих потребностей потребности в труде, но и обозначающие соединение важнейшего экономического ресурса  рабочей силы  с другими факторами производства. С другой стороны, занятость представляет собой одну из важнейших сфер социально-экономического развития общества, соединяющую в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Она неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных и духовых благ. Б.Д. Бреев дает следующее определение занятости: «Занятость населения - сложное социально-экономическое явление, выступающее сложнейшей составной частью общественного производства. С точки зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.е. с позиции производства и накопления), но и обеспечения человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)».[2] В целом, экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность современной жизни порождают множество проблем в сфере занятости населения. Современная теория занятости в ее новой интерпретации в нашей стране пока находится в стадии становления. Поэтому существует необходимость обобщения опыта зарубежных стран, анализа теории занятости с точки зрения общих подходов различных школ западного толка, а также уже сложившегося потенциала отечественных разработок.

    Термин  «структура» следует понимать как  внутреннее устройство (организацию) множества  элементов, объединенных в единое целое в данном случае занятость населения. Эти элементы определенным образом взаимосвязаны и характеризуются различной формой, величиной, прочностью и устойчивостью, самостоятельным значением и автономностью в рамках сферы занятости. Структура занятости в известной степени отражает общую структуру экономики и изменяется в значительной степени под влиянием ее изменений. Важность анализа структуры занятости населения состоит в том, что она отражает в единстве социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества. С этой точки зрения следует иметь в виду не только количественные характеристики каждого звена структуры занятости, но и его качественную определенность, особое место и отношение к воспроизводству жизни общества. Можно выделить следующие основные звенья структуры занятости: социальную, государственно-частную, территориально-региональную, отраслевую, профессионально - квалификационную и половозрастную, национальную и семейную. Все эти звенья структуры занятости не существуют отдельно друг от друга, они взаимопроникают и присутствуют в занятости как единое целое. Например, структура занятости по возрасту и полу содержится в профессионально-квалификационной, отраслевой, социальной и в других звеньях структуры. Звенья структуры имеют и самостоятельное значение. Социальная структура занятости населения отражает классовую структуру общества, которая изменяется вместе с изменением общественного устройства.

    Государственную структуру занятости образует та часть населения страны, которая занята различного рода трудом в органах государственной власти и также в государственном секторе экономики. Эти составляющие существуют в любом обществе и во всех странах, но их соотношение, устройство и масштабы различны. С переходом Казахстана к рыночной экономике советская государственно-частная структура занятости преобразуется таким образом, что стремительно уменьшается занятость в государственных структурах и резко возрастает занятость в частном секторе, особенно в коммерческих структурах, применяющих наемный труд. Мировой опыт, однако, свидетельствует о том, что страны, попадая в трудное кризисное положение, вынуждены были в качестве спасительного средства усиливать государственный сектор экономики, повышать его удельный вес, содействуя частному сектору в выходе из трудного состояния. Эта мера всегда оправдывала себя, помогая обеспечить население более полной занятостью.

       Территориальная же структура  занятости указывает на такие  важные показатели экономического  развития регионов, как:

    - уровень освоения богатых природными  ресурсами территорий в зависимости  от их обширности и доступности

    - степень использования трудового  потенциала в природно-экономических

    условиях, характерных для отдельных территорий

    - экономическая активность населения региона

    - количество занятого населения,  его удельный вес во всем  населении и другие

       Исходя из вышеприведенного занятость населения это основа экономического развития общества. Она представляет собой социально-экономические отношения по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства. Регресс структуры отраслевой занятости вызывает кризисное состояние экономики, связанное с тотальным рыночным реформированием экономики, произошедшем после распада СССР. Самое нежелательное состоит в том, что существенно сокращается  занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики (и не только экономики) страны - наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных.  

    1. Виды и формы занятости
 

    В законодательстве и практике деятельности органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта данного общественного явления. «Одна из распространенных классификаций занятости на основании полноты охвата трудоспособного населения - это ее подразделение на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан». [3] В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале полной занятости. Эффективная же занятость означает, такое распределение трудовых ресурсов в территориальном  и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда  и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, что предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

    При полной и эффективной занятости  решаются две задачи: создается достаточное  количество рабочих мест; обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.

    В экономической теории и практике разработана система показателей, которая отражает эффективность занятости. Обычно применяются четыре группы показателей.

    Первая  группа - это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

    Вторая  группа - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой - потребность населения в рабочих местах. Оценка эффективности занятости по этой характеристике может производиться на основе баланса трудовых ресурсов.

    Третья  группа - структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства. Существующая в Казахстане отраслевая структура занятых отражает низкий уровень эффективности использования трудового потенциала общества. Формирование трудового потенциала в престижных наукоемких, отраслях требует длительного времени, особенно для специалистов с высшим образованием. Просчеты в формировании данной категории занятых сейчас - это по существу углубление трудностей выхода из кризиса экономики в недалеком будущем.

    Четвертая группа - это профессионально - квалификационая структура работающих. Она    показывает   распределение    работающего    населения   по профессионально - квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

    Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.  Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы  - фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан составляет 3% общего количества трудоспособного населения. «Неполная занятость человеческого фактора производства во многих странах наносит серьезный ущерб выпуску ВНП. К тому же потеря работы – это психологический стресс, уступающий по уровню только потрясению, вызванному смертью ближайшего родственника или заключением в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни ». [4] Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение полной занятости) определяется занятость населения в целом, то при определении неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.

    Частичная безработица - характерное и в какой - то мере необходимое явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания. Кроме того, наличие социально приемлемого уровня безработицы оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.     Поэтому для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

    «Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу». [5] Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование со стороны государства регулирования данных вопросов представляется, как минимум, необоснованным. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда, и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления. С одной стороны, расширение масштабов частичной занятости вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту конкуренции на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением семейных обязанностей и с учебой, а также обеспечить постепенный выход трудящихся на пенсию, избегая резкого изменения режима работы и стиля жизни. С точки зрения Международной организации труда «многие определения частичной занятости, принятые в различных странах, исходят из трактовки, которая под частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму при значительно сокращенной продолжительности рабочего времени».[6] Продолжительность рабочего времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. Например, в случае если гражданин был занят на двух работах по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к числу занятых граждан. Ранее совмещаемая работа становилась основной, а он приобретал статус занятого гражданина на условиях неполного рабочего времени. При этом государством совершенно не учитывается такое изменение правового и фактического положения гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно сокращается заработок, который в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении подобной ситуации.

    Вместе  с тем, формально признаваясь  занятым, данный гражданин лишается права на получение пособия по безработицы, а, фактически остается без средств к существованию, и значительно ограничен в государственном содействии в подборе подходящей работы через систему органов службы занятости, поскольку не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости регулирования отношений по обеспечению занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и наделить, возможно,  определенными ограничениями их рядом правомочий, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы. Дальнейшее игнорирование регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям на рынке труда.

    Практическая  потребность учета населения  вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

    Полная  занятость - это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.

    Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и так далее. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.  Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.

    Свободно  избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, соответственно, самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду. Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества. В условиях переходного периода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться в   целом по стране. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности. Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное – в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

    Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности, местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. «Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз от вершины пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфраструктура, наука, образование и другие) ». [7]    Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени. Кроме того, хотя в последние годы признается важность развития гибких форм занятости, а также повышение мобильности трудовых ресурсов, все же необходимо исследовать более подробно эти актуальные вопросы в целях разработки механизма обеспечения эффективной занятости в современных условиях. Под гибкими формами занятости понимаются:

  • занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

    Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали  широко распространенной практикой  на многих  предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность. Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но, не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.

  • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
  • самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

    Еще одной формой занятости является вторичная занятость. Разработанность проблемы вторичной занятости, необходимо иметь в виду, что данный феномен для казахстанской экономической и социологической науки является сравнительно новым. Вопросы вторичной занятости в течение длительного периода времени находились практически вне поля зрения ученых. Это во многом объяснялось причинами политико-идеологического характера. Как известно, официальной социалистической идеологией фактически табуизировались установки на увеличение заработков, тем более на дополнительной работе, стремление к росту индивидуальных доходов, в том числе полученных трудовым путем, рассматривалось как проявление «чуждых» меркантильных интересов. В научной литературе обосновывалась необходимость увеличения свободного времени для всестороннего развития личности работника. На практике существовали многочисленные правовые запреты и ограничения на занятие дополнительной работой. В немногочисленных источниках она рассматривается, прежде всего, как явление, присущее капиталистической экономике. Преобладают негативные оценки вторичной занятости как сверхзанятости, подчеркивается её вынужденный характер, отрицательное воздействие на здоровье работников, на возможности отдыха и общения, даже на развитие гражданского сознания у рабочего класса. А в  монографиях Н.М.Краевой и Ю.Г.Швецова практически впервые анализируется вторичная занятость как самостоятельная научная проблема. Следует подчеркнуть, что адаптационный потенциал вторичной занятости связан не только с возможностью решить с её помощью некоторые финансовые проблемы. По мнению ряда исследователей, вторичная занятость выступает важным элементом механизма и формой социально-трудовой мобильности. В современных социально-экономических условиях дополнительная занятость нередко становится своеобразным "буфером", опосредующим звеном между секторами рынка труда. Имеется в виду, что на предприятиях и организациях нового негосударственного сектора экономики, возникших в процессе её реформирования, широко используется труд тех работников, для которых данное рабочее место является вторым (при сохранении основного на прежнем предприятии), а работа - дополнительной. Поскольку работник переходит с предприятия одного сектора экономики на предприятие другой формы собственности, но при этом не разрывает (хотя бы формально) своих трудовых отношений с прежним местом работы, то это дает основания называть такую незавершенную ступенчатую мобильность "полумобильностью". [8]

Занятость населения в РК