Занятость населения. 2

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. Теоретические  основы занятости населения       

1.1. Понятие занятости,  методы контроля      4

1.2. Органы федеральной  службы занятости, статистики     5

1.3. Проблемы  занятости населения в рыночной  экономике   9

2. Анализ ситуации на рынке труда Верхнекетского района  15

2.1. Анализ численности  и состава занятого населения   17

2.2. Анализ численности  и состава безработных    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          34

Список используемой литературы       35             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Занятость населения – одна  из актуальных социальных проблем  нашего района.

     В мировой практике к настоящему  времени находит практическое  воплощение понятие активной  политики занятости как инструмента  подъема экономики и наиболее  полной реализации потенциала рабочей силы, качество рабочей силы следует рассматривать в контексте ее занятости. Роль активной политики занятости заключается в том, что она обеспечивает не только решение экономических задач, но и социальных, в том числе развитие трудовых ресурсов. Занятость и профессиональный труд являются необходимым условием и источником материального и духовного богатства, профессионального роста и качества рабочей силы. И, напротив, пассивная политика занятости и, как следствие, высокий уровень безработицы тормозят развитие производительных сил страны.

     Цели и задачи занятости населения  формируются исходя из складывающейся  ситуации на рынке труда Верхнекетского  района, характеризующейся превышением  предложения рабочей силы над  спросом на нее.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ,  МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 

     Занятость – это деятельность  граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству  Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. 

    Гражданам принадлежит исключительное  право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду,  в какой – либо форме не  допускается, если иное не предусмотрено  законом.      

    Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

    Правовые, экономические и организационные  основы государственной политики  содействия занятости населения,  в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон о Занятости населения в Российской Федерации.   

    Контроль за исполнением настоящего  Закона осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, на который возложены функции по  контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о занятости населения, и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    Ответственность за нарушение  настоящего Закона наступает  в соответствии с законодательством Российской Федерации.   
 
 
 
 
 

1.2. ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,  СТАТИСТИКИ 

      Единой федеральной системой  органов и учреждений является  федеральная государственная служба  занятости населения, деятельность  которой направлена на:

- оценку  состояния и прогноз развития  занятости населения, информирование  о положении на рынке труда;

- разработку  и реализацию программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости   населения;

- содействие  гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию  мероприятий  активной политики  занятости населения;

- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными, в соответствии с  Законом о занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Работу федеральной государственной  службы занятости населения возглавляет  и организует федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

     Территориальные органы службы  занятости не являются структурными  подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

      В структуру территориального  органа службы занятости населения   по Томской области входит 6 городских  и 14 районных центров занятости  населения. 
 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИЗИРУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

(на примере  Верхнекетского районного  центра  занятости населения). 

   Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Верхнекетского района» (далее – Центр занятости) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 № 1000/61 – рк.

    Центр занятости находится в   ведении Федеральной службы по  труду и занятости. 

                     Основными задачами Центра занятости являются:

- обеспечение  государственных гарантий в области  занятости населения;

- оказание  в соответствии с законодательством  Российской Федерации государственных  услуг в сфере содействия занятости  и защиты от безработицы, трудовой  миграции;

- участие  в организации альтернативной  гражданской службы.

                   Функции Центра занятости.

Центр занятости осуществляет на территории муниципального образования  «Верхнекетский район» следующие функции:

- разрабатывает  предложения по формированию  территориальных программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости населения и обеспечивает их реализацию;

- регистрирует  граждан в целях поиска подходящей  работы и безработных  граждан.

         Оказывает следующие государственные услуги:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях  выбора сферы                       деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • профессиональная поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;             
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в                 социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости населения;
  • выдача предложений для получения работодателями заключения о                                                                                         целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
  • осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций;
  • составляет и представляет в территориальный орган проект сметы доходов и расходов Центра занятости населения;
  • участвует в подготовке плана направления  граждан на альтернативную гражданскую службу;
  • подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;
  • осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Министерства, индивидуальными правовыми актами Службы.                     
 
 

                                        Права Центра занятости

 Центр  занятости в целях реализации  своих функций имеет право:

   -   запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;

   - быть получателем бюджетных  и иных средств, распоряжаться  полученными финансовыми средствами  в соответствии с утвержденными  сметами доходов и расходов;

  • взаимодействовать на договорной основе с физическими и юридическими  лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействию занятости населения.
 

Развитие  территориального органа и государственных  учреждений службы занятости (центров занятости населения). 

     Имущество Центра занятости является федеральной  собственностью и находится в  оперативном управлении Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Верхнекетского района». На основании приказов руководителя Управления ФГСЗН по Томской области и директора Центра занятости  населения  ежегодно  проводится инвентаризация основных средств и другого имущества, стоящего на балансе. Для проведения инвентаризации директором центра назначается комиссия, которая в установленные приказом сроки проводит инвентаризацию и предоставляет директору центра на рассмотрение акт о результатах инвентаризации.

        За анализируемый  период недостач и излишков товарно-материальных ценностей не обнаружено.     

        В 2007 г. численность работников Центра занятости  населения Верхнекетского района, согласно штатному расписанию, составила 15 человек, в том числе МОП  – 3 человека. Фактическая численность – 15 человек, в том числе МОП – 3 человека.

              Затраты   на содержание центра занятости  за  2007 года составили  3360,1 тыс. рублей, что на 20,5 % больше чем за  аналогичный  период прошлого года (за  2006 г. – 2787,0 тыс. руб.). В расчете на одного  работника затраты составили 224 тыс. рублей, что также на 20,5 %  больше  уровня прошлого года. Фонд оплаты  труда за 2007 год составил 1896,4 тыс. рублей, в том числе в среднем на одного работника 126,4 тыс. руб., что на 22,6 % больше уровня прошлого года.

    Всего центр занятости населения  обслуживает 8 сельских и 1 городское  поселение района.

     Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.

     Органы службы занятости обмениваются  на безвозмездной основе с  органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.     
 

1.3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

   

     Проблемы занятости специфичны  для каждого города, региона, но  есть и проблемы общие –  отток молодежи в поисках достойного  заработка в областные центры; массовые сокращения работающего  персонала на предприятиях; нежелание  местных жителей работать; низкие заработки, не «дотягивающие» до уровня прожиточного минимума…

     Как эти проблемы решаются  службой занятости? Какие программы  реализуются в регионе? Каковы  их результаты?   

     В результате рыночных реформ  90 – х годов резко снизились государственные заказы, которые привели к значительному спаду промышленного производства. Предприятия района оказались в критическом положении и были поставлены в условия выживания.   

     Остро встал вопрос и о занятости  населения поселков Верхнекетского района. Падение объемов производства на предприятиях, массовые сокращения работающего персонала привели к росту безработицы, всплеску трудовой миграции.

     Наиболее мобильная часть населения  (в первую очередь молодежь) с  целью применения своих деловых качеств, в поисках достойного заработка стала уезжать из некогда благополучных поселков в областной центр. Этот процесс наносит экономике Томской области серьезный ущерб.           

     Для изменения ситуации необходимо  серьезно работать над созданием привлекательного имиджа региона, над развитием экономики.

     Существенную роль, в решении  вопросов социально - экономического  развития Томской области, включая  проблемы занятости и безработицы,  сыграли программы содействия  в трудоустройстве незанятых граждан, организуемые службой занятости населения совместно с органами местного самоуправления.    

     Серьезной социально - демографической  проблемой поселков является  и то, что в них велика доля  жителей пенсионного возраста. А  количество женщин изначально больше, чем мужчин. С учетом этого обстоятельства служба занятости стремится к активному развитию программ " Организация общественных работ" и  " Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет". 

  Организация работы  по содействию  занятости различных  категорий граждан.

        Молодежь.

     Помочь молодым людям справиться  с безработицей помогает   система  целенаправленных услуг, оказываемых  специалистами центра занятости:  информирование о положении на  рынке труда, организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поисках работы, проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организация трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования, социальная адаптация, организация профессиональной ориентации.

     За 12 месяцев 2007 года в ЦЗН Верхнекетского района зарегистрированы в качестве ищущих работу 1101 молодой человек в возрасте 16-29 лет (на 19,1 % меньше уровня прошлого года), трудоустроены за этот период 397 человек (36.1 % от числа обратившихся молодых людей), за 2006 год эти цифры составили соответственно 384 -28,2 %. Направлены на обучение – 130 молодых безработных (78,3 % к уровню прошлого года), в том числе 26 человек в возрасте 16-17 лет. Закончили обучение за 12 месяцев 2007 года 137 человек, в том числе в возрасте 16-17 лет – 26 молодых человека. Молодые люди обучались профессиям: водитель, продавец, секретарь-референт, оператор ЭВМ, парикмахер, сварщик, электромонтер, крановщик, бухгалтер, плотник, штукатур-маляр.

     В «Клубе ищущих работу» приняли  участие 61 человек, трудоустроены  после участия в программе  социальной адаптации – 6 человек.  Трудоустроено подростков на  период летних каникул 145 человек.  В общественных работах приняли  участие 93 молодых человека. В программе «Трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите» приняли участие 3 молодых человека в возрасте от 16  до 29 лет (один из них в возрасте до 18 лет).

          По состоянию на 01.01.2008 года в центре в качестве безработных граждан состояли  428 человек в возрасте 16-29 лет (34,4 % от общего числа безработных граждан), из них проживают в сельской местности 327 человек – 76,4 %.Доля молодежи, ищущей работу более одного года, в общей численности  состоящих на учете молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, по состоянию на 01 января 2006 года составляет 7,9 %.

        В течение 2007 года в центр занятости по вопросам трудоустройства обратились 49 выпускников учреждений профессионального образования (2005 года выпуска), в том числе 34 человек начального ,8 человек – среднего,7 человек – высшего профессионального образования. Из числа выпускников на 01 января 2008 года имеют статус безработного 29 человек   (на 26 % больше, чем на 01.01.2007 года). В 2007 году направлены на профобучение – 11 человек, в том числе выпускники начального профобразования – 5 человек, выпускники среднего профобразования – 1 человек, выпускники школ – 4 человека, выпускник высшего профобразования – 1 человек.

            За 12 месяцев 2007 года трудоустроено выпускников учреждений профессионального образования 14 человек, в том числе 9 человек по программе «Трудоустройство выпускников начального и среднего профобразования» (в 2006 году – 5 человек). Финансовые затраты по этой программе составили – 73,2 тыс. руб., в том числе:

    -средства федерального бюджета  28,9 тыс. руб.- 39,5 % от общих затрат (в 2006 году – не было);

    -средства областного бюджета  – 33,6 тыс. руб.- 45,9 % от общих  затрат  (в 2006 году – 23,4 тыс. руб.);

    -средства работодателей – 10,7 тыс. руб.-14,6 % от общих затрат (в  2006 году – 10,7 тыс. руб.).

         В течение  2007 года 1259 молодых людей получили различные профориентационные услуги, что на 9,0 % меньше аналогичного периода 2006 года, среди них 321 человек – лица в возрасте до 18 лет.

        Для информирования молодежи  о возможности трудоустройства,  профобучения, повышения квалификации  в центре занятости имеется  справочно-информационная литература, информация об учебных заведениях  г. Томска, предлагаются профессиокарты и профессиограммы по типам профессий, районный банк вакансий, межтерриториальный банк вакансий, областной банк вакансий.  

         Основными проблемами трудоустройства  молодых людей являются: наличие  в банке вакансий низкооплачиваемых, не престижных рабочих мест, временный характер работы, низкая заработная плата. Решение проблемы занятости молодежи, прежде всего, выпускников профессиональных учебных заведений, возможно только при объединении усилий органов исполнительной власти, учебных заведений, работодателей и центра занятости населения. Отказы в приеме на работу со стороны работодателей по причине недостатка опыта, необходимой квалификации, наличии маленьких детей молодежь получает в два раза чаще, чем другие категории безработных граждан.

        Женщины.

      Решение проблемы занятости женщин в 2007 году было связано с поиском новых форм: это профподготовка, переподготовка, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, как формы временной занятости, оказание профориентационных услуг, участие в программах «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Трудоустройство выпускников начального и среднего профобразования».

          В целом у безработных женщин  более высокий уровень образования  и активность в поиске работы, чем у безработных мужчин. Однако на рынке труда женщины имеют более низкую конкурентоспособность. За 12 месяцев 2007 года обратилось в отдел занятости по вопросу трудоустройства 1435  женщины (52,7). Трудоустроено 385 женщин (40,3 % от общего количества трудоустроенных). Низкий процент трудоустройства женщин объясняется тем, что Верхнекетский район изначально ориентирован на лесную отрасль, где преобладают рабочие места, требующие больших физических усилий (для мужчин).  Приняли участие в «Клубе ищущих работу» 54 женщины.

        В наиболее сложном положении  на рынке труда оказываются  женщины предпенсионного возраста, инвалиды, одинокие и многодетные  родители, воспитывающие несовершеннолетних  детей, детей инвалидов, женщины,  имеющие длительный перерыв в работе. По состоянию на 01.01.2008 года каждая вторая женщина, имеющая статус безработного, воспитывала несовершеннолетних детей, детей – инвалидов, каждая вторая имеет длительный более года перерыв в работе. Наиболее сложная ситуация с женской занятостью складывается на селе. Из 777 женщин, состоящих на  учете в службе занятости в качестве безработных по состоянию на 01.01.2008 года 580 женщин (74,6 %) проживают в сельской местности,   46  женщины – одинокие родители; 54 –многодетные родители.

        В программе «Трудоустройство  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите» приняли участие  7 женщин – одинокие и многодетные  родители, инвалиды, граждане предпенсионного  возраста. В общественных работах  приняли участие 88 женщин, направлены на профобучение – 60 женщин.

      На 01 января 2008 время в банке вакансий преобладали вакансии для мужчин, женских вакансий было всего 2 (10 %).

        В целях повышения конкурентоспособности  женщин на рынке труда на  профессиональное обучение в  2007 году направлено 60 женщин, что составляет 46,2 % от общего числа направленных на профобучение. Обучение проводилось по специальностям: парикмахер, продавец, маникюрша, бухгалтер, оператор ЭВМ, секретарь-референт, штукатур-маляр. Одна девушка получила специальность водитель категории В, С. Практически все женщины после завершения обучения смогли найти работу.

       На досрочную пенсию за 12 месяцев  2007 года оформлены 24 женщины предпенсионного возраста, высвобожденных с предприятий, (64,9 % от общего числа направленных на досрочную пенсию). В 2006 году так же были оформлены на досрочную пенсию 24 женщины.

        Для улучшения положения женщин  на рынке труда необходимо  расширять сферы приложения женского  труда, создавать благоприятные  условия в тех сферах деятельности, где женский труд особенно эффективен (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т.д.).

      Инвалиды.

      За 12 месяцев 2007 года обратилось в службу занятости 82 инвалида – на 1,2 % больше, чем в 2006 году. Признано безработными 79 человек. При трудоустройстве инвалидов учитываются рекомендации КЭК, индивидуальная программа реабилитации. Трудоустроено за 12 месяцев 2007 года 18 инвалидов (163,6 % к уровню прошлого года). Направлен на профобучение 1 инвалид – по специальности оператор ЭВМ, проживает в сельской местности. На досрочную пенсию в 2007 году оформлен один инвалид.

      По  программе «Трудоустройство безработных  граждан, испытывающих трудности в  поисках работы» за 12 месяцев 2007 года трудоустроено 9 инвалидов, для сравнения в 2006 году – 2 инвалида. Финансовые затраты на трудоустройство инвалидов составили        66,2 тыс. руб., в том числе:

   - средства федерального бюджета  – 7,1 тыс. руб.-10,7  % от общих  затрат ( в 2006 году - не было);

   - средства областного бюджета  – 59,1 тыс. руб.-89,3  % от общих затрат (в 2006 году – 15,4 тыс. руб.);

      Услуги  по профессиональной ориентации получили 112 инвалидов, что на 43,6  % больше аналогичного периода прошлого года.

      Мероприятия по содействию занятости инвалидов  затруднены тем , что работодатели более склонны к приему на работу молодых, коммуникабельных и более адаптированных к современным условиям труда работников. Необходимо в районе создание специализированных предприятий для трудоустройства инвалидов, или хотя бы специализированных рабочих мест. 

      Лица  предпенсионного  возраста.

      Сложности с трудоустройством испытывает не только молодежь, но и люди старшего возраста. Если первым отказывают по причине  отсутствия опыта или специальности, то вторым – по причине возраста. За 12 месяцев 2007 года в центр занятости  в поисках работы обратилось 137 граждан предпенсионного возраста (на 10,5 % меньше аналогичного периода прошлого года). На 01.01.2008 года на учете в качестве безработного состоит 227 человек предпенсионного возраста, из них женщин 152 человека (67,0 %), что    составляет 18,3 % от общего количества безработных граждан. Трудоустроено граждан предпенсионного возраста 20 человек, в том числе по программе «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите»- 5 человек, продолжительность участия в этой программе 2,5 месяца. Приняли участие в общественных работах – 14 человек предпенсионного возраста, средняя продолжительность участия в общественных работах 1,8 месяца.

        В списках высвобожденных работников, поступивших в течение  2007 года, лица предпенсионного возраста составляют 29 % (9 человек). В условиях ограничения по возрастному признаку при приеме на постоянную работу служба занятости помогает этой категории населения в организации занятости во временных и общественных работах, в оформлении досрочной пенсии. За 12 месяцев 2007 года оформлено на досрочную пенсию 37 человек, что составляет 1115,6 % к аналогичному периоду прошлого года. 

          Трудоустройство лиц предпенсионного  возраста осложняется установленным  работодателями возрастным цензом, ограничениями в трудовой деятельности по состоянию здоровья  лиц предпенсионного возраста, снижением мотивации к труду. 

           Жители сельской местности.

           За 12 месяцев 2007 года в центр обратилось 2000 человек, проживающих в сельской местности (73.4 % от общего количества обратившихся). Статус безработного получили 1877 человек, трудоустроены при содействии службы занятости 627 ищущего работу гражданина. Досрочная пенсия оформлена 27 безработным, проживающим в сельской местности, (73,0 % от общего числа оформленных на досрочную пенсию). На профобучение были направлены 64 человека, (49,2 %), прошли профобучение  58 человек, (42,3 %). В программе «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите» приняли участие 11 человек, проживающих в сельской местности. В общественных работах приняли участие 73 гражданина, проживающих в сельской местности.

       Высокий уровень безработицы  на селе обусловлен отсутствием  вакантных рабочих мест, низким  уровнем квалификации клиентов центра занятости, отказ жителей сельской местности от прохождения профобучения  (отдаленность учебных заведений от места проживания).  

       Повышение занятости сельского  населения возможно решить посредством  мер, направленных  на:

1.Развитие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, дикоросов, рыбы;

2.Создание  условий для развития малого  бизнеса;

3.Переселение  населения из неперспективных  поселков

              

      Коренные  малочисленные народы Севера.

        В районе реализуется программа «Экономическое и социальное развитие малочисленных народов Севера Томской области».