Занятость молодежи. 2

      Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико-правовые основы трудовой занятости молодежи

    1. Нормативно-правовые основы организации занятости населения
    2. Основные проблемы занятости молодежи в муниципальных образованиях

Глава 2 Система  занятости молодежи городского округа Самара

     2.1 Структурно-организационные механизмы  решения проблем занятости

     2.2 Перспективы развития занятости в муниципальном образовании

Заключение

Список источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Происходящие  в последнее десятилетие в  нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

     Наличие определенного уровня и различных  форм безработицы признается практически  во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь между степенью изученности  этой проблемы в определенной стране и ее положением в мировом сообществе. Наиболее развитые страны тратят большие средства на анализ, прогнозирование безработицы и разработку путей ее стабилизации, а по возможности и снижения.

     На  сегодняшний день наша страна находится  в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно - росту безработицы.

     Только  конкретные шаги правительства по прекращению  спада производства могут стабилизировать  ситуацию на рынке труда. Поэтому  необходимо искать варианты преодоления сложившейся ситуации на рынке труда, причем не последовательно, а параллельно со стабилизацией производства.

     Общепризнанные  социальные последствия безработицы, такие как рост правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политического отчуждения, а так же ряда других негативных явлений, обусловливают необходимость решения этой проблемы.

     Возможность честно трудиться, обеспечивать себя и членов своей, семьи приемлемыми доходами - это ценности, которые определяют. поведение индивидов в нормальном обществе. В случае отказа от них может произойти деградация социальной системы.

     Все это, в частности, означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы, которое, в свою очередь, предполагает расчленение данной проблемы на отдельные значимые вопросы. В этой связи вряд ли можно преувеличить значение молодежной тематики, т.к. от того, как общество, а в частности, властные структуры, реагируют на проблемы молодежи, какую позицию занимают во взаимодействии с ней, зависит экономическое, а так же и социально-политическое состояние общества.

     Наличное  положение дел в области занятости  молодежи является следствием сложной  комбинации субъективных и объективных  факторов. К числу первых относятся  неприспособленность учебных заведений различных типов к рыночным отношениям, отсутствие государственной поддержки, изъяны молодежной политики. При этом, доля трудоспособного населения и его абсолютное количество возрастают, усиливая конкуренцию по поводу рабочих мест.

     Положение молодежи на рынке труда характеризуется  тем, что уже среди официально зарегистрированных безработных эта  группа стала одной из самых многочисленных. Таким образом, изучение проблемы занятости молодежи, разработка мер по ее стабилизации, несомненно, актуальны.

     Объектом  исследования является положение молодежи на рынке труда в условиях переходного  российского общества. Предмет исследования социальный аспект положения молодежи на рынке труда на основе государственной политики занятости.

     Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы можно сформулировать цель исследования: определение основных аспектов проблемы занятости молодежи в современной России.

     Для достижения данной цели выдвинуты следующие  задачи:

- выявить  место проблемы трудоустройства молодежи в структуре более общей проблемы занятости населения России в целом и определить основные параметры и характеристики занятости и безработицы молодежи;

- определить решения проблем трудовой занятости молодежи.

     Интерес к проблемам молодежи у отечественных исследователей был и остается стабильно высоким. Выходит достаточно много работ, в которых рассматривается безработица среди молодежи на рынке труда. Среди отечественных мыслителей, в области исследуемой проблемы, следует назвать Липсица И.В., Читову, Л.С., Октябрьского, П.Я. и других. Проанализировали источники, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Постановление Правительства Самарской области от 25.03.2009 № 138  (ред. От 22.12.2010) «О департаменте труда и занятости населения Самарской области» и др. Эти исследования посвящены следующим сюжетам: структура занятости, положение на рынке труда, государственная политика занятости молодежи. Однако некоторая литература имеет узкоспециальную направленность. Кроме того, молодежь как сегмент рынка труда, рассматривается, в большинстве случаев, на страницах периодической печати, объем которых не позволяет полностью раскрыть данную проблему в целом и политико-социальный аспект в частности.  
 
 
 
 
 

      Глава 1 Теоретико-правовые основы трудовой занятости молодежи

    1. Нормативно-правовые основы организации занятости населения
 
 
 

      Для России одной из главных проблем  является безработица, а именно положение  молодых граждан населения, которым  принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду1. Прежде всего, это вызвано тем, что молодые люди составляют около 29% трудоспособного населения России, и, что самое главное, они – будущее нашей страны,  и от  начальных условий их  деятельности зависит последующее развитие. Молодежь является одной из особых  групп  на  рынке  труда, которая во  многом  определяет политические, экономические и социальные структуры общества2. Вопросы трудоустройства и занятости молодежи, ее социальной адаптации являются чрезвычайно важными, поскольку именно молодежь - наиболее социально активная часть населения и одновременно с этим наиболее неблагополучная с точки зрения трудоустройства. Причина этого - в естественной меньшей конкурентоспособности на рынке труда в сравнении с прочими возрастными категориями трудоспособного населения3.

      Рассмотрим  тенденции спроса и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время  основная  ее  часть приобретает  устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной  и социальной сфере. На молодежный  возраст приходятся  главные социальные  и демографические события в жизненном цикле человека:  завершение  общего образования,  выбор профессии и получение профессиональной   подготовки, начало  трудовой  деятельности,  вступление  в  брак,  рождение  детей.  Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их  положение  на рынке труда4.

     Подростковая  группа (молодежь до 18  лет)  представляет  в  основном учащихся  средних  школ  и  профессиональных  училищ.  В  основном  они   не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное  снижение  жизненного уровня большей части населения изменило  жизненную  позицию  этой  категории молодежи. Многие из них стремятся  заработать  деньги  основным  путём, они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую  тревогу, чаше всего – это мойка автомашин  и  торговля  газетами или   работа   в    «теневом»    секторе    экономики.    Легальный    рынок неквалифицированного детского труда крайне узок,  «Макдональдс»  и  другие комплексы «быстрого питания» естественно,  не  могут  предоставить  возможности  заработка  всем желающим. Поэтому необходимо контролировать занятость  этой  молодежной  группы, чтобы не возникала  опасность   увеличения криминального потенциала общества.

       Молодежь в возрасте 18-24 года  –  это   студенты  и   молодые  люди, завершающие или  завершившие  в  основном  профессиональную  подготовку.  Они являются самой уязвимой группой, вступающей  на  рынок  труда,  так  как  не имеют достаточного профессионального и социального опыта,  и  в  силу  этого менее конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди, в основном,  уже  делают  профессиональный выбор,   имеют   определенную   квалификацию,    некоторый    жизненный    и профессиональный  опыт.  Они  знают,  чего  хотят,  чаще  всего  уже   имеют собственную  семью   и   предъявляют   достаточно   высокие   требования   к предлагаемой работе. Важнейшими показателями ситуации на рынке  труда  являются  динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса  и предложения и его структура5.

     Наша  статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже  регистрируется  на  бирже труда,  чем  люди  в  других  возрастах6.  Статистика   позволяет   оценивать тенденции  развития  только  официальной  части  открытого  рынка  труда   и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает  лишь часть  спроса  на  труд  и  предложений  рабочей  силы7.  В   результате   не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости,  связанных с особенностями российских  рыночных  отношений,  и   в   частности   скрытая безработица. Для  молодых  людей  скрытая  безработица  представляет  не  меньшую опасность, чем зарегистрированная, так  как  именно  они  рискуют  в  первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, это отрицательно воздействует на самих молодых граждан.  Понятно,  что в подобной ситуации большинство молодых людей, стремится к стабилизации  своего трудового статуса,  пытается  различными  способами избежать   возможности потери заработка.

     Как  показывают  исследования,  более  50%  молодёжи,   занятой   на предприятиях государственного сектора, работает по  совместительству,  около 25% - подрабатывает в различных  альтернативных  формах  занятости.  Молодые люди активно занимаются предпринимательством:  около  70-80%  регистрируемых предприятий альтернативного сектора  экономики  организуется  людьми  25-30-летнего  возраста.  Собственное  дело  имеют  2.5-3.5%   общей   численности молодёжи8.

     Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением  несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей)9.

     Возрастает количество предложений рабочей силы за  счет  выпускников учебных  заведений.  Отсутствие  механизма,  регулирующего   трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности  профессиональных,  приводит  к возникновению  серьезных  проблем. Особенную   тревогу   вызывает   утрата молодежью ценности  профессионализма.  «Деньги -  любым путем»  -  такова формула времени для многих  молодых людей.  Проявляется четкая  тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на  социальной структуре российского  общества  со  всеми  вытекающими  отсюда  негативными последствиями. Из-за падения  престижа  производительного  труда  для  значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм,  они  не  верят  в возможность  иметь  интересную,  содержательную   работу,   оплачиваемую   в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых  стандартов.  Происходят полярные  изменения  трудовой  мотивации.  Квалифицированные  молодые  кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к  дисбалансу  в профессиональной   структуре   рабочей   силы.   Приоритет    отдается    не содержательному труду на производстве,  а  труду  с  низкой  интенсивностью, направленному на получение значительной  материальной  выгоды  любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны. Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное  влияние на  спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников10.

     Среди безработных, претендующих на вакантное  место, каждый  пятый  - молодой  человек в возрасте 16-29 лет. Отношение  числа всех  обратившихся  в  поисках работы  в  службу  занятости  к  количеству  вакансий  (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый  третий  из  них -  молодой человек в возрасте до 29 лет.  Это свидетельствуют о значительном  резерве рабочей силы,  то есть  потенциале  безработицы,  в том числе   молодежной,   который сопровождаются с показателем напряженности на рынке  безработной  молодежи  и его официальном уровнем11.

     Таким образом, мы проанализировали положение  молодежи на российском  рынке  труда, рассмотрев тенденции спроса и  предложения  труда по возрастным группам. Государству необходимо контролировать занятость среди молодежи, так как,  молодые  люди – это не только трудоспособное население России, но и  – будущее  страны,  и  от  стартовых  условий  их  деятельности зависит последующее развитие. 
 
 
 

1.2 Основные проблемы занятости молодежи в муниципальных образованиях

     В последнее время  безработица  среди  молодежи  все  больше  приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда  и усиление разбалансированности  между  спросом  и  предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему  росту  общей  безработицы,  в  том числе молодежной. Одной из основных проблем на сегодняшний день является дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, не вызывает сомнений. Существует несколько взглядов на причины дисбаланса потребностей работодателей в кадрах и их существующей подготовкой: 1) недостаток информации о «реальных потребностях» экономики; 2) погоня работников за престижем и заработком без учетов интересов страны (сторонники этого подхода считают, что необходимо вернуть обязательное распределение); 3) дисбаланс – следствие структурных сдвигов в экономике12.

     Особенности      российской      безработицы       определяются структурно  - регрессивным спадом производства при  разрушении  прежних  рынков (экономического пространства)  и  механизмов  функционирования  хозяйства  и медленном формировании новых рынков и рыночных  механизмов  регулирования  и саморегулирования    экономики.    Тенденции    формирования     безработицы закрепляются инвестиционным кризисом13. В результате  спада производства  во  многих  отраслях  увеличился удельный  вес сырьевых  отраслей  с низкой  степенью  переработки   сырья. Позитивным  моментом   можно   считать   устойчивый   рост   доли   отраслей непроизводственной  сферы.  Возникли   новые   сектора   экономики:   банки, страховые, консалтинговые,  аудиторские  и  инвестиционные  компании.  Здесь особенно быстро увеличивалась численность  занятых,  причем  именно  молодых людей. Положительная реакция молодежи на возможности  активного  участия  в «свободной» экономике налицо: это быстро растущий  слой  предпринимателей  и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,  более  2/3  из  них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе  на рабочую  силу  являются  скорее  отражением  кризиса  в  экономике,   а   не структурной перестройки. И, тем  не  менее,  рынок  трансформирует  отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет  спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы.

     Если  существующие в  настоящее  время  тенденции  в  воспроизводстве  квалифицированных кадров не изменятся,  то  в  ближайшей  перспективе  можно ожидать роста безработицы  среди  неквалифицированного населения,  и прежде всего,   среди   молодежи –выпускников     общеобразовательных    школ,    не продолжающих дальнейшего образования,  не  имеющих профессии или должной квалификации14.     Поэтому      необходима      рациональная      организация общеобразовательного    и    профессионального     образования     молодежи, согласованного как с развитием национальной  экономики,  так  и  с  мировыми тенденциями на рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает  получение полноценного   образования   необходимым   условием   достижения   желаемого социального статуса и более высокого материального  положения,  определенной гарантией от безработицы. Профессиональное  обучение  становится  важнейшим элементом  инфраструктуры  рынка  труда,  который  поддерживает  качественно сбалансированный  спрос  и   предложение   труда,   во   многом   определяет эффективность мер по реализации молодежной политики  занятости.  Вот  почему при сокращении  подготовки  квалифицированных  кадров  в  ПТУ   и   средних специальных учебных заведениях  прием студентов в вузы  из  года  в год увеличивается.

     Большое значение имеет  развивающаяся  в  службе  занятости  система профессионального   обучения   незанятого   населения.   Она    способствует профессиональной   адаптации   высвобождаемых   работников   и    незанятого населения,   повышению   их   конкурентоспособности    на    рынке    труда. Профессиональное  обучение  безработных  осуществляется  по  трем   каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

     По  мере развития рыночных отношений  и  конкуренции,  ускорения перестройки  отраслевой структуры занятости  ценность  общеобразовательной  и социальной   подготовки   работника   неизбежно   возрастет.    Это    будет способствовать  увеличению  занятости   молодежи   на   учебе.   Мировой   и отечественный    опыт    подтверждают     устойчивую     тенденцию     роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления  в  активную трудовую деятельность.

     На  современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства15. К ним относятся:

- Отсутствие  требуемого  работодателями  стажа   и  опыта работы и сложность  получения этого опыта.

       Наличие опыта   и  стажа   работы,  желательно  по  специальности,  на сегодняшний день является одним из существенных требований к  кандидатам  на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно,  не  имеющие опыта работы и стажа  в  этом  случае  на  работу  зачастую берут неохотно. Следовательно, некоторые представители Российской молодёжи не имеют не только  опыта  работы, но и возможности получения такого опыта.

- Проблема  дискриминации женщин при приеме  на работу:

     Проблема  заключается  в  том,  что  при  приеме  на   работу   работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее  желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя  женщина,  не имеющая детей. Работодатель в данном случае  предполагает  возможную скорую беременность такой женщины и,  не  желая  нести  лишние  расходы  на  оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

- Проблема  дисбаланса спроса и предложения  на рынке труда:

     Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между  тем,  какие специальности  на  конкретный  момент  требуются  на  рынке  труда,  и  тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь  идет о том,  что  рынок  труда  в  настоящее  время  даже  приблизительно  сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая  ситуация  в обществе нестабильна. Приобретая,  казалось  бы,  престижную  специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании  вуза  в  связи  с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей16.

- Проблема  адаптации на рынке труда   выпускников  вузов,  являющихся  рядовыми запаса российской армии:

     Проблема  «вуз-армия-рынок» состоит  в  том,  что  молодые  люди,  получившие специальность в вузе, при прохождении  военной службы теряют квалификацию  и, возможно, уже имевшееся  место  работы.  После  возвращения  со  службы  эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют  возможности  возобновить свою  квалификацию.  В  результате  рынок  труда  теряет   квалифицированных специалистов,  а  граждане,  отслужившие  в  армии  -  возможность  получить достойную работу.

- Проблема  недостатка рабочих мест определённой  специальности:

     В настоящее время молодёжь стремится  получить престижную и высокооплачиваемую  профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения  труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало17.

     В результате мы рассмотрели положение  современной молодежи на рынке труда.  Именно от нее зависит будущее нашей страны,  которая во  многом  определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Также анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет, подростковая группа (молодежь до 18  лет), молодежь в возрасте 18-24 года, 25-29 лет. Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются  динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса  и предложения и его структура. Выявили ряд проблем трудоустройства современной молодежи, такие как:

     - отсутствие требуемого  работодателями  стажа  и  опыта работы  и сложность получения этого  опыта;

     - проблема дискриминации женщин  при приеме на работу;

     - проблема дисбаланса спроса и  предложения на рынке труда;

     -проблема  адаптации на рынке труда   выпускников  вузов,  являющихся  рядовыми запаса российской армии;

     -проблема  недостатка рабочих мест определённой  специальности;

     В результате наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда  и усиление разбалансированности  между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы,  в том числе молодежной.

     Таким образом, безработица среди молодежи  все больше  приобретает застойный характер, и она во  многом  определяет политические, экономические и социальные структуры общества.  
 

     Глава 2 Система занятости молодежи городского округа Самара 

2.1 Структурно-организационные механизмы решения проблем занятости 
 
 

     Для выявления технологических подходов в решении проблем занятости  среди молодежи целесообразно рассмотреть  правовые акты, регулирующие деятельность городского центра занятости населения  в городе Самара, который и применяет эти подходы. Таковыми являются Закон «О занятости населения в РФ», Положение о Федеральной государственной службе занятости населения, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной государственной службы занятости18.

       Деятельность государственной службы  занятости населения прежде всего  направлена на:

- оценку  состояния и прогноз развития  занятости населения, информирование  о положении на рынке труда;   

- информирование  граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы (подпункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ);

- разработку  и реализацию программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости  населения, включая программы  содействия занятости граждан,  находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;  

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию  мероприятий активной политики  занятости населения; 

- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- осуществление  контроля за обеспечением государственных  гарантий в области занятости  населения19.

     Основными задачами городского центра занятости  населения являются повышение уровня занятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда, стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.

     Ключевыми направлениями действий по решению  проблем занятости являются:

- стимулирование  развития предпринимательства, малого  и среднего бизнеса, индивидуальной  предпринимательской деятельности;

- разработка  и реализация программ содействия  занятости населения;

- оказание  социальной поддержки безработным  всех групп населения.

     Безработный, впервые обращаясь в городской  центр занятости населения, проходит через информационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой городского центра занятости населения является служба трудоустройства и консультации. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных. Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу, дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

     Время от времени Центр занятости проводит мероприятия типа «Ярмарки вакансий», «Выездной отдел кадров», «Неделя кадровика», на которых несовершеннолетние имеют возможность непосредственно встретиться и побеседовать с работодателями. Это дает возможность подобрать отличный вариант как временной, так и постоянной работы, а также найти доступную работу подросткам на лето20.

     Все услуги Центра занятости предоставляются  абсолютно бесплатно. Также, в помощь в поиске работы для подростков в  Самаре станут и печатные издания  о работе, такие как еженедельная информационная газета «Ваша работа и карьера» (распространяется бесплатно), и газета «Все о работе»21.