Занятость как обект социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Содержание

 

Введение………………………………………………………………... 3

Глава 1. Социально–экономические проблемы занятости

                населения в современных российских условиях.

 

          1.1. Занятость как категория и социальное состояние…………7

         1.2. Правовое регулирование занятости

                 и трудоустройства…………………………………………..16

 

Глава 2. Безработные граждане как объект социальной работы

 

           2.1. Проблема занятости инвалидов, как способ

                  повышения их уровня жизни……………………………....21

           2.2. Активная политика занятости в отношении

                  молодежи и подростковой занятости……………………...24

           2.3. Проблемы дискриминации женщин  на рынке труда……..28

Заключение……………………………………………………………. 34

Список литературы……………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществляемый в России в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одни из них - это проблемы занятости и безработицы, которые неразрывно связаны с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и  требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и  социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Проблема безработицы в России возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения. Возникшая возможность миграции населения в страны дальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированных кадров, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы, что привело к снижению качества рабочей силы.

Проблемы занятости  населения справедливо относятся  к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития и функционирования человеческого  общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Специфика российской безработицы определяется также и тем, что в отличие от стран с развитой рыночной экономикой с их перепроизводством товаров и ограниченностью рынка, в России нет непреодолимых препятствий к созданию новых рабочих мест для безработных, так как емкость российского рынка для производства товаров и услуг далека от исчерпания.

Проблемы занятости  и безработицы – ключевые социально  – экономические проблемы развития любого государства. В подготовленном МОТ Всемирном докладе о занятости  в 2004-2005гг. подчеркивается, что половина работников в мире – около 1,4 млрд. человек- вынуждены жить в крайней бедности и не в состоянии заработать достаточно, чтобы вывести себя и свою семью из-за черты бедности(2 долл. в день), а 185,5 млн. человек не имеют работы. Такие масштабы вынужденной незанятости существенно сказываются на национальных рынках труда и социально - трудовых отношениях.1Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

До недавнего времени понятие «полная занятость» приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось, прежде всего, как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

В связи с этим вопросы  занятости и безработицы являются наиболее острыми и требуют глубочайшего  теоретического изучения с целью последующего практического применения результатов полученных исследований.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что актуальность темы на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений.

Целью данного  исследования – является изучение и анализ основных проблем безработных граждан и путей их решения,  а также рассмотрение методов социальной работы с безработными гражданами.

Объектом исследования являются безработные граждане, нуждающиеся в социальной защите.

Предметом исследования является социальная работа с безработными гражданами.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие безработицы и изучить нормативно-правовую базу работы с безработными гражданами;

  1. раскрыть особенности российской безработицы, ее причины и последствия;

  1. осветить основные подходы к решению проблем социально незащищенных групп населения;

  1. определить сферу деятельности социального работника в службах занятости.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Данная тема достаточно подробно освещена в различных трудах. И.С. Березин, Болотков Ю.А. рассматривают пути снижения безработицы. Е.Е. Евстратова в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок, В.Н. Иванов характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. Проблема безработицы рассматривается и в работах таких авторов как: К.Н. Савин, А. Булатов, Т.С. Бандюкова, Т.Я. Четвернина, В.А. Павленков, Б.Д. Бреев, Р. Эренберг, Н.А. Волгин, Р.И. Капелюжников, Ю.Г. Одегов, А.А. Никифорова, Г.Э. Слезингер, Л.С. Чижова и др. Зибарев, Д.Б.и др.

Теоретико – методологическая база исследования.

Методической основой  курсовой является комплексный, исторический, ситуационный подходы к изучению проблемы безработицы, так как именно в совокупности этих подходов, возможно рассмотрение проблемы со всех сторон. Также в основу теоретико-методолгоческой части исследования легли работы ведущих отечественных специалистов в области социального обеспечения и соц.защиты, а также нормативные и законодательные акты, регулирующие социальные процессы в РФ.

Эмпирическую базу образуют исследования ученых посвященные вопросам занятости и безработицы, статистические данные, результаты, которые применяются в центрах занятости населения.

Практическая  значимость.

Полученные результаты данного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций и предложений в разработке программ по решению проблемы безработицы, и улучшению работы органов службы занятости в системе предоставления услуг. Возможно, послужат основой для разработки новых инновационных технологий в этой области .Результаты исследования, его основные идеи, положения, рекомендации и выводы могул быть использованы при анализе социально-трудовой адаптации безработных к рыночной среде, их включения в трудовые отношения.

Глава 1. Социально–экономические проблемы занятости населения в современных российских условиях.

1.1Занятость как категория  и социальное состояние.

Понятийный  аппарат любой социальной теории формируется и развивается в  процессе осознания существующих реалий жизнедеятельности общества. Изменения, происходящие в социуме, неизбежно приводят к изменениям в научных теориях. Особенно интенсивно этот процесс идет в условиях социальных преобразований. Реформирование российского общества, направленное в первую очередь на развитие рыночных принципов и отношений в социально-экономической сфере, обусловило, с одной стороны, появление новых для нашей действительности социальных явлений (безработица), а с другой – наполнение новым содержанием уже имеющихся процессов (занятость). Все это требует адекватного теоретического осмысления, и не только с точки зрения развития социальной науки, но, может быть, в первую очередь с позиций практики социального управления происходящими изменениями.

Сложность теоретического анализа исследуемой проблемы применительно к российским условиям связана как с исторической динамикой, т.е. ломкой существующих стереотипов деятельности, поведения, сознания, так и с необходимостью выявления сущностных характеристик общественных явлений, затрагивающих интересы многих субъектов социального действия, что порождает многоплановость толкований, оценок, мнений.

Занятость населения  одна из главных категорий в рыночной экономике. Занятость–важнейшая часть экономического элемента хозяйствования, сложная по содержанию и структуре экономическая категория.  Это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением его личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая ему заработок.2

Содержание термина  «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

     Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;3

Под полной занятостью  понимается не поголовная занятость, а возможность для каждого трудоспособного гражданина участвовать в трудовой деятельности. При такой форме занятости число соискателей рабочих мест равно примерно количеству вакансий. Дж.М.Кейнс считал, что полная занятость достигается примерно при 3%-ой безработице. В настоящее время отсутствует единый нормативный уровень такой безработицы, хотя многие экономисты считают, что примерно уровень 5-6%соответствует полной занятости.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

Продуктивная  занятость – это занятость населения в общественном производстве. Она характеризует экономически активное население и соответствует понятию занятости по методологии МОТ.

Рациональная занятость – занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.

Эффективная занятость — занятость, когда использование рабочей силы осуществляется без потерь, при которой получается наибольший материальный результат. Эффективная занятость позволяет оценить при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе, и какими путями достигается полная занятость. Такое определение эффективной занятости нацелено на всесторонне развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя.

Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников.

Самостоятельная занятость — трудовая активность без формальных трудовых отношений с работодателем или в качестве работодателя.

       В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. Ситуация на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.

Решение проблем, выработка эффективных мер экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции переходного периода, обеспечить прогрессивные изменения в структуре занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме саморегуляции и степени необходимого социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и социальной надежности.

Несмотря на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам рынка труда, комплексная разработка его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности рынка труда, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся как между элементами данного рынка, так и в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических оснований исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.

Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Безработица — это социально–экономическое явление, при котором человек хочет и способен работать, но не может получить работу.4 Существует множество противоречивых объяснений причин безработицы. Ряд зарубежных и отечественных экономистов считает, что первопричина проблем, связанных с безработицей, – ограничения, налагаемые институтами рынка труда, – строгое законодательство в области занятости, высокая стоимость рабочей силы, минимальная зарплата. Другая группа экономистов подчеркивает решающую роль факторов более медленного роста, неадекватного совокупного спроса, технологических перемен, несоответствия профессионально – квалификационного состава работников на труд. Для рыночной экономики вредна как чрезмерная безработица, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и неполной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмерная занятость, поскольку она снижает гибкость и приспособляемость экономики как к внутренним, так и внешним изменениям.

Количественный анализ безработицы  обычно осуществляется с помощью двух взаимодополняющих друг друга показателей.

Первый показатель —  уровень безработицы, отражающий долю безработных в общей численности трудоспособного населения.

Второй показатель —  средняя продолжительность безработицы - время, в течение которого человек оставался безработным. Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.5

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за изменений профессиональных предпочтений.

Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, текстильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикционной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше всего она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы.6

Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лип, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом.

Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т.е. вынужденной безработицы. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов.

Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы.

Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки. Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место лишнее и фактически второй человек должен оказаться без работы. В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

     В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. 7

Экономические потери общества измеряются:

  •      стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.
  • происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно – образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей.
  • уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижения средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Безработица ведет к усилению социально-негативных процессов, росту напряженности, «социальной патологии» общества. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.

     К ним можно причислить:

     - маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;

- падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;

- ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно – сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и попыток суицида.

Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами  не выразить масштабы тех социально – психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы.

Политика занятости  должна формироваться с учетом возможности  трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.

 

     1.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

 

В настоящее время  основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных  граждан, а также порядок признания  граждан безработными является Закон от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации». Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.8 При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно – правовой формы и формы собственности (далее — организации), в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления соответствующих документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. 
Безработными признаются граждане, которые:9

  • трудоспособны;
  • не имеют работы и заработка (дохода);
  • зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней;
  • не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны:10

Занятость как обект социальной работы