Занятость как экономическая категория
Введение
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Занятость как экономическая категория
Экономическая природа занятости
Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэкономических
показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом:
занятость — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих,
соответствует определенная модель (концепция) занятости, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.
Концепция занятости
— это система взглядов, представлений,
раскрывающих характер занятости на
определенном этапе социально-экономического
развития общества. Во главу угла такого
концептуального понимания
В настоящее время в России прорабатываются пути формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Поэтому концепция занятости призвана ответить на вопросы: какой должна быть занятость при указанном типе экономики, какие изменения произойдут в ее основных характеристиках и что для этого надо сделать? Четкие представления о том, чем занятость завтрашнего дня будет отличаться от сложившейся в условиях экстенсивной экономики, нужны как основа построения всей системы управления занятостью.
Рассмотрим основные положения концепции.
В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости
рыночный характер. Первый принцип — исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
Таким образом, сделан определенный
шаг для закрепления в соци-
Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной сферой
общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д. Причина пресечения добровольной занятости может быть одна — незаконный источник средств существования.
Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду
предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).
Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это
право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.
Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.
Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участников общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий.
Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства. Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного улучшения всех ее
качественных характеристик,
таких как образовательный и
профессионально-
Формы занятости в условиях рыночных отношений
Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом вышесказанного
трансформируется понятие полной занятости. Меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей составляющей является занятость профессиональным трудом, приносящим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области производительности труда и социальной эффективности развития общества. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам повышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.
Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, может быть названа
продуктивной занятостью.
При этом мы исходим из того, что
продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя
является составляющим, но не единственным
элементом продуктивной занятости. В конечном
счете полная и продуктивная занятость
находятся в динамичном единстве. В случае
если полная занятость достигается при
наличии экономически нецелесообразных
рабочих мест или таких рабочих мест, которые
не обеспечивают работникам достойное
существование, не соответствуют профессионально-
Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социального и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдельной личности, так и общества в целом.
Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная
занятость в отличие
от чрезмерной достижима только в
высокоэффективной экономике. Но при
этом объективно сложатся другие пропорции
в распределении
В ходе экономической
реформы по мере роста эффективности
труда уровень занятости
Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и
возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.
Социально обоснованные
пропорции в распределении
важнейшим сферам общественного
труда — непременная
Статус в занятости. Отношения занятости.
Статус в занятости
определяется для части
В первую группу входят граждане, занятые:
в государственном секторе экономики;
в кооперативах, акционерных обществах;
в частном секторе.
Во вторую группу входят:
учащиеся с отрывом от производства;
служащие Российской Армии.
Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся.
Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному незанятому населению.
В число не занятого
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и
социальными процессами. Экономическое
содержание занятости выражается в
возможности для работника
Эффективность занятости.
Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Характеризовать эффективность занятости могут показатели, которые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики
производительности
ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.
Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность общественного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для высоких доходов работников, технико-организационного совершенствования сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и быта различных групп населения. Высокий уровень производительности труда позволяет обществу уделять больше внимания учебе, отдыху, воспитанию детей. Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в
домашнем хозяйстве.
Второй важнейшей
До начала рыночных преобразований
в целях обеспечения
рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически одинаковым стал уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно характеризовать как сверхзанятость.
Считается, что подобный уровень занятости затрудняет социально-профессиональное
развитие работающих,
не соответствует задачам
гармоничного развития семьи и личности, поскольку очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца 60-х гг.).
Оценка эффективности занятости по характеру участия в общественно полезной
деятельности и уровню занятости в общественном хозяйстве может проводиться в
последовательности, которая позволяет использовать схему баланса трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы (млн
человек):в том числе
Доля в общей численности трудовых ресурсов, %:занятых в народном хозяйстве, на учебе, незанятых трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу.
Становится очевидным, что определенная часть экономически активных граждан
постоянно нуждается в рабочих местах. Отсюда возникает вопрос о сущности безработицы в ее общетеоретическом и прикладном аспектах.
Безработица, с общетеоретической
точки зрения, отражает несовпадение
предложения рабочей силы и спроса на нее в экономике,
их количественное и структурное (территориальное,
профессионально-
В России к безработным
относятся лица 16 лет и старше,
которые в рассматриваемый
ней.
Экономические реформы в России, проводимые с начала 90-х гг., породили ряд новых явлений в сфере занятости населения. К ним можно отнести скрытую безработицу и неформальную занятость. Четкого определения понятия «неформальная занятость» пока не сложилось. Нам представляется, что наиболее приемлемым является отнесение к неформально занятым лиц, не зарегистрировавших в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не платящих налогов. Пока формируется правовое поле рыночной экономики, трудно установить строго очерченные разграничения между неформальной занятостью и экономической неактивностью граждан. В самом неформальном секторе занятости трудно выделить теневую и криминальную занятость, нет теоретического обоснования и статистики этих явлений. Количественно оценить размер неформальной занятости можно, лишь косвенным путем.
Неформальную занятость часто имеют как лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.
Служба занятости населения
Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда
является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - специализированной общенациональной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.
Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессиональное консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям;
квотирование рабочих
мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных
военнослужащих и других групп безработных
граждан, нуждающихся в социальной
защите; территориальное
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы
работы российской службы
занятости соответствуют
В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч центров занятости, и есть в каждом городе и районе, подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка труда, налажено информирование безработных граждан и работодателей и о деятельности службы занятости. В 1991—1995 гг. при содействии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.
Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место, может
обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы.
Служба занятости
быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безработным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в целом повысить свою привлекательность для работодателей.
Общенациональные службы занятости регулируют определенный сегмент рынка
труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалификации.
Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в
активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми переменами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложениями в человеческий капитал — получением высококачественного образования и современной профессии, которые выступают гарантией от безработицы.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.
Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных
программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профессия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профессиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабочей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет государственная служба занятости.
Программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются и
осуществляются при участии государства, предпринимателей, профсоюзов.
Непосредственным
Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и
переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту
профессиональную подготовку, которую они выберут. Государство стимулирует и
предпринимателя через снятие налогов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.
- Занятость молодежи
- Занятость молодежи
- Занятость на производстве
- Занятость населения
- Занятость населения
- Занятость населения
- Занятость населения
- Занятость и рынок труда в Свердловской области
- Занятость и рынок труда в системе общественного воспроизводства
- Занятость и рынок труда в Украине
- Занятость и трудовые отношения
- Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения
- Занятость как обект социальной работы
- Занятость как социальная проблема