Занятость и рынок труда в Свердловской области

ВВЕДЕНИЕ

В системе экономических  отношений рынок труда занимает важное место. На рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние, которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Занятость населения составляет необходимое условие для его  воспроизводства, так как от нее  зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как  занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей  силы и, в целом рынок труда, актуальны  для экономики страны и актуальны  для рассмотрения.

Рынок - это не географическое место, а процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже  и покупке товаров на основе определения  их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой  инструмент стихийного распределения  экономических ресурсов - рабочей  силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

Общественное воспроизводство  в условиях рыночных отношений обслуживается  системой рынков, а именно рынками  товаров и услуг, рабочей силы и др.

К определению, что такое  рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время  все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными  лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими другое место работы, впервые  вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после  перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто  в настоящее время занят, тот  занят и в настоящий момент проблемы с занятостью не создает).

В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит  из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие, как  стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении  национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая  в настоящий момент, не может считаться  потребленной раз и навсегда и  вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой  занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие. В стабильных условиях западных экономик рынок труда  есть непрерывная борьба между предпринимателями  и работником, по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения.

Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.

Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.

Предметом исследования является состояние рынка труда.

Задачи:

• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;

• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;

• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты ПОНЯТИЯ занятости и рынка труда

1.1. Занятость:  понятие, принципы и формы

В любом обществе существует объективная связь и взаимозависимость  между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия  в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных  с обеспечением рабочими местами  и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального  развития человека, связанный с удовлетворением  его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория  занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и  приносящую им заработок (трудовой доход).

В Законе РФ от 19 апреля 1991 г, № 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» (с послед, доп. и изм.) сформулированы основные принципы занятости.[1]

Первый принцип - обеспечение  свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного  труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или  не участвовать в общественном труде.

Второй принцип - создание государством условий для обеспечения  права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в  соответствии с Конституцией РФ.

Выделяют следующие принципы государственной политики в области  содействия занятости [8, с. 78]:

1) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

2)  развитие трудовых  ресурсов;

3) предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  года) безработицы;

4)  поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

5) обеспечение социальной  защиты в области занятости,  создание специальных мер для  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, т.е. помощь  особо нуждающимся в трудоустройстве;

6)  сочетание местных  мер с централизованными в области занятости;

7)  поощрение работодателей,  создающих новые рабочие места,  и др.

Все трудоспособное население, находящееся в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято ли оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две  категории: занятых и не занятых.

Согласно ст. 2 упомянутого  Закона занятыми считаются граждане:

• работающие, по трудовому  договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  временные, сезонные работы;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены  производственных кооперативов;

• избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

•  проходящие военную  службу, служащие в органах внутренних дел;

• трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучающихся по направлению  службы занятости;

• выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам  подряда);

• временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.).

Трудоспособное население, как уже отмечалось, состоит из двух групп: экономически активного  и экономически неактивного населения, на соотношение которых оказывают  влияние социальные, экономические, демографические и политические условия. Доля экономически активного  населения зависит от доли населения  в трудоспособном возрасте, а также  от степени занятости отдельных  возрастных групп.

Статусы занятости

Для экономически активного  населения, включая безработных, существенным является статус занятости. На практике различают следующие статусы занятости: [10, с. 101].

Рис 1. Статусы занятости

К занятым относятся:

1. Наемные работники - лица, работающие по заключенному  письменному контракту (договору) либо по устному соглашению  с руководством предприятия об  условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную  при найме плату.

2. Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на Короткий срок.

3. Работодатели - лица, управляющие  собственным (либо Уполномоченные  государством управлять) акционерным  обществом, хозяйственным товариществом  и т.п. Работодатель может полностью  или частично делегировать свои  функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность  за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий - лица, работающие  без оплаты на семейном предприятии,  владельцем которого является  их родственник.

5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости. Это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносящей доход. Сюда относятся лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

Виды занятости

По классификации Международной  организации труда (МОТ) население  старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в России — 16 лет), подразделяется на три взаимоисключающие категории: занятые, безработные и вне рабочей силы [6, с. 123]. Первые две категории — занятые и безработные — составляют рабочую силу, или активное в данный период население, образующее предложение рабочей силы в данный момент. Третья категория - лица вне рабочей силы - включает остаточные группы лиц, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста, т.е. эта группа представляет население, которое в данный момент экономически не активно.

В зависимости от количественных и качественных характеристик различают  следующие виды занятости.

Полная занятость - это  состояние наибольшей вовлеченности  трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой  все нуждающиеся в ней, и желающие работать, что соответствует наличию  сбалансированности между спросом  и предложением рабочей силы.

Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с  двух позиций. Во-первых, занятость  должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой  доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость  противопоставляется занятости  формальной. Частный случай последней  — содержание излишних работников или создание формальных рабочих  мест во избежание безработицы.

Свободно избранная занятость  предполагает, что право распоряжаться  собственной способностью к труду  принадлежит исключительно владельцу  рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право  каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Таким образом, полная занятость  отражает количественную, а продуктивная - качественную сбалансированность между  потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой  создаются благоприятные условия  для социально-экономического прогресса  общества.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно  полезным трудом занята лишь некоторая  часть экономически активного населения.

Скрытая занятость населения  характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся  в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров, занимается торговлей, предоставлением  различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок  официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических  особенностей.

Маятниковая занятость - особый вид занятости, который носит  постоянный характер и в то же время  связан с периодическими возвратными  перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - вид  занятости, предполагающий чередование  периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефтяной и газовой отраслях).

 

1.2. Рынок труда  и особенности его формирования

Рынок труда как составная  часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений  с согласованными интересами работодателей  и наемной рабочей силы. Ему  свойственны следующие характеристики. Рынок труда  -  это, во-первых, совокупность экономических отношений  между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, место пересечения  разлучных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с  позиций предприятий, поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается  рабочая сила, т.е. способность к  труду, которую и эксплуатирует  работодатель. Современная экономическая  теория доказывает, что на рынке  труда продается и покупается именно труд, что заработная плата  есть плата за труд.

Сторонники еще одной  точки зрения полагают, что рынок  труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи  выступают работодатель - покупатель труда и юридически свободный  и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика отражается на характере объекта купли - продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени [10, с. 136].

На рынке цена труда  выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой  в договоре (контракте), заключаемом  между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного  качества складывается в зависимости  от соотношения спроса и предложения  на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Функционирование рынка  труда имеет ряд особенностей [6, с. 46]:

1)    неотделимость  права собственности на товар  – труд - от его владельца. Труд  представляет собой процесс расходования  рабочей силы ее носителя, в  процессе купли-продажи труда  возникают особые отношения;

2)    значительная  продолжительность контакта продавца  и покупателя. Сделка, совершаемая  на рынке труда, предполагает  начало длительных отношений  между продавцом и покупателем;

3) действие не денежных  факторов сделки (условия труда,  микроклимат в коллективе, перспективы  профессионального роста);

4) наличие большого числа  институциональных структур особого  рода, к которым относятся: система  трудового законодательства, различные  учреждения и службы регулирования  занятости, государственные программы  в области труда и занятости  и т.д.;

5)    высокая степень  индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.

Главными составными частями  рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную  рабочую силу, и совокупный спрос  как общая потребность экономики  в наемной рабочей силе. Они  составляют совокупный рынок труда  (рис. 2) [10, с. 106].

На рис. 2 та часть, которая  образуется пересечением совокупного  спроса и совокупного предложения, носит название «удовлетворенный спрос  на труд». Непересекающиеся части соответствуют  текущему рынку (ТР):

ТР = СР- УС ,

где СР - совокупный рынок труда; УС - удовлетворенный спрос на труд.

Рис. 2. Совокупный рынок труда

(С - совокупный спрос  на труд; ГТ - совокупное предложение  труда; УС - удовлетворенный спрос  на труд)

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического  движения рабочей силы и рабочих  мест (ввод новых и выбытие старых). Он включает следующие элементы:

•    открытый рынок  труда, состоящий из экономически активного  населения, которое ищет работу, нуждается  в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие  места во всех секторах экономики;

•    скрытый рынок  труда - лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в  связи с сокращением производства или изменением его структуры  могут быть высвобождены.

Элементы рынка труда

К основным элементам рынка  труда относятся: субъекты рынка  труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке  труда; конъюнктура рынка; службы занятости  населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты [2, с. 55].

Главными субъектами рынка  труда являются работодатели и наемные  работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен  по-разному в зависимости от узаконенной  структуры отношений собственности. Это могут быть государственные  предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные  предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - свободные  трудоспособные граждане, для которых  работа по найму является главным  источником средств существования  и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости  от пола, возраста, квалификации, социального  статуса и ряда социально приобретенных  качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Важным условием реального  функционирования рынка труда  является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

             -   отношений между наемными работниками и работодателями;

             - отношений между субъектами рынка труда, представителями общественных объединений (профсоюзы, ассоциации работодателей) и службы занятости;

- отношений между субъектами  рынка труда и государством. Функционирование  рынка труда предполагает высокую  степень свободы перераспределения  рабочей силы между сферами  приложения труда, отраслями народного  хозяйства, предприятиями, организациями,  фирмами. Это означает, что вслед  за свободным переливом капитала, сопровождающимся сокращением и  ликвидацией старых рабочих мест  и созданием новых, происходят  Изменения в размещении производительных  сил.

Основные функции рынка  труда:

организация «встречи» работодателей  и наемных работников;

обеспечение конкуренции  на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками;

установление равновесных  ставок заработной платы;

содействие решению вопросов занятости населения;

осуществление социальной поддержки  безработных.

В зависимости от соотношения  между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры  рынка труда [6, с. 203]:

1)    трудодефицитная,    когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2)    трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Конъюнктура рынка труда  зависит от состояния экономики (подъема или спада); отраслевой структуры  хозяйства, уровня развития технической  базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.

Свобода найма и увольнения работников служит основой конкурентоспособности  предприятия. Поэтому важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества  работодателей, предлагающих рабочие  места, а с другой — свобода  конкуренции между работниками  за наиболее привлекательные рабочие  места.

Конкуренция представляет собой  наличие большого числа независимых  покупателей и продавцов на рынке  и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные  учреждения, негосударственные структуры  содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфра-структура  призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы зашиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.

 

1.3. Регулирование  занятости и рынка труда

Механизм регулирования  занятости населения реализуется  государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органами местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения  занятости населения.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривается как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи [10, с. 267]:

1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное развитие

Министерства труда и  социального развития, в том числе  службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального  развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственная  политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макроуровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия  занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости  на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции  социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Направления политики занятости  населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной  политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия  на занятость населения.

Все меры по регулированию  занятости подразделяются: по объекту  воздействия на рынок труда (общие  меры и специализированные) и по источнику финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так  и косвенные (экономические).

Различают следующие типы государственного воздействия на занятость  населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

Государственное регулирование  занятости включает разработку целевых  и комплексных про фа мм содействия занятости. В настоящее время  можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:

Занятость и рынок труда в Свердловской области