Занятость как социальная проблема

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

 

 

 

Факультет подготовки региональных кадров

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине: Экономика труда.

На тему: Занятость как социальная проблема.

 

 

 

 

 

 

 Выполнила:  

                                                                                              Астафьева О.В. 

                                                                                      Группа: 4-Б33ЭК1/17    

   Проверил:  

 Шилов М.Л.  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

г. Выкса

2013г.

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы занятости и ее регулирование………….6

    1. Понятия «занятость» и «рынок труда»…………………………………..6
    2. Виды и формы занятости…………………………………………………9
    3. Политика занятости и ее регулирование………………………………..11

1.4. Виды политики занятости…………………………………………………..13

1.5  Содержание и уровни  политики занятости………………………………..14

1.6 Органы службы занятости………………………………………………….18

1.6.1 Деятельность органов  государственной службы занятости…………….20

Глава 2. Безработица, как социально-экономическое явление………….21

2.1. Понятие и сущность  безработицы…………………………………………21

2.2. Виды безработицы…………………………………………………………..23

2.3. Причины безработицы……………………………………………………...27

2.3.1. Современное представление  причин безработицы……………………..28

Глава 3. Безработица как социальная проблема в сфере занятости…….31

Заключение……………………………………………………………………...39

Список использованной литературы………………………………………..41

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

В 1991 году наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.

Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.

В процессе решения вопросов занятости населения многие государства из бывших республик СССР столкнулись с практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения.

Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла ряды безработных.

Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными.

Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому   занятость   должна  находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы   ее  выделить в   самостоятельный  раздел.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказываются на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она имеет двоякое последствие - с одной стороны, сокращается предложение рабочей силы, с другой - ухудшается ее качество.

Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.

С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.

Уже в 2000-е годы начался интенсивный отток населения из северных, восточных и приграничных регионов страны в южные и центральные районы европейской части России. В результате на этих территориях численность населения сокращается, его этническая структура меняется. Выбывающие работники частично замещаются трудовыми мигрантами в основном из стран СНГ. Но поскольку они концентрируются главным образом в торговле и сфере услуг, то даже приток мигрантов не решает проблему дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных рабочих кадров. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

 

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда. Численность мигрантов, осуществлявших трудовую деятельность в России см. приложение 1, 2. [12]

Таким образом, проблема занятости населения страны является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

В исследовании данной проблемы преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в 20-х  годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими. В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященным проблеме занятости в целом.

Поэтому в своей работе я рассмотрю понятие и сущность занятости,  безработицы, и их виды, регулирование занятости, а также в общих чертах проблемы безработицы и пути решения этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

[12] «Вопросик» - новостной блог // http://voprosik.net/gastarbajtery-v-rossii/

 

Глава 1. Теоретические основы занятости и ее регулирование.

    1. Понятия «занятость» и «рынок труда»

Экономическое развитие стран происходит неравномерно. Для него характерна макроэкономическая нестабильность, которая наряду с цикличностью проявляется в уровне занятости населения и безработице.

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятые и безработные составляют экономически активное население страны, т.е. формируют рабочую силу. Экономическая активность населения РФ в 2011-2012 гг. наглядно показана в Приложении 3 [ 11]

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы  населения включает занятых и безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономически неактивное население – это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

    • учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
    • лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
    • лица, получающие пенсии по инвалидности;

_________________________________________________________________

[11] Официальная статистика федеральной службы РФ http://www.gks.ru/

 

    • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
    • отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
    • другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

    • выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
    • временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
    • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Результативность использования  трудовых ресурсов на макроуровне оценивают по уровню полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально значимой занятости.

В условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения – рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

Рынок труда – составная часть структуры рыночной экономики, функционирует в ней наряду с другими рынками – сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др.

В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или с ее куплей и продажей. Ценой рабочей силы является заработная плата.[6]

Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь по мнению А. Смита и Д. Рикардо, предполагавших,  что обеспечение труда определяется его стоимостью, происходит самокоррекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государств не нуждается.

Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Дж. Кейнс показал, что данные процессы не всегда саморегулируются и правительство должно противодействовать длительным спадам, а также гарантировать полную занятость, посредством управления валютной и финансовой политикой,  т.е. увеличением правительственных расходов во время спада и уменьшения в период полной занятости.

 

_________________________________________________________________

[6] Дубровин И.А., Калинский А.С. Экономика труда.Учебник. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2012.

С 2000 г. по 2005 г. общий тренд в изменении численности населения России оставался стабильно негативным: за пять лет сокращение составило 3 млн. 416 тыс. человек, или 2,3% от уровня 2000 г. Несмотря на это, численность населения в возрасте экономической активности (15-72 года) и в трудоспособных возрастах (16-59 лет для мужчин и 16-54 для женщин) в тот же период увеличивалась. Уровень экономической активности вырос на 1,1%, составив 66,2%. Таким образом, даже на фоне демографического снижения численности населения рынок труда реагировал на общий экономический рост увеличением экономической активности населения.

В целом динамика численности занятых повторяет динамику активного населения, хотя разрыв между этими показателями сокращается. Сближение трендов показывает, что рост занятости имеет естественные ограничения и в перспективе при сохраняющихся тенденциях возможен дефицит трудовых ресурсов.

Важным для рынка труда является вхождение в возраст экономической активности молодежных когорт, прежде всего в возрасте 20-29 лет; их доля в составе населения России выросла с 14,4% в 2000 г. до 16,1% в 2005 г. Одновременно происходило сокращение численности лиц старших возрастов (60-72 года), которые по понятным причинам характеризуются низкими уровнями экономической активности и занятости.

Наблюдался рост доли экономически активного населения в возрасте 15-72 года, а экономическая активность населения трудоспособных возрастов (16-54/59) снижалась - с 78,2% в 2000 г. до 76,9% в 2005 г. (в городе - 2,6%, на селе - 5,7%).

Доля экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте росла за счет людей, не желавших работать. В абсолютных значениях их число в среднем повысилось в 1,5 раза. В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет), в первую очередь студентов, чему можно найти несколько объяснений. К наиболее очевидным относятся увеличение периода получения образования и наметившийся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда молодых женщин. В общей численности неактивного населения изменения доли лиц 25-40 лет были незначительными. Сокращение доли неактивного населения в старших возрастных группах, на наш взгляд, связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что также положительно влияет на их занятость. [9]

_________________________________________________________________

[9] Малеева Т. статья: Политика на рынке труда на этапе экономического роста//журнал «Человек и труд» №1, 2008г.

Рассмотрев стандартные понятия как «занятость» и «рынок труда», нужно ознакомится с системой управления занятости, с мерами направленными на стимулирование индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

    1. Виды и формы занятости

Распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям авторы классифицируют как «вид занятости». Объединение этих видов формирует структуру занятости. Структурные виды занятости различаются по следующим признакам:

- по характеру деятельности - работа на предприятиях всех видов собственности, за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;

- по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою - рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

- по сфере народного хозяйства, отраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;

- по территориальному признаку - регионам, областям, промузлам;

- по уровню урбанизации - по соотношению между численностью трудовых ресурсов в городе и деревне;

- по профессионально-квалификационному признаку - распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда;

- половозрастному составу;

- видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости реализуется с помощью организационно-правовых форм субъектов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Формы занятости, в свою очередь классифицируются с учетом следующих признаков:

- по формам организации рабочего времени - по режиму полного рабочего времени: неполный рабочий день, неделя, гибкий график, вахтовый метод, надомничество, традиционная;

- по значимости для работника - основная, приносящая главный источник дохода, вторичная занятость (специальная), приносящая дополнительный доход;

- по признаку стабильности - постоянная (первичная), временная (специальная).

Существует понятие «сверхзанятость населения», характеризующаяся применением экономически неактивного населения - пенсионеров, учащихся, инвалидов. Это связано со многими причинами. Для переходного этапа экономики к рынку возможно наличие скрытой или теневой занятости населения.

Выделяют три основных формы занятости: полную, эффективную и рациональную.

Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. При полной занятости предложение экономически активного населения востребовано рыночным спросом на него, наличием производственных и социальных условий для выполнения функциональных обязанностей или определенной работы. Каждому желающему, трудоспособному индивиду представляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде.

Различают полную занятость на уровне национальной экономики. Это следует из определения понятия. В то же время следует иметь в виду, что на уровне отдельного индивидуума возможна частичная занятость, неполный рабочий день или в течение календарного года. Неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения труда по сравнению со спросом на него, а на уровне отдельного индивида - занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем, годом. Полная занятость может быть при наличии структурной и фрикционной безработицы.

Эффективная занятость, обеспечивающая наивысшую эффективность экономики, означает такое распределение трудоспособного населения с учетом отраслевого и территориального факторов, которое позволяет обеспечить получение наибольшего прироста национального продукта и максимального валового национального дохода. Эффективная занятость населения, на мой взгляд, может быть достигнута при условии, когда для каждого индивида экономически активного населения трудовая деятельность станет неотвратимо обязательной, работа интересной, получаемый доход достаточным для удовлетворения физиологических, духовных, культурных потребностей себя и членов семьи, позволяющим аккумулировать и накапливать сбережения на приобретение жилища, товаров и имущества длительного пользования, быть уверенным в достатке, уходя на заслуженный отдых.

Рациональная занятость предполагает оптимальное распределение и использование трудоспособного населения с целью воспроизводства рабочей силы, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется полным соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалифицированной структурой работников. Таким образом, рациональная занятость предполагает оптимальное сочетание полной и эффективной занятости, что может быть достигнуто в процессе свободной открытой экономики и рыночной деятельности субъектов хозяйствования.

    1. Политика занятости и ее регулирование

 

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают:

-   Конституция Российской Федерации;

-   Кодекс законов о труде Российской Федерации;

- Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;

- Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.;

-  Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года;

-  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года;

-  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года;

- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;

-  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;

-  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.;

-  Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др.

Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы», в стране был осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости.  

 

1.4. Виды политики занятости

 

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:

    • совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
    • мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
    • обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
    • активный поиск и подбор рабочих мест;
    • финансирование создания новых рабочих мест;
    • организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
Занятость как социальная проблема