Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов
1.1 Законодательство
Российской Федерации и зарубежных
стран в сфере занятости и
трудоустройства инвалидов
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
1.3 Технологии
социальной работы с инвалидами
в сфере занятости и трудоустройства
Список литературы
Введение.
В настоящее время особо остро встал вопрос о том, как реализовать в России положения Конституции, провозглашающие наше государство социальным. Соблюдение предоставляемых гражданам гарантии признается одной из основных задач нашей страны. Одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Его имеют все граждане Российской Федерации. В том числе и люди с инвалидностью. К сожалению, цифры официальной статистики свидетельствуют о том, что количество последних неуклонно растет. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.12 2005 №832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" приводятся следующие цифры: наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек. Далее в том же постановлении Правительства: "основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г." [44]
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, неблагоприятной экологической обстановкой, неблагоприятной криминогенной обстановкой, а также рядом других причин.
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.
Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, физиологическими, психическим нарушениями во все общественные институты.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Основной массив существующий в настоящее время, касающийся освещения проблем занятости и трудоустройства инвалидов, направлен на дачу рекомендаций по трудоустройству, описание возможных способов устройства на работу. К ним, например, относится следующие: Новиков М. Л. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью, Карасаева Л. А. Прикладные аспекты в деятельности отделения профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, Лунев, В. П. Общий накопленный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика и др.. Есть и научные статьи, касающиеся правовых аспектов трудоустройства и занятости лиц с ограниченными
Предметом - проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.
Целью данной работы будет выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.
Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов
2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства
4. Рассмотреть проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска путем проведения специаьного исследования.
5. На основе проведенного исследования предложить пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов.
Гипотеза: проблемы занятости и трудоустройства инвалидов могут быть более успешно решены при условии: их выявления и более детального изучения через социальные службы и центры занятости; определения эффективных путей их решения.
.1 Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
Среди достаточно
большого количества нормативных правовых
актов, регулирующих занятость и
трудоустройство граждан в
Следовательно, как утверждает ряд специалистов, "понятие "нетрудоспособен" противоречит Конституции, так как каждый из людей имеет право на труд". [30, с. 52-53]
Следующим по юридической силе является Федеральный Закон. В статье первой Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом) дается следующее определение понятия инвалида: "Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".[53]
В зависимости
от степени расстройства функций
организма и ограничения
Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом - федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Органы государственной власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства. Как видно, вышеназванный Федеральный закон так же не лишен декларативных элементов, рассчитанных скорее на некий желаемый результат в будущем.
Следует отметить,
что в законе нет определения
понятия занятости и
Трудоустройство - "устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве" [38, с. 802] .
Занятость - "наличие работы, обеспеченность работой" [38, с. 208].
Таким образом, становится заметной разница между двумя понятиями: категория "трудоустройство" шире категории "занятость". Оно начинается еще до того, как инвалид найдет подходящую работу и приступит к ней.
Причинами инвалидности признаются:
Общее заболевание
Инвалидность с детства
Трудовое увечье
Профессиональное заболевание
Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте. [3, с. 230], [57, с. 22]
Обеспечение занятости
инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". В соответствии с ней,
инвалидам предоставляются
1) установления
в организациях независимо от
организационно-правовых форм
2) резервирования
рабочих мест по профессиям, наиболее
подходящим для
3)стимулирования
создания предприятиями,
4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
5) создания условий
для предпринимательской
6) организации
обучения инвалидов новым
Организациям, численность
работников которых составляет более
100 человек, законодательством субъекта
Российской Федерации устанавливается
квота для приема на работу инвалидов
в процентах к среднесписочной
численности работников (но не менее
2% и не более 4%). Данная мера, безусловно,
должна способствовать облегчению поиска
работы инвалидами. Но вместе с тем,
Законодатель не обращает внимания на
возможность использования
В связи с вышесказанным, у работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов возникают следующие обязанности:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать
инвалидам условия труда в
соответствии с индивидуальной
программой реабилитации
3) предоставлять
в установленном порядке
Специальные рабочие
места для трудоустройства
Инвалидам, занятым в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Статья 5.42 Кодекса
об административных правонарушениях
предусматривает
1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного [12]
Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.
Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень важно, что бы такие, достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование.
Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тысяч инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.
На уровне регионов
власти тоже иногда пытаются реализовать
различные инициативы, направленные
на привлечение к труду и
Кроме того, действует
Закон Ульяновской области от
27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема
на работу инвалидов на территории
Ульяновской области и
1) при среднесписочной
численности работников
2) при среднесписочной
численности работников
3) при среднесписочной
численности работников
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова. [54, с. 173]. Так же, она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) инвалидов, к одним из важнейших социальных ограничений инвалидов.[55, с. 82]
Естественно, такое большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.
Как свидетельствует история, "долгое время к инвалидам относились не так как ко всем остальным людям". [27, с. 6]. В настоящее время отношение к инвалидам так же отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. "Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты". [48. с. 211]
Однако несомненно, что "переход к новому общественно-политическому строю привёл к кардинальному изменению социальной политики в постсоветском обществе и, вследствие - изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты". [29, с. 10] При этом, человек с инвалидностью следует рассматривать "не как пассивного получателя помощи и поддержки, а, в первую очередь, учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия" [19; с. 335]
Анализ развития
проблемы инвалидности, как социального
явления, свидетельствует о том,
что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных"
членов общества до концепций привлечения
их к труду, человечество подошло
к пониманию необходимости
В связи с
этим возникает необходимость
Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
· нарушения статодинамической функции (двигательной),
· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Каждое ограничение имеет классификацию по степени выраженности:
1 степень - способность
к выполнению трудовой
2 степень - способность
к выполнению трудовой
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.
Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для третьей группы - способности первой степени. [45, с.6-7]
Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим: дополнительные расходы; психологические особенности; капризы; необходимость лечения; невозможность заставить работать дополнительно. [23, с. 32]
Трудовая деятельность
для человека является не только способом
экономически обеспечить своё существование,
но и фактом реализации своих способностей
(в том числе и творческих),
приобщением к общественным ценностям.
Работа позволяет каждому гражданину
уважать себя, осознавать свою индивидуальность,
быть полноценной частью современного
общества. "Во времена Советского
Союза именно ограничение в трудовых
возможностях являлось единственным критерием
установления инвалидности. Государство
просто брало на себя обязательство
материально содержать
Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.
Уровень занятости
инвалидов в общественном производстве
имеет тенденцию к снижению "и
за 1980-1994 гг. упал с 45% до 17%".[42] Поэтому
даже срочные и эффективные меры
не сразу помогут нам достигнуть
даже советского уровня почти тридцатилетней
давности. По данным комитета по социальной
политике Совета Федерации РФ безработица
среди инвалидов
Работодатели находят какие угодно предлоги, что бы не брать на работу инвалидов. В условиях нашего правового поля это сделать достаточно просто. В научной литературе предлагается так же и алгоритм действий для инвалидов, желающих найти работу:
Оформление индивидуальной программы реабилитации
Составление своего резюме
Поиск вариантов трудоустройства:
- Поиск работы
через родственников и
- Трудоустройство через государственную службу занятости;
- Ярмарки вакансий;
- Трудоустройство через кадровые агентства и агентства по трудоустройству;
- Самостоятельный
поиск работы через объявления
в средствах массовой
Прохождение собеседования. [32, с. 57]
Первоначально,
конечно, большинство пытается трудоустроиться
через знакомых и родственников.
Так поступают все, а не только
люди с инвалидностью. При всем удобстве
(быстрее находится работа, более
гибко подбирается рабочий
В Российской Федерации трудоустройством любых безработных граждан занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. "Для получения профориентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить "Индивидуальную программу реабилитации" и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности" [14, C. 4].
- Занятость как обект социальной работы
- Занятость как социальная проблема
- Занятость как экономическая категория
- Занятость молодежи
- Занятость молодежи
- Занятость на производстве
- Занятость населения
- Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь
- Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь
- Занятость и проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса
- Занятость и рынок труда в Свердловской области
- Занятость и рынок труда в системе общественного воспроизводства
- Занятость и рынок труда в Украине
- Занятость и трудовые отношения