Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь. 2

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»

Кафедра экономики АПК

Курсовая работа

по курсу: макроэкономика

На тему: «Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь»

Выполнена: студенткой 1 курса (НИСПО)

дневной формы обучения, специальности

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Шидловской О. А.

Руководитель: Болдак А. К.

Гродно, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ФОРМЫ, ВИДЫ

1.1 Виды занятости населения

1.2 Формы занятости населения

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ  В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ ..12

3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ЗАНЯТОСТИ  В БЕЛАРУСИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим элементом рынка труда как составляющей национальной экономики является занятость. Специфика занятости состоит в том, что она одновременно отражает и экономические, и социальные отношения в стране. А в условиях макроэкономической нестабильности особую актуальность приобретает необходимость изучения путей регулирования занятости.

Занятость в общем понимании отражает степень вовлечения трудовых ресурсов страны в общественно полезную деятельность. При этом важно оценить не только количественную характеристику, но и исследовать каким образом заняты общественно полезным трудом различные группы населения. На этой основе и возникает понятие форм занятости, изучение которых приобретает в последнее время особую значимость.

Численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике. Поэтому регулирование процессов, происходящих в этой сфере, является одной из приоритетных задач макроэкономической политики. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

При написании курсовой работы был использован ряд литературных источников: учебники, учебные пособия, монографии, журнальные статьи, газетные выдержки. Фундаментальные исследования по проблемам занятости представлены во многих статьях.

Как видно, проблемы занятости в последнее время интересуют множество исследователей. Поэтому следует изучить и исследовать особенности регулирования форм занятости в рыночной экономике.

Целью данной работы является изучение и анализ особенностей регулирования занятости в рыночной экономике.

Задачи работы: изучение понятия занятости, выявление некоторых особенностей регулирования в странах с рыночной экономикой, а также в Республике Беларусь; выявление острых проблем рынка труда и рассмотрение путей выхода из проблемных ситуаций.

1. Понятие занятости, ее  формы, виды

Невозможно представить себе функционирование национальной экономики без участия человека. Действительно, экономические отношения возникают только в человеческом обществе и во многом обусловлены особенностями развития и функционированием этого общества. От того, какое место занимает определенный человек в обществе, зависит какое место отведено ему в экономике страны.

На этой основе и возникает такая интегральная категория как занятость, затрагивающая социальные, трудовые, экономические и психологические отношения в обществе. Занятость можно определить как степень вовлечения человеческого капитала в экономику страны. В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости и незанятости населения.

В экономической науке сложилось несколько подходов к изучению этой проблемы, основные из которых - классический и кейнсианский.

В классической экономической теории утверждается, что полная занятость населения является нормой свободной рыночной конкуренции, которая обеспечивается соответствием совокупного спроса совокупному предложению. Основное требование -- не нарушать эту стабильность. Единственным, кто может нарушить стабильность, сторонники этой концепции считали государство. Поэтому выдвигалось требование невмешательства государства в экономику. Но развитие экономической мысли выдвинуло новую концепцию, возникшую после кризиса 1929 - 1933 гг.

Сущность этой концепции основана на кейнсианской модели занятости. Согласно этой теории для капитализма характерна безработица, она допустима в определенных пределах, нарушение которых дестабилизирует экономику. Поэтому, необходима активная политика государства. Существуют также и некоторые другие концепции, трактующие феномен занятости и безработицы.

В середине 80-х годов появляется концепция глобальной занятости, авторы и последователи которой (Ж. Мули, Д. Фридман) расширяют отношения занятости за пределы традиционного найма (включая нетрадиционно занятых, самозанятых, скрытую занятость), предлагают увеличить разнообразие и улучшить качество работ, расширить выбор рабочих мест, расширить трудовую жизнь работника за счет комбинирования его труда, обучения, других форм занятости. Д.Фридман утверждает, что "если предположить, что общество начинает признавать значительно больше видов работ как полезные, то эти виды деятельности следует рассматривать в качестве приемлемых альтернатив занятости и, конечно, безработице" [3, с. 17].

Подходы к определению занятости разнообразны. Но все же большинство экономистов выделяет три основных аспекта занятости: экономический, социальный и правовой. Занятость населения с этой точки зрения можно определить «как экономические отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей» [12, с. 71] либо как «совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода" [1, с. 20].

Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

В соответствии с международным классификатором занятости занятыми считаются граждане:

· работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение);

· имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров);

· избранные или назначенные на оплачиваемую должность.

К категории занятых относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.

1. Занятые в экономике оплачиваемой  деятельностью.

2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного  дохода. По мере перехода на  контрактную форму службы военнослужащие  будут приближаться по статусу  к занятым в экономике.

3. Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1. Наемные работники. К ним относятся  занятые на основе продажи  своей рабочей силы;

2. Работодатели. К ним относятся  предприниматели, реализующие свои  предпринимательские способности;

3. Самозанятые. К ним относятся  лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую  силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ=93) выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) лица, работающие за свой счет;

4) члены производственных кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые  по статусу [12, с.72-73].

Понятие занятости более полно раскрывается через ее виды и формы.

1.1 Виды занятости населения

Вид занятости характеризует тип вовлечения человеческого капитала страны в экономические отношения занятости, содержание и последствия этого процесса в социально-экономической системе.

На уровне совокупного рынка труда можно выделить следующие виды занятости: полная, эффективная и рациональная.

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. В западной экономической мысли и практике полная занятость-- это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. Но возникает вопрос: при каком уровне вовлеченности в профессиональный труд мы получим полную занятость. Ответ на этот вопрос следует связать с понятием целесообразного рабочего места.

Экономически целесообразное рабочее место -- это продуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость.

Понятие полной занятости выражает ее количественную характеристику. Если же говорить о качественной стороне этой проблемы, то мы непременно столкнемся с понятием эффективная занятость. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [12, с.77-78].

Эффективная занятость - это занятость на экономически эффективных рабочих местах, материализующаяся в выпуске качественного продукта и позволяющая рационально воспроизводить человеческий капитал страны, обеспечивая доходами граждан и государство.

Рациональная занятость представляет собой оптимальное сочетание полной и эффективной занятости. Она характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников. [1, с.28].

1.2 Формы занятости населения

Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости можно определить как конкретные способы и условия применения человеческого капитала. В отличие от вида, форма занятости является его конкретизацией на уровне отдельных свойств и значимых качеств для субъектов экономических отношений занятости [11, с.17].

Если подходить к анализу форм занятости с позиций функционального анализа, влияющего на дальнейшую разработку мер ее регулирования, то по ниже перечисленным критериям можно выделить следующие формы занятости (Приложение А):

По статусу занятости все занятое население разделяют на работающих по найму и не по найму.

Занятость по найму означает работу по трудовому соглашению, контракту, договору с работодателем с соответствующей оплатой труда и взаимным соблюдением оговоренных прав и обязанностей сторон. Занятость не по найму означает комбинирование факторов производства и обслуживание собственных средств производства с привлечением либо без наемного труда, занятость на предприятии, собственником которого является работающий (либо коллектив работников); помощь членов семьи и других лиц [1, с. ЗЗ].

По условиям занятости можно выделить:

а) основную занятость. Она предполагает занятость по основному месту работы, которое, согласно МОТ, определяется по местонахождению трудовой книжки работника.

б) дополнительную занятость (вторичную).

По длительности найма можно выделить:

-постоянную занятость,

-временную,

-сезонную и случайные работы.

Достаточно важным критерием идентификации форм занятости является легитимность занятости, т.е. ее оформление в официальной экономике. Выделяют:

-официальную трудовую деятельность,

-неформальную экономику.

К неформальной занятости относятся деятельность по самообеспечению (т.е. ведение домашнего и подсобного хозяйства), благотворительная деятельность, неоплачивыемые общественно-политические инициативы, теневая занятость.

Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как со спецификой ее сущности, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичная занятость -- это дополнительная (вторичная) форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подталкивающие граждан к поиску дополнительной работы:

1) стремление повысить уровень  доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда  на основном рабочем месте  не позволяет обеспечивать его  основные материальные и духовные  потребности.

2) стремление к повышению собственной  конкурентоспособности на внешнем  рынке труда, достаточно часто  возникающее у людей, охваченных  скрытой безработицей, т.е. формально  занятых в народном хозяйстве, но которые в связи с кризисным  состоянием предприятия могут  стать реальными безработными  в любой момент.

Таким образом, государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости. Это прежде всего стремление к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью, то есть поддержание в государстве рациональной занятости. Не последнее место в решении этих проблем должно быть уделено регулированию форм занятости.

2. Тенденции развития занятости в мировом сообществе

Целью данной главы является выявление особенностей регулирования различных форм занятости в промышленно развитых странах. Изучение такого опыта может помочь в решении похожих проблем в Республике Беларусь, переживающей их в данный период.

Анализ регулирования различных форм занятости построен на взаимодействии государства и рынка в решении вопросов занятости, установлении пропорций их взаимопроникновения и механизм влияния друг на друга, определении мер рационального сотрудничества государства и рынка.

На первых ступенях развития национальных экономик основной формой взаимодействия государственного и рыночного регулирования в вопросах занятости выступали инициативы и покровительства государства, где политика занятости не выделялась даже в качестве одной из составных частей общей экономической политики.

Но дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и обострение противоречий в области труда, связанных с увеличением численности и значимости наемной рабочей силы в общественном воспроизводстве, самостоятельное рыночное регулирование занятости все больше дополняется вмешательством государства. Это находит свое отражение в институциональном оформлении многих сторон отношений занятости, открываются биржи труда, вводится материальная помощь безработным, организовываются общественные работы.

В 20-40-е гг. XX века в США были приняты законы о пенсионном страховании, о пособиях по безработице, программы общественных работ для беднейшей молодежи и безработных, созданы федеральная и штатные службы трудоустройства.

Степень вмешательства государства во многом была обусловлена общественно политическим строем, примером может служить Германия и Италия в 1933-1940 гг., где широко используемая категория «управляемого хозяйства» на практике сводилась к регулированию занятости с помощью власти, поддерживающей крупные корпорации.

В практике регулирование занятости в промышленно развитых странах до 40-х годов XX века преобладало рыночное стихийное регулирование занятости по рецептам классической школы, a после кризиса 1929-1933 гг., и в связи с влиянием второй мировой войны в европейских странах (вплоть до 50-х годов XX века) в политике регулирования занятости отмечалось сильное воздействие идей Дж. М.Кейнса, основанное на обширном и долговременном государственном вмешательстве в экономику (в том числе и в политику занятости). Это выражается прежде всего в обособлении политики занятости в системе мер макроэкономического регулирования в отдельное, важное и приоритетное направление активности государств, принятии законодательства о занятости, принятии государственных программ, регулирующих занятость в отдельных сегментах рабочей силы или в критических регионах. Широко используется практика организации общественных работ и государственное предпринимательство, к середине 70-х годов на государственных предприятиях работало 30% совокупной рабочей силы Австрии, 28,2% - Англии, 17,4% - США, 14,6% ФРГ, около 30% Швеции. Государство берет на себя часть издержек по подготовке рабочей силы и защите тех категорий работников, которые не могут на равных условиях конкурировать на рынке труда [1, с. 70].

В 70-80-х г.г. XX века в., в промышленно развитых странах происходят изменения условий общественного развития и воспроизводства: понижение темпов экономического роста; активная структурная перестройка экономик под влиянием НТР и усложнением, дифференциацией потребностей общества; одновременный рост инфляции и безработицы; низкая конкурентоспособность и рентабельность государственных предприятий.

Регулирование форм занятости во многом определяется активной политикой занятости. Активная политика рынка труда стала основой регулирования занятости в Швеции, Бельгии, Нидерландах, ее элементы присутствуют в политике занятости многих стран - Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Чехии, Венгрии, Словакии. Основным ее инструментарием является:

а) помощь в трудоустройстве;

б) программы создания рабочих мест для целевых групп безработных; субсидированный найм на работу, предполагающий субсидирование найма на постоянную работу в частном секторе и непосредственное создание рабочих мест (государственных или некоммерческих);

в) программы обучения безработных; работающих, находящихся под угрозой безработицы; работающих на реструктурируемых предприятиях;

г) отдельные программы содействия в трудоустройстве и профессиональной адаптации в условиях НТР наиболее уязвимых категорий работников (молодежь, женщины, инвалиды, длительно безработные);

д) поддержка в создании и развитии мелких и средних предприятий, самозанятости и предпринимательства;

е) регулирование региональных пропорций занятости, стимулирование не только профессиональной, но и географической мобильности занятых и безработных;

ж) программы общественных работ [1, С.73-74].

За рубежом важную роль играют биржи труда -- специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда. В большинстве стран они государственные, но есть и частные. В США, например, государственной службе трудоустройства принадлежит более 2500 бирж груда (местных агентств), кроме того, существует более 15 тысяч частных посреднических фирм.

Основные направления деятельности бирж труда за рубежом:

-- регистрации безработных;

-- регистрация вакантных рабочих  мест;

-- трудоустройство безработных, ищущих  работу;

-- изучение конъюнктуры рынка  и предоставление информации  о ней;

-- тестирование претендентов на  работу;

-- профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

-- выплата пособий по безработице.

За год биржи труда в США помогают трудоустроить 6--8 млн. безработных [5, с.278].

Таблица 2.1 иллюстрирует структуру затрат на активную политику занятости в некоторых странах ОЭСР.

Таблица 2.1

Удельный вес затрат на активную политику занятости, %

 

Страны

Служба

занятости

Проф-

подготовка

Субсидии

Создание

рабочих мест

Прочее

 

Австралия

27

23

8

18

24

 

Бельгия

17

21

9

42

12

 

Великобритания

40

25

0

2

34

 

Германия

21

37

5

23

26

 

Греция

42

19

19

0

19

 

Испания

13

49

17

7

15

 

Канада

34

57

0

4

5

 

США

35

20

5

5

35

 

Финляндия

10

28

7

34

21

 

Франция

14

38

4

11

33

 

Швеция

9

26

9

18

38

 

Япония

27

27

45

0

0

 
             

 

Примечание. Источник: [5, с.278]

Нелегальная занятость есть везде, но масштаб очень разный. Некоторые ученые, среди них Ф. Шнайдер, который является ведущим специалистом в этой области в немецкоязычных странах, считают, что главная причина ее активного роста -- высокий уровень налогов и взносов в социальные фонды. Ее размеры для многих исследователей являются показателем того, насколько граждане удовлетворены экономической политикой своей страны[8, с.55].

Уровень нелегальной занятости можно измерить долей объема теневой экономики в ВВП страны (таблица 2.2).

рынок труд занятость регулирование

Таблица 2.2

Теневая экономика в государствах ОЭСР, % ВВП

 

Государство

Средние данные за:

 
 

1989-1990 гг.

1994-1995 гг.

1999-2005 гг.

 

Греция

22,6

28,6

28,7

 

Италия

22,8

26,0

27,1

 

Испания

16,1

22,4

22,7

 

Бельгия

19,3

21,5

22,2

 

Швеция

15,8

19,5

19,2

 

Дания

10,8

17,8

18,0

 

Канада

12,8

14,8

16,0

 

Германия

11,8

13,5

16,0

 

Франция

9,0

14,5

15,2

 

Австралия

10,1

13,5

14,3

 

Великобритания

9,6

12,5

12,7

 

Япония

8,8

10,6

11,2

 

Австрия

6,9

8,6

9,8

 

США

6,7

8,8

8,7

 
         

 

Примечание. Источник: [8, с.54]

Государство располагает обширным набором инструментов для предотвращения нелегальной занятости. Безусловно, на первом плане стоит преследование ее проявлений со стороны таможенных органов, бирж труда и муниципальных розыскных групп. Раскрытием случаев теневой занятости в Германии в настоящее время занимаются 2 500 таможенников и 2 900 сотрудников бирж труда. В последние годы состав розыскных групп значительно вырос.

Наряду с этим законодатели пытаются бороться с данным явлением путем принятия новых законов. Кроме того, в преддверии расширения Евросоюза на восток ФРГ намерена ослабить трансграничное преследование нелегальной занятости через заключение двусторонних соглашений.

Одновременно с этим Федеральное правительство намерено стабилизировать, а затем постепенно снижать уровень взносов в фонды медицинского и социального страхования [8, с.57].

Таким образом, рассмотренные выше особенности регулирования форм занятости в странах с рыночной экономикой показывают, что наиболее эффективным является механизм взаимодействия государственных мер по балансированию отношений на рынке труда и действия рыночных регуляторов. А в процессе глобализации и информатизации общества необходимо усилить контроль за отношениями в сфере занятости, в частности за эффективностью тех или иных форм занятости. Особую тревогу в некоторых странах вызывает рост нелегальной занятости, негативно влияющей на всю экономику страны, поэтому государства принимают ряд мер по снижению теневой экономики и стараются сделать более привлекательным легальный рынок труда. Основными направлениями государственного регулирования занятости должны стать: организация инфраструктуры рынка труда, оформление правового поля отношений занятости, условия занятости, создание долгосрочных программ развития человеческого капитала страны и повышения его качества. Основную же роль в регулировании форм занятости должен отыгрывать рыночный механизм.

3. Особенности отношений  занятости в Беларуси и ее  государственное регулирование

Рынок труда Беларуси характеризуется рядом особенностей, которые определяют специфику формирования отношений занятости. Исторически в Беларуси сложился высокий уровень занятости населения, что обусловлено спецификой проводимого в советский период социально-экономического и политического курса. Анализ динамики показателей уровня занятости населения Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в процессе перехода к рынку закономерно снижается высокий уровень занятости. Однако, наряду с этим, нарастают негативные тенденции перераспределения экономически активного населения из официальной занятости в теневую. Это и предопределило рост доли экономически неактивного населения по отношению к экономически активному.

Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, точно оценить ее размеры по имеющимся статистическим данным невозможно. Самую достоверную оценку ее размера могло бы дать исследование на уровне отдельных предприятий.

Существует несколько причин сохранения избыточной занятости на отечественных предприятиях. Во-первых, это институциональное поддержание избыточной занятости в Республике Беларусь, что проявляется в принятии законодательных актов о недопущении массовых сокращений, приоритетах государственной программы занятости, направленной на сдерживание массовой безработицы в открытом виде, действие коллективно-договорных соглашений в рамках института социального партнерства о сохранении стабильного трудового коллектива. Во-вторых, это слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет сохранять незадействованный персонал даже при ухудшении их финансового положения. В-третьих, это соображения конъюнктурного характера хозяйственных руководителей: обеспечение административно установленных темпов роста выпуска продукции в 2003-2004 гг. стало возможным за счет экстенсивного использования трудовых ресурсов, содержание избыточной численности работников на градообразующих предприятиях позволяет иначе общаться с органами местного самоуправления. Поэтому, как правило, руководство предприятий не заинтересовано в оптимизации уровня занятости, а проводит пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников.

В 2002 -- 2003 гг. формирование рынка труда происходило в условиях реформирования экономики, преобразования структуры органов государственного управления, реализации мер по оптимизации численности работников организаций. Все это привело к сокращению численности штата работников, ликвидации отдельных структурных подразделений и организаций и, как следствие, к росту высвобождения работников. Таким образом, основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее. Соотношение принятых работников к уволенным составило на начало 2003 г. 84,4 % и было самым низким за последние годы. Ухудшились показатели использования рабочего времени: в режиме вынужденной неполной занятости трудились 13,4 % среднемесячной численности работников (в 2001 г. -- 12,3 %). Кроме того, трудовые ресурсы в основном сосредоточены в городской местности -- центрах экономической и деловой активности (78 %). Увеличение числа безработных к началу 2003 г. (по сравнению с началом 2002 г.) на 26,8 % и снижение спроса на рабочую силу привело к ухудшению общей конъюнктуры рынка труда. На одно свободное рабочее место в начале 2003 г. условно приходилось по 5 безработных (на начало 2002 г. -- 3), а на конец 2004 г. -- по 4 безработных. Среди безработных 64,4 % составляют рабочие, 35,6 % -- служащие. Структура вакансий иная: свободных мест для рабочих -- 79,1 %, а для служащих -- 20,9 %. [16, с.25]

Сохраняется тенденция избытка экономистов, юристов, техников-технологов. Наиболее трудоизбыточные профессии представлены в табл. 3.1

Таблица 3.1

Избыточная занятость основных специальностей

 

Профессия

Избыток на начало 2003 г., чел.

 

Бухгалтер

4034

 

Техник-технолог

3172

 

Экономист

3060

 

Педагог

1798

 

Юрист

1297

 
     

 

Примечание. Источник [11, с. 25]

Многие исследователи справедливо заметили, что избыточный уровень занятости во многом компенсируется «сжатием фонда рабочего времени». То есть избыточный персонал может быть и занят, но занят нерационально, либо не полностью.

В связи с этим необходимо применять ряд мер по усилению эффективности используемых работников, устранению развившейся в стране скрытой безработицы. Однако резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. B случае быстрой легализации скрытой безработицы вырастет теневая занятость Однако поэтапное сокращение избыточной занятости позволит осуществить меры по сочетанию различных форм занятости без "перегрева" региональных рынков труда. Поэтому общее направление регулирования занятости в Республике Беларусь состоит в сокращении избыточной занятости и достижении эффективной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости.

Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь. 2