Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь. 4
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра «Экономической теории и истории экономических учений»
Курсовая работа
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: «Занятость и особенности государственной политики занятости в
Республике Беларусь»
Студент
ФМ, 2-й курс, ЗКА
Руководитель
Минск 2011
Введение………………………………….……………………
1 Рынок труда. Сущность
и особенности рынка труда
в Республике Беларусь………………………
2 Занятость как экономическое
явление....…………………………………......
2.1 Понятие занятости населения………………………………………….….7
2.2 Виды и формы
занятости………….……………………………...……
2.3. Показатели
занятости...…….….…..……………...……
3 Государственная политика
занятости в Республике
3.1 Состояние и
перспективы развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.2 Направления
регулирования занятости в
4 О Государственной
программе содействия
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основной для стабильности в обществе.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменения форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающий рост безработицы.
Исследование государственной
Поставленная цель
- определить сущность понятия занятости;
- рассмотреть важнейшие показатели занятости;
- рассмотреть государственную политику занятости в Республике Беларусь.
1 Рынок труда. Сущность и особенности рынка труда в Республике Беларусь
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
В результате функционирования
рынка труда предприниматели,
работодатели обеспечивают
Формирование рынка труда в
стране связано с появлением
для этого экономических,
Становление рыночных
Отличительной особенностью
«О занятости населения Республики Беларусь»[1].
Стремление обеспечить
Реформирование экономики
Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством Беларуси за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества[10] .
Рынок труда Республики
Тенденции формирования
Следствием миграционного
Вывод: в соответствии с
2 Занятость как экономическое явление
2.1 Понятие занятости населения
Занятость населения
Занятость населения в узком смысле рассматривается как совокупность экономических отношений, связанных с участием граждан в сфере оплачиваемого труда в общественном производстве. Согласно данному определению, к занятому населению относятся лица, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства.
Занятость в широком смысле слова – это общественная полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей при свободном праве граждан распоряжаться своими способностями к труду. С этих позиций занятые – это лица. Реализующие свое право на свободный выбор своей сферы приложения труда, пользующейся общественным признанием, что предполагает отнесения к категории занятых не только работающих в экономике, но и граждан занятых на учебе, в домашнем хозяйстве, военнослужащих и др[5,c27].
В соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:
- лица, выполняющие оплачиваемую работу в течении полного или не полного рабочего дня;
- лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наемного труда);
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
При определении занятости
По определению Министерства
статистики и анализа
В международных
К экономически не активному (пассивному) населению в трудоспособном возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие[1].
Другими словами, к экономически пассивному населению относятся
иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица живущие на сбережения, и т.п.
Экономически активное
- временно не работающие,
в связи с отпуском или
- лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
- лица, ищущие работу.
Согласно закону Республики Беларусь:
- работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
- зарегистрированные
в установленном
индивидуальных предпринимателей;
- выполняющие работы
у юридических лиц и
- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
- обучающиеся в очной
(дневной) форме получения
- осуществляющие уход
за ребенком в возрасте до 3
лет, ребенком-инвалидом в
- занимающиеся иной
не запрещенной
Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Беларусь, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законами или международными договорами Республики Беларусь.
2.2 Виды и формы занятости
Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.
Занятость принято рассматривать к количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Ситуация, при которой предоставляется возможность каждому желающему и способному трудиться, заниматься каким-либо видом общественно полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.
Качественная, или эффективная, занятость означает такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта.
ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ-
наличие достаточного
Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.
Так же выделяют неполную занятость – это на условиях сокращенного рабочего времени. Она подразделяется на два вида: частичная и вынужденная неполная занятость. Частичная – это занятость в сокращенном режиме работы на добровольной основе (сезонная, временная и т.д.). Вынужденная неполная занятость – занятость в условиях сокращенного рабочего дня (недели) по инициативе администрации[4, c.441].
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.
По методам вовлечения в общественное производство принято различать поголовную и свободно избранную занятость населения.
Поголовная занятость (присущая административно-командной системе управления) – это максимально возможное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство.
Свободно избранная занятость – приоритетное право каждого человека выбора между участием или неучастием в общественном труде, выбора сферы общественно полезной деятельности, режимов труда, формы собственности, а также недопустимость любой формы дискриминации при реализации права на труд.
По организации труда различают стационарную (постоянную) занятость, гибкие формы занятости (надомничество, практика дележа рабочих мест, скользящий график, и д.р.), самозанятость, неформальную занятость.
Самозанятость – экономическая деятельность, осуществляемая по собственной инициативе и под своим управлением и не имеющая общепринятых форм оплаты труда.
Неформальная занятость – не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность граждан (без официальной регистрации и записи в трудовой книжке). Это самозанятые граждане, занимающиеся, как правило, перепродажей товаров, посредническими услугами, производством и сбытом сельскохозяйственной продукции в целях получения дохода, а также работающие на частных предприятиях без документального оформления отношений найма. Определяя стратегию развития экономики страны, нельзя не учитывать потенциал неформального сектора – созданные рабочие места и доходы. Данная категория граждан в настоящее время статистически не учитывается[5, c.19-20].
2.3 Показатели занятости
Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.
В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.
Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите. К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве.
В РБ в 2007г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной[9, c.104].
В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу. В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в организации независимо от оснований прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.
К безработным,
Таким образом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одним из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
3 Государственная политика занятости в Республике Беларусь
3.1 Состояние и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь формируется переходный, смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы и образования и определения стоимости рабочей силы, безработицы в ходе трансформации и структурной перестройки экономики. В республики становление рынка труда как экономической структуры является длительным и сложным процессом, на который воздействуют различные факторы и противоречия, присущие всем постсоциалистическим странам[12].
К характерным чертам такого рынка относятся:
- отсутствие свободного
перемещения граждан по
- наличие скрытой безработицы и занятости.
К особенностям формирования рынка труда в республике следует отнести:
- высокий уровень
- слабо развит частный сектор экономики;
- нестабильную ситуацию в экономике республики и в инвестиционном комплексе, что обусловливает «эффект замещения», когда излишняя рабочая сила в ощутимой степени возмещает недостаток современных основных фондов;
- монополию государства
на рынке труда и мощное
противодействие
- заработная плата еще не является доминирующим фактором в мотивации к труду;
- высокий уровень инфляции[3, c. 610].
Все перечисленные особенности в той или иной степени влияют на ситуацию на рынке труда республики и предопределяют изменение уровня безработицы и занятости населения.
В январе 2011 г. в экономике республики было занято 4644,2 тыс. человек, что на 0,2% больше чем в январе 2010г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3454,7 тыс. человек, или 74,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 132,1 тыс. человек.
Таблица 1 . Данные о численности занятого населения Республики Беларусь :
Численность занятого населения | ||
всего, тыс. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
2010г.
Январь
Январь-февраль
4636,0
Январь-март
4638,0
Январь-апрель
4638,6
Январь-май
Январь-июнь
Январь-июль
Январь-август
Январь-сентябрь
Январь-октябрь
Январь-ноябрь
Январь-декабрь
2011г.
Январь
Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2011 г. было принято на работу 56,6 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 4,7 тыс., уволено по различным причинам 60,8 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,1% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
- Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь
- Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь
- Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь
- Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь
- Занятость и проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса
- Занятость и рынок труда в Свердловской области
- Занятость и рынок труда в системе общественного воспроизводства
- Занятость и безработица. Типы безработицы. Безработица в Республике Беларусь
- Занятость и безработица. Условия занятости. Причины и виды безработицы
- Занятость и безработица. Формы и социально-экономические последствия
- Занятость и безработца. Государственная политика занятости
- Занятость и воспроизводство рабочей силы в России
- Занятость и государственная политика занятости в РБ
- Занятость и её регулирование