Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь. 4

Министерство образования  Республики Беларусь

 

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

Кафедра «Экономической теории и истории экономических учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Макроэкономика»

 

На тему: «Занятость и особенности государственной политики занятости в

 

 Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 2-й курс, ЗКА                                    

                                                               

 

Руководитель                                       

 

                                                                

 

 

 

 

Минск 2011

                                                    Содержание

Введение………………………………….………………………………………3

1 Рынок труда. Сущность  и особенности рынка труда  в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..4

2 Занятость как экономическое  явление....…………………………………......7

   2.1 Понятие занятости  населения………………………………………….….7

   2.2 Виды и формы  занятости………….……………………………...……….10

   2.3. Показатели  занятости...…….….…..……………...…………….……..…12

3 Государственная политика  занятости в Республике Беларусь…..…...…….13

   3.1 Состояние и  перспективы  развития  рынка   труда  в  Республике  Беларусь…………………………………………………………………………..13

   3.2 Направления  регулирования занятости в Республике  Беларусь……….19

4 О Государственной  программе содействия занятости  населения Республики Беларусь  на 2011 год…………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

          Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основной для стабильности в обществе.

            Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменения форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых  отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающий рост безработицы.

              Исследование государственной политики  занятости актуально в силу  важности достижения наиболее  полного использования трудовых  ресурсов общества. Таким образом,  цель курсовой работы: определить  основные тенденции и направления государственной политики занятости населения.

              Поставленная цель предопределяет  необходимость решения следующих  задач:

- определить сущность  понятия занятости;

- рассмотреть важнейшие  показатели занятости;

- рассмотреть государственную политику занятости в Республике Беларусь.

1 Рынок труда. Сущность и особенности рынка труда в Республике Беларусь

         Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство -  сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

         В результате функционирования  рынка труда предприниматели,  работодатели обеспечивают производство  и сферу услуг работниками,  исполнителями работ, а наемные  работники, продавая труд, обеспечивают  себе получение средств существования  и жизнедеятельности.

         Формирование рынка труда в  стране связано с появлением  для этого экономических, социальных  и юридических предпосылок, т.е.  некоторых объективных условий,  без которых рыночные отношения  в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

         Становление рыночных отношений  всегда затрагивает одну из  важнейших сфер экономики –  занятость трудовых ресурсов. В  дореформенный период обеспечение  занятости населения основывалось  на командно-административных методах:  лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

         Отличительной особенностью рыночной  экономики является то, что человек самостоятельно принимает решения о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе

«О занятости населения  Республики Беларусь»[1].

         Стремление обеспечить практически  стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

         Реформирование экономики Беларуси  со всей остротой поставило  проблему становления рынка труда как одной из подсистем рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал 5%).

         Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством Беларуси за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества[10] .

         Рынок труда Республики Беларусь  развивается в условиях реформирования  национальной экономики после  кризиса экономической системы  в начале 90-х годов. Была поставлена  цель – определить правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости  населения республики в условиях многоукладной экономики.

         Тенденции формирования трудовых  ресурсов предопределяются, прежде  всего, динамикой численности  трудоспособного населения.

         Следствием миграционного оттока  молодежи в городскую местность  явился рост трудовых ресурсов  в городах и потерю трудового потенциала на селе. В связи с этим, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется  «Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села», целью которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения  в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные « Отраслевой программой» меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи. 

         Вывод: в соответствии с Законом  о занятости, с 1992 года в  Республике Беларусь ежегодно  разрабатывается Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых приделах. А также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии  и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.  

                 

 

 2 Занятость как экономическое явление

     2.1 Понятие занятости населения

         Занятость населения представляет  собой такую деятельность граждан,  которая не противоречит национальному  законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит его субъекту заработок или доход[1].

          Занятость населения в узком  смысле рассматривается как совокупность экономических отношений, связанных с участием граждан в сфере оплачиваемого труда в общественном производстве. Согласно данному определению, к занятому населению относятся лица, работающие на предприятиях,  в учреждениях и организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства.

            Занятость в широком смысле слова – это общественная полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей при свободном праве граждан распоряжаться своими способностями к труду. С этих позиций занятые – это лица. Реализующие свое право на свободный выбор своей сферы приложения труда, пользующейся общественным признанием, что предполагает отнесения к категории занятых не только работающих в экономике, но и граждан занятых на учебе, в домашнем хозяйстве, военнослужащих и др[5,c27].

              В соответствии со статистикой МОТ  (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:

- лица, выполняющие оплачиваемую  работу в течении полного или  не полного рабочего дня;

- лица, занятые индивидуальной  трудовой деятельностью (без наемного труда);

- военнослужащие, проходящие  службу в вооруженных силах;

- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;

- лица, занятые уходом  за инвалидами.

 

              При определении занятости населения  выделяются две группы населения: экономически активное и экономически не активное население.

              По определению Министерства  статистики и анализа Республики  Беларусь экономически активное население – это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относиться все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет[1].

              В международных статистических  стандартах говорится о том,  что термин «экономически активное население» может иметь два значения о зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период – то подразумевается обычно активное население.

                К экономически не активному  (пассивному) населению в трудоспособном  возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие[1].

               Другими словами, к экономически пассивному населению относятся    

иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица живущие на сбережения, и т.п.

               Экономически активное население,  которое относится к незанятому, включает следующие категории граждан:

- временно не работающие, в связи с отпуском или болезнью;

- лица, проходящие переподготовку  или повышение квалификации;

- лица, ищущие работу.

 

 

             Согласно закону Республики Беларусь:

-  работающие по  трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

-  зарегистрированные  в установленном законодательстве  порядке в качестве 

индивидуальных  предпринимателей;

- выполняющие работы  у юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей по гражданско-правовым  договорам, предметом которых  является выполнение работ (оказание  услуг, создание объектов интеллектуальной  собственности);

- проходящие военную  службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

- обучающиеся в очной  (дневной) форме получения образования  в учреждениях образования;

- осуществляющие уход  за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте  до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

- занимающиеся иной  не запрещенной законодательством  деятельностью , приносящей заработок[1].

             Законодательство о занятости  населения распространяется на  граждан Республики Беларусь, а  также на иностранных граждан  и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законами или международными договорами Республики Беларусь.

 

 

     2.2 Виды и формы занятости

            Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.

            Занятость принято рассматривать к количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

          Ситуация, при которой предоставляется возможность каждому желающему и способному трудиться, заниматься каким-либо видом общественно полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

            Качественная, или эффективная, занятость означает такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить  наибольший прирост национального продукта.

        ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ-  наличие достаточного количества  рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения государства, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие их профессиональной ориентации, образованию, опыту работы.

            Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.

            Так же выделяют неполную занятость – это на условиях сокращенного рабочего времени. Она подразделяется на два вида: частичная и вынужденная неполная занятость. Частичная – это занятость в сокращенном режиме  работы на добровольной основе (сезонная, временная и т.д.). Вынужденная неполная занятость – занятость в условиях сокращенного рабочего дня (недели) по инициативе администрации[4, c.441].

         Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

           По методам вовлечения в общественное производство принято различать поголовную и свободно избранную занятость населения.

           Поголовная занятость (присущая административно-командной системе управления) – это максимально возможное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство.

           Свободно избранная занятость – приоритетное право каждого человека выбора между участием или неучастием в общественном труде, выбора сферы общественно полезной деятельности, режимов труда, формы собственности, а также недопустимость любой формы дискриминации при реализации права на труд.

           По организации труда различают стационарную (постоянную) занятость, гибкие формы занятости (надомничество, практика дележа рабочих мест, скользящий график, и д.р.), самозанятость, неформальную занятость.

           Самозанятость – экономическая деятельность, осуществляемая по собственной инициативе и под своим управлением и не имеющая общепринятых форм оплаты труда.

          Неформальная занятость – не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность граждан (без официальной регистрации и записи в трудовой книжке). Это самозанятые граждане, занимающиеся, как правило, перепродажей товаров, посредническими услугами, производством и сбытом сельскохозяйственной продукции в целях получения дохода, а также работающие на частных предприятиях без документального оформления отношений найма. Определяя стратегию развития экономики страны, нельзя не учитывать потенциал неформального сектора – созданные рабочие места и доходы. Данная категория граждан в настоящее время статистически не учитывается[5, c.19-20].

 

     2.3 Показатели занятости

           Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.

           В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.

          Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите. К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве.

           В РБ в 2007г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной[9, c.104].

           В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу. В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в организации независимо от оснований прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.

           К безработным, зарегистрированным  в органах по труду, занятости и социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы  в органах по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовы приступить к ней[10].

          Таким образом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одним из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

 

3 Государственная политика занятости в Республике Беларусь

     3.1 Состояние и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь

            В настоящее время в Республике Беларусь формируется переходный, смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы и образования и определения стоимости рабочей силы, безработицы в ходе трансформации и структурной перестройки экономики. В республики становление рынка труда как экономической структуры является длительным и сложным процессом, на который воздействуют различные факторы и противоречия, присущие всем постсоциалистическим странам[12].

К характерным чертам такого рынка относятся:

- отсутствие свободного  перемещения граждан по территории  страны (как следствие наличия паспортной прописки и отсутствие развитого рынка труда);

- наличие скрытой безработицы  и занятости.

К особенностям формирования рынка труда в республике следует  отнести:

- высокий уровень огосударствления  производства;

- слабо развит частный  сектор экономики;

- нестабильную ситуацию  в экономике республики и в инвестиционном комплексе, что обусловливает «эффект замещения», когда излишняя рабочая сила в ощутимой степени возмещает недостаток современных основных фондов;

- монополию государства  на рынке труда и мощное  противодействие государственной  политики массовой безработице;

- заработная плата  еще не является доминирующим  фактором в  мотивации к  труду;

- высокий уровень инфляции[3, c. 610].

           Все перечисленные особенности  в той или иной степени влияют  на ситуацию на рынке труда республики и предопределяют изменение уровня безработицы и занятости населения.

           В январе 2011 г. в экономике республики  было занято 4644,2 тыс. человек,  что на 0,2% больше чем в январе 2010г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3454,7 тыс. человек, или 74,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 132,1 тыс. человек.

Таблица 1 .          Данные о численности занятого населения Республики Беларусь :

 

Численность занятого населения

всего,

тыс. человек

в % к соответствующему

периоду предыдущего года


 

              2010г.

  Январь                                                 4632,9                                     99,98

  Январь-февраль                                  4636,0                                     100,1

  Январь-март                                        4638,0                                     100,1

  Январь-апрель                                    4638,6                                     100,1

  Январь-май                                          4638,2                                    100,1

  Январь-июнь                                       4640,0                                     100,1

  Январь-июль                                       4641,5                                     100,1

  Январь-август                                     4644,5                                     100,1

  Январь-сентябрь                                 4646,3                                     100,1

  Январь-октябрь                                   4648,6                                     100,1

  Январь-ноябрь                                     4651,7                                    100,2

  Январь-декабрь                                   4653,4                                     100,2

              2011г.

  Январь                                                  4644,2                                     100,2


                                

            Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2011 г. было принято на работу 56,6 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 4,7 тыс., уволено по различным причинам 60,8 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,1% - в связи с сокращением численности  или штата работников, ликвидацией организаций.

Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь. 4