Ознакомительная практика в органах местного самоуправления

Введение.

Местом прохождения моей ознакомительной практики была определена Администрация муниципального района Архангельский район. Цель практики - первичное ознакомление и усвоение навыков работы в муниципальном органе управления.

Администрация муниципального района Архангельский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Администрация муниципального района Архангельский район наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрацией руководит глава Администрации на принципах единоначалия.

Глава Администрации обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

Глава Администрации подконтролен и подотчетен Совету, а по вопросам, касающимся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Башкортостан подконтролен и подотчетен уполномоченному органу.

В структуру Администрации входит 23 муниципальных служащих в соответствии с Решением Совета муниципального района Архангельский район №260 от 25 декабря 2009 года (Приложение №1). Администрация муниципального района Архангельский район осуществляет свои полномочия по решению вопросов местного значения, согласно Федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией в случаях и порядке установленном федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и другие.

1. Основные нормативные акты, регулирующие деятельность аппарата Администрации муниципального района Архангельский район.

К основным нормативным актам, регулирующим деятельность аппарата Администрации муниципального района относятся: Устав муниципального района Архангельский район. Устав муниципального района, принятый 15 декабря 2005 года (приложение №2), имеет высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления, определяет предметы ведения муниципального района, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей района и их участия в решении вопросов местного значения. Действие устава по вопросам местного самоуправления распространяется на деятельность всех находящихся на территории района органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, должностных лиц и населения. Впоследствии в связи с изменениями законодательства в Устав вносились соответствующие изменения.

1. Уставом муниципального района Архангельский район определены:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Одним из важных направлений деятельности органов местного самоуправления является правотворческая деятельность.

В муниципальном районе установлен определенный порядок внесения проектов правовых актов:

1. Проекты муниципальных правовых актов вносятся депутатами Совета, комиссиями Совета, председателем Совета, главой Администрации, инициативными группами граждан, а также органами государственной власти Республики Башкортостан и прокурором Архангельского района Республики Башкортостан.

2.Каждый проект муниципального правового акта оформляется листом согласования.

3.Проект муниципального правового акта рассматривается предварительно на заседании постоянной комиссии Совета или на коллегии при главе Администрации муниципального района.

4.Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания.

Завершающим этапом подготовки и принятия (издания) муниципального правового акта является его внесение в единый регистр муниципальных нормативных правовых актов, которым обеспечивается единство правового пространства, реализация конституционного права граждан муниципального района на получение достоверной информации о нормативных правовых актах муниципальных образований.

Выводы: основные нормативные акты, регулирующим деятельность аппарата Администрации муниципального района соответствуют требованиям законодательства. Принятие устава муниципального района – своеобразной «конституции» муниципалитета, - способствует дальнейшей демократизации в решении вопросов местного значения и развитию дееспособных органов местного самоуправления в районе.

2. Планирование работы в Администрации муниципального района Архангельский район.

Деятельность Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан осуществляется на основе планов, разрабатываемых на месяц, квартал, полугодие, учитывая документы вышестоящих органов государственной власти и управления, решения Совета муниципального района Архангельский район, указания и поручения главы Администрации муниципального района Архангельский район, программы развития хозяйства и социальной сферы, предложения отделов Администрации.

Порядок составления плана:

- заместители главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан не позднее, чем за 15 дней до начала планируемого периода, представляют управляющей Делами предложения в план по соответствующим направлениям, содержащие формулировку вопроса, ориентировочную дату рассмотрения вопроса и фамилию исполнителя, готовящего вопрос к рассмотрению, а также информацию на имя главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан о выполнении плана работы за предыдущий период.

- управляющая Делами готовит проект плана и служебную записку о выполнении предыдущего плана и представляет на утверждение главе Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан не позднее, чем за 5 дней до начала планируемого периода.

Планы состоят из нескольких разделов:

-вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан;

-вопросы, выносимые на заседания коллегии Администрации;

-организационная работа (проведение семинаров, совещаний, конкурсов, контроль и проверка исполнения решений вышестоящих органов, решений сессий Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, распорядительных документов и поручений главы Администрации);

- работа по подготовке и проведению праздничных мероприятий.

Общий контроль за выполнением плана работы осуществляет управляющая Делами Администрации муниципального района Архангельский район.

Мною был изучено Распоряжение №391 от 24 сентября 2010 года «О плане работы Администрации муниципального района Архангельский район на 1У квартал 2010 года». (приложение №3). В плане предусмотрено проведение мероприятий по различным направлениям. В первом разделе плана выделены вопросы, вносимые Администрацией муниципального района Архангельский район для рассмотрения в Совете муниципального района Архангельский район (14 вопросов), во втором разделе выделены вопросы для рассмотрения на коллегии при главе Администрации муниципального района (9 вопросов), в третьем разделе – организационно-массовые вопросы.

3. Порядок работы со служебными документами.

В своей работе работники Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, работники отделов обязаны строго руководствуются положениями Регламента Администрации муниципального района Архангельский район (Приложение №4).

Регламент ориентирован на четкую организацию работы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, ее структурных подразделений по оперативному и полному исполнению нормативных актов органов государственной власти и управления Российской Федерации и Республики Башкортостан, решений Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, постановлений, распоряжений и поручений главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан, предприятий, организаций и учреждений.

Работу с документами в Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Республики организует управляющая Делами администрации.

Рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной власти, проводится на совещаниях Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, постоянных и временных комиссий, оперативных совещаниях у главы администрации.

Глава Администрации муниципального района Архангельский район издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории муниципального района Архангельский район, а также дает поручения заместителям, руководителям отделов. В отделах Администрации муниципального района Архангельский район могут разрабатываться не противоречащие настоящему Регламенту документы, конкретизирующие отдельные направления организации делопроизводства.

Все вопросы, связанные с организацией делопроизводства, внесением изменений в настоящий Регламент, решаются через управляющего Делами Администрации муниципального района Архангельский район.

3.1. Порядок учета, рассмотрения, оформления и хранения входящих и исходящих документов в Администрации муниципального района Архангельский район

В Администрации муниципального района Архангельский район нормативные документы федеральных и республиканских органов государственной власти и управления (указы, постановления, распоряжения и т.д.) регистрируются управляющим Делами Администрации муниципального района Архангельский район. Остальные поступившие документы распределяются на регистрируемые и нерегистрируемые.

Нерегистрируемые - газеты, журналы, брошюры, книги, сводки, статотчеты, пригласительные билеты, прайс-листы, рекламные предложения, другая корреспонденция, не подлежащая возврату управляющему Делами Администрации муниципального района Архангельский район.

Регистрируемые документы: телеграммы, факсограммы, служебные записки, письма, поступившие через электронную почту, вышестоящих органов государственной власти и юридических лиц, т.е. документы, содержащие вопросы служебного характера.

На регистрируемых документах в правом нижнем углу, свободном от текста, ставится регистрационный штамп, в котором указывается очередной входящий номер в пределах календарного года, дата поступления. Все поступившие документы вводятся главным специалистом общего отдела в систему электронного документооборота СЭД «Дело», где на каждый заполняется регистрационная карточка, где указываются следующие реквизиты: вид документа, его исходящий номер, дата отправки, отправитель, краткое содержание документа, фамилия исполнителя, которому направляется документ, срок исполнения, отметка об исполнении и возврате документа.

Главе Администрации докладываются:

- все документы, поступившие из Администраций Президента Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан, федеральных и республиканских органов государственной власти и управления;

- письма граждан;

- все жалобы.

После регистрации в тот же день под роспись заместители главы Администрации, начальники отделов получают документы в приемной Администрации муниципального района Архангельский район;

По поступающим документам глава Администрации принимают оперативные решения в виде поручений, указаний, которые учитываются управляющей делами. Заместители главы, управляющий Делами Администрации, руководители отделов и комитетов несут персональную ответственность за своевременное и полное исполнение данных им поручений и осуществляют личный контроль за их исполнением.

Сроки исполнения документов не должны превышать 30 дней (если не указан иной срок) с даты их регистрации в Администрации.

Поручения Президента и Премьер-министра Республики Башкортостан, руководителей республиканских органов государственной власти и управления рассматриваются и исполняются в сроки, указанные в этих поручениях, или в течение 30 дней со дня регистрации в Администрации Президента или Правительстве РБ.

Если исполнение документа возложено на несколько подразделений и работников, оригинал документа передается работнику, указанному в резолюции первым, являющемуся ответственным за исполнение (другим исполнителям направляется ксерокопия документа или электронная версия). Он осуществляет координацию всей работы, итогом которой является четко выраженное предложение по решению поставленных вопросов; ему предоставляется право созыва исполнителей, запрашивания информации по интересующему вопросу, подготовки промежуточных писем и т.д. Каждый из исполнителей передает ему (а не руководителю, давшему поручение) свои материалы не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока для обобщения и подготовки итогового документа. Он (а не каждый из исполнителей), готовит итоговый документ в зависимости от резолюции: проект письма или постановления, ответа заявителю или организации за подписью руководителя, давшего поручение, служебную записку о проделанной работе для снятия с контроля поручения, если не требуется подготовки писем. Если дано поручение ответить самому работнику - копия ответа представляется управляющему Делами. В случае необходимости, он же готовит записку о продлении срока исполнения поручения.

Датой исполнения поручения считается дата, когда итоговый документ подписан руководителем, давшим его.

Передача зарегистрированного документа из одного подразделения в другое осуществляется только через управляющего Делами (журнал по учету входящих документов).

Снятие документа с контроля по мере исполнения осуществляется тем руководителем, который его рассматривал. После резолюции о снятии с контроля или ответа в вышестоящие органы (или заявителю) все документы по данному вопросу (копии ответов, служебные записки, справки, информации, и т.д.) сдаются Управляющему Делами, где хранятся в соответствии с номенклатурой дел.

Все исходящие документы, адресованные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Президенту Республики Башкортостан, Администрации Президента, Председателю Государственного Собрания Республики Башкортостан, Премьер-министру Республики Башкортостан, органам прокуратуры подписываются главой Администрации или лицом, исполняющим его обязанности. Вся другая корреспонденция может быть подписана заместителями, управляющим Делами согласно распределению функциональных обязанностей между ними, за исключением ответов на письма, на которые руководством Администрации поручено дать ответ руководителям отделов.

В качестве адресата могут быть организации, их структурные подразделения, должностные и физические лица. Наименования организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже, должность и фамилию адресата – в дательном.

Все исходящие документы датируются. Датой документа считается дата его подписания или утверждения. Дата подписания документа ставится на специально отведенном месте бланка; если документ составлен не на бланке, то - ниже подписи.

Руководители комитетов, отделов и служб, работники аппарата, представляя на подпись руководству Администрации проект документа, прилагают второй, завизированный ими экземпляр. Если проект представляется на подпись главе Администрации, то на втором экземпляре документа, кроме визы исполнителя, ставится виза заместителя главы Администрации, курирующего соответствующие вопросы.

На всех исходящих документах ставится отметка об исполнителе: фамилия, номер телефона проставляются на лицевой или, при отсутствии места, на оборотной стороне последнего листа документа. В случае подготовки ответа на какой-либо документ организации, предприятия, учреждения, обязательно делается ссылка на их исходящий номер.

Если готовится письмо во исполнение какого-либо поручения (промежуточное), а сам документ остается пока в подразделении, обязательно делается ссылка на входящий номер Администрации для отметки в управлении делами о работе, проводимой по выполнению поручения. Ответ должен быть кратким, лаконичным, обеспечивать однозначное восприятие содержащейся в нём информации.

Если отправляемый документ имеет приложение, то в конце текста письма делается запись: приложение на ____ листах. Если в документе несколько приложений, делается их сквозная нумерация. Если приложения сброшюрованы, то количество листов не указывается.

Копии исходящих документов подшиваются в дела согласно номенклатуре дел, утвержденной по согласованию с архивным отделом.

Подразделения Администрации, не имеющие собственных бланков писем, правом ведения собственной переписки не обладают. Они готовят документы за подписью главы, или соответствующего заместителя главы, или управляющего Делами.

При подписании документа (письма) несколькими лицами одного ранга, их подписи располагают на одном уровне.

Выводы: процесс документооборота в Администрации муниципального района Архангельский район строго регламентирован. Строго организован контроль над сроками исполнения документов. Предложение: интенсивно внедрить систему электронного документооборота во все структурные подразделения Администрации.

3.2. Порядок подготовки, принятия и рассылки распорядительных документов Администрации муниципального района Архангельский район

К распорядительным документам Администрации муниципального района Архангельский район относятся: постановления главы Администрации муниципального района Архангельский район; распоряжения главы Администрации муниципального района Архангельский район по основной деятельности, по личному составу;

Постановления и распоряжения главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан являются муниципальными правовыми актами, реализующими полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления на территории муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

Постановления главы Администрации принимаются во исполнение Законов, Указов и Распоряжений Президента Российской Федерации и Республики Башкортостан, иных нормативно- правовых актов по наиболее важным вопросам хозяйственного, социально-культурного, экономического развития и управления.

Распоряжения главы Администрации принимаются по вопросам регулирования внутренней деятельности отделов Администрации, подведомственных организаций и носят организационный характер.

Подготовка проектов постановлений и распоряжений главы Администрации муниципального района Архангельский район осуществляется структурными подразделениями Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, заместителями главы Администрации, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. При решении многоцелевых и межотраслевых задач подготовка проектов постановлений может возлагаться на временные рабочие группы, в состав которых включаются руководители комитетов и отделов Администрации, специалисты отраслей городского хозяйства. Работу временной рабочей группы возглавляет, как правило, соответствующий заместитель главы Администрации.

Постановления и распоряжения главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан обязательны для исполнения структурными подразделениями Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, администрациями сельских поселений муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и жителями муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

При подготовке проектов постановлений соблюдаются следующие требования:

а) текст должен быть предельно кратким (не более 3 страниц, в исключительных случаях - не более 5 страниц машинописного текста). Суть документа должна быть изложена четко и исключать возможность двоякого толкования. К проекту постановления может прилагаться пояснительная записка или аналитическая справка объемом до четырех страниц;

б) постановление должно иметь краткое название (заголовок, отвечающий на вопрос “о чем”) и текст, состоящий, как правило, из двух частей: констатирующей и распорядительной. Название постановления в кавычки не заключается. Не допускается выделение названия или отдельных слов распорядительного документа жирным шрифтом или курсивом;

- в констатирующей части дается ссылка на документы, послужившие основанием для подготовки распорядительного документа с указанием входящего номера и даты поступления документа в Администрацию;

- в распорядительной части даются конкретные указания исполнителям о характере и содержании их действий, указываются сроки исполнения. Пункты нумеруются арабскими цифрами;

- констатирующая и распорядительная части имеют связующее слово “ПОСТАНОВЛЯЮ”, которое пишется прописными буквами и разделяется от текста двоеточием. Распорядительная часть начинается с нового предложения и прописной (заглавной) буквы;

в) текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме (“Обязать”, “Поручить” и т.д.);

в случаях, когда исполнителем является орган или организация, не подведомственная Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, применяется рекомендательная форма (“Предложить”, “Рекомендовать” и т.п.);

г) в качестве исполнителей в постановлениях указываются подведомственные органы или организации без указания фамилий руководителей. Должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;

д) в постановлении указывается конечный срок его исполнения. В случае если постановление принимается на длительный срок (год и более), то указываются промежуточные сроки представления информации о ходе выполнения документа.

е) при упоминании в постановлении правовых актов указываются дата издания и точное наименование акта и органа, его издавшего;

ж) в случае необходимости отмены ранее принятых постановлений, указывается орган, издавший постановление, дата, номер и его полное наименование или отдельный пункт, подлежащий отмене (“Постановление главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 01.02.06г. № 109 “О перераспределении средств” считать утратившим силу” или “Пункт 2 постановления главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 01.02.06г. № 109 «О перераспределении средств» отменить”).

Отмене подлежат постановления или отдельные их пункты, противоречащие законодательству или принятые ошибочно.

з) последний пункт постановления, как правило, устанавливает ответственного за исполнение постановления в целом. Контроль за исполнением постановления и распоряжения главы Администрации должен возлагаться на курирующего данное направление заместителя главы, управляющего Делами. Возложение контроля за исполнением распорядительного документа на нескольких лиц не допускается.

и) в случае, когда постановлением утверждаются самостоятельные документы (положения, инструкции, планы, составы комиссий и других коллегиальных органов, списки и т.д.), они указываются в тексте как приложения. Приложение подписывается управляющим Делами Администрации. Приложения нумеруются арабскими цифрами, например: Приложение №1 к постановлению главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан №__ от _____. Дата и номер заполняются при регистрации постановления в секторе нормативных документов;

к) в текстах постановления и приложения применяются только общепринятые сокращения: аббревиатуры названий предприятий, учреждений, ассоциаций, фирм и т.п. расшифровываются, сокращения могут употребляться только при повторении этих наименований в тексте;

л) исправления, подчистки в текстах проектов постановлений и приложений не допускаются;

м) ответственность за содержание и качество проектов постановлений возлагается на руководителей подразделений Администрации, вносящих проект; на оборотной стороне последнего листа указывается подразделение, фамилия, телефон работника, готовившего проект, например: подготовлено Фахретдиновой Г.Г.

н) проект должен быть согласован со всеми организациями и должностными лицами, имеющими непосредственное отношение к вопросам, содержащимся в проекте постановления. Согласование осуществляется на листе согласования (образец прилагается), в котором отражаются замечания по проекту, и заверяются печатью. В случае несогласия с проектом, оформляется отдельное заключение за подписью руководителя. Не допускается написание на листе согласования «Возражаю» без приложения письменного заключения.

Юрист Администрации визирует проекты муниципальных правовых актов после согласования его со всеми заинтересованными службами и курирующим эти вопросы заместителем главы Администрации.

- перечень согласующих инстанций и перечень организаций, куда следует направить принятое постановление, определяется составителем проекта (лист рассылки прилагается);

о) срок согласования проекта в инстанции не должен превышать 3 дней;

п) первый экземпляр готового проекта постановления с согласованиями и подлинниками документов, указанных в констатирующей части проекта (письма, аналитические и служебные записки, заявления и т.п.), передается управляющему Делами со списком рассылки документа (прилагается), подписанным руководителем комитета, управления, отдела

р) конечной инстанцией согласования проекта постановления является управляющий Делами Администрации, который определяет полную готовность документа к представлению его главе Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан;

с) на подпись главе Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан проект постановления передается через управляющего Делами.

т) после подписания все постановления поступают управляющему Делами, где им присваивается номер и указывается дата. Подписывается только один экземпляр постановления - первый, отпечатанный на бланке (оригинал), который остается в деле и сдается в архив. Размножаются и рассылаются копии постановлений, заверенные печатью, на каждом экземпляре проставляется номер и дата, указанные в оригинале, слова «верно» или «копия верна» на копиях не пишутся.

Не допускается принятие повторных (дублирующих) постановлений по одному и тому же вопросу, пока полностью не исполнено предыдущее.

В случае принятия нового постановления в связи с изменением обстоятельств или по другим обоснованным причинам, ранее принятый документ признается утратившим силу и не подлежит применению

Постановления признаются утратившими силу и в тех случаях, когда истекает срок их действия и своевременно не внесено предложение о продлении срока их действия.

Требования к подготовке и отправке распоряжений и приказов главы Администрации муниципального района Архангельский район те же, что и к подготовке проектов постановлений. Распоряжения главы Администрации не имеют названия (заголовка). Распоряжения главы Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан не могут отменять или изменять его постановления.

4. Методы подбора кадров на вакантные должности муниципальной службы в Администрации муниципального района Архангельский район и порядок назначения их на должности

Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы (далее - муниципальные должности), утвержденных в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 г. N 259-з "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", проводится на конкурсной основе в целях обеспечения права граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой, а также права муниципальных служащих на должностной рост. Советом муниципального района Архангельский район принято «Положение о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности муниципальной службы в муниципальном районе Архангельский район» (приложение №5: Решение Совета №428 от 15.07.2008г.)

Так, в течение 2010 года проведено 6 конкурсов на замещение вакантных должностей. Конкурс в Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан объявляется по решению руководителя при наличии вакантной муниципальной должности (приложение №6). Муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Вакантной муниципальной должностью признается не замещенная
муниципальным служащим должность, предусмотренная в структуре Совета
и Администрации муниципального района Архангельский район Республики
Башкортостан.

Право на участие в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, но не старше 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, отвечающие квалификационным требованиям, а также требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, необходимым для замещения муниципальной должности.

Желающий участвовать в конкурсе предъявляют следующие документы:

- заявление на имя главы Администрации;

- личную анкету с фотографией;

  • документ, удостоверяющий личность и гражданство;

  • копию трудовой книжки;

  • документы, подтверждающие профессиональное образование. Гражданин, желающий участвовать в конкурсе, вправе также

представить характеристику или рекомендательное письмо с места работы, рекомендации лиц, знающих претендента по совместной работе.

В отдельных случаях в соответствии с установленными требованиями предоставляются иные необходимые сведения и документы. Копии документов о профессиональной деятельности и об образовании представляются заверенные нотариально либо кадровой службой по месту работы. Конкурсная комиссия проводит в случае необходимости проверку достоверности сведений, представленных кандидатом, и принимает решение о допуске к участию в конкурсе.

Граждане представляют необходимые документы не позднее 15 дней с момента опубликования объявления. Несвоевременное или неполное представление документов без уважительных причин является основанием для отказа гражданину в участии в конкурсе. Решение о допуске к участию в конкурсе сообщается подавшим документы не позднее чем за 5 дней до его проведения.

Гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;

лишения его права занимать государственные должности государственной гражданской службы (муниципальные должности) в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

- наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения
заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,
составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если
исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности, на
которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

  • утраты гражданства Российской Федерации, наличия гражданства иностранного государства, отказа от представления сведений о полученных им доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения;

  • близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина с муниципальным служащим, если его предстоящая муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;

  • достижения им предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан (65 лет);

- в связи с несоответствием квалификационным требованием.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан поступлению гражданина на муниципальную службу, он информируется в письменной форме председателем конкурсной комиссии о причинах отказа в участии в конкурсе.

Организация проведения конкурса

Опубликование условий проведения конкурса, сведений о дате,
времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора
производится не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса в
официальных средствах массовой информации органа местного
самоуправления.

Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие
в нем, имеющих профессиональное образование, соответствующее
квалификационным требованиям по • соответствующей должности,
отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации,
Республики Башкортостан о муниципальной службе. Конкурс заключается в
оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной
должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным
требованиям к этой должности. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.

Конкурс-испытание может быть проведен в виде: собеседования, тестирования профессиональных и личностных качеств кандидата, метода групповой дискуссии, ролевой игры, экзамена по соответствующей муниципальной должности муниципальной службы.

Конкурсная комиссия, порядок формирования

На каждый конкурс образуется конкурсная комиссия, утверждаемая Главой Администрации муниципального района Архангельский район. В состав комиссии входят члены аттестационной комиссии, руководители подразделений по соответствующей муниципальной должности, а также могут включаться независимые эксперты. Общее число членов конкурсной комиссии должно быть не менее 5 человек.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата на замещение вакантной муниципальной должности. По результатам конкурса комиссия дает претенденту одну из следующих оценок:

1) соответствует муниципальной должности муниципальной службы и рекомендуется для назначения;

на замещение вакантной муниципальной должности. По результатам конкурса комиссия дает претенденту одну из следующих оценок:

1.) соответствует муниципальной должности муниципальной службы и рекомендуется для назначения;

2.)включается в базу данных резерва;

3) не соответствует муниципальной должности муниципальной службы. Результаты голосования конкурсной комиссии заносятся в протокол.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем
присутствует не менее 2/3 ее членов.

Муниципальному служащему, принятому по результатам конкурса-
испытания, испытательный срок не устанавливается.

Если в результате конкурса не были выявлены кандидаты,
отвечающие требованиям, предъявляемым по муниципальной должности, на
замещение которой он был объявлен, комиссия вправе принять решение о
проведении повторного конкурса. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в течение 10 дней со дня его завершения в любой приемлемой форме по договоренности с участником конкурса (непосредственно в беседе, по контактному телефону, письменно). Документы претендентов и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение месяца со дня завершения конкурса.

5. Организация работы с кадрами в Администрации муниципального района Архангельский район.

Совершенствование кадровой политики, подбор и расстановка кадров находятся на постоянном контроле Администрации муниципального района. Только в 2010 году приняты 8 решений Совета, 12 распоряжений и постановлений главы Администрации по данному вопросу.

Анализ кадровой обеспеченности администраций муниципального района и сельских поселений показывает:

- все 27 сотрудников - работники Администрации муниципального района имеют высшее образование,

-2 человека обучаются в Башкирской академии государственной службы и управления (1-из Администрации муниципального района, 1-из резерва),

-за последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 24 муниципальных служащих, в т.ч. в 2009г- 7 человек.

Обновился состав администрации муниципального района, вследствие естественной ротации кадров (переход на другую работу) в 2010 году администрацию принято 6 новых работников. По возрастному цензу большую часть муниципальных служащих администрации Муниципального района Архангельский район составляют работники от 31 до 50 лет - 62 %, молодежь до 30 лет – 25 %.

Анализ образовательного уровня, результаты квалификационных экзаменов показывают, что пока, к сожалению, не все муниципальные служащие соответствуют квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством.

Ежегодно Постановлением главы администрации муниципального района утверждается список лиц зачисленных в резерв муниципальных служащих муниципального района, который согласовывается с депутатским корпусом Совета муниципального района, что, несомненно, положительно влияет на стимулирование эффективности служебной деятельности, карьерного роста, развитию кадровой политики в целом.

В отделе по учету кадров и информации имеются все необходимые нормативные документы, регулирующие порядок подбора кадров и их назначения на должности, порядок прохождения муниципальной служб: Закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан №453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 28 мая 2009 г. N 129-з "О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Республике Башкортостан", Закон Республики Башкортостан от 5 февраля 2009 года № 95-з «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Башкортостан»; Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года № 259-з «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»; Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2004 года № 87-з «О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»; Закон Республики Башкортостан от 3 июня 2004 года № 82-з «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан»;

Закон Республики Башкортостан от 28 марта 2006 года № 288-з «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года № 667-р (об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению в орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, поступающим на муниципальную службу).

Приняты и используются в решении кадровых вопросов Решения Совета муниципального района Архангельский район: №260 от 25 декабря «О перечне должностей Администрации муниципального района Архангельский район РБ» (Приложение№1), Решение Совета №428 от 15.07.2008г. «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности муниципальной службы в Муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан» (Приложение№5), Решение Совета №427 от 15 июля 2008 года «Об утверждении положения о порядке ведения реестра муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Совете и Администрации муниципального района Архангельский район РБ» (Приложение№7).

Постановления главы Администрации: №25 от 1 февраля 2006 года «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка для работников администрации муниципального района Архангельский район» (приложение №9), постановление №76а «О положении о порядке поощрений муниципальных служащих администрации муниципального района Архангельский район» (приложение №10), постановление №523 от 18 мая «Об утверждении положения о применении дисциплинарных взысканий для муниципальных служащих администрации муниципального района Архангельский район» (приложение №11), постановление №344 «Об утверждении положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального района Архангельский район» (приложение №13), постановление №335а «Об утверждении положения об общих принципах служебного поведения муниципальных служащих администрации муниципального района Архангельский район» (приложение №14) и др.

Участие в подготовке Распоряжения главы Администрации муниципального района Архангельский район №452 от 12 ноября 2010 года «О проведении квалификационного экзамена» (Приложение№8) позволило применить на практике следующие законы: Закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан №453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 28 мая 2009 г. N 129-з "О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Республике Башкортостан". После подписания данного распоряжения главой Администрации муниципальные служащие Администрации, которые будут проходить квалификационный экзамен, были осведомлены о предстоящем экзамене, о чем составлено приложение с подписями.

Выводы и рекомендации:

В Администрации муниципального района Архангельский район кадровая работа ведется в соответствии с законодательством, регулирующем муниципальную службу. Но недостаточно еще на настоящий момент организована работа с кадровым резервом. На стадии разработки находится Положение о кадровом резерве, необходимо провести эту работу в ближайшее время. Также, на мой взгляд, необходимо активизировать работу с молодежью Архангельского района, так как только при привлечении молодежи можно эффективно решать социально-экономические задачи, стоящие перед районом.

Заключение

За последние годы Администрацией муниципального района Архангельский район проведена огромная подготовительная работа по созданию нормативно-правовой, организационной и кадровой базы системы местного самоуправления, что позволило войти в муниципальную реформу подготовлено.

Работа с документами в Администрации муниципального района Архангельский район регламентирована. Строго организован контроль над сроками исполнения документов. Предложение: интенсивно внедрить систему электронного документооборота во все структурные подразделения Администрации. Решить организационные вопросы с предоставлением муниципальных услуг в электронном виде. Структура Администрации соответствует для решения вопросов местного значения.

В Администрации муниципального района Архангельский район кадровая работа ведется в соответствии с законодательством, регулирующем муниципальную службу. Но недостаточно еще на настоящий момент организована работа с кадровым резервом. На стадии разработки находится Положение о кадровом резерве, необходимо провести эту работу в ближайшее время. Также, на мой взгляд, необходимо активизировать работу с молодежью Архангельского района, так как только при привлечении молодежи можно эффективно решать социально-экономические задачи, стоящие перед районом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2007 г.).

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.).

  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.от 29 марта 2008г.).

  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государ­ственной регистрации уставов муниципальных образований»
    (в ред. от 18 октября 2007 г.).

  5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе
    на замещение вакантной должности государственной граждан­
    кой службы Российской Федерации».

  6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными граж­данскими служащими Российской Федерации и оценки их зна­ний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Законодательные акты Республики Башкортостан

  1. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 (в ред. от 18 сентября 2008 г.).

  2. Закон Республики Башкортостан №162-з от 17 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 24.05.2005 №181-з, от 03.05.2006 №312-з, от 03.11.2006 №370-з, от 16.04.2007 №420-з, от 03.07.2007 №447-з, от 29.12.2007 №514-з).

  3. Закон Республики Башкортостан от 4 февраля 2003г. № 459-з «О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в Республике Башкортостан» (в ред. От 16 июня 2006 г.).

  4. Закон Республики Башкортостан от 3 июня 2004 г. № 82-з «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан» (в ред. от 24 июня 2008 г.).

  5. Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2004г. №84-з «О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» (в ред. от 29 декабря 2006 г.).

  6. Закон Республики Башкортостан от 21 июня 2005г. №190-з «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (в ред. от 3 ноября 2006г.).

  7. Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 г. № 259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан».