Учет нематериальных активов. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1.Сущность и содержание нематериальных активов
Нематериальные активы (от лат. Tengere – касаться, осязать) – это определяемый (идентифицируемый) не денежные актив, не имеющие физической формы (сущности), предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более 1 года), в административных целях или сдаче в аренду другими субъектам которые:
1) можно определить;
2) контролирующим субъектам;
3) от использования, которых субъект предполагает получить экономические выгоды в будущем.
Требование притока будущих экономических выгод от использования нематериального актива является общим для всех активов. При принятие решения о том, являются ли понесенные затраты нематериальным активом, данное мнение имеет приоритетное значение. По общему правилу, оценка актива с этой точки зрения производиться на основе профессионального суждения руководства компании. При этом экономические выгоды могут заключаться, например, в увеличение поступлений, сокращении расходов и порч. При оценке экономических выгод следует применять принципы, установленные МСФО 36 «Обесценение активов». Если же актив будет создавать экономические выгоды в комплексе с иными активами, то применяется концепция генерирующих доход единиц, изложенная в то же стандарте.
Таким образом, МСФО 38 не дает закрытого списка нематериальных активов, а приводит параметры нематериальных ресурсов, которые могут быть у компании: торговые марки, патенты, авторские права, программное обеспечение, специализированные научные и технические знания, привилегии на право продаж, на использования торговых знаков, на введение бизнеса в определенном районе, лицензии, формулы, технологии, списки покупателей и другие, которые при выполнения условий могут признаваться в качестве нематериальных активов.
Для того чтоб нематериальные
активы признавались в учете и
отчетности, они должны удовлетворять
не только определению нематериального
актива, но и критериям признания.
Критерием признания
1)наличие высокой степени
уверенности в том, что
2)надежность оценки фактической стоимости активов.
Экономические выгоды, связанны непосредственно с данными нематериальным активом, включают доходы от реализации товаров (работ, услуг), снижение затрат на производство или другие выгоды как результат применения актива самой компанией. Будущие экономические выгоды, непосредственно связанные с данным нематериальным активом, будут поручены в случае, если:
1) определена роль
нематериального актива в
2) есть способность
и намерение компании
3)существуют адекватные
технические, финансовые и
Стоимость нематериального актива может быть определенна достоверно только при существовании активного рынка. Активный рынок- это рынок, где соблюдаются следующие условия:
-Товары, продаваемые на рынке, однородны;
-Обычно в любое время можно найти желающих вступить в сделку продавцов и покупателей;
-Цены на подобные продаваемые и покупаемые товары доступны для общественности (публикуются).
Некоторые нематериальные активы, такие как товарные знаки, названия изданий, авторские права на музыкальные издания и кино и другие, вследствие уникальности каждого их них не имеют активного рынка. Операции по купле-продаже таких активов происходят крайне редко; сумма, уплаченная за один актив, не может быть основной для изменения стоимости другого актива, и цены, как правило, не публикуются.
Проблема признания и отнесения объекта учета к нематериальным активам достаточно сложна и противоречива. Грань, отделяющая нематериальные активы от расходов компании или других неосязаемых объектов, достаточно неопределенна. Стандарты бухгалтерского учета рекомендуют в случае сомнений в критериях отнесения объекта учета к нематериальным активам признавать его расходом периода.
В соответствии с приведенными признаками неосязаемые объекты учета можно разделить на две группы:
1. нематериальные активы:
- Авторские права;
- Патенты;
- Лицензии и франшизы;
- Права на эксплуатацию;
- Торговые марки и торговые знаки;
- Гудвилл;
- Программное обеспечение (при условии обособленности от аппаратных средств);
- Технологии, рецепты, формулы, чертежи и прототипы;
- Обязательства не вступать в конкуренцию;
2. расходы компании:
- Авторские авансы;
- Реклама и пропаганда;
- Эмиссионные расходы;
- Расходы, понесенные при открытии компании;
- Маркетинговые исследования;
- Расходы на подготовку кадров;
- Затраты на ремонт;
- Судебные расходы.
В учетной политике компании бухгалтер должен выделить отдельные классы нематериальных активов. Класс нематериальных активов- это группа активов, похожих по характеру и назначению. Примерами отдельных классов нематериальных активов могут быть:
- Товарные знаки;
- Компьютерное программное обеспечение;
- Авторские права, патенты;
- Нематериальные активы в процессе разработки.
Данные класс могут разбиваться на более мелкие и объединятся в более крупные классы нематериальных активов, если такое представление информации делает её более понятной для пользователей финансовой отчетности.
1.2. Оценка нематериальных активов
В соответствии с СМФО 38 одним из основных вопросов в учете нематериальных активов является их оценка. Оценка нематериальных активов - это денежное выражение стоимости нематериальных активов, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете. Существует следующие виды оценки нематериальных активов:
1) Себестоимость (фактическая или историческая стоимость) – это:
-справедливая стоимость другого возмещения, переданного для приобретения на момент его приобретения или создания; или
-сумма, отнесенная к данному активу при его признании в соответствии с требованиями других МСФО; или
-сумма уплаченных денежных средств или эквивалентных средств.
2) Балансовая стоимость:
-стоимость основных средств и нематериальных активов, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету;
-сумма, по которой
актив признается в
3) Справедливая стоимость-
это сумма, на которую
4) Амортизационная стоимость- это способность актива или другая величина, отраженная в финансовой отчетности вместо себестоимости, за вычетом его ликвидационной стоимости.
5) Стоимость актива, основанная
на деятельности организации,- это
текущая стоимость будущих
6) Ликвидационная стоимость-
это чистая сумма, которую
7) Переоцененная стоимость- это справедливая стоимость на дату на дату переоценки за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных в последствии.
После первоначального признания МСФО 38 требует учитывать не материальные активы с применением одной из двух моделей оценки активов.
В первой модели (модель стоимости) за основу принята оценка по первоначальной стоимости- нематериальные активы после признания в качестве активов отражается по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков обеспечения (с учетом требования об уменьшение балансовой стоимости до возмещаемой суммы). Возмещенная сумма- это сума, которую компания ожидает возместить в ходе дальнейшего использования актива, включая его ликвидационную стоимость при выбытии. Переоценка возможна только тогда, когда возмещаемая сумма для данного объекта может оказаться ниже его балансовой стоимости. Сумма уменьшения стоимости признается расходом данного отчетного периода.
Вторая модель (модель переоценки) предполагает использование оценки по переоцененной стоимости: нематериальные активы после признания в качестве активов учитывается по переоцененной стоимости , являющейся его справедливой (реальной) стоимостью на дату переоценки за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных в последствии. Переоценки должны проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Им считается совокупность прав, возникающая после оформления патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.
2.ОПТМИЗАЦИЯ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
2.1. Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Нематериальные активы
зачисляются в состав нематериальных
активов на основании акта приемки – передачи нематериальных
активов по мере создания или поступления
их на предприятие или окончания работ
по доведению их до состояния, пригодного
к использованию в запланированных целях.
При наличии
охранного документа, выданного уполномоченным
государственным органом и подтверждающего
права на нематериальные активы, в качестве
учетной единицы может быть указан охранный
документ как эквивалент прав, вытекающих
из этого охранного документа.
В случае приобретения нематериальных
активов на основании лицензионных, авторских
или иных предусмотренных законодательством
договоров, в качестве учетных единиц
принимаются соответствующие лицензии
и договоры.
Существует несколько основных видов
поступления нематериальных активов.
1.Приобретение нематериальных активов
за плату;
2.Приобретение нематериальных активов
в результате обменных операций;
3.Приобретение в результате объединения
компаний и безвозмездное получения нематериальных
активов. Закон «О бухгалтерском учете
и финансовой отчетности» в РК определяет
понятие нематериальных активов, учитываемых
отдельно от основных средств на счете
2700 «Нематериальных активы» и 2740 «Амортизация
прочих нематериальных активов»
Данные счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении средств труда, которые в соответствии с установленным порядком относятся к нематериальным активам.
Счет 2700 предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности.
Аналитический учет по счету 2700 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для каждого вида активов, принятой в организации, например:
- 2710 «Гудвилл»;
- 2730 «Прочие нематериальные активы»;
- 2731 «Лицензии»
- 2732 «Программное обеспечение»;
- 2733 «Патенты»;
- 2734 «Организационные затраты».
Организация аналитического учета нематериальных активов должна быть построена применительно к требованиям заполнения раздела 2700 «Нематериальные активы» форма №5 «Приложение к балансу предприятия» годового отчета по группам нематериальных активов.
Счет 2700 «Нематериальные активы» корреспондирует со счетами по дебету:
- 1010 Касса
- 1030 Расчетный счет
- 1031 Валютный счет
- 1060 Прочие денежные средства
- 3310 Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам
- 5400 Резервы
- 5510 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года
по кредиту:
- 2000 Долгосрочные финансовые инвестиции
- 6210 Доходы от выбытия активов
- 1100 Краткосрочные финансовые инвестиции
- 5400 Резервы
Счет 2740 «Амортизация прочих нематериальных активов» предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости сч. 2740 - (пассивный, регулирующий, контрактивный)
Аналитический учет по счету 2740 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
Счет 2740 «Амортизация прочих нематериальных активов» корреспондирует со счетами по дебету:
- 6210 Доходы от выбытия активов
по кредиту:
- 8110 Основное производство
- 8310 Вспомогательные производства
- 7210 Административные расходы
- 7010 Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг
- 7110 Расходы по реализации продукции и оказанию услуг
- 7470 Прочие расходы
- 7410 Расходы по выбытию активов
- 5610 Итоговая прибыль (итоговый убыток)
Кроме того, для учета нематериальных активов предназначены счета:
- 3130 Налог на добавленную стоимость
- 1420 Налог на добавочную стоимость к возмещению
- 6210 Доходы от выбытия активов
Нематериальные активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки по мере создания или поступления их на предприятие или окончания работ по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.
При наличии охранного документа, выданного уполномоченным государственным органом и подтверждающего права на нематериальные активы, в качестве учетной единицы может быть указан охранный документ как эквивалент прав, вытекающих из этого охранного документа. В случае приобретения нематериальных активов на основании лицензионных, авторских или иных предусмотренных законодательством договоров, в качестве учетных единиц принимаются соответствующие лицензии и договоры.
Существует несколько
основных видов поступления
1. Приобретение нематериальных активов за плату. Расходы по приобретению нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 2730 «Прочие нематериальные активы» и кредиту счета 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» или счета 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам».
Принятый к зачету
НДС отражается по счету 1420 «Налог на
добавленную стоимость к
Произведенную оплату поставщику указывают по дебету счетов 3310 или 4110 и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе» или счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах».
Приобретение нематериальных активов у физических лиц на долгосрочную стоимость отражается по дебету счета 2730 и кредиту счета 3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»
Приобретение нематериальных активов у дочерних, ассоциированных и совместных организациях учитывается по дебету счета 2730 и кредиту счета 3320 «Краткосрочная кредиторская задолженность дочерним организациям» или счета 3330 «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным организациям».
2. Возможно безвозмездное
поступление нематериальных
В данном случае НДС не подлежит отнесению в зачет по безвозмездно полученному имуществу.
3. Поступление нематериальных активов в порядке бартера отражают по дебету счета 2730 и кредиту счетов 3310-3330, 4110.
Принятый к зачету НДС указывается по дебету счета 1420 и кредиту счетов 3310-3330, 4110
Зачтенные взаимные обязательства учитываются по дебету счетов 3310-3330, 4110 и кредиту счетов 1210-1230, 2110-2130.
4. На этапе образования
5. Нематериальные активы
Начисленная заработная плата работникам проекта указывается на счетах по дебету 1340 «Незавершенное производство», 2930 «Незавершенное строительство» и кредиту 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».
Начисленный социальный налог и социальные отчисления отражаются по дебету счетов 1340, 2930 и кредиту счетов 3150 «Социальный налог» или 3210 «Обязательства по социальному страхованию».
При введении объекта в эксплуатацию по дебету указывается счет 2730, а по кредиту счета 1340, 2930.
6. В стоимость любым способом поступивших нематериальных активов включаются расходы по приведению его в рабочее состояние. Например: затраты на вознаграждение работникам, непосредственно участвующих в приведении нематериальных активов в рабочее состояние Дт 2730 Кт 3350
Налоги на вознаграждение работникам Дт 2730 Кт 3150, 3210
Затраты на профессиональные услуги
в области приобретенных
7. отраженный положительный
Основными видами выбытия нематериальных активов с предприятия являются:
- их реализация (продажа);
- безвозмездная передача;
- списание вследствие
- передача в счет вклада в
уставные капиталы других
- списание после окончания
Независимо от причины любое выбытие нематериальных активов получает отражение на активно-пассивном счете 7410 «Расходы по выбытию активов». В дебет счета 7410 списывают первоначальную стоимость выбывающих нематериальных активов, расходы, связанные с их выбытием, сумму НДС по реализуемым активам; по кредиту счета 7410 списывают износ по выбывающим активам, сумму выручки от реализации или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
Сопоставление оборотов по счету 7410 позволяет выявить либо доходы (превышение кредитового оборота над дебетовым), либо потери (превышение дебетового оборота над кредитовым).
Финансовый результат от выбытия нематериальных активов списывают со счета 7410 на счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)». При этом:
- если сумма выручки от реализации нематериальных активов превышает остаточную их стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 7410 и кредит счета 5610
- если остаточная стоимость
выбывших нематериальных
Финансовый результат
от безвозмездной передачи нематериальных
активов производственного
При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций договорная стоимость может превышать балансовую стоимость активов. В этом случае сумму превышения отражают по кредиту счета 5020 в корреспонденции со счетом 2730.
Обороты по продаже (реализации) и безвозмездной передаче нематериальных активов облагаются НДС.
Для определения суммы НДС по реализуемым нематериальным активам нужно выяснить факты приобретения активов с НДС или без НДС и сроки приобретения.
При безвозмездной передаче нематериальных активов плательщиком НДС является передача прибыль). Облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации (без учета НДС), но не ниже остаточной стоимости нематериальных активов.
При выбытии нематериальных активов путем реализации за плату списание остаточной стоимости отражается по дебету счета 7410 «Расходы по выбытию активов» и по кредиту счет 2730 «Прочие нематериальные активы».
Списание накопленного износа отражается по дебету счета 2740 «Амортизация прочих нематериальных активов» и кредиту счета 2730.
При списании оставшейся суммы переоценки по дебету указывается счет 5320, а по кредиту 5410 «Резервный капитал, установленный учредительными документами».
При предъявлении покупателю счет-фактуры в дебете отражается счет 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», а в кредите счет 6210 «Доходы от выбытия активов».
Начисление НДС отражается в дебете счета 1210 и кредите счета 3130 «Налог на добавочную стоимость».
При получении оплаты от покупателей или заказчиков в дебите указываются счета 1010 «Денежные средства в кассе» или 1030 «Денежные счета на текущих банковских счетах», а в кредите счет 1210.
Ликвидация нематериальных активов.
Списание ликвидационной стоимости отражается по дебиту счета7410 «Расходы по выбытию активов» и кредиту счета 2730.
Списание накопленного износа отражается по дебиту счета 2740 «Амортизация прочих нематериальных активов» и кредиту счета 2730 «Прочие нематериальные активы»
2.2 Учет амортизации нематериальных активов
Нематериальные активы используются длительное время и в течение этого времени их стоимость ежемесячно переносится на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Экономический механизм постепенного переноса стоимости нематериальных активов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены нематериальных активов называется амортизацией.
Величина амортизационных
отчислений исчисляется по нормам,
которые предприятие
Сумму амортизации за отчетный месяц определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших нематериальных активов за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости нематериальных активов, выбывших в прошлом месяце.
Начисление по амортизации целесообразно начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, и прекращать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Для обобщения информации о накопленных амортизационных отчисления по объектам нематериальных активов, по которым проводится погашение стоимости, предназначен пассивный регулирующий счет 2740 «Амортизация нематериальных активов».
Ежемесячно суммы износа, начисленного по нематериальным активам, согласно установленным нормам, предприятие включает в издержки производства - дебет счетов 8110 «Основное производство».
Методы амортизации нематериальных активов:
Метод прямолинейного списания стоимости предполагает, что функциональная полезность нематериальных активов зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока полезной службы. Стоимость нематериальных активов списывается равными частями в течении всего срока его полезного использования. При этом методе годовая норма и годовая сумма амортизации остаются постоянными весь срок полезной службы актива, начисленная амортизация увеличивается, а балансовая стоимость актива уменьшается равномерно.
Метод единиц продукции или списание стоимости пропорционально объему выполненных работ основывается на предположении, что функциональная полезность нематериальных активов зависит не от времени, а от результатов его использования. При этом срок полезной службы определяется количеством продукции или объемом услуг, которые компания рассчитывает произвести или оказать использованием актива. При использовании этого метода амортизация производиться посредством распределения амортизируемой стоимости нематериального актива прямо пропорционально количеству продукции (объему услуг), произведенной за соответствующие отчетные периоды в течение срока его полезной службы. Годовая сумма амортизации увеличивается, а балансовая стоимость уменьшается также в зависимости от количества произведенной продукции. При выборе этого метода следует учесть, что резкие колебания величины амортизации из года в год, зависящие от использования нематериального актива, не дают четкого представления о тенденции изменения амортизации и оказывают соответствующее влияние на определение себестоимости и финансового результата.

- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учетная политика ЧП «Полюс Гарант Плюс
- Учетная политикиа организации
- Учетная система Древнего Египта
- Учетная ставка НБУ
- Учет НДС в 1С
- Учет НДС по поступающим товарам при совмещении общей системы налогообложения и единого налога на вмененный доход
- Учёт неидеальности растворов в кинетических исследованиях. "Идеальные" и "неидеальные" поверхности в гетерогенном катализе