Учет нематериальных активов. 7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВГУ)
Институт
менеджмента и
бизнеса
Реферат
на тему: "Учет нематериальных
активов"
Выполнил:
Студент группы 0000
Петров И.И..
Проверила:
Петров.Г.Г.,
ассистент
Владивосток
2005
СОДЕРЖАНИЕ
1 Состав и оценка нематериальных активов 3
2 Учет нематериальных активов 7
2.1 Учет поступления
нематериальных активов 10
2.2 Учет износа
нематериальных активов 12
3 Отражение нематериальных активов в отчетности 15
Список
литературы 17
1
Состав и оценка нематериальных
активов
Под
нематериальными активами понимают
объекты долгосрочного
Согласно
Положению о бухгалтерском
земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы, связанные с созданием предприятия.
Классификация нематериальных активов:
- объекты интеллектуальной собственности;
- права пользования природными ресурсами;
- отложенные затраты;
- цена фирмы.
Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида: регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.
Правовое регулирование объектов промышленной собственности осуществляется Патентным законом РФ от 23.09.92 г. за № 3517-1, Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Российской Федерации» от 23.09.92 за № 3520-1, а также подзаконными нормативными актами, регулирующими процедуру оформления и регистрации объектов, размеры пошлин и иные вопросы.
Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам, регулируемым патентным правом относят:
- изобретение, если оно является новым и промышленно применимо или является известным устройством, способом, но имеет новое применение;
- промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
- Полезная модель – конструктивное выполнение составных частей;
- Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических лиц или физических лиц;
- Наименование места происхождения товара – название географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными и (или) людскими факторами;
- Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица;
- «Ноу-хау» - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам.
Правовое регулирование объектов авторским правом осуществляется в соответствии с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.92 г. за № 3523-1, Законом РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.92 за № 3526-1, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9.07.93 за № 5351-1.
К объектам, регулируемым патентным правом относят:
- Программа для ЭВМ, а также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы;
- База данных;
- Топология интегральных микросхем;
- Другие произведения науки, литературы и искусства;
- Лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности, если они выдаются на срок более 1 года.
Права пользования природными ресурсами составляют право пользования земельным участком, недрами и право на геологическую и другую информацию о недрах.
Отложенные
затраты – организационные
Организационные расходы состоят из затрат организации в период ее создания до момента регистрации.
Расходы
по НИОКР – затраты на осуществление
или приобретение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Цена
фирмы - разница между стоимостью
фирмы как единого целостного
имущественно-финансового
Оценка нематериальных активов. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.
Первоначальная стоимость представляет
собой затраты по приобретению
нематериальных активов или
Затраты по приобретению нематериальных активов включает в себя суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.
Расходы по созданию нематериальных активов включают в себя начисленную соответствующим работникам оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты и общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения нематериальных активов на предприятии.
Первоначальная стоимость определяется для объектов:
- внесенных в счет вкладов в уставной капитал – по согласованной стоимости;
- приобретенных за оплату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния пригодного к использованию;
- полученных безвозмездно от других организаций и лиц – экспертным путем.
Главные задачи бухгалтерского учета нематериальных активов: обеспечение контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия; правильное и своевременное исчисление износа; получение сведений для правильного расчета налогов, перечисляемых в бюджет; получение данных для составления отчетности о наличии и движении нематериальных активов.
Таким
образом, под нематериальными активами
понимают объекты долгосрочного пользования
(свыше 1 года), не имеющие материально-вещественного
содержания, но имеющие стоимостную оценку
и приносящие доход. Выделяют 4 вида нематериальных
активов: объекты интеллектуальной собственности;
права пользования природными ресурсами;
отложенные затраты; цена фирмы. Затраты
по приобретению нематериальных активов
включает в себя суммы, выплаченные продавцу
объекта, посредникам.
2
Учет нематериальных
активов
Положение
о бухгалтерском учете и
Данные
счета предназначены для
Счет 04 предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности.
Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
При
наличии в организации
04-1
«Объекты интеллектуальной
04-2 «Права пользования природными ресурсами»;
04-3 «Отложенные затраты»;
04-4 «Цена фирмы»;
04-5 «Прочие объекты».
Организация аналитического учета нематериальных активов должна быть построена применительно к требованиям заполнения раздела 4 «Состав нематериальных активов на конец года» форма № 5 «Приложение к балансу предприятия» годового отчета по группам нематериальных активов.
Счет
04 «Нематериальные активы»
- по дебету:
08 Капитальные вложения
50 Касса
51 Расчетный счет
52 Валютный счет
55 Специальные счета в банках
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
87 Добавочный капитал
88
Нераспределенная прибыль (
- по кредиту:
06
Долгосрочные финансовые
48 Реализация прочих активов
58
Краткосрочные финансовые
87 Добавочный капитал
Счет 05 «Амортизация нематериальных активов » предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости. Сч.05 - (пассивный, регулирующий, контрарный)
Аналитический учет по сч.05 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» корреспондирует со счетами:
- по дебету:
48 Реализация прочих активов
- по кредиту:
08 Капитальные вложения
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
Данные
расходы представлены в таблице
1
Таблица 1 – Книга хозяйственных операций
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 Обслуживающие производства и хозяйства
31 Расходы будущих периодов
43 Коммерческие расходы
44 Издержки обращения
79 Внутрихозяйственные расходы 80 Прибыли и убытки
Кроме того, для учета нематериальных активов предназначены счета: 19 - «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 2 – «НДС по приобретенным нематериальным активам», 48 – «Реализация прочих активов»
Таким
образом, определяется понятие нематериальных
активов, учитываемых отдельно от основных
средств на счете 04 «Нематериальных активы»
и 05 «Амортизация нематериальных активов».
Эти счета предназначены для обобщения
информации о наличии и движении средств
труда. Аналитический учет по счету 04 ведется
по видам и отдельным объектам нематериальных
активов. Счет 05 «Амортизация нематериальных
активов» предназначен для обобщения
информации о накопленных амортизационных
отчислениях по объектам нематериальных
активов.
2.1
Учет поступления
нематериальных активов
Нематериальные активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки по мере создания или поступления их на предприятие или окончания работ по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.
При наличии охранного документа, выданного уполномоченным государственным органом и подтверждающего права на нематериальные активы, в качестве учетной единицы может быть указан охранный документ как эквивалент прав, вытекающих из этого охранного документа.
В
случае приобретения нематериальных активов
на основании лицензионных, авторских
или иных предусмотренных
Существует несколько основных видов поступления нематериальных активов.
1. Приобретение нематериальных активов за плату.
Расходы по приобретению нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету сч.08 «Капитальные вложения» с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет нематериальных активов их отражают по дебету сч.04 с кредита сч.08.
2. Поступление нематериальных активов в порядке бартера первоначально отражают по дебету сч.08 с кредита сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с последующим оприходованием по дебету сч.04 с кредита сч.08. Переданные в порядке обмена объекты списываются с кредита соответствующих счетов (01,10,12,40 и др.) в дебет счетов реализации (46,47,48).
3. На этапе образования предприятие может получить нематериальные активы от учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал. Размер этого вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель (участник) может внести свой вклад нематериальными активами . При передаче нематериальных активов приводят их перечень, указывают их первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет уставного капитала. В этом случае нематериальные активы оприходуются по дебету сч.04 с кредита сч.75 «Расчеты с учредителями», субсч.1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал".
4. Возможно поступление нематериальных активов от юридических или физических безвозмездно в экспертной оценке. Здесь нематериальные активы относят на увеличение добавочного капитала (дебет сч.04, кредит сч.87 "Добавочный капитал", субсч.3 "Безвозмездно полученные ценности")
5. Поступление нематериальных
В соответствии с изменениями и дополнениями № 6 от 31.05.95 г. к Инструкции ГНС о НДС от 1.05.95.г. учет НДС по приобретенным нематериальным активам осуществляется на сч.19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», субсч.2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и 68 «Расчеты с бюджетом», субсч. «Расчеты по НДС». По приобретенным нематериальным активам сумму НДС отражают по дебету сч.19-2 и кредиту сч. 60,76 и др. Ежемесячно после оплаты и принятия на учет нематериальных активов сумма НДС списывается в течение 6 месяцев равными долями с кредита сч.19 в дебет сч.68.
При приобретении нематериальных активов для непроизводственных нужд сумму уплаченного налога на расчеты с бюджетом не относят и покрывают за счет соответствующих источников финансирования (списывают с кредита сч.19 в дебет счетов 29 «Непромышленные производства и хозяйства», 88 «Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)», 96 «Целевые финансирования и поступления»).
Если же нематериальные активы, приобретенные для производства продукции, освобожденной от НДС, то уплаченный при этом НДС включается в первоначальную стоимость нематериальных активов.
В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ» от 21.07.95г. № 746 в 1996г. суммы НДС, уплаченные при приобретении нематериальных активов, вычитаются из сумм НДС, подлежащих взносу в федеральный бюджет, в момент принятия на учет приобретенных нематериальных активов.
Таким
образом, нематериальные активы зачисляются
в состав нематериальных активов на основании
акта приемки по мере создания или поступления
их на предприятие или окончания работ.
В качестве учетных единиц принимаются
соответствующие лицензии и договоры
или охранный документ. Существует 5 основных
видов поступления нематериальных активов.
2.2
Учет амортизации
нематериальных активов
Нематериальные активы используются длительное время и в течение этого времени их стоимость ежемесячно переносится на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Экономический механизм постепенного переноса стоимости нематериальных активов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены нематериальных активов называется амортизацией.
Величина
амортизационных отчислений исчисляется
по нормам, которые предприятие
Сумму
амортизации за отчетный месяц определяют
следующим образом: к сумме амортизации,
начисленной в прошлом месяце,
прибавляют сумму амортизации со
стоимости поступивших
Начисление
по амортизации целесообразно
Для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, по которым проводится погашение стоимости, предназначен пассивный, регулирующий счет 05 «Амортизация нематериальных активов».
Ежемесячно суммы износа, начисленного по нематериальным активам согласно установленным нормам, предприятие включает в издержки производства - дебет счетов 20,23,25,26,31,43, кредит сч.05.
Стоимость
некоторых видов нематериальных
активов погашают без начисления
амортизации. В соответствии с письмом
Минфина РФ «Об отражении в
бухгалтерском учете и
Таким
образом, нематериальные активы используются
длительное время и в течение этого времени
их стоимость ежемесячно переносится
на производимую продукцию, выполненные
работы и оказанные услуги. Величина амортизационных
отчислений исчисляется по нормам, которые
предприятие устанавливает самостоятельно
исходя из первоначальной стоимости и
срока полезного использования. Стоимость
некоторых видов нематериальных активов
погашают без начисления амортизации.
3
Отражение нематериальных
активов в отчетности
При составлении годовой отчетности на предприятии данные о нематериальных активах отражаются в следующих документах:
1.
В балансе предприятия (форма
№ 1) наличие нематериальных
Расшифровка состава нематериальных активов приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
2.
В подразделе «Нематериальные
активы» справки №3
«Амортизируемое имущество»

- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учёт не материальных активов
- Учёт неидеальности растворов в кинетических исследованиях. "Идеальные" и "неидеальные" поверхности в гетерогенном катализе
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов