Учет нематериальных активов. 6
Содержание
1.
Учет нематериальных активов
1.1.
Сущность, классификация и оценка нематериальных
1.2.
Учет наличия, поступления и использования
нематериальных активов
1.3.
Учет амортизации нематериальных активов
1.4.
Учет выбытия нематериальных активов
1.5.
Нематериальные активы как объект информации
в бухгалтерской отчетности
2. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам 13
2.1.
Система налогов и сборов и
особенности их учёта
2.2.
Учёт расчетов по федеральным
налогам
2.3.
Учет региональных налогов и
сборов
2.4.
Учет местных налогов и сборов
Список
литературы
1. Учет нематериальных активов
1.1
Сущность, классификация
и оценка нематериальных
«Нематериальные активы (НМА) – являются составной частью необоротных активов. Под нематериальными активами понимают учетные объекты, используемые в организации свыше одного года, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие возможность получать хозяйственному органу доход постоянно или в течение длительного срока эксплуатации».
Нематериальные активы - это активы, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящие доход. К таковым относятся права, возникающие из: авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных, патентов на изобретения, промышленных образцов, селекционных достижений, свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания.
«В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относится имущество, при единовременном выполнении следующих условий:
1. Не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
2. Может быть идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3. Предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
4. Предназначено для использования в течение длительного периода времени, (свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
5. Организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
6. Способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
7. Существует наличие надлежаще оформленного документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)».
При классификации можно выделить следующие группы нематериальных активов:
1. Объекты интеллектуальной собственности
2. Отложенные расходы
3. Деловая репутация организации (фирмы)
В состав нематериальных активов не включаются деловые и интеллектуальные качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, так как они не отделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
К объектам интеллектуальной собственности относят (в соответствии с п.4 ПБУ 14/2000) исчерпывающий перечень: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных, исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, исключительные права патентообладателя на селекционные достижения. «Под патентами понимают документы, охраняющие изобретения. Они выдаются компетентными органами, удостоверяющими признание государством новизны технологических решений и потенциальной пригодности изобретений».
К отложенным расходам относят организационные расходы, возникшие в период создания. В их состав ходят затраты по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации, а также связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладов участников (учредителей) в уставный капитал.
«Деловая
репутация организации (фирмы) («гудвил»)
– это разница между покупной
ценой организации и
Приобретенная
деловая репутация организации
в бухгалтерском учете
Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.
Оценка нематериальных активов по бухгалтерскому учету происходит по первоначальной стоимости (под которой, в соответствии с ПБУ 14/2000, понимается сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
«Предусмотрены следующие методы оценки имущества нематериальных активов:
1. Приобретение за плату – в сумме фактических расходов на покупку.
2. Полученного безвозмездно – в оценке по рыночной стоимости на покупку.
3. Произведенного в самой организации - в сумме фактических затрат на изготовление.
4. Принятого к учету в качестве вклада в уставной капитал – по стоимости, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
5. Полученного в порядке бартерных сделок – в сумме стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете».
Рассмотренные
мною варианты оценки нематериальных
активов при принятии их к учету
дают основание считать
Положения гл.25 НК РФ практически полностью повторяют требования к формированию стоимости НМА в бухгалтерском учете, однако при одинаковом составе расходов их величина может не совпадать в связи с различиями в методике исчисления в бухгалтерском и налоговом учете.
«При этом фактическими расходами на приобретение признают:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов»
Стоимость
нематериальных активов, по которой
они приняты к бухгалтерскому
учету, не подлежит изменению, кроме
случаев, установленных
1.2.
Учет наличия,
поступления и
использования
нематериальных активов
Синтетический учет
Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке.
«При
наличии в организации
Нематериальные активы могут поступать в организацию следующими способами:
1. приобретение нематериальных активов за плату;
2. создание нематериальных активов самой организацией;
3. поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации;
4. безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц;
5. поступление нематериальных активов в обмен на другое имущество».
Поступление нематериальных активов в организацию происходит в следующих случаях:
1. Приобретение нематериальных активов за плату
2. Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей
3. Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал
4. Получение нематериальных активов на безвозмездной основе
5. Приобретение нематериальных активов по договору мены
«Аналитический учет наличия и движения нематериальных активов ведется в бухгалтерии по карточкам учета нематериальных активов. В налоговом учете нематериальных активов может применяться регистр для учета амортизации нематериальных активов. В случае если отсутствуют объекты нематериальных активов, по которым есть различия по составу объектов и порядку начисления амортизации, то целесообразно использовать одну разработочную таблицу и для целей бухгалтерского, и налогового учета».
Объекты, не перечисленные в ПБУ 14/2000, не должны учитываться в качестве нематериальных активов. К такому виду активам относятся: компьютерные программы, информационные базы данных и другие. Затраты по приобретению программных продуктов должны учитываться на счете 97 «Расходы будущих периодов».
1.3. Учет амортизации нематериальных активов
«При использовании нематериальных активов их стоимость погашается посредством амортизации в течение установленного срока их использования (п. 14 ПБУ 14/2000)».
«Начисление амортизации нематериальных активов производится в бухгалтерском учете независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.
Существует 3 способа начисления амортизации нематериальных активов:
1) линейный способ
2) способ уменьшаемого остатка
3)
способ списания стоимости
Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.
Срок
полезного использования
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
- ожидаемого срока использования этого объекта.
Если невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации), то есть исходя из максимального срока действия патента на изобретение.
Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
При
линейном способе амортизация
При
способе уменьшаемого остатка годовая
сумма начисления амортизационных
отчислений определяется исходя из остаточной
стоимости нематериальных активов
на начало отчетного года и нормы амортизации,
исчисленной исходя из срока полезного
использования этого объекта.
1.4 Учет выбытия нематериальных
активов
Нематериальные активы могут выбывать из организации различными способами, основными из которых являются их продажа, списание вследствие истечения срока полезного использования, передача в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездная передача, выбытие в связи с обменом на другое имущество.
Основаниями для списания стоимости НМА служат:
1. прекращение срока действия патента, свидетельства, других охранных документов;
2. уступка (продажа) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
При этом если амортизационные отчисления по списываемым НМА отражались в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм, то одновременно со списанием стоимости этих НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.
В соответствии с п.11 ПБУ 10/99 для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с продажей и иным выбытием НМА, относятся к операционным расходам. В соответствии с п.7 ПБУ 9/99 поступления от продажи НМА относятся к операционным доходам.
В соответствии с п. 23 ПБУ 14/2000 доходы и расходы от списания НМА относятся на финансовые результаты организации и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Операции по списанию НМА должны учитываться на счете 04. Сумма накопленной амортизации по выбывающим НМА списывается непосредственно на счет 04. После окончания процедуры выбытия актива его остаточная стоимость списывается со счета 04 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
«Списание
объекта НМА после истечения
срока его полезного
При
списании НМА приказом руководителя
создается специальная
В
соответствии со статьей 268 гл.25 НК РФ расходы,
связанные с реализацией (продажей)
амортизируемого имущества, учитываются
для целей налогообложения. Организация
вправе уменьшить доходы от реализации
такого имущества на сумму расходов,
непосредственно связанных с его реализацией.
Если остаточная стоимость объекта НМА
с учетом расходов, связанных с его реализацией,
превышает выручку от его реализации,
то разница между этими величинами признается
убытком организации.
1.5
Нематериальные активы
как объект информации
в бухгалтерской отчетности
Нематериальные активы по объему информации, предоставленной в бухгалтерской отчетности, созвучны с информацией в данной отчетности по основным средствам.
Это объяснимо, принимая во внимание, что они в основном формируют состав имущества долговременного пользователя.
«Согласно
ПБУ 14/2000, в бухгалтерской отчетности
должны отражаться данные о первоначальной
стоимости нематериальных активов,
их амортизация в разрезе
Учетная политика организации о данном виде имущества должна быть направлена на получение, следующей информации:
- о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
- о принятых организацией сроков их полезного использования в разрезе отдельных классификационных групп;
- о способах начисления и отражения в учете амортизации по отдельным группам.
В бухгалтерском балансе
Эта информация раскрывает наличие нематериальных активов по остаточной стоимости.
В
справке о наличии ценностей,
учитываемых на забалансовых счетах,
прилагаемой к бухгалтерскому балансу,
отражаются нематериальные активы, полученные
в пользование».
2. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
2.1.
Система налогов
и сборов и особенности
их учёта
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
- определение размера объекта налогообложения;
- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки;
- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
С 1 января 1999 года вступила в действие Общая часть Налогового кодекса. Система налогов и сборов, установленная кодексом, представляет собой:
Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную
- Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.
-
Налог на прибыль (доход)
- Налог на доходы от капитала.
- Подоходный налог с физических лиц.
- Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Государственная пошлина.
- Таможенная пошлина и таможенные сборы.
- Налог на пользование недрами.
- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
- Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.
- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
- Лесной налог.
- Водный налог.
- Экологический налог.
-
Федеральные лицензионные
Региональные налоги и сборы:
-
Налог на имущество
- Налог на недвижимость.
- Налог с продаж.
- Налог на игорный бизнес.
-
Региональные рецензионные
Местные налоги и сборы:
- Земельный налог.
- Налог на имущество физических лиц.
- Налог на рекламу.
- Налог на наследование или дарение.
- Местные лицензионные сборы.
Специальные налоговые режимы – система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и в порядке, установленных Кодексом.
Налоги и сборы РФ разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории РФ.
Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования.
Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счёта 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов и пошлин. По данному признаку различают следующие налоги и сборы:
- Относимые на счета продажи (90,91) – НДС, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог с продаж;
-
Включаемые в себестоимость
- Уплачиваемые за счёт прибыли до её налогообложения (дебет счета 91, кредит счёта 68) – налог на имущество, налог на рекламу и др.;
-
Уплачиваемые из прибыли (
- Уплачиваемые за счёт доходов физических и юридических лиц – налог на доходы физических и юридических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счёт средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам (дебетуются счета учетов расчетов, кредитуется счёт 68).
Кроме того, по кредиту счёта 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 №Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчётов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счётом 51 «Расчётные счета» по счёту 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.
По отдельным субсчетам счета 68 может быть и дебетовое, и кредитовое сальдо. В связи с этим счёт 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.
2.2.
Учёт расчетов
по федеральным
налогам
Федеральные налоги вводятся федеральными законами. Федеральные законы принимает Государственная Думы, затем их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент РФ.
Главный Федеральный закон о налогах – Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Все остальные федеральные законы о налогах не должны ему противоречить.

- Учёт не материальных активов
- Учёт нематериальных активов (33)
- Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО
- Учет нематериальных активов в соответствии с требованиями МСФО
- Учет нематериальных активов и их реализация
- Учет нематериальных активов на предприятии (3)
- Учет неотфактурованных поставок и материалов,находящихся в пути
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов
- Учет нематериальных активов