Штаб-квартира Евразийского экономического сообщества находится в г Москве. Один из сотрудников организации был уволен.

Штаб-квартира Евразийского экономического сообщества находится в г Москве. Один из сотрудников организации был уволен. (Решение → 58317)

Штаб-квартира Евразийского экономического сообщества находится в г Москве. Один из сотрудников организации был уволен. Бывший служащий обратился в российский суд с иском о восстановлении на работе. Компетентен ли российский суд рассматривать подобные иски? Какие нормы регулируют трудовые отношения служащих межгосударственных организаций? Какой статус имеют служащие межгосударственных организаций?



Штаб-квартира Евразийского экономического сообщества находится в г Москве. Один из сотрудников организации был уволен. (Решение → 58317)

Европейский суд по правам человека и большинство европейских национальных судов в каждом конкретном случае исходят из оценки того, была ли заявителям предоставлена возможность обращения к альтернативным национальному суду механизмам, предоставляющим защиту, как минимум эквивалентную той, которая предусмотрена статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если такие механизмы на уровне организации отсутствуют, то европейские национальные суды принимают жалобы к рассмотрению, не взирая на иммунитет международных организаций от юрисдикции таких судов.
Учитывая данную практику, российские суды также стали принимать подобные жалобы служащих ЕАЭС к рассмотрению. Так, в 2017 году Хамовнический районный суд г. Москвы рассмотрел дело № 2-0277/17 по иску В. Ю. Соколова, заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения Департамента управления делами ЕЭК, против Евразийской экономической комиссии. Заявитель оспаривал законность его увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением должности, поскольку, по его мнению, ему не были предложены иные вакантные должности, как этого требует ст. 180 ТК РФ.
При вынесении обоих решений суды руководствовались нормами трудового законодательства Российской Федерации, как если бы речь шла не о трудовых спорах с участием международных служащих и международных организаций.
В Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 12.09.2017 по делу N СЕ-2-2/1-17-БК «О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014» Суд ЕАЭС признал приоритет права Союза в вопросах регулирования внутрисоюзных отношений и применение национальных норм к трудовым отношениям с участием органов Союза лишь в пределах, установленных правом Союза

. Суд отметил важность такого приоритета с точки зрения функционального иммунитета международной организации, предоставленного ему государствами-членами в силу функциональной необходимости. Кроме того, Суд ЕАЭС указал, что «применимость к сотрудникам Комиссии норм законодательства государства пребывания, регулирующих трудовые отношения, должна определяться в том числе с учетом их правового статуса международных служащих». Нормы национального законодательства, по мнению Суда, могут применяться лишь к тем элементам трудового статуса сотрудников ЕЭК, которые не урегулированы правом ЕАЭС, с учетом основополагающих норм-целей и норм-принципов учредительных актов Союза.
При этом наиболее интересным в данном заключении представляется вывод Суда о том, что в рамках Союза целесообразно обеспечить развитие внутренних норм о персонале и последовательный уход от регулирования внутренних вопросов с помощью норм национального права. Таким образом, в рамках Союза в ближайшее время уже можно ожидать первые шаги по постепенному полному исключению влияния национального права на регулирование трудовых отношений со служащими и пересмотру весьма противоречивых норм Договора о ЕАЭС об отсылке к национальному законодательству. Суд ЕАЭС подчеркнул, что применение норм национального законодательства нескольких государств-членов Союза может привести к дифференциации и отличиям правового статуса сотрудников ввиду того, что национальное трудовое законодательство не унифицировано, что может нарушить принцип равенства, единства правового регулирования и эффективности функционирования международной организации.
В своем особом мнении по Консультативному заключению от 12 сентября 2017 года судья Т