Агрессия у подростков

       Содержание 
 

Введение……………………………………………………………..3стр.

Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.

1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.

1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.

    1. Социальные условия,  влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
    2. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.

2.1. Методики  исследования………………………………………………..40стр.

2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.

2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.                                   

Заключение…………………………………………………………………56стр.

Библиография……………………………………………………………...61стр.

Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр. 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность  исследования обусловлена тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

    В этих условиях особенно актуализируется  анализ проблемы агрессивности  детей  подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа  психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ.

       Также  в настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе и, прежде всего, пониманием того, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье [69].

    Большую роль в жизни ребенка, подростка, да и взрослого играет семья. Взаимоотношения  в семье, ее атмосфера, уклад, оказывают сильнейшее влияние на личность и поведение человека. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [44].

    Что такое социально незащищенная семья? Часто - это семья, где у ребенка нет одного из родителей. Проблем в такой семье много. Женщина, воспитывающая ребенка одна, вынуждена много работать, у нее хронически не хватает времени, да и сил на то, чтобы заниматься ребенком. Многие женщины пытаются навязать ребенку «нового папу», что зачастую приводит к конфликтам. Как правило, дети в таких семьях предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов среды.

    Число одиноких матерей с каждым годом увеличивается. Браки распадаются, а значит, число детей из неполных семей неуклонно растет.

      Социально незащищенная семья – это еще и семья, в которой прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы; безработица.

       Социально незащищенные семьи – это семьи, в которых есть инвалиды, также – это многодетные семьи, семьи, где один или несколько ее членов больны алкоголизмом и т.д.

      Подростки из социально незащищенных семей – это подростки группы риска.

      Исходя из актуальности проблем подростковой агрессивности и растущего числа детей из социально незащищенных семей, темой данной дипломной работы является: «Особенности агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности».

 Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.

Объект  исследования: подростковая агрессивность.

 Предмет исследования: особенности агрессивности подростков из семей с низким уровнем социальной защищенности.

Гипотеза: у подростков из социально незащищенных семей уровень агрессивности выше, чем уровень агрессивности подростков из семей более благополучных, она чаще носит немотивированный характер и имеет больше поведенческих проявлений. Фактором, провоцирующим агрессивность подростков из социально неблагополучных семей, является личностная тревожность.

 Задачи:

1.Изучить  теоретические источники по проблеме  подростковой агрессивности.

2.Подобрать  методики по исследованию агрессивности.

3.Провести  психодиагностическое обследование  испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Теоретическая база исследования: «теория асоциальной агрессии» А.Бандуры и Р.Уолтерса, теория влечений (инстинктов) З. Фрейда, фрустрационно-агрессивная теория Долларда.

Методологическая  база исследования: основополагающими для нашего исследования являются положения Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Бодалева А.А., А.Бандуры, Р.Уолтерса, Э.Фромма, М.Раттер, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, К.Хорни и др.

Методы  исследования: тестирование, теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, статистический анализ полученных результатов.

При обработке  результатов исследования была использована программа SPSS 11.0

Методики исследования: методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), проективная методика исследования личности (тест «Несуществующее животное»),  шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (разработана Ч.Д. Спилбергом, адаптирована Ю.Л. Ханиным).

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования показали соотношение таких показателей у испытуемых,  как агрессивность,  враждебность,  тревожность в зависимости от семейной среды.

Практическая  значимость исследования: результаты данного исследования могут быть полезны работникам детской психологической службы для проведения профилактической и коррекционной работы с подростками, также они будут полезны родителям подростков. 

Эмпирическая  база исследования: Исследование проводилось в декабре 2007 года в Центре социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) «Зеленоград». А также в феврале 2008года в Медицинском училище № 23.

 В  исследовании принимали участие  50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. 

Глава 1. Анализ теоретических  аспектов проблемы подростковой агрессивности

                1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема 

      Понятие агрессивности в современной психологии. В последнее время проблема агрессии стала очень популярной в мировой психологии. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущности и причин агрессивного поведения людей. Проблема агрессивного поведения рассматривается в разных аспектах: в психологии личности, социальной психологии, детской психологии и т.д. Однако как справедливо замечает Н.Д.Левитов [29], в данной проблеме мы стоим еще на неизведанной почве.

        Прежде всего, причиной такого положения является то, что многозначность слова «агрессия» вызывает большое рассогласование в психологической науке. Как указывает Т.Г.Румянцева, «для дальнейшего научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо прежде всего уточнить смысл и значение самого этого понятия, что предполагает тщательную отработку категориального аппарата исследований, выявление многочисленных терминологических различий, оттенков, нюансов в употреблении понятий» [47].

        Термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Поэтому агрессия (и агрессоры) оцениваются резко отрицательно. В некоторых случаях, как исключение, о таких действиях судят как о положительных (спорт, защита близких и т.п.). В повседневном быту встречаются крайние формы грубого насильственного поведения (задиристость, драчливость, озлобленность). К агрессивности близко подходит состояние враждебности [69].

         Современные исследователи агрессии приходят к выводу о том, что об агрессии нельзя судить лишь по внешнему поведению. Диагностика агрессии должна включать в себя оценочный компонент (мотивы, переживания). Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в нем эмоциональный, волевой, познавательный компоненты [69].

         Нельзя рассматривать все агрессивные акты как нечто однообразное. Агрессия как акт нападения обычно направлена на определенный объект, но нередко наблюдается явление перемещения объекта, т.е. переноса нападения на другой объект. Направления перемещения – генерализация, через ассоциации по смежности, поиск «козла отпущения» [69].

        Оправдывая агрессию, люди склонны считать ее своеобразным «катарсисом», чем-то освобождающим от длительного и тягостного агрессивного состояния. Агрессия возникает в состоянии фрустрации, но не всякая фрустрация обязательно заканчивается агрессивным актом [69].

        Исследователи сходятся в том, что необходимо учитывать все многообразие подходов к интерпретации термина «агрессия».

        Наиболее распространенными являются определения:

- насильственные, захватнические действия;

- реакция  на стресс, вызванная угрозой;

- акт,  который принимает разные формы,  но его цель состоит в нанесении  ущерба индивиду или тому, что  отождествляется с ним;

- любой  вид поведения, приносящий вред  другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

- индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или группы людей;

- реакция  на возбуждение, вызванное фрустрацией;  инструментальный акт, направленный на достижение различных целей [69].

          В последнее время в отечественной психологии появилась тенденция к раздельному рассмотрению понятий «агрессия» и «агрессивность». А.А.Реан указывает, что «различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов» [50].

          Следует уточнить, что:

          Агрессия - любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому.

           Агрессивное поведение – такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия.

            Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению [69]. 

Основные теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведения. В теории, объясняющей природу агрессивного поведения, существуют три концепции. Все они отражают воззрения и экспериментальный опыт конкретных исследователей и психологических школ [69].

     Теории влечений (инстинктов). Одним из основоположников этой теории является З.Фрейд [64, 65]. Он выдвинул дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность не реакция на раздражение, а постоянно присутствующий в организме подвижный импульс.

     Новое звучание эта теория  получила благодаря работам К.Лоренца,  который утверждал, что агрессивный  инстинкт много значил в процессе  эволюции, выживания и адаптации  человека. Лоренц считал, что «премия за сохранение» может служить оправданием агрессивного поведения [28]. Э Фромм указывает, что «для Лоренца агрессия представляет собой собственно внутренние напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть ли для этого подходящий внешний раздражитель или нет (гидравлическая модель)». Р.Андри, соглашаясь с идеей Лоренца, делает заключение о том, что в борьбе инстинкта со способностью, приобретенной в процессе научения, всегда побеждает первый [69].

     Однако  большое количество психологов  не разделяет такого фатального  взгляда на человеческое поведение.  Не отрицая того, что человеческая  агрессия имеет свои эволюционные  и физиологические корни, они  осуждают ограниченность представлений  о природе человека как о чем-то неизменном. Впоследствии многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. По А.Адлеру, агрессия – это уже не инстинкт, а отчасти сознательная, отчасти иррациональная реактивная тенденция к преодолению препятствий, которой отводится второстепенная роль. К.Хорни отвергала и инстинкт смерти, и инстинкт агрессивности. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются как невротическая защитная реакция индивида, который чувствует угрозу своим ценностям, своему достоинству, видит себя отвергнутым, обманутым, униженным [68].

    В.Райх, Г.Маркузе, А.Мичерлих ставят под сомнение первичный характер агрессивного элемента влечения, считая его продуктом подавления естественных человеческих импульсов [69].

    Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии [66]. «Оборонительная», которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И «злокачественная» агрессия – деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

      Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель. Эти теории возникли как противопоставление концепциям влечений: в них агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс [69].

     Группой психологов Йельского  университета во главе с Д.Доллардом  была разработана фрустрационно-агрессивная  теория. Данная теория исходит из того, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [69].

     Система «фрустрация-агрессия» базируется на четырех понятиях:

     Агрессия – намерение навредить  другому своими действиями.

     Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществлению реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.

    Торможение – тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.

     Замещение – стремление участвовать  в агрессивных действиях, направленных  против другого объекта, а не  источника фрустрации.

     Следует отметить одну из идей фрустрационной теории агрессии – эффект катарсиса, понимаемый как процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть идеи в том, что физическое и эмоциональное выражение агрессивных тенденций приводит либо к временному либо к длительному облегчению, что ослабляет готовность к агрессии [69].

    Основные критические замечания в данной концепции вызывает жесткая привязка фрустрации к агрессии. Спустя некоторое время один из авторов этой теории, Н.Э.Миллер, допустил, что агрессивность – одно из последствий фрустрации. Л.Берковиц ввел в схему «фрустрация-агрессия» три поправки:

  а) фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но она  стимулирует готовность к ним;

  б) даже при готовности проявляться  агрессия не возникает без надлежащих условий;

  в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним [69].

    В отличие от сторонников жесткой схемы, сторонники второго течения создали собственную концепцию, положив в основу анализ фрустрационных ситуаций, классификацию и типологию реакций на фрустрации (С.Розенцвейг) [69].

    В настоящее время некоторые психологи (Р.Лоусон и др.) высказывают сомнение в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции [69].

      Теории социального научения. Бихевиоральная модель. Диаметрально противоположную позицию занимают представители «теории среды». Они считают, что поведение человека формируется только под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессии [69].

     Агрессия – усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Э.Фромм отмечает, что «формула бихевиоральной модели гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей цели. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется желанием добиться максимального преимущества» [66].

     А.Басс и Л.Берковиц утверждают, что объектом научного наблюдения является не действие, а действующий человек [69].

     Теория социального научения  утверждает, что чем чаще человек  использует агрессивные действия, тем совершенней они становятся. Вместе с тем указывается, что  большое значение имеет успешность  действий. Достижение успеха при проявлении агрессии может повысить ее мотивацию, а повторяющийся неуспех – силу торможения [69].

     Важным элементом является социальное  подкрепление (словесное или не  словесное обращение, контролируемое другими людьми). Выделяют две формы подкрепления:

   - положительное – любой стимул, следуя за реакцией, усиливает  ее или поддерживает на прежнем  уровне;

   - отрицательное – стимул, устранение  которого усиливает реакцию.

     Выделяют также способы подкрепления: поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

  1. положительное поощрение – если за реакцией следует положительное подкрепляющее средство;
  2. отрицательное наказание – если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции;
  3. положительное наказание – если за реакцией следует отрицательное подкрепление;
  4. отрицательное поощрение – если отрицательно   подкрепляющее средство устраняется после реакции.

     Постоянное положительное подкрепление  определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Однако бихевиоральной концепции ставится в упрек то, что бихевиоризм не располагает методом анализа невербализованных данных, он вынужден ограничивать свои исследования теми данными, которые ему доступны и которые обычно слишком грубы и поверхностны, а потому недостаточны для проведения тонкого теоретического анализа [69].

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения  в детском возрасте. В психологических исследованиях выделяются социальные, биологические, внешние и индивидуальные детерминанты агрессии.

  Р.Бэрон  и Д.Ричардсон [8] выделяют следующие источники усвоения агрессивного поведения:

1. взаимоотношения  в семье;

2. символические  примеры, предлагаемые масс-медиа;

3. взаимоотношения  со сверстниками.

Агрессивное поведение как  проявление школьной дезадаптации. Обучение в школе представляет собой важный этап психического развития человека, которое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее школьника. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируются психологические способности, позволяющие находить решение этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, широкого круга общественности [69].

     В настоящее время стремительно  увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. Отсутствие способов их преодоления отражается на психологическом и соматическом здоровье детей [69].

     Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова и далеко не у всех школьников протекает безболезненно. У некоторых детей она совсем не наступает, тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка в школе, которая ведет к серьезным последствиям для него [69].

     Безусловно, немалую роль в успешной  адаптации к школе играют характерологические  и личностные особенности детей,  сформировавшиеся на предшествующих  этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения необходимы ребенку, т.к. учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носят, прежде всего, коллективный характер (Т.Е.Конникова). Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение [69].

     Анализ зарубежной и отечественной  психологической литературы последнего  десятилетия показывает, что термином  «школьная дезадаптация» фактически  определяются любые затруднения,  возникающие у ребенка в период  школьного обучения. К критериям дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, повышенную возбудимость, конфликтность и т.д. [69].

     Под влиянием постоянных неудач, как собственно в сфере учебной  деятельности, так и распространяющихся  на сферу взаимоотношений со сверстниками, у дезадаптированного ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими, что на фоне полной утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей отмечается вербальная и физическая агрессия, враждебность, негативизм [69].

  Агрессивное поведение как вид девиантного поведения. Жестокость и агрессивность, по утверждению И.С.Кона, всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей [27]. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, о которых все они прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных людей [69].

     Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самочувствия в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки [69].

     Подростковые и юношеские акты  вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А что я? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить [69]. 

Агрессия у подростков