Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

ФГБОУ ВПО «  Дагестанский государственный педагогический университет»

Факультет  педагогики и психологии

Кафедра общей  и педагогической психологии

 

Атаева Дженнет Ильмутдиновна

 

Агрессия в  средствах массовой информации как  механизм манипулирования массовым сознанием

(на базе гимназии  №4 и школы-интернат слабослышащих детей).

Магистерская  диссертация

Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук, доцент Даудова Д.М.

 

Работа допущена к защите __________

Заведующий кафедрой      __________

Дата представления            __________

Дата защиты                          __________

Оценка                                    __________

Махачкала 2012г.

Содержание

 Введение

Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.

1.1 Понятие агрессии как психологического феномена

1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.

1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.

Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.

2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.

2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.

Глава 3. Экспериментальное  исследование по проблеме воздействия  средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного  возраста.

3.1 Методы, схемы и методики.

3.2 Анализ и оценка результатов  исследования.

 

Заключение…

Список литературы………

 

Введение

Актуальность исследования:

Сегодня не возможно себе представить  хотя бы один день на земном шаре, который  прошел бы без насилия и войн. Агрессивное поведение становится неотъемлемой частью жизни всего  человечества. Мы уже так привыкли к этому, что не замечаем и сами проявляем агрессию. Это проявляется  в физическом насилии, грубости, ругани, сплетнях, криках, угрозах и т.д. мы уже так зависли в этом, что  для нас это кажется нормой и обыденностью. Но если не изменить это,  в результате агрессивное  поведение людей  приведет к тому, что все хорошее, что было накоплено  веками исчезнет, да и само человечество может погибнуть.

Проблема  агрессии давно  интересовало человечество. Труды многих ученных были посвящены данной  проблеме, среди них можно назвать  Р.Бэрон, Р.Ричардсон, А.Басс, А.Реан, З.Фрейд, Ч Дарвин и многие другие.

Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или  объекту. Например, Х.Дельгадо утверждал, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

Ученные выделили следующие  факторы, влияющие на развитие агрессивного поведения человека:   биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности  личности, специфика воспитания и  роль средств массовой информации.

Наибольший интерес у  меня вызвал последний, т.к. средства массовой информации глубоко укоренились  в нашей жизни. Мы уже не можем  представить свою жизнь без него. Идя по улице, мы слушаем радио, покупаем газеты, смотрим телевизор. Без средств  массовой информации мы как без рук, чувствуем себя  одинокими и отделенными от всего мира. Через них мы ежедневно получаем огромный поток информации, о событиях мира, политики, экономики и других сфер жизни. Среди всего этого потока, значительную часть составляет информация, носящая в себе агрессивный характер.

Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский  психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение».

Человек  может научиться  нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех  же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

Наблюдая  сцены хорошо отрежесированной жестокости и насилия  в средствах массовой информации, человек сам того не осознавая  попадает под влияние СМИ, перенимает образцы поведения и проявляет  агрессию в реальной жизни. Это своего рода психологическое программирование людей причем без всякого на то желания и согласия. Таким образом, мы являемся всего лишь марионетками в чьих - то руках и кто знает, к чему все это нас приведет.

Широкое распространение  видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей  и подростков вызывает острую критику  у педагогов, психологов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким.

Противоречия:

– Между ценностями ненасилия  индивидуального сознания личности и массовым тотальным фоном триллеров, фильмов ужасов, негативно эмоционально окрашенных мультфильмов и других атрибутов  средств массовой информации;

– Между отсутствием государственного регулирования средств массовой информации и острой необходимостью управления индивидуальным сознанием  личности

Цель исследования: выявление  агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств  массовой информации на личность ребенка.

Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат. 

Гипотеза исследования:

1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;

2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так,  чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

3. Уровень агрессивных проявлений не зависит от слуховых дефектов.

Задачами исследования являются:

• Изучить понятие агрессии, ее виды и причины возникновения

• Изучить направлений воздействия  средств массовой информации и видов воздействия;

• Изучить влияний СМИ на проявление агрессивности;

• Подготовить программы экспериментального исследования, подборка анкет и  тестов;

• Провести экспериментальное исследование и подвести итоги проведенной работы.

Методологической основой  исследования выступают:

Этологический подход,  социобиологическая теория, Фрейдовский психоанализ, теория фрустраций, когнитивный несоциализм,  модель переноса возбуждения, социально-когнитивный  подход, теории научения, модель социального  взаимодействия

Теоретическую базу исследования составляют теория социального воспитания (А.В. Мудрик), совокупность идей социализации личности (А.В. Волохова,  Б.З. Вульфов, И.С. Кон, М.И. Рожков), теория ориентации личности  в мире ценностей (А.В. Кирьякова). помимо вышеуказанных в исследовании были использованы работы Л. Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль», А. Бандуры и Р. Уолтерса «Подростковая агрессия», Г. Паренса «Агрессия наших детей» и т.д.

Методами исследования являются:  анализ психолого-педагогической, философской  и социологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и эксперимент.

Этапы исследования:

I Теоретический этап (2010-2011г.) направлен на выявление современного  состояния проблемы: определение  методической базы, обоснование  понятийного аппарата и структуры  диссертационного исследования, анализ  психолого-педагогической литературы.

II Опытно-экспериментальный  этап (2011-2012г.) предполагает углубленное  изучение теоретических положений,  поисковую работу по выявлению  агрессивного поведения и влияния  на него средств массовой информации, эксперимент.

III Обобщающий (2012г.) включает анализ, систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов  и рекомендаций, оформление  диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит  в раскрытии сущности, содержания,  характера и  особенностей социального формирования личности, выявление основных факторов, средств, методов и форм нравственной культуры, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в  выработке теоретико методологических основ социального формирования личности.

Уточнена социально-педагогическая сущность категории «Социальное  формирование личности», а так же предложенная классификация социальных ориентаций личности.

Практическая значимость работы определяется хорошими перспективами  внедрения полученных результатов  в вузовские курсы по психологии, коррекционной психологии, дефектологии, педагогике теории коммуникации,  психологии влияний, кроме того, полученные данные найдут применение в теории и практике массовой коммуникации.

Новизна исследования состоит  в изучении агрессивных проявлений у слабослышащих детей, а так  же в сравнительном анализе уровня агрессивности у детей с нарушениями  слуха и детей не имеющих этих нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.

1.1 Понятие агрессии как психологического феномена.

Сам факт признания агрессивности  и борьбы как вездесущего в  природе процесса занимал умы  ученных на протяжении многих и рассматривался с различных позиций - с точки  зрения философии, поэзии, религии. А  ведь признать за агрессией помимо видосохраняющих, жизнеспособных функций — функцию разрушительную, посчитать ее наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития, хоть и самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем, но самый первый и самый необходимый.

Удивителен тот факт, что  интерес к данной проблеме возник так поздно, ведь великий ученный  -  Фрейд, пересмотрев свою теорию, центральной идеей которой была идея сексуального влечения рассмотрел ее и с другой стороны. Вследствие которого возникла его следующая теория центральной идеей которой стала страсть разрушения ("инстинкт смерти") занимает точно такое же место, как и страсть любви ("жажда жизни"). Так его теория о стремлении к смерти, которая носила название «Tonates» стала основополагающей в развитии знаний в изучении агрессивного поведения людей.[9]

Необходимо внести ясность  в понимание самого термина агрессии. В быту термин "агрессия" имеет  широкое распространение. для обозначения насильственных захватнических действий.

Различными исследователями  предложено множество определений  агрессии, ни одного из которых не может  быть признанно исчерпывающим и  общеупотребительным.

Под  агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия которые вредят другому  лицу или объекту.[13] Например, Х.Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть человеческая реакция характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

Агрессия,  по мнению Марценковой, «деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе». Она направлена на причинение физического вреда людям, либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. [9]

Так Э.Фром разделяет агрессию на злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия, по его мнению способствует поддержанию жизни и является адаптивной к условиям существования.  Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, имеющие целью выполнение профессионального и гражданского долга и т.д. Биологически адаптивная агрессия, способствуют поддержанию жизни, связанной с сохранением жизни. Биологическая неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы, она приносит биологический вред и социальное разрушение. В рамках доброкачественной агрессии Фромм выделяет оборонительную и инструментальную.

Оборонительная агрессия является фактом биологической адаптации. Эта форма агрессивного поведения  проявляется в моменты опасности, в наличии угрозы жизни и здоровья. Хотя как врожденная тенденция оборонительная агрессия у человека выражена менее  ярко, чем у животных, но все же мы можем убедиться в ее наличии  у человека и тенденции проявления оборонительной. Так Э.Фром разделяет агрессию на злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия, по его мнению способствует поддержанию жизни и является адаптивной к условиям существования.  Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, имеющие целью выполнение профессионального  и гражданского долга и т.д. Биологически адаптивная агрессия, способствуют поддержанию жизни, связанной с сохранением жизни. Биологическая неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы, она приносит биологический вред и социальное разрушение. В рамках доброкачественной агрессии Фромм выделяет оборонительную и инструментальную.

Оборонительная агрессия является фактом биологической адаптации. Эта форма агрессивного поведения  проявляется в моменты опасности, в наличии угрозы жизни и здоровья. Хотя как врожденная тенденция оборонительная агрессия у человека выражена менее  ярко, чем у животных, но все же мы можем убедиться в ее наличии  у человека и тенденции проявления оборонительной. Так Э.Фром разделяет агрессию на злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия, по его мнению способствует поддержанию жизни и является адаптивной к условиям существования.  Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, имеющие целью выполнение профессионального и гражданского долга и т.д. Биологически адаптивная агрессия, способствуют поддержанию жизни, связанной с сохранением жизни. Биологическая неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы, она приносит биологический вред и социальное разрушение. В рамках доброкачественной агрессии Фромм выделяет оборонительную и инструментальную.

Оборонительная агрессия является фактом биологической адаптации. Эта форма агрессивного поведения  проявляется в моменты опасности, в наличии угрозы жизни и здоровья. Хотя как врожденная тенденция оборонительная агрессия у человека выражена менее  ярко, чем у животных, но все же мы можем убедиться в ее наличии у человека и тенденции проявления оборонительной.

Агрессивные проявления в  данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек  реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что  обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей.

Эти подростки больше проявляют  агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность  социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.  

Дети больше проявляют агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.   Эти подростки больше проявляют агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и  нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.

Рассматривая негативный характер последствий агрессивного поведения не удивительно что данная проблема всегда пользовалась популярностью и находилась в центре внимания ученых. Многие  ученные пытались рассмотреть природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного поведения. Многие  ученные пытались рассмотреть  природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в  проявлении агрессивного поведения. Ученные пытались рассмотреть природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного поведения.

Для начала мы вам представим шпаргалку в виде таблицы, которая  позволит нам разъяснить некоторые  подходы к изучения агрессивного поведения зарубежными психологами. Эта таблица будет нашей отправной точкой дальнейшего рассмотрения. В этой таблице указаны наименования теоретических подходов с точки зрения биологического и психологического объяснений. Так же в ней указаны качества, присущие данным направлениям, для объяснения понимания агрессии и фактор изменчивости (стабильность и изменчивость). 

В дальнейшем  мы рассмотрим мы более подробнее каждое из направлений объясняющих причины возникновения и повышения агрессивности людей. Так мы рассмотрим и возрастные особенности,  и специфику агрессивного поведения на разных этапах  в онтогенезе, но это в следующем параграфе. Агрессия является выражением эмоциональной предрасположенности, которая, однако, подвержена культурно адаптации и зависит от индивидуального научения. Все люди обладают этой предрасположенностью, но агрессивное поведение является адаптивной реакцией на угрозу выживания, а не выбросом спонтанной энергии

Для начала мы вам представим шпаргалку в виде таблицы, которая  позволит нам разъяснить некоторые  подходы к изучения агрессивного поведения зарубежными психологами. Эта таблица будет нашей отправной точкой дальнейшего рассмотрения. В этой таблице указаны наименования теоретических подходов с точки зрения биологического и психологического объяснений. Так же в ней указаны качества, присущие данным направлениям, для объяснения понимания агрессии и фактор изменчивости (стабильность и изменчивость). 

Агрессия является выражением эмоциональной предрасположенности, которая, однако, подвержена культурно  адаптации и зависит от индивидуального научения. Все люди обладают этой предрасположенностью, но агрессивное поведение является адаптивной реакцией на угрозу выживания, а не выбросом спонтанной энергии

Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием