Агрессивность детей

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..

           1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..

     1.2.Характеристика  особенностей  проявления детской  агрессивности……………………………………………………………………..

     1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….

Выводы  по первой главе

Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………

     2.1. Уровни  агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………

     2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….

     2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………

Выводы  по второй главе…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………….

Список  литературы……………………………………………………….

Приложение………………………………………………

     Введение

     Актуальность  исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

     Семья – первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного  от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку.

     Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся  агрессии, относят к группе риска.

     Многочисленными исследованиями агрессивности человека занимались многие учёные. З. Фрейд  первый выдвинул первую стройную теорию об агрессивности, на которую впоследствии опирались все дальнейшие исследования таких учёных как К.Лоренца, Д.Долларда, Р.Бэрона,  Д.Ричардсона и др.

     Проблему  детской агрессивности  изучали  А.Адлер, Г. Паренс, К.Хорни, А. Реан, и многие др. В данном контексте усматривали, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

       Ф.Паттерсон, Д.Олуэйз, А.Болдуин, М.Мид изучали характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской

     агрессивностью, так как семья для дошкольника  является первым социальным институтом в его жизни, и семейное руководство  становится одним главным фактором влияния на поведение ребёнка и становления проявления агрессивности.

     Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно  предсказывать поведение в зрелые годы. И чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

       Следовательно, коррекция ранних  проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения, работа с родителями, является одной из важнейших задач практической психологии.

     Все это определило выбор темы нашего дипломного исследования.

     Объект  исследования: детская агрессивность.

     Предмет исследования: влияние семейного стиля воспитания на проявление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

     Цель  исследования: определить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, разработать и научно обосновать, рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.

      Гипотеза исследования: Стили семейного воспитания  влияют на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста:

     Авторитарный  и индифферентный стили воспитания связаны с высокой агрессивностью детей;

     Либеральный стиль воспитания связан с низкой агрессивностью детей.

     Задачи  исследования:

1.Провести анализ научной литературы по  проблеме влияние стиля воспитания на проявление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

2.Охарактеризовать особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

3.Рассмотреть влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

4.Выявить взаимосвязь стилей воспитания и развитием агрессивности ребёнка.

    Методология исследования:

- теория социального научения А.Бандуры к исследованию агрессивности в человеке;

-теоретический подход (Д.Олуэйз, Ф.Паттерсон) к исследованию влияния стиля семейного воспитания на проявление детской агрессивности;

- психоаналитический подход Г. Паренса к исследованию детской агрессивности;

- возрастная  периодизация дошкольного возраста Н.Е.Вераксы;

- стили  воспитания А. Болдуина.

      Методы  исследования:

      - Теоретические: Анализ научной  психолого-педагогической литературы  по  проблеме агрессивности детей  дошкольного возраста; обобщение,  выделение главного, выводы;

      -  эмпирические: методики, анкета, тест, структурализированное наблюдение:

1.Проективная  методика «Несуществующее животное»  С.Л.Колосова.

2. Графическая  методика «Кактус» М.П.Панфилова. 

3. Рисуночная методика «Моя семья» А. И. Захарова.

4. Модификация рисуночной методики «Моя семья». "Семья, которую хочу» Л. Кормана.

5. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. 6.Тест «Стратегии семейного воспитания» для родителей Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.

7.Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

 и   метод количественного и качественного  анализа полученных данных на  основе методов.

        База исследования: МДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Средняя Ахтуба. В испытании участвовало 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек) в возрасте 5-7 лет и 24взрослых(10мужчин 14женщин) в возрасте 27-39лет.

      Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении

материалов  по проблеме агрессивности детей  дошкольного возраста.

      Рассмотрены теории к изучению понятия агрессивности  в человеке и агрессивности в  дошкольном возрасте и теоретический  и психоаналитический подходы позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.

      Изучены причины  влияния стиля семейного  воспитания на проявление агрессивности  в дошкольном возрасте.

     Практическая  значимость исследования заключается в возможности использовать на практике в дошкольных учреждениях  программу для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста способствующей  понижению уровня агрессивности и практические рекомендации для родителей с целью снижения и профилактики уровня агрессивности детей.

     Структура дипломного исследования состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, семи рисунков, двенадцати таблиц, одиннадцати приложений.

    Глава1.Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте

          1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

     Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

     Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

   Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. (См. Табл.1).

     Агрессия относится к:

    1.Врожденным побуждениям и задаткам;

    2.Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

    3.Познавательным и эмоциональным процессам;

    4.Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

   Рассмотрев  основные теории объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

   Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или  ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой[1,с.45]. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

    1.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

    2.В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

    3.Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному,  а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту[3,с.102].

   Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.[2,с.25].

Проявление  агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

    ·Целевая агрессия

    ·Инструментальная агрессия

Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

   Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах, А.К. Осинский, Н.Д.Левитов[5,с.154]:

    1.По направленности:

      · Агрессия, направленная вовне;

      · Аутоагрессия - направленная на себя.

    2.По цели:

    ·Интеллектуальная агрессия;

    ·Враждебная агрессия.

    3.По методу выражения:

    ·Физическая агрессия;

    ·Вербальная агрессия.

    4.По степени выраженности:

    ·Прямая агрессия;

    ·Косвенная агрессия.

    5.По  наличию инициативы:

    ·Инициативная агрессия;

    ·Оборонительная агрессия.

     Теперь  определим, что такое агрессивное  действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

     Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Сама  же агрессивность подразумевает  ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

     В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

     Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

     Реан А.А., Бютнер К.  и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги[6,с.10].

     Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной  потребности ненашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

     Поэтому, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

     Так какой акт поведения можно  считать агрессивным?

   Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход[7,с.12]. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля над обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:

    1.Когда имеют место губительные для жертвы последствия;

    2.Когда нарушены нормы поведения.

   Важную  роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание.

     Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации[47,56]. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие  же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые  принуждения, завуалированные требования и прочее.

Третьи  ничему не научаются и проявляют  свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

И здесь  важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный  фон отношения родителей к ребенку.

   По  мнению Й. Заграфовой податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации[47,78]. Она выделяет две степени социализации:

    -Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения.

    -Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но  содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.

        Поэтому, податливость к агрессивным действиям формируется  при недостаточно сбалансированной социализации.

Таблица 1 Теории агрессивности.

теории авторы понятие агрессии факторы агрессии механизмы агрессии
 
 
 
 
теория  влечения
 
 
 
 
З. Фрейд
агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме импульс, обусловленный самой природой человека, то есть агрессия, по его мнению, является неотъемлимой частью жизни человека. влияния социального  окружения (культуры, воспитания, семейного окружения) посредством формирования «Сверх-Я». все человеческое поведение является результатом  сложного взаимодействия этого инстинкта  с Эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Этот конфликт приводит к выведению энергии Танатоса во вне, то есть Танатос способствует выведению энергии агрессивности наружу и на других.
 
 
 
Теория деструктивности
 
 
 
Э. Фромм
является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он - жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности». проблему деструктивности он рассматривает с биосоциальной точки зрения. Он исходит из того, что тип и склад личности вписывается в конкретный социальный фон, оказывающий воздействие на индивида, вырабатывающий социальные характеры. взаимодействие инстинктов и страстей человека выражает попытку человека преодолеть банальное существование во времени и перейти в трансцендентное бытие. Любой барьер на пути к реализации своих потребностей приводит к деструкции социальных отношений, деформации психологических механизмов. Э. Фромм выделяет несколько видов их - мазохистический, садистский, деструктивный и др.
    
 
 
 

Теория  социального научения (бихевиоральная модель)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. Бандура
агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. совершение  агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено, нейропсихологические механизмы активируются в зависимости от соответствующей стимуляции, и контролируется сознанием. согласно теории агрессия провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки, фрустрации), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).
 
 
 
 
Теория  инстинкта
 
 
 
 
К.Лоренц
агрессия, не является реакцией на внешние раздражители, а представляет собой собственное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть для этого подходящий внешний раздражитель или нет. агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. энергия агрессии генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Это так называемая «психогидравлическая модель»
 
 
 
Теория фрустрации (гомеостатическая модель)
 
 
 
Д.Доллард
агрессивность как «предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции».
    1.Степень ожидаемого  субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

    2.Сила  препятствия на пути достижения цели;

    3. Количества  последовательных фрустраций.

чем в большей  степени субъект предвкушает  удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному поведению.

 

     Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

     -  Проявление агрессии объясняют  биологические и социальные факторы;

     - агрессивность может быть не  только жестокой, но и нормальной  реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

     - агрессивные действия могут быть  ослаблены или направлены в  социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

     1.3. Влияние семьи  на развитие детской  агрессивности

     Семейная  среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в  которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль  организации жизни, преобладающий в семье[36, с.8]. К шести годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет:

     1) естественно проходят фазы своего  развития и решают закономерные  возрастные проблемы;

     2) испытывают чувства привязанности,  нежности и любви в ответ  на аналогичные чувства родителей;

     3) реализуют свою потребность в  авторитете и уважении, понимании  со стороны близких и значимых  для них лиц;

     4) обладают устойчивым чувством  «Я», уверенностью в себе, адекватной  самооценкой, в том числе уровнем  притязаний и возможностей;

     5) способны к сопереживанию;

     6) не проявляют выраженных чувств  ревности и зависти при наличии  ведущего чувства доброжелательности  к людям;

     7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

     Все эти приобретения личности ребенка  — результат положительного влияния  семьи на его личностное развитие, итог разумного воспитания и любви к детям [37, с.35]. Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания [37, с.102].

     Существуют  два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Д.Олуэйз работал над проблемой причинности, используя статический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выяснить как влияние ребёнка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведения ребёнка[55,67]. Агрессивность ребёнка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:

     1) негативизм матери – враждебность, отчуждённость, холодность и безразличие  к ребёнку; 

     2) терпимое отношение матери к  проявлению ребёнком агрессии  по отношению к сверстникам  или членом семьи; 

     3) применения родителям силовых  дисциплинарных методов – физических  наказаний, угроз, скандалов; 

     4) темперамент ребёнка – уровень  активности и вспыльчивость.

     В целом возбудимые мальчики, выросшие в жестокой и неблагоприятной  семейной обстановке, относительно часто  оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребёнку  коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребёнка. Сходным образом темперамент ребёнка был связан со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импульсивный и энергичный мальчик» своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения.

     Ф.Паттерсон и его коллеги разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой можно глубже понять процессы, обуславливающие зависимость между этими параметрами[45,20]. Одна из сторон модели - незрелые методы регулирования поведения, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющиеся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов. Если родителям не хватает умения следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.

Агрессивность детей