Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ

     Неустойчивость  социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей.

     Отражением  существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Антонян Ю.М., Бережкова Е.И., Горьковая И.А., Ениколопов С.Н., Ковалев П.А., Левитов Н.Д., Пинчук Н.В., Реан А.А., Румянцева Т.Г., Слотина Т.В., Соловьева С.Л., Осницкий А.К., Фурманов И.А., Ярмоленко Г.П. и др.

     При рассмотрении проблемы детской агрессивности  особое внимание уделяется биологическим  факторам, влияющим на её развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено в исследованиях Глейзера Б., Гаспаровой Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена X. и др.

     Однако, анализ научной литературы показывает, что биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Разделяя точку зрения Берковица Л., мы считаем, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов. В отечественной и зарубежной литературе данный вопрос рассматривают такие авторы, как Гарбузов В.И., Захаров А.И., Реан А.А., Сагатовская Л., Хоментаускас Г.Т., Шилов И.Ю., Юстицкис В.В., Эйдемиллер Е.Г.

     Так, например, Бандура А.И. описывает факты, позволяющие утверждать, что грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Таким образом, если у детей не сформированы прочные эмоционально-личностные связи в микросоциуме то, возможно, они будут вести себя агрессивно, как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам.

     В современном обществе, особый интерес представляет проблема психолого-педагогической коррекции детской агрессивности, причиной которой является влияние СМИ. Так, в исследовании Бережковой Е.И1., значимыми индивидуально-психологическими характеристиками, влияющими на агрессивность при экспозиции средствами массовой информации социальной агрессии, являются пол и субъект отношения к предлагаемым фрагментам.

     Традиционно проблема агрессивности и агрессивного поведения рассматривалась как характеристика подросткового возраста и взрослости. Однако, новая социально-экономическая ситуация приводит к развитию этого феномена и в детском возрасте. Так, например, исследование агрессивности младших школьников осуществлялось в работах отечественных (Бережковой Е.И., Копового А.С., Коротченковой Н.И.) и западных психологов психологов (Берковиц Л., Бютнер К., Миллер А., Поппер П., Раншбург И.).

     Актуальность  исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры.

     Таким образом, анализ теоретических данных по проблеме исследования показывает, что научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема агрессивности младших школьников рассматривалась с точки зрения изучения его социального окружения.

     В соответствии с изложенными позициями нами определена цель исследования – изучение особенностей проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, разработка и применение программы коррекции агрессии у детей.

     Объектом исследования является – агрессивное поведение младших школьников.

     В качестве предмета исследования нами выделяются особенности коррекции детской агрессивности в младшем школьном возрасте.

     Гипотеза  исследования связана с предположением о том, что коррекционная работа способствует снижению агрессивности младшего школьника. Очень банально!!!

     Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
  2. В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития  в младшем школьном возрасте. Точнее.
  3. Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
  4. На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
  5. Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

     Теоретико-методологической основой исследования явились: подходы отечественных а зарубежных авторов к пониманию агрессии, агрессивности и их связи с личностными свойствами человека (Ениколопов С.Н., Реан А.А., Соловьёва С.Л., Фурманов И.А. и др.); идеи Мясищева В.Н. о формировании личности как системы отражения сущности объективно существующих социальных отношений; теория социального научения агрессии А. Бандуры о влиянии первичных посредников социализации на обучение детей агрессивному поведению; отдельные положения ситуативной теории агрессии (Берковиц Л., Доллард Д., Миллер Н., Розенцвейг С). Обязательно про коррекцию

     Методы  исследования.

    • Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
    • Эмпирические методы – проективные методики «Несуществующее животное», «Три оценки», беседа, наблюдение.
    • Методы обработки данных: 1) контент-анализ.2) методы описательной статистики
  • Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МОУ Гимназия №11 Дзержинского района г. Волгоград. Выборку испытуемых составили 48 детей, ученики 1 и 2 классов. Коррекционная работа проведена с 21 младшими школьниками.

     Структура и объем дипломной  работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы - 46 источников, 6 приложений, 3 таблицы. 
 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Теоретический анализ агрессии как  социально-психологического феномена

     До  начала XIX века агрессивным считалось  любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

     Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем дошкольном возрасте, для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

     Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

     1. Агрессия обязательно подразумевает  преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

     2. В качестве агрессии может  рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

     3. Жертвы должны обладать мотивацией  избегания подобного обращения с собой.2

     Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.3

     Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред4.

     Несмотря  на разногласия относительно определений  агрессии, в настоящее время большинством авторов принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.5

     Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. При этом разделятся агрессия как специфическая форма поведения и агрессивность как свойство личности. Под агрессивностью традиционно понимается относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность выступает как устойчивая личностная черта, которая может предопределять общую стратегию поведения человека. Что касается младшего школьного возраста, можно говорить о проявлениях агрессивности как форме поведения, поскольку агрессивность как личностная черта еще не сформирована.6

     Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия - выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
  • Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

     Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах Заградова М.Е., Осницкая А.К., Левитов Н.Д.: 7

  1. По направленности:
    • Агрессия, направленная вовне;
    • Аутоагрессия - направленная на себя, характеризующаяся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе
  2. По цели:
    • Интеллектуальная агрессия;
    • Враждебная агрессия.
  3. По методу выражения:
    • Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
    • Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через словесные ответы.
  4. По степени выраженности:
    • Прямая агрессия - открытое проявление агрессии в адрес конкретных лиц;
    • Косвенная агрессия - действия, косвенно направленные на другое лицо или не имеющие адресата;
    • Смещенная - направленность на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение
    • Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.
  5. По наличию инициативы:
    • Инициативная агрессия;
    • Оборонительная агрессия.
  6. по способу выражения:
    • произвольная - возникающая из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить,
  • непроизвольная - представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

     Изучение  связи агрессии и ряда психологических  состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае - агрессивного.

     Н.Д. Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой ориентировку в ситуации (ее понимание), также выделение объекта для нападения, идентификацию своих "наступательных" средств. Эмоциональный компонент характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент выражает в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Возникая на самых ранних этапах развития ребёнка, агрессия долгое время не осознаётся в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает неспособность адекватно оценивать ситуацию, последствия своих действий или неумение справиться с эмоциями8.

     Немаловажным вопросом является определение факторов агрессии, которые в теоретических направлениях освещаются различно. В частности, это современное общество, в котором преобладает атмосфера конкуренции, характер и система воспитания, возрастные и индивидуально-психологические особенности, физические условия окружающей среды, специфическое влияние алкоголя и наркотиков.9

     Существует  несколько точек зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Рассмотрим некоторые из них, как наиболее известные теоретические положения.

     1.Теория  влечения или инстинкта. 

     Основоположником  этой теории является Зигмунд Фрейд. З.Фрейд предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом (инстинкт жизни, направленный на сохранение и упрочнение жизни), и что существует постоянное взаимодействие этого инстинкта с эросом и постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.  

      Разрушение                                          Я                                   Сохранение

                                                                     Изменение направления энергии                                               

                                            

                          Агрессия, направленная на других 

     По  мнению Фрейда, агрессивное поведение  не только врожденное, но и неизбежное, так как «если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий». Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности. 10

     Новое звучание эта тема получила благодаря  работам К.Лоренца. Лоренц, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берёт начало, прежде всего, из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего сведетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивает выживание своего потомства. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

     1. количества накопленной агрессивной  энергии;

     2. наличия стимулов, облегчающих разрядку  агрессии.

     Но, чем большее количество агрессивной  энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.11

     К.Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Соответственно, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

     Ослабление  агрессии возможно путем различных  действий. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

     Впрочем, следует отметить, что модель К.Лоренца  в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. 

     Однако  большинство психологов не разделяют  такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания.12

     Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. Например, согласно А.Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложена интенция триумфа.13

     Другой  представитель психоанализа Э.Фромм  рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.14

     2.Фрустрационная  теория

     Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется выше описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так.

      • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
      • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

     В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

     1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

     2. сила препятствия на пути достижения цели;

     3. количества последовательных фрустраций.

     Чем в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.15

     Авторами  данной теории утверждается, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация—агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

     Агрессия  понимается как намерение навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму".

     Фрустрация  возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий, после которых наступает фрустрация.

     Торможение — это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

     Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.

     Замещение — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или «отшлепать» провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок. Или разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем не повинного младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам запрещают драться с девочками, они исподтишка дергают их за косички.

     Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций») — это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

     Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.16

     Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избежала замечаний в свой адрес. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой взаимопредопределенности самой схемы «фрустрация—агрессия». Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц.

     В концептуальную схему «фрустрация—агрессия»  Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

     1. фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но  она стимулирует готовность к  ним;

     2. даже при состоянии готовности  агрессия не возникает без  надлежащих условий;

     3. выход из фрустрирующей ситуации  с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

     В заключение следует отметить, что  в процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся: сходство—несходство агрессора и жертвы, оправданность—неоправданность агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.

     Сторонники  второго течения создали собственную  концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационный ситуаций, классификации и типологии реакций на фрустрацию. Так, С.Розенцвейгом выделяются три типа причин, вызывающих фрустрацию:

     1. лишения (privation) — отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Когда человек голоден, а пищи достать не может;

     2. потери (deprivation) — утрата предметов  или объектов, ранее удовлетворявших потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили;

     3. конфликт — одновременное существование  двух несовместимых друг с  другом побуждений. Пример «внешнего  конфликта»: человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример «внутреннего конфликта»: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.17

     3.Теория  социального научения

     В отличие от других, эта концепция ориентирована на то, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте