Аграрная политика Казахстана

Содержание

 

           Введение 

  1. Теоретические аспекты государственной аграрной политики РК
    1. Основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики
    2. Меры по реализации государственной аграрной политики 
    3. Зарубежный опыт реализации аграрной политики
  2. Анализ реализации государственной аграрной политики Аксукского района павлодарской области
    1. Анализ сельскохозяйственного потенциала Аксуского района
    2. Экономический анализ развития сельского хозяйства Аксукского района
    3. Рейтинговая оценка социально-экономического развития Аксукского района района
  3. Приоритетные направления развития сельского хозяйства Аксукского района
    1. Перспективные направления развития сельского хозяства
    2. Механизм реализации основных приоритетов развития

         Заключение 

         Приложение

         Список  использованных источников  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

                                    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                Во все времена человечество боролась за землю, за право владеть ею, работать на ней, причина кроется на поверхности – выжить. От того, кто хозяйствовал на земле, как его обрабатывал и как она поступала конечному потребителю зависело благосостояние того или иного местного населения. Эта проблема как никогда актуальна на сегодняшний день, население земли в 2012 году составило – 7 миллиардов человек, новый мировой рубеж, который мы достигли земляне, но перед экономистами всего мира, в том числе и Казахстана, стала большая проблема как его накормить, извечная проблема. Решение очевидно у нас нет другого выхода как искать новые пути развития агропромышленного комплекса в частности Республики Казахстан. Но как говорится в той пословице: «Все то новое, что хорошо забытое старое», конечно учитывая, новые мировые достижения науки, которая каким либо образом затрагивает агропромышленный комплекс и Республики Казахстан в том числе.что за набор слов?

Агропромышленный  комплекс является одной из ключевых отраслей экономики и от степени  его развития всецело зависит  не только уровень продовольственной  безопасности страны, но и в общественно-политической стабильности государства. Кризисная ситуация, возникшая в последнее время на мировых продовольственных рынках, и ее негативные последствия, как никогда подняли актуальность продовольственного вопроса и выдвинули его на первый план в мировой экономической политике. Практически все страны мира пересматривают свою аграрную политику, внося в нее соответствующие коррективы. При этом основная ставка делается на усиление регулирующей и поддерживающей роли государства в вопросах наращивания объемов производства и стабилизации ситуации на внутреннем рынке продовольственных товаров.          

Если остановиться на вопросе государственной поддержки  агропромышленного комплекса (далее  АПК) Республики Казахстан, то следует  заметить тот немаловажный факт, что это связано с риском, так скажем камнем преткновения между государственными органами, частными землевладельцами и даже международными организациями в лице, к примеру, всемирной торговой организацией (далее ВТО). Возникает извечный вопрос: почему? Однозначно ответить на него нельзя, да и невозможно, можно лишь сказать одно, оно важно для всех, но с точки зрения развития законов экономики невыгодно лишь одному – частному землевладельцу в силу его сложной и низкой оборачиваемости капитала в сельском хозяйстве. Эта причина кроется в том, что сельское хозяйство – это во-первых сезонная работа и отсюда несовпадение рабочего периода с периодом производства. Труд как одна из составляющих капитала не совсем адекватно оценивается в связи с несовпадение вышеназванного со временем получения готовой продукции. Медленный оборот основного капитала в АПК замедляет накопление амортизации и использование ее для восстановления основных фондов [1, С.9].                                                           Прежде чем говорить о государственной поддержке агропромышленного комплекса необходимо дать ему определение – агропромышленный комплекс – совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров [2].

      Подготовка кадров для АПК  осуществляется в 15 высших учебных  заведениях и по 18 специальностям  и 168 сельских учебных заведениях  технического и профессионального  образования по 25 специальностям.

      Вместе с тем, мониторинг обеспеченности  аграрного сектора кадрами (по  состоянию на 1 января 2009 года) показывает, что при наличии занятых в  сельском хозяйстве с высшим  образованием – 14243, техническим и профессиональным образованием – 158829 человек, имеется определенный дефицит в кадрах.

      Наиболее востребованы агрономы, зоотехники, ветеринарно-санитарные  врачи и фельдшеры, фермер-менеджеры, инженер-механики, инженер-технологи мясных и молочных продуктов и по переработке зерна и хлебопекарного производства; техники-технологи, техники-электрики, техники-землеустроители; мастера-наладчики, электромонтеры, трактористы-машинисты и др.

    

Цель  исследования: реализация государственной аграрной политики на примере Аксуского района Павлодарской области.

Задачи исследования:

    • Ознакомиться программами по реализации аграрной политики РК;
    • Изучение зарубежного опыта реализации аграрной политики;
    • Провести анализ реализации государственной аграрной политики Аксуского района Павлодарской области;
    • Приоритетные направления развития сельского хозяйства Аксуского района.

 

Объектом данного исследования является аграрная политика Аксукского района Павлодарской области.

Предмет исследования: агропромышленный комплекс.

 

 

           Методы исследования:  

  • Рассмотреть структурную модель государственного регулирования развития сельского хозяйства РК;
  • анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта;      
  • изучение законодательной базы Республики Казахстан по аграрному сектору.

Что за ахинею ты пишешь, нет ни одного нормального предложения !!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические аспекты государственной  аграрной политики РК

1.1Основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики

 

      Конституция Республики Казахстан как основной закон страны в ст. 6 признает и равным образом защищает государственную и частную собственность. Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы согласно п. 3 ст. 6 находятся в государственной собственности, земля может находиться в частной собственности. В Республике Казахстан очень широко представлена нормативно-правовая база, регулирующая агропромышленный комплекс. Необходимо выделить Гражданский Кодекс Республики Казахстан  – основополагающий закон рыночной экономики, призванный стать базовым нормативным актом для развития как гражданского, так и аграрного законодательства, который, несомненно, будет способствовать осуществлению и ускорению намеченных аграрных преобразований в стране.

Соглашение  о единых правилах государственной  поддержки сельского хозяйства, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве на заседании совета ЕврАзЭС, предусматривает установление единых подходов к субсидированию аграрной отрасли, позволяет обеспечить усиление мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в рамках ЕЭП трех стран и нацелено на регулирование мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю. Учитывая несогласованность в объемах государственной поддержки, оказываемых аграрному сектору в странах Таможенного Союза, стороны в рамках соглашения пришли к единой позиции, установив разрешенный уровень в размере 10 % от валовой стоимости произведенной продукции. Данная норма даст возможность Казахстану увеличить объемы господдержки аграрной отрасли с нынешних 4 % до 10 %, что позволит увеличить темпы сельскохозяйственного производства и обеспечить население отечественной продукцией.   
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 242 от 10.03.2011 утверждены «Правила использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета 2011 года областными бюджетами на поддержку племенного животноводства».  
 
Согласно данному постановлению Правительства РК субсидирование осуществляется в целях увеличения удельного веса племенных животных, а также продуктивных качеств сельскохозяйственных животных у товаропроизводителей за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2011 год по бюджетной программе 083 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на поддержку племенного животноводства». 

Задачами  государственного регулирования и  поддержки агропромышленного комплекса  РК являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности РК, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.  
     Государственное регулирование агропромышленного производства в сфере животноводства в Республике Казахстан осуществляется по следующим основным направлениям:  
- Формирование и функционирование рынка животноводческой продукции, сырья и продовольствия; 
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; 
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеторговой деятельности; 
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере животноводческого производства; 
- развитие социальной сферы села. 
     Государство осуществляет финансирование животноводческого производства за счет республиканского и местного бюджетов.

    Средства республиканского бюджета, направляемые на поддержку и развитие АПК, предусматриваются в республиканском бюджете отдельным разделом и включают: 
- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, племенных животных, в соответствии с государственными программами развития АПК; 
-предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среде; 
-кредитование и страхование в сфере АПК; 
-дотации на поддержку племенного животноводства. 
       Правительство Республики Казахстан при формировании республиканского бюджета ежегодно направляет в Парламент РК информацию о положении дел в агропромышленном комплексе, которая содержит: 
-показатели производства животноводческой продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития животноводческого производства на следующий год; 
-анализ динамики цен на животноводческую продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села; 
-отчет о выполнении государственных программ в сфере животноводства за истекший год; 
-предложения по государственным программам в сфере животноводства на следующий год; 
-сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении. 
       Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в АПК – это регулирование экспорта и импорта с учетом интересов и защиты отечественных товаропроизводителей, а также обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан.  
      Республика Казахстан, находясь на стадии вступления в ВТО, ставит следующие задачи государственной поддержки АПК в сфере животноводства: 
-стимулирование высокоэффективного ведения животноводства; 
-повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, сырья до мирового уровня; 
-обеспечение продовольственной безопасности; 
-проведение политики протекционизма к местным животноводам; 
-стабилизация животноводческого производства; 
-защита отечественных производителей в сфере животноводства при осуществлении внешнеторговой деятельности.

      Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности (кроме алкогольной и табачной продукции), обеспечение ветеринарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, а также развития социальной и инженерной инфраструктуры.  
      В целях государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий могут использоваться следующие меры:  
     -развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;  
     -субсидирование агропромышленного комплекса;  
     -проведение закупочных операций и ценовых интервенций;  
     -создание специализированных организаций;  
     -регулирование экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;  
     -техническое оснащение агропромышленного комплекса;  
     -информационно-маркетинговое обеспечение агропромышленного комплекса;  
     -научное и нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса;  
     -инвестиции в развитие социальной и инженерной инфраструктуры;  
     -организация оптимального расселения сельского населения;  
     -меры налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иные меры в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;  
     -обеспечение ветеринарной и фитосанитарной безопасности.  
      Направления финансирования мероприятий по государственному регулированию агропромышленного комплекса и сельских территорий определяются в соответствии с законодательными актами, государственными, отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а ежегодные объемы финансирования данных мероприятий устанавливаются в законе о республиканском бюджете и решениях маслихатов о местном бюджете на соответствующий финансовый год.

Целями  государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и  сельских территории являются:

-развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территории и обеспечение сельского населения благополучными условиями жизни; 

-обеспечение продовольственной безопасности государства;

-обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

-создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. 

В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов  и действий, которые проводит государство  в решении комплекса проблем, связанных с функционированием  агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ  и т.д.).

При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

-отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

-спрос  и предложение на материально-технические  ресурсы, сельскохозяйственную продукцию,  сырье и продовольствие;

- состояние  инфраструктуры рынка;

-соотношение  цен на продукцию сельского  хозяйства и промышленности;

-соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

- развитие  производственной и социальной  инфраструктуры на селе;

- необходимость  обеспечения физической и экономической  доступности продовольствия для  основных социально - демографических  и территориальных групп населения.

Предмет аграрной политики - это те стороны  социально - экономических отношений  в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики  и требуют для своего решения  участия государства.

Методы  аграрной политики -это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

Задачами  государственного регулирования АПК  являются:

- стабилизация  и развитие агропромышленного  производства;

- обеспечение  продовольственной безопасности  страны;

- формирование  и регулирование рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

- улучшение  продовольственного обеспечения  населения;

- поддержание  экономического паритета между  сельским хозяйством и другими  отраслями экономики;

- сближение  уровней доходов работников сельского  хозяйства и других отраслей  экономики;

- защита  отечественных товаропроизводителей.

По  способу функционирования различают  методы прямого и косвенного воздействия  на аграрную экономику.

Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором  субъекты экономики вынуждены принимать  решение, основанные не на самостоятельном  экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера  могут быть названы изменения  в налоговом законодательстве, все  возможные административные ограничения  в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы  прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех  в рыночном процессе.

Методы  косвенного воздействии проявляются  в том, что государство прямо  не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических  решений, которые соответствуют  целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

 

В целом, вопрос о методологии агарных  исследований в Казахстане или другой стране, сопряжен со сложностями осмысления комплекса теоретических положений, исторических и статистических фактов, связанных со спецификой изучаемой  отрасли знания.

 

Государственное регулирование развития агропромышленного  комплекса и сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:

приоритетности  развития агропромышленного комплекса  и сельских территорий, имеющих потенциал  экономического роста,

соответствие  требованиям международным соглашений по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным нормам,

прозрачность  мероприятий, осуществляемых государством,

адресности  в предоставлении мер государственной  поддержки,

развитие  конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства,

защищенности  внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции,

разграничения полномочий между уровнями государственного управления,

экономической безопасности деятельности агропромышленного  комплекса и проживания жителей  в сельских населенных пунктах,

эффективность мер государственного регулирования,

обеспечения необходимого ежегодного объема государственной  поддержки  развития агропромышленного комплекса и сельских территорий,

развития  оптимальных форм взаимодействия  субъектов агропромышленного комплекса.

      В настоящее время Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан через Портал "электронного правительства" предоставляет 3 вида электронных услуг: выдачу справки об отсутствии/наличии обременения сельхозтехники, выдачу импортного карантинного разрешения и предоставление справки о подтверждении присвоения учетных номеров объектам производства, осуществляющим выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, а также организациям по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок.

 

 

 

1.2 Меры по реализации государственной  аграрной политики Республики  Казахстан.

Нужно вступление писать , потом описывать основные законы, осн. Программы развития сельского х-ва. Принят Земельный кодекс Республики Казахстан, которым закреплено введение частной собственности   на земли сельскохозяйственного назначения, содействующего становлению эффективного агробизнеса.

Разработаны и приняты ряд законов, таких  как «О зерне», «о защите растений», «О семеноводстве», Водный кодекс Республики Казахстан,  «Об обязательном страховании в растениеводстве» и более 370 нормативных актов.

Принятые  законы и другие директивные документы  для развития АПК и сельских территорий показан на рисунке 2.  

  Также 8 июля 2005 года принят Закон  «О государственном регулировании  развития агропромышленного комплекса  и сельских территорий». Этот  Закон определяет правовые, организационные,  экономические, социальные основы  осуществления государственного  регулирования развития агропромышленного  комплекса и сельских территорий  в Республике Казахстан.  

Указом  президента Республики Казахстан от 11 декабря 2006 года в целях стимулирования эффективного развития агропромышленного  комплекса и повышения его  конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках создано акционерное  общество «Национальный холдинг  «КазАгро»» со 100% участием государства. Рис 3.

В Национальный холдинг переданы пакеты акций семи акционерных обществ (рис2), осуществляющих  институциональные услуги в области кредитования субъектов АПК, реализующие лизинговые программы, программы закупа зерна и животноводческой продукции, микрокредитование сельского населения, развитие инфраструктуры экспорта растениеводческой и животноводческой продукции, гарантирование исполнения обязательств под залог зерновых и хлопковых расписок, сельскохозяйственного страхования, информационно-маркетинговая поддержка субъектов АПК, каждое из которых реализует государственную политику по определенным направлениям:

-АО  «Продовольственная контрактная  корпорация» - по обеспечению  продовольственной безопасности  и позиционированию Казахстана  как значимого экспортера на  мировых рынках зерна и продуктов  его переработки;

-АО  «КазАгроФинанс» - по формированию конкурентоспособного и экспортоориентированного  агропромышленного комплекса путем предоставления доступных финансовых услуг по его техническому и технологическому обновлению;

-АО «Аграрная кредитная корпорация» - по формированию доступной системы кредитования, стимулирующей развитие конкурентоспособного предпринимательства на селе;

-АО  «Фонд финансовой поддержки сельского  хозяйства» - по обеспечению доступности  финансовых и страховых услуг  в сельской местности путем  развития систем микрокредитования   и страхования;

-АО  «Мал өнімдері корпорациясы» - по развитию рынка животноводческой продукции и росту ее экспортного потенциала на основе взаимовыгодного партнерства с частным сектором;

-АО  «Фонд гарантирования исполнения  обязательств по зерновым распискам» (КазАгроГранд)- по росту кредитования агропромышленного комплекса, минимизации рисков держателей зерновых и хлопковых расписок через расширение объемов их гарантирования на некоммерческой основе;

-АО  «КазАгроМаркетинг» - по формированию рыночной инфраструктуры продвижения сельскохозяйственных товаров и услуг, обеспечивающей широкий доступ субъектам АПК к информационным ресурсам и консультационным услугам.

Размер  уставного капитала Холдинга составляет 99,3 млрд. тенге, стоимость активов-179 млрд. тенге.

АО «КазАгроФинанс». Постановлением Правительства №1777 от 24 ноября 1999 года «О некоторых вопросах сельского хозяйства» было создано ЗАО «казагрофинанс» со 100-процентным государственным участием и уставным капиталом в размере 65 миллионов тенге. Основной задачей общества обозначена  реализация программы обновления машинно-тракторного парка сельхоз формирований, преимущественно на основе лизинга.

Приказом  министра сельского хозяйства Республики Казахстан  от 2 декабря 1999 года №201 «О некоторых вопросах закрытого  акционерного общества «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» ЗАО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» был реорганизован и часть его функций переданы в ЗАО «Казагрофинанс»

Основной  целью и предметом деятельности АО является поддержка развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан путем обеспечения доступа сельхозпроизводителей к финансовым средствам.

АО  «КазАгроФинанс» оказывает услуги по финансовому лизингу сельскохозяйственной техники на территории РК уже на протяжении 8 лет. С целью охвата регионов Казахстана, нуждающихся в обновлении машинно-тракторного парка, создано 14 областных филиалов и представительств.

Основными направлениями деятельности АО «КазАгроФинанс» являются:

-финансовый  лизинг сельскохозяйственной техники  и оборудования, специальной техники  для субъектов животноводства  и оборудования по переработке  сельскохозяйственной продукции;

-создание  и кредитование машинно-технологических  станций; 

-предоставление  целевых  займов:

1) на  приобретение техники производства  стран дальнего зарубежья;

2) хозяйствующим  субъектам, оказывающим услуги  сельхоз товаропроизводителям, частным (без участия в уставном капитале государственных организаций) машинно-технологическим станциям (сервис-центрам).

С 2003 года  АО «КазАгроФинанс» принимает участие в реализации Государственной  агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года, в том числе в создании машинно-технологических станций (сервис-центров), с выделением на эти цели средств из республиканского бюджета. Машинно-технологические станции (МТС) предназначены для оказания сельхоз товаропроизводителям услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур, по ремонту, техническому, сервисному и гарантийному обслуживанию, по реализации сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей.

С 2005 года АО «КазАгроФинанс» приступило к реализации новой программы – Лизинг перерабатывающего оборудования. В рамках экспортного финансирования лизинг перерабатывающего оборудования производства стран Европы, партнерами данной программы выступают производители Голландии, Чехии, Италии.

АО «Аграрная кредитная корпорация». Акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» было создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2001 года № 137 «О вопросах кредитования аграрного сектора».

Аграрная политика Казахстана