Агрессивное поведение подростков и способы его коррекции

 

2.  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. Изучение уровня и форм агрессии подростков

Наша исследовательская работа проводилась в девятом «Б» классе КОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №5» Тарского муниципального района Омской области.

Исследование проводилось  в три этапа. Мы продумали методику проведения исследования, подобрали  диагностический материал и мероприятия для коррекции агрессивного поведения  подростков.

На констатирующем этапе  исследования была поставлена цель: выявить уровень и форму агрессии подростков.

Для выявления наличия  или отсутствия агрессии, мы использовали методику «Несуществующее животное» [см. Приложение 1].

 Учащимся было предложено  придумать и нарисовать несуществующее  животное и назвать его несуществующем названием.

Результаты диагностики  агрессивного поведения подростков мы занесли в следующую таблицу.

ТАБЛИЦА 1

Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии

у подростков

Ф.И. учащегося

Класс

Наличие агрессии

Отсутствие агрессии

1

А. М.

9 «Б»

+

 

2

Т. А.

9 «Б»

+

 

3

П. Н.

9 «Б»

+

 

4

М. Ю.

9 «Б»

 

+

5

С. А.

9 «Б»

 

+

6

М. Т.

9 «Б»

+

 

7

Н. Д.

9 «Б»

+

 

8

Ю. А.

9 «Б»

 

+

9

Г. Н.

9 «Б»

 

+

10

М. В.

9 «Б»

 

+

11

Б. И.

9 «Б»

 

+

12

З. Г.

9 «Б»

+

 

13

М. Р.

9 «Б»

+

 

14

К. И.

9 «Б»

+

 

15

И. С.

9 «Б»

+

 

16

М. К.

9 «Б»

+

 

17

З. М.

9 «Б»

 

+


 

Количество учащихся, у  которых присутствует и отсутствует  агрессия, мы выразили в процентном соотношении и построили гистограмму. По результатам методики у 41% подростков агрессивные проявления не наблюдаются, а у 59%  присутствует агрессия.

Полученные данные еще  раз доказывают, что агрессивное  поведение достаточно обычное явление  для подросткового возраста.

Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков (%)

Констатирующий этап


 

Для того чтобы выявить уровень агрессии  подростков мы использовали  анкету Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М. [см. Приложение 2].

Школьникам  было предъявлено 20 утверждений, на которые они отвечали «да» или «нет». Положительный ответ на каждое предложение оценивался в 1 балл. Утверждения были следующего содержания.

1.Временами кажется, что  в меня вселился злой дух.

2.Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.

3.Когда кто-то причиняет  мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же.

4.Иногда мне хочется  выругаться безо всякой причины.

5.Бывает, что я с удовольствием  ломаю игрушки, что-то разбиваю.

6.Иногда я так настаиваю  на чём-то, что окружающие теряют терпение.

7.Я не прочь подразнить  животных.

8. Переспорить меня трудно.

9. Очень сержусь, когда  мне кажется, что кто-то надо  мною подшучивает.

10.Иногда у меня вспыхивает  желание сделать всё наоборот.

Согласно интерпретации  методики подростки, набравшие 15 – 20 баллов обладают высокой агрессивностью, 7 – 14 баллов - средней агрессивностью, 1 – 6 баллов - низкой агрессивностью.

Результаты анкетирования  были занесены в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 2

Уровень агрессии подростков

Ф.И. учащегося

Класс

Баллы

Уровень агрессии

1

А. М.

9 «Б»

2

Низкий

2

Т. А.

9 «Б»

4

Низкий

3

П. Н.

9 «Б»

8

Средний

4

М. Ю.

9 «Б»

7

Средний

5

С. А.

9 «Б»

8

Средний

6

М. Т.

9 «Б»

6

Низкий

7

Н. Д.

9 «Б»

6

Низкий

8

Ю. А.

9 «Б»

14

Средний

9

Г. Н.

9 «Б»

5

Низкий

10

М. В.

9 «Б»

11

Средний

11

Б. И.

9 «Б»

5

Низкий

12

З. Г.

9 «Б»

11

Средний

13

М. Р.

9 «Б»

10

Средний

14

К. И.

9 «Б»

7

Средний

15

И. С.

9 «Б»

5

Низкий

16

М. О.

9 «Б»

7

Средний

17

З. М.

9 «Б»

2

Низкий


 

У 47% подростков низкий уровень  агрессии, средний уровень имеют 53% подростков, высокий уровень не выявлен.

Анализируя ответы детей  на вопросы, мы выявили, что 13 подростков ответили утвердительно на вопрос: если им кто – то причиняет зло, они обязательно стараются отплатить тем же.

Количество учащихся с  определенным уровнем агрессии мы выразили в процентном соотношении и построили  гистограмму.

Уровень агрессии подростков (%)

Констатирующий этап

На основание выше изложенного  можно сделать вывод, что учащиеся этого класса воспринимают себя как самостоятельных и решительных людей, они считаются со сверстниками, уступают друг другу, но они не могут промолчать, когда чем – то недовольны и у них часто вспыхивает желание сделать все наоборот и подчинить себе других.

Для выявления форм агрессивных реакций подростков мы использовали «Опросник состояния агрессии Басса – Дарки» (см. Приложение 3).

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые школьники отвечали «да» или «нет». Ответы оценивались по восьми шкалам следующим образом: подсчитывалось количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножалось на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволило получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты. Подросткам были предложены следующие утверждения.

1. Временами я не могу  справиться с желанием причинить  вред другим.

2. Иногда я сплетничаю  о людях, которых не люблю. 

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню просьбы. 

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю  поведения друзей, то даю им  это почувствовать. 

Ребята выбирали и отмечали наиболее подходящий для себя вариант ответа. Пользуясь ключом, мы подсчитали баллы по каждой шкале и выделили следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов. 

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты диагностики форм агрессивных проявлений занесены в следующую таблицу.

ТАБЛИЦА 3

Формы агрессивных реакций подростков

 

Ф.И. учащегося

Класс

Баллы

Форма агрессии

1

А. М.

9 «Б»

80

Вербальная

2

Т. А.

9 «Б»

80

Вербальная

3

П. Н.

9 «Б»

55

Физическая

4

М. Ю.

9 «Б»

78

Косвенная

5

С. А.

9 «Б»

88

Физическая

6

М. Т.

9 «Б»

100

Негативизм

7

Н. Д.

9 «Б»

80

Негативизм

8

Ю. А.

9 «Б»

91

Обида

9

Г. Н.

9 «Б»

78

Обида

10

М. В.

9 «Б»

96

Вербальная

11

Б. И.

9 «Б»

88

Физическая

12

З. Г.

9 «Б»

99

Подозрительность

13

М. Р.

9 «Б»

99

Чувство вины или аутоагрессия

14

К. И.

9 «Б»

110

Подозрительность

15

И. С.

9 «Б»

55

Физическая

16

М. К.

9 «Б»

99

Подозрительность

17

З. М.

9 «Б»

66

Чувство вины или аутоагрессия


 

Физической агрессией  обладает 24% подростков, вербальной агрессией или подозрительностью по 17% школьников, негативизмом, обидой и чувством вины по 12 % и у 5% детей выявлена косвенная агрессия. Поскольку в данном классе отсутствуют подростки с высоким уровнем агрессии, то и не выявлены дети с такой формой агрессии как раздражение – такие люди готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

Результаты диагностики  агрессивных проявлений подростков отражены в следующей гистограмме.

Формы агрессивных реакций подростков (%)

Констатирующий этап

 

Однако результаты диагностирования позволяют утверждать, что учащиеся находятся в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред, а так же сопротивляются и активно борются против установившихся обычаев и законов, против авторитета и закона.

На основание полученных данных у 59% детей наблюдается агрессия, средний уровень имеют 53%, а 23% учащихся обладают физической агрессией, исходя из этого, можно сделать вывод, что подростки данного класса склонны к проявлению агрессии, поэтому необходимо проводить коррекционную работу в данном направлении, так как это будет способствовать снижению уровня агрессии подростков и полноценному развитию личности.

2.2. Коррекция агрессивного поведения подростков

На формирующем этапе  исследования мы поставили цель –  используя практические занятия, включающие коммуникативные, ролевые игры, проблемные ситуации и упражнения способствовать коррекции агрессивного поведения  подростков.

Данные способы работы мы решили использовать потому, что  во время практических занятий  в  активной форме при живом общение  подростки могут выплеснуть свою агрессию при помощи игр и упражнений и набраться позитивного опыта взаимодействия с другими людьми, что способствует полноценному развитию личности и реализации себя в обществе.

 Первое практическое  занятие было направлено на знакомство с подростками и создание благоприятной атмосферы в классе. Для того чтобы расширить представление детей друг о друге, установить доверительные взаимоотношения, мы провели такие упражнения как: «Имена – качества», «Времена года», «Признание  в любви».

В упражнение «Имена – качества»  каждый придумывал, какое – либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что  и имя. Это упражнение помогло  создать доброжелательную атмосферу, снять эмоциональное напряжение и осознать каждому себя как личности.

Выполняя следующее упражнение «Времена года» участники, молча, разбивались  на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображали свое время  года, а задача других групп –  угадать какое. Дети с интересом  выполняли задание, показали насколько развито у них воображение и подростки убедились, что те команды, в которых ребята сотрудничали, лучше справились с заданием. Это упражнение было направленно на сплочение группы, а так же помогло ребятам осознать, что позитивные способы взаимодействия способствуют эффективной деятельности.

В упражнение «Признание в  любви» участвовали мальчики и девочки  по парам. Они называли друг другу  свои имена, и им было необходимо сыграть  сцену из кинофильма о любви, но при  этом все чувства можно было выражать только мимикой и жестами, произносить  можно было только имена. Это занятие  очень заинтересовало подростков, они  с удовольствием  и артистично играли свои роли, некоторые из ребят  участвовали по несколько раз. В  результате выполнение задания у  детей совершенствовались навыки невербального  общения, и развивалось воображение. Происходило сплочение группы.

Таким образом, данные упражнения помогли нам создать благоприятную  атмосферу в классе и оказали  поддержку подросткам в психологическом раскрепощении и позитивном восприятии себя как личности.

На втором занятие были проведены ряд упражнений, направленных на выплескивание гнева и агрессии.

В первом упражнении «Чудовище» агрессивным подросткам, предлагалось нарисовать на листе бумаге какое  – либо чудовище, потом представить  ситуацию, когда ребенка обидели  или он чувствует себя в гневе  и именно в этом момент необходимо сделать с листком все, что  угодно. Дети рисовали злых людей, животных, кто – то даже пояснял, кого нарисовал, и эти листы они мяли, рвали, топтали, выплескивая этим самым  негативные эмоции. Это упражнение помогло нам снять напряженную  атмосферу в классе.

В упражнение «Довольный –  сердитый» учащиеся сели в круг, а ведущий дал инструкцию: «Закройте  глаза и задумайтесь о том, что делаете вы, когда сердиты?  Где находитесь при этом? Как вы чувствуете себя в таких случаях?». После это упражнения мы провели анализ и подростки пришли к выводу, что было сложно представить и выразить свои негативные чувства. Выполняя данное упражнение, школьники поняли, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Следующее занятие «Суд присяжных». Цель этого занятия была, найти  критерии, определяющие допустимость агрессивного поведения в том  или ином случае. Ведущий предложил  детям создать свой суд присяжных 3 – 5 человек, и задал ребятам  несколько ситуаций, в котором  суд должен принять решение либо о виновности или невиновности подсудимых.  Упражнение проходило очень бурно, дети спорили, отстаивали свое мнение. После завершения упражнения участники  обсуждали важность соблюдения в  жизни законов и критериев  допустимости или недопустимости агрессивного поведения в различных жизненных  ситуациях, а так же может ли быть агрессивное поведение оправданным, каждый из ребят активно отстаивал  свое мнение.

В упражнение «Ванька –  Встанька» участники становились  в круг, как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходил  в центр круга, он пытался максимально  расслабиться и довериться своей  группе. Сначала дети не могли полностью  расслабиться, были очень напряженны, но в ходе повторения упражнения они  смогли полностью раскрепоститься. Закончив задание, мы проанализировали, почему они не смогли сразу выполнить правильно все условия. Это упражнение было направленно на сплочение коллектива и установку доверительных отношений.

На третье занятие мы подобрали  такую игру как «Клоуны ругаются» и упражнение «Пара ласковых», для снятия вербальной агрессии.

В ходе игры «Клоуны ругаются», «дети - клоуны» ругались друг на друга «овощами и фруктами». Это было очень интересно подросткам, так как они никогда не употребляли такие слова в момент своего агрессивного состояния. Затем правила несколько изменились и теперь ребята называли друг друга ласково цветами, при этом интонирование было адекватным. Это игра помогла учащимся снять вербальную агрессию и научиться быстро, менять свое отношение друг к другу при разных обстоятельствах.

В упражнение «Пара ласковых», подростки стояли в кругу, одному из них завязывали глаза  и ведущий  показывал на кого – то рукой  и просил вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывали глаза, он видел свою «жертву» и извинялся перед ней. Упражнение проходило очень бурно, дети выплескивали свои негативные чувства, подбирая слова, чтобы было не так  обидно другому человеку, а потом  даже очень искренне извинялись: «мол, был несдержан», «сорвалось». Но самый  интересный эффект и реакция у  детей была, когда им показывали на их самих, они просили прощения и у себя. Это задание способствовало выплескиванию агрессии, снятию эмоционального напряжения и помогло детям научиться искренне, извиняться в различных ситуациях, отвечать за свои поступки.

На четвертом занятие  мы подобрали упражнения «Ужасно  – прекрасный рисунок», «Отношение к миру» и «Маленький секрет».

В упражнение «Ужасно прекрасный рисунок» участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагалось нарисовать «прекрасный рисунок», после чего этот рисунок передавался соседу справа  и тот делал из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передавал следующему. Следующий подросток делал «прекрасный рисунок». Как только рисунок прошел весь круг и возвратился к хозяину, мы провели обсуждение упражнения. Это занятие способствовало развитию воображения и выплескивания подростковой агрессии.

Для игры «Отношение к миру»  нам понадобилась бумага и карандаши. Подростки делились на пары и сели за стол напротив друг друга.  Ведущий  рассказал о том, что существует такое правило: «Мир относится к  тебе так, как ты относишься к миру». Детям предложено было подумать о  своих состояниях, чувствах и эмоциях, а затем остановиться на одном  из них, которое особенно актуально для них, и подумать о нем и прочувствовать его. Потом один из пары с помощью карандашей выражал свое состояние на листке, задача второго – прочувствовать состояние партнера и отреагировать с помощью карандаша на том же листе. Затем участники менялись ролями. В завершении мы обсудили рисунки и состояния детей, они реагировали на ситуации по-разному, с трудом выражали свои эмоции рисунками. В результате данной игры расширились представления детей друг о друге, и совершенствовались навыки взаимопонимания.

В упражнении «Маленький секрет», дети садились поудобней, закрывали  глаза, сосредотачивались  и вспоминали свое любимое место, где любили быть. Затем открывали глаза и рисовали это место. Потом мы все вместе обсуждали рисунки, подростки рассказывали, о чем они думали, где находиться это место с кем они любят  там бывать и почему именно там. Это  задание помогло нам избавить детей от негативных импульсов.

На четвертом занятии, такая деятельность с рисунками, позволила нам восстановить эмоциональное  состояние детей, и в какой - то мере избавиться от агрессивного поведения.

Пятое занятие было направлено на выплескивание своих негативных переживаний и повышения самооценки подростков, с этой целью мы использовали  такие упражнения как «Ящик с обидками», «Аукцион», «Сказка» и «Контракт».

В упражнение «Ящик с обидками»  нам понадобилась коробка и газеты, дети рвали газету и катали в шары, а затем по очереди кидали их в  коробку, сопровождая каждый бросок словами, адресовали обидчику, до тех пор, пока не уставали или не успокаивались. При помощи этого задания дети смогли выплеснуть свои негативные переживания, что позволило снять эмоциональное напряжение.

В упражнение «Аукцион», по типу аукциона дети предлагали, как можно справиться с плохим настроением, чтобы не прибегнуть к агрессии. Подростки с азартом соревновались, кто больше назовет ситуаций, а все их ответы и способы мы фиксировали на доске. Это упражнение помогло учащимся, понять, какие способы более приемлемы, какие безопаснее и какие следует выбирать, когда у человека вспыхивает агрессия или появляется плохое настроение.

В «Сказке», подростки представляли, что у каждого из них есть свой «дракон» - это их недостатки с которыми они мирятся, однажды дети решают убить своего дракона. Но вместо одной  головы вырастает три. Ребятам предлагалось нарисовать своего дракона и назвать  его в целом и каждую голову в отдельности. После этого они  придумывали сказку, как победят  своего дракона. Истории учащихся были представлены в разных видах, кто  – то нарисовал комикс, а некоторые  написали сценарии для мультфильмов и кинофильмов. Это упражнение помогло  детям выявить свои недостатки и  придумать различные формы их преодоления, развивая свое воображение.

И в завершение своей работы мы провели упражнение «Контракт».  Контракт дети заключали сами с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, месяц и год. Потом каждый подросток торжественно вручал контракт самому себе. Это упражнение было проведено для того, что бы ребенок умел ставить перед собой цели в жизни.

Нами было замечено, что  после проведенных занятий ребята стали чувствовать себя увереннее, менее агрессивно вести себя по отношению друг к другу, больше проявлять инициативу. Предложенные нами упражнения помогли создать доверительную атмосферу в группе, расширить представления подростков друг о друге, преодолеть стеснительность, сплотить коллектив, так же помогли овладеть навыками активного слушания, невербального общения, показали, как нужно вести детям себя в сложных ситуациях, не прибегая к агрессии.

2.3. Результаты внедрения занятий по коррекции агрессивного поведения подростков

Для проверки выдвинутой гипотезы нами был проведен контрольный этап исследования, включающий диагностику, направленную на изучение уровня и формы агрессии подростков, с этой же целью мы применили те же тесты, что и на констатирующем этапе.

Для выявления наличия  или отсутствия агрессии, мы использовали методику «Несуществующее животное» [см. Приложение 1].

Результаты диагностирования мы занесли в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 4

Наличие или отсутствие агрессии  подростков

Ф.И. учащегося

Класс

Наличие агрессии

Отсутствие агрессии

1

А. М.

9 «Б»

+

 

2

Т. А.

9 «Б»

 

+

3

П. Н.

9 «Б»

+

 

4

М. Ю.

9 «Б»

 

+

5

С. А.

9 «Б»

 

+

6

М. Т.

9 «Б»

+

 

7

Н. Д.

9 «Б»

+

 

8

Ю. А.

9 «Б»

 

+

9

Г. Н.

9 «Б»

+

 

10

М. В.

9 «Б»

+

 

11

Б. И.

9 «Б»

 

+

12

З. Г.

9 «Б»

 

+

13

М. Р.

9 «Б»

+

 

14

К. И.

9 «Б»

+

 

15

И. С.

9 «Б»

 

+

16

М. К.

9 «Б»

+

 

17

З. М.

9 «Б»

 

+


 

Количество учащихся, у  которых присутствует и отсутствует  агрессия, мы выразили в процентном соотношении и получили следующие результаты, у 53% подростков присутствует агрессия, а у 47% - агрессивные проявления не наблюдаются. На основании полученных данных была построена гистограмма.

 

 

Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков(%)

Контрольный этап

Таким образом, мы видим незначительные изменения в лучшую сторону, снизился процент подростков проявляющих агрессию. Это можно увидеть на следующее гистограмме.

Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков(%)

Сравнительный анализ


 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы выявить  уровень агрессии  подростков мы использовали  анкету Лаврентьева  Г.Н., Титаренко Т.М. [см. Приложение 2].

Результаты анкетирования  были занесены в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 5

Уровень агрессии  подростков

Ф.И. учащегося

Класс

Баллы

Уровень агрессии

1

А. М.

9 «Б»

3

Низкий

2

Т. А.

9 «Б»

5

Низкий

3

П. Н.

9 «Б»

8

Средний

4

М. Ю.

9 «Б»

6

Низкий

5

С. А.

9 «Б»

8

Средний

6

М. Т.

9 «Б»

6

Низкий

7

Н. Д.

9 «Б»

7

Низкий

8

Ю. А.

9 «Б»

11

Средний

9

Г. Н.

9 «Б»

5

Низкий

10

М. В.

9 «Б»

9

Средний

11

Б. И.

9 «Б»

5

Низкий

12

З. Г.

9 «Б»

10

Средний

13

М. Р.

9 «Б»

6

Низкий 

14

К. И.

9 «Б»

7

Средний

15

И. С.

9 «Б»

6

Низкий

16

М. О.

9 «Б»

7

Средний

17

З. М.

9 «Б»

2

Низкий

Агрессивное поведение подростков и способы его коррекции