Агрессивное поведение подростков и способы его коррекции
2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Изучение уровня и форм агрессии подростков
Наша исследовательская работа проводилась в девятом «Б» классе КОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №5» Тарского муниципального района Омской области.
Исследование проводилось в три этапа. Мы продумали методику проведения исследования, подобрали диагностический материал и мероприятия для коррекции агрессивного поведения подростков.
На констатирующем этапе исследования была поставлена цель: выявить уровень и форму агрессии подростков.
Для выявления наличия или отсутствия агрессии, мы использовали методику «Несуществующее животное» [см. Приложение 1].
Учащимся было предложено
придумать и нарисовать
Результаты диагностики агрессивного поведения подростков мы занесли в следующую таблицу.
ТАБЛИЦА 1
Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии
у подростков
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Наличие агрессии |
Отсутствие агрессии |
1 |
А. М. |
9 «Б» |
+ |
|
2 |
Т. А. |
9 «Б» |
+ |
|
3 |
П. Н. |
9 «Б» |
+ |
|
4 |
М. Ю. |
9 «Б» |
+ | |
5 |
С. А. |
9 «Б» |
+ | |
6 |
М. Т. |
9 «Б» |
+ |
|
7 |
Н. Д. |
9 «Б» |
+ |
|
8 |
Ю. А. |
9 «Б» |
+ | |
9 |
Г. Н. |
9 «Б» |
+ | |
10 |
М. В. |
9 «Б» |
+ | |
11 |
Б. И. |
9 «Б» |
+ | |
12 |
З. Г. |
9 «Б» |
+ |
|
13 |
М. Р. |
9 «Б» |
+ |
|
14 |
К. И. |
9 «Б» |
+ |
|
15 |
И. С. |
9 «Б» |
+ |
|
16 |
М. К. |
9 «Б» |
+ |
|
17 |
З. М. |
9 «Б» |
+ |
Количество учащихся, у
которых присутствует и отсутствует
агрессия, мы выразили в процентном
соотношении и построили
Полученные данные еще раз доказывают, что агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста.
Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков (%)
Констатирующий этап
Для того чтобы выявить уровень агрессии подростков мы использовали анкету Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М. [см. Приложение 2].
Школьникам было предъявлено 20 утверждений, на которые они отвечали «да» или «нет». Положительный ответ на каждое предложение оценивался в 1 балл. Утверждения были следующего содержания.
1.Временами кажется, что в меня вселился злой дух.
2.Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.
3.Когда кто-то причиняет
мне зло, я обязательно
4.Иногда мне хочется выругаться безо всякой причины.
5.Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю.
6.Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение.
7.Я не прочь подразнить животных.
8. Переспорить меня трудно.
9. Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мною подшучивает.
10.Иногда у меня вспыхивает желание сделать всё наоборот.
Согласно интерпретации методики подростки, набравшие 15 – 20 баллов обладают высокой агрессивностью, 7 – 14 баллов - средней агрессивностью, 1 – 6 баллов - низкой агрессивностью.
Результаты анкетирования были занесены в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 2
Уровень агрессии подростков
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Баллы |
Уровень агрессии |
1 |
А. М. |
9 «Б» |
2 |
Низкий |
2 |
Т. А. |
9 «Б» |
4 |
Низкий |
3 |
П. Н. |
9 «Б» |
8 |
Средний |
4 |
М. Ю. |
9 «Б» |
7 |
Средний |
5 |
С. А. |
9 «Б» |
8 |
Средний |
6 |
М. Т. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
7 |
Н. Д. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
8 |
Ю. А. |
9 «Б» |
14 |
Средний |
9 |
Г. Н. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
10 |
М. В. |
9 «Б» |
11 |
Средний |
11 |
Б. И. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
12 |
З. Г. |
9 «Б» |
11 |
Средний |
13 |
М. Р. |
9 «Б» |
10 |
Средний |
14 |
К. И. |
9 «Б» |
7 |
Средний |
15 |
И. С. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
16 |
М. О. |
9 «Б» |
7 |
Средний |
17 |
З. М. |
9 «Б» |
2 |
Низкий |
У 47% подростков низкий уровень агрессии, средний уровень имеют 53% подростков, высокий уровень не выявлен.
Анализируя ответы детей на вопросы, мы выявили, что 13 подростков ответили утвердительно на вопрос: если им кто – то причиняет зло, они обязательно стараются отплатить тем же.
Количество учащихся с определенным уровнем агрессии мы выразили в процентном соотношении и построили гистограмму.
Уровень агрессии подростков (%)
Констатирующий этап
На основание выше изложенного можно сделать вывод, что учащиеся этого класса воспринимают себя как самостоятельных и решительных людей, они считаются со сверстниками, уступают друг другу, но они не могут промолчать, когда чем – то недовольны и у них часто вспыхивает желание сделать все наоборот и подчинить себе других.
Для выявления форм агрессивных реакций подростков мы использовали «Опросник состояния агрессии Басса – Дарки» (см. Приложение 3).
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые школьники отвечали «да» или «нет». Ответы оценивались по восьми шкалам следующим образом: подсчитывалось количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножалось на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволило получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты. Подросткам были предложены следующие утверждения.
1. Временами я не могу
справиться с желанием
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
Ребята выбирали и отмечали наиболее подходящий для себя вариант ответа. Пользуясь ключом, мы подсчитали баллы по каждой шкале и выделили следующие формы агрессивных и враждебных реакций.
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Результаты диагностики форм агрессивных проявлений занесены в следующую таблицу.
ТАБЛИЦА 3
Формы агрессивных реакций подростков
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Баллы |
Форма агрессии |
1 |
А. М. |
9 «Б» |
80 |
Вербальная |
2 |
Т. А. |
9 «Б» |
80 |
Вербальная |
3 |
П. Н. |
9 «Б» |
55 |
Физическая |
4 |
М. Ю. |
9 «Б» |
78 |
Косвенная |
5 |
С. А. |
9 «Б» |
88 |
Физическая |
6 |
М. Т. |
9 «Б» |
100 |
Негативизм |
7 |
Н. Д. |
9 «Б» |
80 |
Негативизм |
8 |
Ю. А. |
9 «Б» |
91 |
Обида |
9 |
Г. Н. |
9 «Б» |
78 |
Обида |
10 |
М. В. |
9 «Б» |
96 |
Вербальная |
11 |
Б. И. |
9 «Б» |
88 |
Физическая |
12 |
З. Г. |
9 «Б» |
99 |
Подозрительность |
13 |
М. Р. |
9 «Б» |
99 |
Чувство вины или аутоагрессия |
14 |
К. И. |
9 «Б» |
110 |
Подозрительность |
15 |
И. С. |
9 «Б» |
55 |
Физическая |
16 |
М. К. |
9 «Б» |
99 |
Подозрительность |
17 |
З. М. |
9 «Б» |
66 |
Чувство вины или аутоагрессия |
Физической агрессией обладает 24% подростков, вербальной агрессией или подозрительностью по 17% школьников, негативизмом, обидой и чувством вины по 12 % и у 5% детей выявлена косвенная агрессия. Поскольку в данном классе отсутствуют подростки с высоким уровнем агрессии, то и не выявлены дети с такой формой агрессии как раздражение – такие люди готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.
Результаты диагностики агрессивных проявлений подростков отражены в следующей гистограмме.
Формы агрессивных реакций подростков (%)
Констатирующий этап
Однако результаты диагностирования позволяют утверждать, что учащиеся находятся в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред, а так же сопротивляются и активно борются против установившихся обычаев и законов, против авторитета и закона.
На основание полученных данных у 59% детей наблюдается агрессия, средний уровень имеют 53%, а 23% учащихся обладают физической агрессией, исходя из этого, можно сделать вывод, что подростки данного класса склонны к проявлению агрессии, поэтому необходимо проводить коррекционную работу в данном направлении, так как это будет способствовать снижению уровня агрессии подростков и полноценному развитию личности.
2.2. Коррекция агрессивного поведения подростков
На формирующем этапе исследования мы поставили цель – используя практические занятия, включающие коммуникативные, ролевые игры, проблемные ситуации и упражнения способствовать коррекции агрессивного поведения подростков.
Данные способы работы мы решили использовать потому, что во время практических занятий в активной форме при живом общение подростки могут выплеснуть свою агрессию при помощи игр и упражнений и набраться позитивного опыта взаимодействия с другими людьми, что способствует полноценному развитию личности и реализации себя в обществе.
Первое практическое занятие было направлено на знакомство с подростками и создание благоприятной атмосферы в классе. Для того чтобы расширить представление детей друг о друге, установить доверительные взаимоотношения, мы провели такие упражнения как: «Имена – качества», «Времена года», «Признание в любви».
В упражнение «Имена – качества» каждый придумывал, какое – либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя. Это упражнение помогло создать доброжелательную атмосферу, снять эмоциональное напряжение и осознать каждому себя как личности.
Выполняя следующее упражнение «Времена года» участники, молча, разбивались на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображали свое время года, а задача других групп – угадать какое. Дети с интересом выполняли задание, показали насколько развито у них воображение и подростки убедились, что те команды, в которых ребята сотрудничали, лучше справились с заданием. Это упражнение было направленно на сплочение группы, а так же помогло ребятам осознать, что позитивные способы взаимодействия способствуют эффективной деятельности.
В упражнение «Признание в любви» участвовали мальчики и девочки по парам. Они называли друг другу свои имена, и им было необходимо сыграть сцену из кинофильма о любви, но при этом все чувства можно было выражать только мимикой и жестами, произносить можно было только имена. Это занятие очень заинтересовало подростков, они с удовольствием и артистично играли свои роли, некоторые из ребят участвовали по несколько раз. В результате выполнение задания у детей совершенствовались навыки невербального общения, и развивалось воображение. Происходило сплочение группы.
Таким образом, данные упражнения
помогли нам создать
На втором занятие были проведены ряд упражнений, направленных на выплескивание гнева и агрессии.
В первом упражнении «Чудовище» агрессивным подросткам, предлагалось нарисовать на листе бумаге какое – либо чудовище, потом представить ситуацию, когда ребенка обидели или он чувствует себя в гневе и именно в этом момент необходимо сделать с листком все, что угодно. Дети рисовали злых людей, животных, кто – то даже пояснял, кого нарисовал, и эти листы они мяли, рвали, топтали, выплескивая этим самым негативные эмоции. Это упражнение помогло нам снять напряженную атмосферу в классе.
В упражнение «Довольный – сердитый» учащиеся сели в круг, а ведущий дал инструкцию: «Закройте глаза и задумайтесь о том, что делаете вы, когда сердиты? Где находитесь при этом? Как вы чувствуете себя в таких случаях?». После это упражнения мы провели анализ и подростки пришли к выводу, что было сложно представить и выразить свои негативные чувства. Выполняя данное упражнение, школьники поняли, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.
Следующее занятие «Суд присяжных».
Цель этого занятия была, найти
критерии, определяющие допустимость
агрессивного поведения в том
или ином случае. Ведущий предложил
детям создать свой суд присяжных
3 – 5 человек, и задал ребятам
несколько ситуаций, в котором
суд должен принять решение либо
о виновности или невиновности подсудимых.
Упражнение проходило очень бурно,
дети спорили, отстаивали свое мнение.
После завершения упражнения участники
обсуждали важность соблюдения в
жизни законов и критериев
допустимости или недопустимости агрессивного
поведения в различных
В упражнение «Ванька –
Встанька» участники
На третье занятие мы подобрали такую игру как «Клоуны ругаются» и упражнение «Пара ласковых», для снятия вербальной агрессии.
В ходе игры «Клоуны ругаются», «дети - клоуны» ругались друг на друга «овощами и фруктами». Это было очень интересно подросткам, так как они никогда не употребляли такие слова в момент своего агрессивного состояния. Затем правила несколько изменились и теперь ребята называли друг друга ласково цветами, при этом интонирование было адекватным. Это игра помогла учащимся снять вербальную агрессию и научиться быстро, менять свое отношение друг к другу при разных обстоятельствах.
В упражнение «Пара ласковых», подростки стояли в кругу, одному из них завязывали глаза и ведущий показывал на кого – то рукой и просил вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывали глаза, он видел свою «жертву» и извинялся перед ней. Упражнение проходило очень бурно, дети выплескивали свои негативные чувства, подбирая слова, чтобы было не так обидно другому человеку, а потом даже очень искренне извинялись: «мол, был несдержан», «сорвалось». Но самый интересный эффект и реакция у детей была, когда им показывали на их самих, они просили прощения и у себя. Это задание способствовало выплескиванию агрессии, снятию эмоционального напряжения и помогло детям научиться искренне, извиняться в различных ситуациях, отвечать за свои поступки.
На четвертом занятие мы подобрали упражнения «Ужасно – прекрасный рисунок», «Отношение к миру» и «Маленький секрет».
В упражнение «Ужасно прекрасный рисунок» участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагалось нарисовать «прекрасный рисунок», после чего этот рисунок передавался соседу справа и тот делал из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передавал следующему. Следующий подросток делал «прекрасный рисунок». Как только рисунок прошел весь круг и возвратился к хозяину, мы провели обсуждение упражнения. Это занятие способствовало развитию воображения и выплескивания подростковой агрессии.
Для игры «Отношение к миру» нам понадобилась бумага и карандаши. Подростки делились на пары и сели за стол напротив друг друга. Ведущий рассказал о том, что существует такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Детям предложено было подумать о своих состояниях, чувствах и эмоциях, а затем остановиться на одном из них, которое особенно актуально для них, и подумать о нем и прочувствовать его. Потом один из пары с помощью карандашей выражал свое состояние на листке, задача второго – прочувствовать состояние партнера и отреагировать с помощью карандаша на том же листе. Затем участники менялись ролями. В завершении мы обсудили рисунки и состояния детей, они реагировали на ситуации по-разному, с трудом выражали свои эмоции рисунками. В результате данной игры расширились представления детей друг о друге, и совершенствовались навыки взаимопонимания.
В упражнении «Маленький секрет»,
дети садились поудобней, закрывали
глаза, сосредотачивались и вспоминали
свое любимое место, где любили быть.
Затем открывали глаза и
На четвертом занятии, такая деятельность с рисунками, позволила нам восстановить эмоциональное состояние детей, и в какой - то мере избавиться от агрессивного поведения.
Пятое занятие было направлено
на выплескивание своих негативных
переживаний и повышения
В упражнение «Ящик с обидками» нам понадобилась коробка и газеты, дети рвали газету и катали в шары, а затем по очереди кидали их в коробку, сопровождая каждый бросок словами, адресовали обидчику, до тех пор, пока не уставали или не успокаивались. При помощи этого задания дети смогли выплеснуть свои негативные переживания, что позволило снять эмоциональное напряжение.
В упражнение «Аукцион», по типу аукциона дети предлагали, как можно справиться с плохим настроением, чтобы не прибегнуть к агрессии. Подростки с азартом соревновались, кто больше назовет ситуаций, а все их ответы и способы мы фиксировали на доске. Это упражнение помогло учащимся, понять, какие способы более приемлемы, какие безопаснее и какие следует выбирать, когда у человека вспыхивает агрессия или появляется плохое настроение.
В «Сказке», подростки представляли, что у каждого из них есть свой «дракон» - это их недостатки с которыми они мирятся, однажды дети решают убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастает три. Ребятам предлагалось нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого они придумывали сказку, как победят своего дракона. Истории учащихся были представлены в разных видах, кто – то нарисовал комикс, а некоторые написали сценарии для мультфильмов и кинофильмов. Это упражнение помогло детям выявить свои недостатки и придумать различные формы их преодоления, развивая свое воображение.
И в завершение своей работы мы провели упражнение «Контракт». Контракт дети заключали сами с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, месяц и год. Потом каждый подросток торжественно вручал контракт самому себе. Это упражнение было проведено для того, что бы ребенок умел ставить перед собой цели в жизни.
Нами было замечено, что
после проведенных занятий
2.3. Результаты внедрения занятий по коррекции агрессивного поведения подростков
Для проверки выдвинутой гипотезы нами был проведен контрольный этап исследования, включающий диагностику, направленную на изучение уровня и формы агрессии подростков, с этой же целью мы применили те же тесты, что и на констатирующем этапе.
Для выявления наличия или отсутствия агрессии, мы использовали методику «Несуществующее животное» [см. Приложение 1].
Результаты диагностирования мы занесли в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 4
Наличие или отсутствие агрессии подростков
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Наличие агрессии |
Отсутствие агрессии |
1 |
А. М. |
9 «Б» |
+ |
|
2 |
Т. А. |
9 «Б» |
+ | |
3 |
П. Н. |
9 «Б» |
+ |
|
4 |
М. Ю. |
9 «Б» |
+ | |
5 |
С. А. |
9 «Б» |
+ | |
6 |
М. Т. |
9 «Б» |
+ |
|
7 |
Н. Д. |
9 «Б» |
+ |
|
8 |
Ю. А. |
9 «Б» |
+ | |
9 |
Г. Н. |
9 «Б» |
+ |
|
10 |
М. В. |
9 «Б» |
+ |
|
11 |
Б. И. |
9 «Б» |
+ | |
12 |
З. Г. |
9 «Б» |
+ | |
13 |
М. Р. |
9 «Б» |
+ |
|
14 |
К. И. |
9 «Б» |
+ |
|
15 |
И. С. |
9 «Б» |
+ | |
16 |
М. К. |
9 «Б» |
+ |
|
17 |
З. М. |
9 «Б» |
+ |
Количество учащихся, у которых присутствует и отсутствует агрессия, мы выразили в процентном соотношении и получили следующие результаты, у 53% подростков присутствует агрессия, а у 47% - агрессивные проявления не наблюдаются. На основании полученных данных была построена гистограмма.
Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков(%)
Контрольный этап
Таким образом, мы видим незначительные изменения в лучшую сторону, снизился процент подростков проявляющих агрессию. Это можно увидеть на следующее гистограмме.
Результаты тестирования на выявление наличия и отсутствия агрессии у подростков(%)
Сравнительный анализ
Для того чтобы выявить уровень агрессии подростков мы использовали анкету Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М. [см. Приложение 2].
Результаты анкетирования были занесены в следующую таблицу. ТАБЛИЦА 5
Уровень агрессии подростков
№ |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Баллы |
Уровень агрессии |
1 |
А. М. |
9 «Б» |
3 |
Низкий |
2 |
Т. А. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
3 |
П. Н. |
9 «Б» |
8 |
Средний |
4 |
М. Ю. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
5 |
С. А. |
9 «Б» |
8 |
Средний |
6 |
М. Т. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
7 |
Н. Д. |
9 «Б» |
7 |
Низкий |
8 |
Ю. А. |
9 «Б» |
11 |
Средний |
9 |
Г. Н. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
10 |
М. В. |
9 «Б» |
9 |
Средний |
11 |
Б. И. |
9 «Б» |
5 |
Низкий |
12 |
З. Г. |
9 «Б» |
10 |
Средний |
13 |
М. Р. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
14 |
К. И. |
9 «Б» |
7 |
Средний |
15 |
И. С. |
9 «Б» |
6 |
Низкий |
16 |
М. О. |
9 «Б» |
7 |
Средний |
17 |
З. М. |
9 «Б» |
2 |
Низкий |
- Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор, влияющий на психологический климат в группе дошкольного образовательного учрежде
- Агрессивное поведение у детей подроскового возраста
- Агрессивность
- Агрессивность
- Агрессивность детей
- Агрессивность и конфликтность подростков
- Агрессия
- А. Гитлер - путь к власти
- Аграрна політика Української Центральної Ради
- Аграрная политика Казахстана
- Агрегатный станок по нарезанию гаек с мелкими шагами
- Агресивність у підлітків та її вплив на міжособові стосунки
- Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте
- Агрессивное поведение как результат влияния деструктивной семьи